Главная | Источники | 

HSU

Никоноров Пётр Михайлович

Никоноров П.М.

Родился 13 Января 1923 года в городе Чистополь Татарской АССР, в семье рабочего. В детские годы воспитывался в детском доме. Окончил 7 классов средней школы. В 1940 году учился в аэроклубе в Перми. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Цнорис - Цхалинскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1942 года Младший лейтенант П. М. Никоноров на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 166-го ИАП  ( 88-го Гвардейского ИАП )  сражался на Закавказском, Северо - Кавказском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.

К Февралю 1944 года командир звена 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 8-я Гвардейская истребительная Киевская Краснознамённая авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант П. М. Никоноров совершил 167 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 5 самолётов противника.

1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года Гвардии майор П. М. Никоноров - в запасе. Жил в Харькове. Умер 5 Июля 1983 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Он родился 13  ( по другим данным - 14 )  Января 1923 года в городе Чистополь Татарской АССР  ( ныне Республика Татарстан )  в семье рабочего. В детские годы воспитывался в детдоме. Окончил семилетнюю школу и Пермский аэроклуб. В 1941 году призван в армию Чистопольским райвоенкоматом. В 1942 году окончил Цнорис - Цхалинскую военную авиационную школу пилотов.

С 1 Декабря 1942 года в действующей армии. Сражался в 166-м   ( с 12 Мая 1943 года - 88-м Гвардейском )  истребительном авиационном полку 217-й  ( с 12 Мая 1943 года - 8-й Гвардейской )  истребительной авиационной дивизии. Полк был вооружён истребителями ЛаГГ-3, в Мае 1943 года перевооружён на Ла-5, в Марте 1945 года к ним добавились и Ла-7.

Свой счёт сбитых самолётов Пётр Никоноров открыл на Северном Кавказе, где принял участие в боях за Моздок и на Кубани.

- Начало положено, поздравляем с успехом ! - услышал Пётр по радио приветствие со станции наведения, когда вспыхнувший от его снарядов первый вражеский самолёт врезался в склон горы. А потом такие поздравления он слышал ещё много раз.

В составе 4-й Воздушной армии участвовал в Декабре 1942 года на Закавказском фронте  ( Северная группа войск )  в оборонительных боях. С 1 Января по 4 Февраля на Закавказском  ( с 28 Января 1943 года - на Северо - Кавказском фронте )  в составе 4-й Воздушной армии участвовал в Северо - Кавказской стратегической наступательной операции, в ходе которой войска фронта освободили города Малгобек, Моздок, Нальчик, Прохладный, Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Ставрополь, Кропоткин, Тихорецк, вышли на подступы к Ростову, к Таганрогскому заливу у Ейска. От оккупантов были освобождены Чечено - Ингушская АССР, Северо - Осетинская АССР и Кабардино - Балкарская АССР, Ставропольский край, часть Ростовской области и Краснодарского края.

Истребитель ЛаГГ-3.

С 9 Февраля по 16 Марта 1943 года на Северо - Кавказском фронте в составе 4-й Воздушной армии участвовал в Краснодарской наступательной операции, в ходе которой был освобождён 12 Февраля город Краснодар. Противник начал отвод войск на Таманский полуостров, а затем приступил к эвакуации в Крым тыловых частей и учреждений. Силы Черноморского флота и авиация Северо - Кавказского фронта наносили удары по вражеским кораблям и судам.

В Апреле - Июне 1943 года на Северо - Кавказском фронте в составе 4-й Воздушной армии принимал участие в воздушных сражениях над низовьями Кубани, Таманским полуостровом и Новороссийском за завоевание господства в воздухе. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань, Адагум и Вторая. Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская  ( так называемая "Голубая линия" ).

С 17 по 24 Апреля авиация 4-й Воздушной армии вела воздушные сражения, поддерживая десантную группу 18-й армии на плацдарме в районе Мысхако под Новороссийском. С 28 Апреля по 10 Мая развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская, в ходе которых советская авиация, добившись превосходства в воздухе, непрерывно наращивала удары по укреплениям и скоплениям пехоты противника. 4 Мая войска 56-й армии полностью освободили станицу Крымская.

26 Мая войска Северо - Кавказского фронта наступлением на станицы Киевская и Молдаванская начали бои по прорыву "Голубой линии" обороны противника. Для ликвидации угрозы завершения прорыва своей главной полосы обороны немецкое командование бросило в бой всю свою авиацию  ( до 600 самолётов ). Истребители 4-й Воздушной армии уничтожали немецкие бомбардировщики, стремившиеся бомбить советские наземные войска, ещё до их подхода их к линии фронта. Непрерывные воздушные сражения продолжались вплоть до 7 Июня 1943 года.

В результате в начале Июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. В воздушных сражениях победа осталась на нашей стороне. Советская авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и вывести свою авиацию из боёв.

