Главная | Источники | 

HSU

Новожилов Иван Васильевич

И.В.Новожилов

Родился 9 Октября 1910 года в деревне Торово, ныне Череповецкого района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов неполной средней школы. В 1929 году получил специальность слесаря, окончив школу механизации сельского хозяйства ( ныне СПТУ № 41 Вологодского областного управления профтехобразования ). Работал слесарем на заводе "Красный путиловец" в Ленинград. С 1931 года в рядах Красной Армии. Окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков в 1932 году и Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков в 1934 году.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. По Август 1942 года служил в 440-м ИАП, затем - в 13-м ИАП  ( 111-м Гвардейском ИАП ).

К Маю 1943 года помощник командира 13-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, Южный фронт )  Капитан И. В. Новожилов в воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы 7 самолётов противника. Отлично подготовил в воздушной стрельбе лётчиков полка, сбивших свыше 160 вражеских самолётов. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны помощник командира 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе Гвардии майор И. В. Новожилов совершил около 300 успешных боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 17 вражеских самолётов лично и 7 - в группе с товарищами.

С 1945 года - в запасе. Жил в Москве. Его именем названа школа № 18 в городе Череповце. Умер 22 Октября 1976 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

13-й истребительный авиационный полк, в котором с лета 1942 года сражался Иван Новожилов, был сформирован осенью 1939 года и входил в состав ВВС Забайкальского военного округа. Руководящий состав полка и эскадрилий был укомплектован лётчиками и техниками, имевшими боевой опыт в борьбе с японскими захватчиками над Халхин - Голом. Почти все авиаторы были удостоены правительственных наград.

Весной 1941 года полк в составе 38-й истребительной авиационной дивизии перебазировался на аэродром Борисоглебск. В боевые действия с немецко - фашистскими захватчиками полк вступил 12 Июля 1941 года. За 1,5 месяца непрерывных сражений лётчики полка произвели 1560 боевых вылетов и в напряжённых схватках не допустили к целям 135 групп вражеских бомбардировщиков, уничтожив при этом 35 самолётов.

В Сентябре 1941 года полк получил новые боевые машины Як-1 и был перебазирован в Крым, где до Ноября бил врага над Севастополем.

Летом 1942 года, пополнившись лётчиками и освоив новую технику - истребители ЛаГГ-3, - полк вёл боевые действия над Волгой. Здесь, на Сталинградском фронте, он был включён в состав 201-й истребительной авиационной дивизии.

Краснознамённый 111-й Гвардейский Сталинградский истребительный авиационный полк  ( до Августа 1943 года - 13-й ИАП )  за период Великой Отечественной войны произвёл 14395 боевых самолёто - вылетов, провёл 609 воздушных боёв, в которых уничтожил 436 и подбил 87 самолётов врага, а бомбово - штурмовыми ударами нанёс значительный урон живой силе и технике противника.

За мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении боевых задач, личный состав полка получил 1037 правительственных наград, а лётчики П. А. Гнидо, А. Д. Гребенёв, А. А. Губанов, С. Д. Горелов, М. Т. Игнатьев, А. Н. Маснев, Я. А. Мурашкин, П. И. Наумов, И. В. Новожилов были удостоены высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза.

*     *     *

Утром 19 Ноября 1942 года войска Юго - Западного и Донского, а 20-го - Сталинградского фронтов перешли в грандиозное наступление. За 3 дня ударная группировка Сталинградского фронта продвинулась на главном направлении до 90 км. Из - за низкой облачности действия авиации были затруднены. Тем не менее с наших аэродромов взлетали мелкие группы самолётов на выполнение самых разнообразных, заданий.

24 Ноября выдался погожий день. В назначенное время на очередные боевые задания повели свои группы мастера воздушного боя и штурмовых атак.

Командир 13-го ИАП Майор Я. К. Лышков во главе 8 Ла-5 сопровождал группу из 6 штурмовиков Ил-2, которую вёл командир 622-го ШАП Капитан И. Е. Емельянов с задачей нанести удар по танкам противника в районе Большая Россошка. Штурмовики, прорвавшись сквозь огненный шквал зенитного огня, с ходу атаковали выходившие из оврага немецкие танки. Бомбы и реактивные снаряды легли точно в цель.

Лётчики прикрытия вовремя заметили 4 "Мессера". Командир эскадрильи Старший лейтенант А. М. Герасимов с лётчиком старшиной Н. И. Гринько с одной стороны и пара Лейтенанта А. Н. Маснева - с другой своевременно перехватили их и сорвали эту атаку. Один из нападавших после меткой очереди комэска врезался в землю. Остальные, увидев, что к ним на выручку прибыло подкрепление в составе 8 Ме-109, развернулись для новой атаки. Майор Я. К. Лышков, возглавлявший верхнюю четвёрку, принял на себя удар этих вражеских истребителей и, связав их боем, сбил 2 самолёта противника. Оставшиеся в строю вражеские самолёты перегруппировались и возобновили атаки, но потеряли ещё 2 истребителя.

