Главная | Источники | 

HSU

Нечаев Василий Григорьевич

В.Г.Нечаев.

Родился 27 Января 1914 года в деревне Ханеево, ныне Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал токарем в городе Бежица Брянской области  ( ныне в черте города Брянска ). С 1936 года в Красной Армии. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году. Окончил школу младших авиационных специалистов.

Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Флагманский стрелок - радист 54-го скоростного бомбардировочного авиационного полка  ( 16-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада, ВВС Северо - Западного фронта )  младший командир В. Г. Нечаев мовершил 9 боевых вылетов. В воздушном бою 17 Января 1940 года сбил 4 самолёта противника.

7 Апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1941 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени товарища Мясникова. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был пилотом 191-го истребительного авиационного полка.

Погиб 5 Ноября 1941 года. Награждён орденом Ленина, медалью. В родной деревне Ханеево установлена мемориальная доска.

*     *     *

У каждого дорога к возмужанию, к обретению высоких чувств гражданственности, патриотизма своя, единственная. Однако в росте самосознания довоенных юношей было много общего, характерного для всего поколения.

Показательна биография Василия Нечаева. Как и все деревенский паренёк бегал в начальную школу, пас скот, любил коней, пользовался щедрыми дарами природы. Несколько выделялся Вася пристрастием к книжкам и любознательностью. Его привёл в восторг трактор, диковинка тех лет. А ещё больше поразил детское воображение паровоз, впервые увиденный на станции Сонково. А отец железнодорожник, ещё больше распалил любопытство, сказав:

- Паровоз - машина известная. А вот самолёты, к примеру, - чудеса поудивительнее. Такие громадины и летают по воздуху.

Василию не терпелось увидеть побольше. 16-летним юношей он уехал в ближний город Бежецк, поступил в ФЗУ на механическом заводе. Мастера заметили склонность Нечаева к токарному делу, стремление самому делать разные штуковины, приспособления, разбираться в устройстве моторов. Комсомольская организация приняла его в свои ряды и, несмотря на молодость, избрала членом бюро заводского комитета ВЛКСМ. Он с готовностью выполпял разные поручения, был общителен, доброжелательно относился к сверстникам и имел много друзей.

Любимым же занятием Василия было планерное дело. Всё свободное время уходило у него на занятия в кружке планеристов, на конструирование разных моделей самолётов, на испытание их.

И, когда настало время идти на службу в армию, токарь - ударник попросил направить его в авиацию. Задуманное и желаемое исполнилось. Жадно он набросился на изучение техники, самолётов, увлёкся радиоделом, в котором достиг замечательных результатов - считался лучшим радистом полка. Потом пришло время совершенствования, проверки знаний и навыков на практике.

В боях при защите северо - западных рубежей Родины зимой 1940 года флагманский стрелок - радист Василий Нечаев удивил всех своей политической зрелостью, героизмом, великолепным бойцовским характером. В документах сохранился один эпизод из его короткой, но блестящей боевой жизни.

Обстановка в небе сложилась критическая: на советскую эскадрилью обрушилось свыше 20 вражеских истребителей. Нечаев первым заметил приближение врагов и первым открыл снайперский огонь по самолётам неприятеля. Вот один истребитель загорелся, другой, объятый дымом и пламенем, упал на землю. Бесстрашно действовали и другие экипажи. Они не испугались превосходящих сил противника, не дали истребителям подойти близко к советским самолётам, поддерживали друг друга. В этом бою эскадрилья сбила 11 истребителей белофиннов. Из них 4 самолёта уничтожил Василий Нечаев. Редкий случай в авиации того времени !

Товарищи поздравили комсомольца с блестящим успехом, а командование представило его к высшей правительственной награде, назвав Нечаева в наградном листе "бесстрашным патриотом, опасшим жизнь многим друзьям по оружию, воздушным виртуозом". Слава о метком, отважном стрелке - радисте разлетелась по всему фронту.

В.Г.Нечаев.

Вышеуказанный эпизод описан на основе советских источников. Справедливости ради, следует привести и описание того самого боя по зарубежным источникам. Так вот, 17 Января 1940 года 25 бомбардировщиков СБ из состава 54-го СБАП во время возвращения после бомбардировки аэродрома Лапперанта на высоте 2500 метров над Карельским перешейком были перехвачены 10 "Фоккерами Д-21" из LLv24. В течение 40 минут ими были сбиты 9 СБ и ещё несколько получили серьёзные повреждения. При этом, согласно финским данным, ВВС Финляндии боевых потерь в этот день не имели...

Перед Великой Отечественной войной Василий Григорьевич успешно окончил Борисовскую и Качинскую военные авиационные школы. Стал лётчиком - истребителем.

Сколько мог бы он ещё совершить подвигов, если б не нелепая, не разгаданная гибель осенью 1941 года  ( при перелёте из Москвы в Ленинград он погиб при невыясненных обстоятельствах ). Одна из улиц города Бежецка названа его именем.


Возврат

Н а з а д