С Июня 1943 года до конца войны Никоноров воевал в составе 2-й Воздушной армии на Воронежском  ( с 20 Октября 1943 года - 1-м Украинском )  фронте. Участвовал в Курской битве, где с 5 Июля 1943 года авиация 2-й Воздушной армии в оборонительной фазе сражения прикрывала войска фронта от ударов противника с воздуха, наносила бомбовые и штурмовые удары, вела активную борьбу за господство в воздухе.

Совместно с товарищами по полку Лейтенант П. М. Никоноров штурмовал вражеские войска, летал на разведку, а чаще всего сопровождал в полётах свои бомбардировщики и штурмовики, защищал наземные части от ударов с воздуха.

Истребитель Ла-5 из состава 88-го ГвИАП.

Наибольшую удачу принёс ему день, когда в составе 6 самолётов Ла-5 он патрулировал над передним краем. Выдвинувшись несколько вперёд от расположения своих войск, истребители держались за негустой облачностью. Скрытые от глаз врага с земли, они хорошо просматривали все подходы к месту боя со стороны противника. Командир предупредил лётчиков:

- По моему сигналу бьём все сразу !

Вскоре на горизонте показались немецкие бомбардировщики. Шли они двумя большими группами: в одной было 15, а в другой - 18 "Юнкерсов". Шли уверенно, не чуя опасности. Наши пилоты устремились навстречу этой армаде. Их не пугало превосходство врага в силах. Через считанные секунды вся шестёрка вынырнула из-за облачной пелены и по команде кинулась на головные "Юнкерсы".

Врезавшись в строй бомбардировщиков, Никоноров точной очередью ударил по моторам одного "Юнкерса", и тот, задымив, полетел камнем к земле. Через несколько минут за ним отправился с распоротым брюхом второй стервятник. На очереди был третий "Юнкерс", уже задетый снарядом, но в этот момент на самого Никонорова насели 2 Ме-109. Поручив своему ведомому добить бомбардировщик, Пётр вступил в бой с истребителями. Схватка была короткой: заметив спешившие на помощь другие советские самолёты, "Мессеры" обратились в бегство. Повернул на обратный курс и вся немецкая группа. Уходили фашисты в полном беспорядке, не досчитываясь в своих рядах несколько машин.

В ходе Белгородско - Харьковской стратегической наступательной операции  ( с 3 по 23 Августа )  авиация содействовала прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв 1-й и 5-й Гвардейских танковых армий и развития их успеха. Она поддерживала войска фронта на Киевском направлении и в битве за Днепр. За активное участие в освобождении Киева 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия получила наименование "Киевская".

Зимой и весной 1944 года П. М. Никоноров участвовал в Житомирско - Бердичевской  ( с 24 Декабря 1943 года по 14 Января 1944 года ), Корсунь - Шевченковской  ( с 24 Января по 17 Февраля 1944 года ), Проскуровско - Черновицкой  ( с 4 Марта по 17 Апреля ), летом 1944 года участвовал в Львовско - Сандомирской стратегической наступательных операциях  ( с 13 Июля по 29 Августа ).

К 1 Февраля 1944 года П. М. Никоноров совершил 167 успешных боевых вылетов на самолётах ЛаГГ-3 и Ла-5. Участвовал в 44 воздушных боях, в которых сбил лично 17 и в составе группы - 5 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года Гвардии лейтенант Никоноров Пётр Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1969 ).

П.М.Никоноров с товарищами. 1944 год.

В. И. Мишустин, П. Л. Холявка, П. М. Никоноров на сбитом самолёте.

Ранним утром 10 Августа 1944 года Лейтенант П. М. Никоноров в паре с ведомым Младшим лейтенантом Новичковым поднялся по тревоге со своего аэродрома в районе переправы через Вислу. Сразу же они заметили идущие к реке бомбардировщики. Перерезав путь "Юнкерсам", истребители обрушились на них сверху. Бомбардировщики в беспорядке сбросили бомбы над водой и начали поспешно разворачиваться.

- Атакуй последнего ! - приказал по радио Пётр ведомому. Тот зашёл в хвост "Юнкерсу" и открыл огонь. Трасса прошла сзади вражеского самолёта.

- Подходи ближе, ещё ближе !   Стреляй ! - командовал Лейтенант.

Когда Новичков был в 40 - 50 метров от противника, снаряды настигли бомбардировщик, но он, не снижая скорости, продолжал уходить. Бросая машину из стороны в сторону, немецкий лётчик старался выбраться из-под обстрела. Но тут Никоноров зашёл сверху спереди и дал очередь по моторам. На машине взметнулось пламя. Вслед за командиром также ударил Новичков. "Юнкерс" накренился и, объятый пламенем, стал падать. Из него выпрыгнули с парашютами 4 человека и, снижаясь, угодили в расположение советских войск.