Штурмовики задание выполнили без потерь. В ходе боя Я. К. Лышков сбил 2, а И. В. Новожилов, А. М. Герасимов и А. Н. Маснев - по одному Ме-109.

Рано утром 26 Ноября штурман полка Капитан С. М. Петухов, командир эскадрильи Капитан Н. Г. Абрамашвили, помощник командира полка Старший лейтенант И. В. Новожилов и пилот старший сержант А. Ф. Перепелов вылетели на сопровождение четвёрки Ил-2 в район Рынка.

На этот раз 8 немецких истребителей встретили группу штурмовиков у линии фронта. К цели пришлось пробиваться с боем. "Ильюшины" всё же выполнили задачу - отштурмовались. Все попытки истребителей противника атаковать "Илы" вовремя пресекались лётчиками прикрытия. В завязавшейся короткой схватке Петухов и Новожилов сбили по одному Ме-109. Несмотря на это, враги не отстали от наших штурмовиков и на обратном маршруте. Атака следовала за атакой. Абрамашвили, отражая удары фашистов, умело "вывел" один Ме-109 под огонь И. Новожилова. Мощная очередь разрывных снарядов срезала хвостовое оперение "Мессера", он начал падать и разламываться.

Но вот Абрамашвили самому удалось зайти в хвост неприятельскому истребителю и выпустить в него длинную очередь. Тот, описав крутую дугу, вспыхнул и врезался в землю. А в это время пара Ме-109 атаковала самолёт комэска. Абрамашвили ловко увернулся и с присущим ему бесстрашием пошёл в лобовую атаку на врага, в которой поджёг ещё один Ме-109. Это был 9-й вражеский самолёт, сбитый Абрамашвили.


1 Декабря 1942 года, выполняя задачу по расчистке района боевых действий, 2 четвёрки Ла-5 под командованием Старшего лейтенанта И. В. Новожилова сбили 5 самолётов. За 5 минут яростной схватки помощник командира полка Старший лейтенант Новожилов сбил ведущую пару, 3 других самолета уничтожили Младший лейтенант М. И. Кирилкин, старшие сержанты А. А. Микелич и И. И. Федосов.

Дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса успешно вели борьбу и с вражескими транспортными самолётами, выделенными для полётов в район окружённой армии Паулюса. Только за 2 недели Декабря лётчики корпуса уничтожили и повредили в воздушных боях и на аэродромах 195 вражеских самолётов, из которых 37 были сбиты истребителями и штурмовиками, вылетавшими на "свободную охоту". В эти дни отличились лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии офицеры П. А. Гнидо, С. Я. Жуковский, М. Т. Игнатьев, С. М. Петухов, В. А. Прошин, И. В. Новожилов, В. Н. Орлов, уничтожившие по 6 "Юнкерсов" и "Хейнкелей".

В середине Января 1943 года группа наших истребителей во главе с Майором И. Новожиловым встретилась в небе над окружённым врагом с 20 "Юнкерсами", которые сопровождали 8 Ме-109. Наш ведущий первым навязал противнику бой. Вскоре пехотинцы сообщили в полк: "Сбиты 2 "Юнкерса" и 2 "Мессера". О Майоре И. Новожилове шла добрая слава мастера стремительных атак. Поражал он противника с близкой дистанции, умело сочетал при этом маневр самолёта с огнём оружия.

8 Февраля авиационные полки дивизии с рассвета прикрывали подвижные соединения 5-й ударной и 2-й Гвардейской армий. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои. Группа Капитана С. Я. Жуковского в составе 4 Ла-5 над районом Красный Сулин в ожесточённой схватке с 9 Не-111 и 6 Ме-109 разметала их в разные стороны. Все 4 пилота группы - С. Я. Жуковский, И. В. Новожилов, М. Т. Игнатьев и А. А. Микелич - сбили по одному вражескому самолёту.


С раннего утра 20 Апреля 1943 года и до наступления сумерек небо над Малой землёй было буквально заполнено самолётами, разгорались ожесточённые воздушные бои.

Группа Ивана Новожилова в составе 4 истребителей Ла-5 прикрывала десантные части в районе Новороссийска. На высоте 6000 метров встретили 18 вражеских бомбардировщиков и 12 истребителей Ме-109. Новожилов повёл самолёты в лобовую атаку. Прицельный огонь пушек уничтожил 2 фашистских бомбардировщика. Заход в хвост - и ещё 2 машины противника упали в Чёрное море. В бой вступают "Мессеры", но огромное численное преимущество не помогает врагу, он теряет ещё 2 самолёта, тем временем наши "ястребки" - неуловимы. Впрочем, Майор И. Новожилов только чудом, благодаря своему высокому мастерству и самообладанию, дотянул до аэродрома свою изрешечённую машину. Представляя за этот бой И. В. Новожилова к званию Героя Советского Союза командир писал о нём: "Это смелый, отважный, хитрый, расчётливый лётчик. В боевой работе не знает усталости".

