Родился в 1910 году в Орловской области. С 1931 года в рядах Красной Армии. Служил в Ленинградском военном округе. В звании Старшего лейтенанта командовал звеном в 8-й Одесской авиационной школы пилотов Киевского военного округа. С 10 Июня по 4 Октября 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был командиром эскадрильи И-16. Имел псевдоним "Педро". 26 Августа 1938 года при вынужденной посадке получил тяжёлые ранения. В тот день на совместное патрулирование с испанскими лётчиками должны были взлететь 3 И-16 из 2-й эскадрильи. Однако Василий Старков из-за плохой работы мотора не смог взлететь. Пётр Неделин взлетел, но при уборке шасси оборвался трос, при этом стойка шасси застопорилась в каком-то промежуточном положении, поэтому на посадку лётчик пошёл с одной выпущенной "ногой" и разбил лицо о прицел так, что больше в Испании в строй уже не вернулся. "После жаркого, затяжного боя Неделин
взял курс на свой аэродром, но тут внезапно остановился двигатель - кончилось
горючее. Лётчик оценил обстановку: произвести благополучную посадку в горах
невозможно. Высота быстро уменьшалась. Как и где садиться ? Насколько
хватало глаз, громоздились горные массивы и чернели мрачные глубокие ущелья.
Острый взгляд лётчика выхватил желтый квадратик. Вероятно, это лужайка с
выжженной солнцем травой. Спасительная площадка ! Скалы и ущелья
наплывали и оставались позади, будто в тумане, только жёлтый квадратик всё
разрастался и становился ярче.
Чем ближе к площадке, тем яснее понимал Неделин: рассчитывать
на нормальное приземление не приходится - лужайка в горах не более футбольного
поля. Пётр Неделин подвёл самолёт к земле с креном и небольшим скольжением
влево. Самолёт ударился о землю левым крылом, перевалился на правое, развернулся
на нём и остановился. Всё расстояние, которое прополз самолёт, не превышало
50 метров. "Где я ? У своих или чужих ?" - спрашивал сам себя Пётр,
поспешно вылезая из кабины, едва оправившись от удара. Он даже не чувствовал,
как по лицу тонкой струйкой сочилась кровь. Из-за кустарников он видел, как с разных сторон к самолёту
бежали солдаты в беретах. "Свои !" - радостно мелькнуло в голове, и Неделин
вышел из укрытия..." ( Из книги Г. К. Семёнова -"Пароль <испания">испания"> Вскоре П. И. Неделин был досрочно отправлен на Родину. Всего выполнил 48 боевых вылетов с общим налётом 60 часов. В 20 воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника ( 1 Ме-109 и 2 Fiat CR-32 ). 22 Февраля 1939 года награждён орденом Ленина. В Сентябре 1939 года назначен помощником командира 49-го ИАП. Участник Советско - Финляндской войны. Летал на И-153. Выполнил 39 боевых вылетов с общим налётом 47 часов. 26 Января 1940 года награждён орденом Красной Звезды. В 1940 году получил звание Майора, с Марта того же года командовал 49-м ИАП. Во главе своего полка участвовал в Великой Отечественной войне с лета 1941 года. При вынужденной посадке был тяжело ранен. После выздоровления служил лётчиком - инспектором Главного управления истребительной авиации ПВО, Управления ВВС Западного фронта ПВО, начальником отдела боевой подготовки 1-й Воздушной истребительной армии ПВО. После окончания войны продолжал службу в ПВО. В 1965 году вышел в отставку в звании Генерал - лейтенанта авиации. Проживал в Москве. Умер 11 Июня 1994 года. |
Н а з а д