А через день Никонорову самому пришлось искать спасения на парашюте. При налёте на вражеский объект его самолёт оказался сильно повреждённым огнём зениток; едва дотянув до линии фронта. лётчик вынужден был оставить машину...

Ещё более 50 боевых полётов совершил герой на пути от Вислы, был вновь подбит немецкой артиллерией, но спасся и разил врага над Берлином.

В Январе - Марте 1945 года П. М. Никоноров в составе 2-й Воздушной армии участвовал в Сандомирско - Силезской  ( с 12 Января по 3 Февраля ), Нижнесилезской  ( с 8 по 24 Февраля )  и Верхнесилезской   ( с 15 по 31 Марта )  наступательных операциях.

Никоноров П.М.

С середины Апреля участвовал в Берлинской стратегической операции. Боевой путь завершил участием в освобождении Праги.

К концу войны Гвардии старший лейтенант П. М. Никоноров совершил более 200 боевых вылетов, сбил 20 самолётов противника лично и 5 - в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 1 групповую победу лётчика. ]

После войны Пётр Михайлович продолжал службу в ВВС. С 1957 года Гвардии майор П. М. Никоноров - в запасе. Жил в городе Харьков  ( Украина ). Умер 5 Июля 1983 года. Похоронен на кладбище № 5 в Харькове.

За время службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени   ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями: "За боевые заслуги", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", "ХХХ лет Советской Армии и Военно - Морского Флота", другими медалями.

*     *     *

Из материалов наградного листа:

За время участия на фронте Отечественной войны с 1.12.1942 по 20.12.1943 года тов. Никоноров имеет 144 боевых вылета с боевым налётом 144 часа. Из них штурмовка войск противника - 3, штурмовка с бомбометанием - 7, на прикрытие своих войск - 78, на сопровождение - 37, на перехват - 8, на разведку - 7, на блокировку аэродрома - 1. Участник 39 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и в группе 5, за что награждён орденом Отечественной войны 1-й степени 15.07.1943 года  ( за 3 сбитых самолёта )  и Красного Знамени 5.01.1944 года  ( за 8 сбитых самолётов ).

С 20.12.1943 года тов. Никоноров имеет 23 боевых вылета с боевым налётом 19 часов 35 минут, из них вылет по зрячему - 1, на разведку - 5, на прикрытие своих войск - 11, на разведку со штурмовкой - 2, свободный поиск - 4.

Участник 5 групповых воздушных боев, в которых лично сбил 1 самолёт ФВ-190 в районе Житомира 3.01.1944 года.

21.08.1943 года тов. Никоноров в составе группы из 6 самолётов Ла-5 вылетел на прикрытие своих войск в районе Хухря - Котелевка. При подходе к Котелевке лётчики заметили 2 группы самолётов Ю-87 - одна в 15, другая в 18 самолётов, прикрываемых двумя ФВ-190. Тов Никоноров, как опытный лётчик, врезался в группу самолётов противника и сбил 2 Ю-87, один Ю-87 подбил и дал его добить молодому лётчику Маканину, в это время прикрывая его от двух ФВ-190.

Всего за время участия в Великой Отечественной войне произвёл 167 вылетов на самолётах ЛаГГ-3 и Ла-5 с боевым налётом 152 часа, из них на штурмовку - 3, на штурмовку с бомбометанием - 7, на прикрытие своих войск - 89, на перехват - 8, на сопровождение - 37, на блокировку аэродрома - 1, на разведку - 12, на разведку с бомбометанием - 2, свободный поиск - 4, вылет по зрячему - 1.

Участник 44 групповых воздушных боёв, в которых сбил лично 17 и в группе - 5 самолётов противника.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта П. М. Никонорова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.06.1943 г.1  Ме-109СуеркаЛаГГ-3, Ла-5.
205.07.1943 г.1  Ju-87вост. Дмитриевка
306.07.1943 г.1  Ju-88Зыбино
408.07.1943 г.1  Не-111Журавлино
509.07.1943 г.1  Ме-109Солонец
611.07.1943 г.1  Ме-109сев. Курасовка
707.08.1943 г.1  Ju-87Ивановская
81  Ме-109сев - зап. Грайворон
911.08.1943 г.1  FW-190Вишкинь
1021.08.1943 г.2  Ju-87Пархомовка
1108.10.1943 г.2  FW-190Зорино
121  Ju-87Зорино
1322.10.1943 г.1  Ме-109Дудари
1403.11.1943 г.1  Ju-88Ирпень
15??.01.1944 г.1  FW-190аэродром Скоморохи
1614.07.1944 г.1  Ju-87юго - вост. Кабаровце
1710.08.1944 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )вост. Сташув
1822.03.1945 г.1  FW-190сев. Богуславице
1924.03.1945 г.1  Ме-109Эгендорф
2005.05.1945 г.1  FW-190аэродром Швейдниц

      Всего сбитых самолётов - 21 + 1;  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д