На следующий день - 21 Апреля - Новожилов сбил сразу 2 бомбардировщика противника.

Особенно отличились лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии в течение 3 - 6 Августа. В эти дни они произвели 768 боевых вылетов и сбили 66 самолётов противника. В воздушных боях в эти дни отличились многие лётчики дивизии, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Среди них был и Иван Новожилов.

И.В.Новожилов

В середине Августа 1943 года войска Воронежского фронта значительно расширили прорыв в западном и юго - западном направлениях и вышли к железной дороге Харьков - Полтава.

Советское правительство высоко оцепили заслуги частей и соединений 10-го Сталинградского истребительного авиакорпуса РВГК. За отличное выполнение заданий командования и проявленные при этом героизм и отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками 201-й истребительной авиационной дивизии было присвоено звание Гвардейской, и она стала именоваться 10-й Гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизией, а входящие в её состав полки - 13, 236 и 437-й - стали соответственно 111, 112 и 113-м Гвардейскими истребительными авиационными полками.

В связи с присвоением дивизии почётного наименования Гвардейской, 25 Августа состоялся митинг на котором многим авиаторам были вручены ордена и медали. Лучшим воздушным бойцам - П. И. Наумову, И. В. Новожилову, А. А. Губанову, А. Н. Масневу, М. Т. Игнатьеву, В. А. Рогожину - было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

15 Декабря 1943 года И. В. Новожилов был тяжело ранен в авиационном происшествии, после чего на боевые задания больше не летал. Вспоминает Герой Российской Федерации Шварёв Александр Ефимович:

"Сидели мы в Переславле Хмельницком, мне командир корпуса Головня ставит задачу. Мол, в Перятине - это на север километров 60 - аэродром. Туда пригнали 12 самолётов Ла-5, а мы, 12 лётчиков, должны поехать и их забрать. Команда техников уже уехала. Ну, наутро и я встаю. А с нами был Герой Советского Союза Иван Новожилов. У него как раз была такая особенность: если он не выпил и летит, это курица. Но если выпил, то дерётся будь здоров. И вот мы в Перятине переночевали, всё вроде нормально. Принимаем самолёты. Четвёрку одну выпускаю, вторую выпускаю, третью я уже добираю сам. Взлетели.

Прилетаем, сели. Я спрашиваю: "Все сели ?"   Нет. Село только звено Горелова. Спрашиваю: "А Новожилов ?"   Нет, не сел. В Переславле Хмельницком аэродром расположен так, что между ним и дорогой растут тополя метров под 30 - 40 высотой, а посадка как раз на эти тополя. Смотрим, садится звено Новожилова: первый, второй, третий, и он садится последним. Заходит на посадку, решил пойти на бреющем, удивить народ. Прижал так. А потом смотрит - деревья, как хватанёт ручку, хоп, и сорвался в штопор. Бух. Ну, думаю, всё, конец Герою Советского Союза Новожилову. Но нет, его почтальон нашел. Рассказывает: "Смотрю, лежит вверх ногами, хрипит, спрашиваю, не отвечает. Я взял какую-то железяку, разбил фонарь, вытащил его. Тут подъехала "Скорая помощь". У него кровь идёт изо рта. На машину и увезли".

И.В.Новожилов

К вечеру ребята съездили, врач приехал доложил, что без памяти. На следующий день поехали опять. Поехали с комиссаром. Приезжаем. Новожилов уже руками машет, что-то бормочет. Врач сказал, что у него была потеря сознания. Новожилов собрался с силами, кричит: "Сестра, дай водки !"   Те водки не могут дать. Наливают стакан воды и дают ему. Он выпивает: "Хороша водка, но слабоватая". Такие дела. Вот был единственный человек, который пил перед вылетами. Но тогда он выпил слишком много и стукнулся. После этого выжил, но уже не летал".

К этому времени Гвардии майор И. В. Новожилов выполнил около 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 7 - в составе группы.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед. ]

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. В. Новожилова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.07.1942 г.1  Ju-88р-н СталинградаЛаГГ-3, Ла-5.
203.08.1942 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )р-н Сталинграда
304.08.1942 г.2  Ме-109р-н Сталинграда
430.11.1942 г.1  Do-215Питомник
51  Ме-109Питомник
610.12.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Ново - Максимовка
711.12.1942 г.1  Ме-109Воропоново
81  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Воропоново
918.12.1942 г.1  Ме-109Жутово
1025.12.1942 г.1  FW-189Гремячая
1122.01.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Керчик
1225.01.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )Красный
1322.02.1943 г.1  Ju-87Ульяновка
1404.03.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Матвеев Курган
1520.04.1943 г.1  Ме-109Б. Залив
1621.04.1943 г.2  Не-111Цементный завод
1704.08.1943 г.1  Ju-88Орловка
181  Ju-88Бессоновка
1921.10.1943 г.1  Не-111Зарубенцы
2023.10.1943 г.1  FW-190Ходоров

      Всего сбитых самолётов - 16 + 6.


Возврат

Н а з а д