Родился 30 Августа 1920 года в деревне Сылтаново, ныне Себежского
района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1940 года в
Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.
С Декабря 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.
К Апрелю 1945 года командир эскадрильи 108-го Гвардейского штурмового авиационного
полка ( 6-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой
авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии капитан
А. К. Новиков совершил 126 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, узлов сопротивления
и войск противника, нанеся ему значительный урон.
Всего выполнил более 130 успешных боевых вылетов. В воздушных боях
сбил 2 самолёта противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть,
проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил Высшие
авиационные КУОС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию.
С 1975 года Полковник - инженер А. К. Новиков - в запасе. Жил в Минске, работал
в Минском аэропорту. Haграждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ),
Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ),
"За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 8 Июля
1984 года.
* * *
Он любил получать эти письма, желанные весточки от фронтовых друзей,
лётчиков эскадрильи, которой командовал в годы войны. Из Одессы ему писали Миша
Артюхин, его надёжный ведомый, и бывший командир звена Федя Иваньков, из Ростова
- Жора Мельник, Новосибирска - Саша Воронин, Оренбурга - Борис Афанасьевский...
Один из них после войны продолжал служить в авиации, как и сам
Александр Кириллович Новиков, другой стал рабочим на производстве, третий -
инженером. Но в его памяти они оставались такими же молодыми, горячими,
отчаянно храбрыми в боях, мастерами на весёлую шутку.
И радостно бывало от этих писем и грустно. Давно уже не давал
знать о себе Алексей Иванов - лучший друг Новикова. Да разве только он ?
...Очередная почта пришла к концу рабочего дня. Просмотрев
служебную переписку, отдав необходимые распоряжения, Новиков взялся за конверты
с пометкой "личное". На одном из них прочитал: "Пологи, Запорожской области,
районный краеведческий музей"... Подумал: "Интересно, зачем это я им понадобился ? Хотя..."
Вскрыл конверт, расправил отпечатанный на машинке стандартный
листок бумаги, прочитал первую фразу: "...Во время Великой Отечественной войны
Вы летали на самолёте, построенном на средства жителя нашего города Николая
Тимофеевича Леонова..."
Не дочитав, остановился взволнованный. Как вспышка ночной
молнии высвечивает все окрест, так и память из вереницы фронтовых дней выхватила
самый памятный - встречу с Леоновым. Посидел, подумал, продолжил чтение: "Мы
очень рады, что Вы стали Героем Советского Союза, продолжаете служить в рядах
Советской Армии. Обращаемся к Вам с просьбой написать нам о своём боевом пути.
Есть ли у Вас фотоснимки самолёта ? Какова судьба этой машины ?
Приглашаем Вас, дорогой Александр Кириллович, к нам в Пологи..."
Казалось, что всё произошло не 30 лет назад, а будто вчера, и
будто сидят они с Николаем Тимофеевичем рядом и говорят, говорят...
1943 год, аэродром Кайдаки под Днепропетровском. В штурмовой
авиаполк прибыла делегация трудящихся из Запорожья. На средства, собранные в
Фонд обороны, запорожцы купили несколько боевых самолётов и решили их передать
наиболее отличившимся лётчикам.
К тому времени на счету Александра Новикова числилось уже около
100 успешных боевых вылетов. Закончив школу пилотов сержантом, он сравнительно
быстро освоился с фронтовой обстановкой, обрёл опыт воздушной разведки, штурмовок,
считался умелым тактиком, отважным бойцом. Ему присвоили офицерское звание,
доверили водить группы штурмовиков. С каким уважением и восторгом смотрел Николай
Тимофеевич Леонов на боевые награды лётчика.
- Отечественная война 2-й степени, Красная Звезда, "За отвагу"...
- говорил он одобрительно. - Не зря вложил я свои трудовые в постройку машины.
В надёжные руки попала...
Да, самолёт оказался в надёжных руках. Воевал Александр отважно,
как велит совесть и требует военная присяга. В боевой характеристике Лейтенанта
А. К. Новикова командир эскадрильи писал: "Группы водит отлично. В бою инициативен,
смел, быстро оценивает обстановку, принимает правильные решения, провёл ряд
успешных воздушных боёв".
...Это был один из первых вылетов на подаренном самолёте. Задание
обычное: во главе шестёрки Ил-2 нанести удар по танковой колонне противника. Выполнили
его успешно, возвращались домой и уже миновали линию фронта, когда ведущий
услышал свой позывной.
- "101-й", - передавала земля, - к переднему краю приближаются
три девятки "Ю-87" под прикрытием "Ме-109". Наших истребителей в этом районе
нет. Атакуйте !
Задание было далеко не обычным. При явном численном превосходстве
противника, при ограниченном боезапасе и запасе горючего штурмовикам, самолётам,
не вполне приспособленным к воздушному бою, надо было отразить налет бомбардировщиков,
прикрытых истребителями. Обеспечить успех могли только дерзость, внезапность,
отвага пилотов группы и лично ведущего.
- Вас понял, - ответил Новиков и принял решение: любой ценой,
хоть угрозой тарана сбить фашистов с боевого курса, не дать им ударить прицельно.
Скомандовал:
- Разворот на 180, бьём противника в лоб.
Это было внушительное зрелище - шестёрка бронированных "Илов"
шла на воздушную цель. В эфире установилась тишина... И вдруг, как выстрел:
"Бей их, гадов !".
