Главная | Источники | 

HSU

Оганесов Вазген Михайлович

В.М.Оганесов

Вазген Оганесов родился 20 Февраля 1920 года в селе Ором, ныне Артикского района Республики Армения, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы. Работал токарем на нефтепромысле в городе Баку. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Тбилисскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1941 года Младший лейтенант В. М. Оганесов на фронтах Великой Отечественной войны Служил в 347-м ИАП. Большинство боевых вылетов совершил на Як-9, но воевал также на И-153, Як-1 и Як-3. Командование считало его лучшим разведчиком дивизии. Самолёт Оганесова был подбит единственный раз в самом конце войны, 28 Апреля 1945 года.

В историю полка навсегда вошёл воздушный бой, который провела группа из 12 истребителей Як-9 под командованием Капитана А. И. Силукова 9 Августа 1944 года. В тот день они вступили в жаркую воздушную схватку с 30 "Фокке - Вульфами" и одержали в ней блестящую победу. В этом бою блеснули своим мастерством командир группы Капитан А. И. Силуков, Старший лейтенант В. М. Оганесов и Лейтенант И. А. Двуреченский.

Наши лётчики сбили тогда 3 истребителя противника и не допустили вражескую авиацию к штурмовке наших войск.

К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 347-го истребительного авиационного полка  ( 193-я истребительная авиационная дивизия, 13-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белоруский фронт )  Старший лейтенант В. М. Оганесов совершил 290 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника.

Свои последние победы Вазген Оганесов одержал в небе Германии, в период Берлинской наступательной операции Советских войск.

Як-9Т из состава 347-го ИАП

16 Апреля 1945 года, с началом наступления войск фронта, успешно развернул свою боевую деятельность и 13-й истребительный авиационный корпус   ( возглавляемый Генералом Б. А. Сидневым ). Лётчики корпуса за день провели 48 воздушных боёв и уничтожили 62 вражеских самолётa. При этом, 3 немецких самолёта сбил Герой Советского Союза Капитан Н. А. Найденов, по 2 самолёта - Майор Чаплинский, Старшие лейтенанты В. М. Оганесов и И. Д. Ткаченко, лейтенант В. Е. Третьяков и Младший лейтенант Г. А. Чирков.

Всего за период войны Старший лейтенант В. М. Оганесов произвёл 324 успешных боевых вылета, в 75 воздушных боях лично сбил 23 самолёта.

Свой последний боевой вылет Вазген Оганесов выполнил 28 Апреля 1945 года, во время боёв за Берлин. Если во время разгрома немецких войск под Сталинградом лётчикам ставилась задача не выпустить из окружения Паулюса и его штаб, то в предверии Победы предстояло не допустить вылета из осаждённого Берлина заправил гитлеровского рейха.

27 Апреля к вечеру стало известно, что, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи него, немецкое командование готовиться использовать для взлёта и посадок самолётов главную аллею в парке Тиргартен. Командующий 3-м ИАК Генерал Е. Я. Савицкий подтвердил эту весть. Находясь в полёте над Берлином, он заметил, что от имперской канцелярии взлетел трёхместный связной самолёт Fi-156. Савицкий прекрасно знал кого и что возят эти машины. Упускать такую цель было нельзя, поэтому он быстро атаковал и сбил вражеский самолёт.

Самолёт Fi-156

В тот же день было решено послать на разведку к Тиргартену пару истребителей. Выбор пал на лётчиков Оганесова и Двуреченского. На площадке между Рейхстагом и Бранденбургскими воротами они обнаружили ещё 2 самолёта типа Fi-156 и несколько танков. Утром следующего дня Оганесов повёл к цели 2 восьмёрки штурмовиков и пикировщиков. Выйдя к цели, он перевёл самолёт в пикирование и открыл огонь трассирующими снарядами, указывая цель своим боевым друзьям.

Перестроившись в правый пеленг, "Петляковы" вышли на боевой курс и сбросили бомбы на аллею, а по танкам и самолётам врага ударили штурмовики. Для подтверждения результатов бомбово - штурмового удара, Оганесов снизился и сделал круг над целью. Задание было выполнено: взлётная полоса выведена из строя, танки и самолёты - уничтожены. И в этот момент истребитель попал под огонь зенитных батарей. Лётчик, тяжело раненный осколками зенитного снаряда, нашёл в себе силы дотянуть повреждённую машину до аэродрома и посадить её. День Победы он встретил в госпитале.

В.М.Оганесов

После окончания войны Вазген Михайлович продолжал служить в авиации. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в период Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1950 году он окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1956 года Подполковник В. М. Оганесов - в запасе. Жил в Баку, работал главным инженером хлебозавода № 3.

После обострения армяно - азербайджанского конфликта переехал в город Ереван, где и умер в 1993 году.

Награждён орденами: Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Его имя носили пионерские дружины средней школы в родном селе и школы № 14 в городе Ленинакан  ( Армения ).

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта В. М. Оганесова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.05.1942 г.1  Ме-109зап. Арма-ЭлиИ-153, Як-1,
Як-9, Як-3.
212.05.1942 г.1  Ме-110Дальние Камыши
302.06.1943 г.1  FW-190Похвальное
41  Ме-109Малоархангельск
506.06.1943 г.1  FW-190Золотухино
602.08.1943 г.1  FW-190юж. Ржава
704.08.1943 г.1  Ju-87вост. Глинки
805.09.1943 г.1  FW-190юго - зап. окр. Спарта
913.09.1943 г.1  FW-190Ивня - Ромны
1020.09.1943 г.1  Ju-88Остер
1105.10.1943 г.1  Ju-87зап. Рассоха
1222.10.1943 г.1  FW-190сев. - зап. Сенская
1320.07.1944 г.1  FW-190сев. окр. Хрошувка
1427.07.1944 г.1  FW-190Пулавы
1509.08.1944 г.1  FW-190юж. Варка
1606.03.1945 г.1  Ме-109вост. аэр. Реппин
1713.03.1945 г.1  FW-190зап. Альт - Маллиш
181  FW-190юж. Кинбаум
1916.03.1945 г.1  Ме-109зап. Лебус
2023.03.1945 г.1  Ме-109зап. Альт - Тухебанд
2116.04.1945 г.1  FW-190зап. Зеелов
221  FW-190сев. - зап. Заксендорф
2319.04.1945 г.1  FW-190зап. Мюнхеберг

      Всего сбитых самолётов - 23 + 0;  боевых вылетов - 324;   воздушных боёв - 75.


Возврат

Н а з а д