Короткими очередями заговорили пулемёты и пушки на самолёте
Новикова. Ведущий первой девятки "Юнкерсов" окутался дымом, остальные шарахнулись
в стороны. А шестёрка, ведомая Новиковым, уже неслась навстречу другой девятке.
Атаки были настолько стремительны, что истребители прикрытия
так и не смогли оказать сколько - нибудь существенного влияния на исход боя. И
во второй, и в третьей группах бомбардировщиков тоже было сбито по одному самолёту.
Здесь отличились ведомые Новикова. В патронных и снарядных ящиках его самолёта
боекомплект был уже израсходован.
Когда налёт бомбардировщиков отразили и группа Новикова снова
взяла курс на свой аэродром, радио принесло радостную весть: командующий
наземной армией объявил всем участникам боя благодарность, одновременно сообщил,
что ведущего представляет к ордену Красного Знамени.
Так на счету штурмовика Александра Новикова появился 2-й сбитый
вражеский самолёт. А первый - истребитель Ме-109 - он сбил ещё весной 1943 года.
И тоже на обратном маршруте, когда возвращались домой.
Погода в тот день стояла плохая: низкая облачность, дождь, боковой
порывистый ветер. Группа растянулась. Этим - то и воспользовались вражеские истребители.
Пара Ме-109 набросилась на штурмовик, летевший впереди Новикова. Первая атака
была неудачной. Пока немцы строили маневр для повторной, Новиков, не замеченный
ими, поспешил на помощь товарищу. Он взял "Мессер" в прицел и развалил его
пушечным залпом. Второй, увидев участь напарника, быстро ушёл в облака.
На самолёте, подаренном Леоновым, Александр Новиков совершил и
100-й, юбилейный вылет. Это произошло в Январе 1944 года. Он уже был заместителем
командира эскадрильи. Водил большие группы - до 24 самолётов. Много летал в сложных
погодных условиях.
Однажды место стрелка в его самолёте занял кинооператор. Они
взяли на борт тяжёлые фугасные бомбы - по 250 килограммов. Узнав об этом,
командир полка рассердился.
- Нижняя кромка облаков 150 метров, - говорил он Новикову, -
вас изрешетят осколки собственных бомб.
- А мы взрыватели замедленного действия поставим, - упрашивал
лётчик. - Зато будет что снять на пленку.
Командир, наконец, согласился. "Только без фокусов", - сказал
он, имея в виду отступления от правил, усугубляющие опасность полёта. "Фокусов"
не было. Отбомбились точно по цели. Оператор был в восторге: фонтаны разрывов
еле вписывались в кадры.
Но при возвращении на аэродром их подстерегла неприятность.
Горючее кончалось, а точку закрыло сильным снежным зарядом. Земля и небо
смешались в одно серовато - мглистое месиво. Как ему удалось зайти на посадку
и сесть, Новиков так и не мог объяснить.
- Повезло, очевидно, - оказал он, стягивая с головы намокший
от пота шлемофон, и все увидели первые ниточки серебра в его волосах.
Около 40 боевых вылетов совершил отважный лётчик на самолёте -
подарке. Стал Капитаном, командиром эскадрильи. Не раз бывал в сложных переплётах.
Но вылет во главе восьмёрки на Сандомирский плацдарм помнит во всех деталях. За
него лётчики группы были награждены орденами.
Конец 1944 года. В небе над передним краем стало тесно. Успех
сопутствовал тому, кто в строго отведённое время успевал и выйти на цель, и
сделать максимальное количество атак. В эскадрилье, которой командовал Новиков,
всё это было отработано в совершенстве. Разделили и функции лётчиков. Одно эвено
подавляло зенитки, другое било по цели "эрэсами", третье - бомбами. Но специализацию
проводили условно, на каждый вылет. А вообще лётчики эскадрильи Новикова были
универсалами. Каждый, как и его командир, успешно решал любые боевые задачи.
В том, запомнившемся вылете, роли распределили так: звено во
главе с Иваньковым подавляло зенитки, остальные под руководством комэска наносили
удар по танкам. Провели розыгрыш полёта, договорились о деталях. Вылет прошёл
отменно. Прямыми попаданиями они разбили несколько танков, подавили батарею
зениток, уничтожили более 250 гитлеровцев. Поднявшись в атаку, наши войска
овладели опорным пунктом противника.
Воспоминания, воспоминания...
Александр Кириллович поправил поредевшие волосы, снова перечитал
письмо. С Николаем Трофимовичем Леоновым после встречи на аэродроме Кайдаки свидеться
так и не довелось. Пока шла война, переписывались. Потом потеряли друг друга из
вида. Письма не сохранились - столько лет прошло.
А самолёт ? После войны он был списан. На смену пришла
реактивная техника. Пока позволяло здоровье, Александр Кириллович летал на
истребителях, училcя, закончил академию. А когда списали с лётной работы, стал
офицером штаба.
...Ему часто приходили письма. От фронтовых товарищей, от
советских людей. И в такие дни теплел взгляд ветерана, расправлялись плечи,
моложе звучал его голос. В такие дни его особенно тянуло к молодёжи, любознательной,
ищущей. И он шёл к ней, передавал жар своей души, боевой и жизненный опыт.