Главная | Источники | 

HSU

Мудрецов Валентин Фёдорович

Мудрецов В.Ф.

Родился 21 Января 1922 года в Москве в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества  ( ФЗУ ). Работал токарем на заводе, одновременно учился в аэроклубе. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Мая 1943 года сержант В. Ф. Мудрецов в действующей армии. В составе 240-го ИАП  ( 178-го Гвардейского ИАП )  прошёл боевой путь от рядового лётчика - истребителя до заместителя командира эскадрильи. Сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени авиационного полка  ( 14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант В. Ф. Мудрецов совершил 291 боевой вылет, в 65 воздушных боях лично сбил 17 и в группе 1 самолёт противника.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Центральные лётно - тактические Курсы усовершенствования офицерского состава   ( КУОС ).

С 1960 года Гвардии полковник В. Ф. Мудрецов - в запасе. Жил в Москве. До выхода на пенсию работал в Управлении материально - технического снабжения Москворецкого райисполкома. Умер 29 Июля 2008 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность сержант Мудрецов начал летом 1943 года в составе 2-й эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка.

Из книги воспоминаний К. А. Евстигнеева - "Крылатая гвардия":

"В конце Мая в полк прибыло пополнение: ребята как на подбор - молодые и симпатичные, они окончили лётные школы и прошли подготовку в запасных частях, чтобы, попав на фронт, не стать летающей мишенью для противника. Пилоты В. Мудрецов, Е. Карпов, Я. Резицкий, В. Пронин, Б. Жигуленков, братья Александр и Иван Колесниковы, И. Середа, П. Брызгалов, В. Мухин, В. Погодин, М. Попко укомплектовали полк полностью, и ему ставится серьёзная задача - подготовить молодёжь к боевым действиям, а также для полного использования боевых возможностей истребителя Ла-5 обучить всех лётчиков бомбометанию по наземным целям и тактическим приёмам уничтожения противника при вылетах пар на свободную охоту.

Специалисты оборудовали вблизи аэродрома полигон: нанесли известью крест и круг, отрыли щели для наблюдения за результатами попаданий, и вскоре мы приступили к работе. Одновременно вводили в строй вновь прибывших: ребята летали хорошо, стремились в бой пo-юношески легко и азартно. Они знали, что фашистские лётчики - опытные асы, отдавали себе отчёт, что лёгких побед ждать нечего и от поражений никто не застрахован".

Освоив лишь недавно поступившие в полк самолёты Ла-5, Валентин Мудрецов сразу принял участие в боях на Курской дуге под Белгородом и Харьковом. Летал ведомым у прославленного аса, ставшего к концу войны дважды Героем Советского Союза, Кирилла Евстигнеева. На Курской дуге открыл счёт своим победам, за что был награждён первым орденом Красной Звезды.

Истребитель Ла-5.

Истребитель Ла-5.  На такой машине сражался сержант В. Ф. Мудрецов летом 1943 года.

Вскоре развернулись ожесточённые воздушные бои над Днепром. Большие группы немецких бомбардировщиков совершали налёты на наши завоёванные на правом берегу Днепра плацдармы. В одном из воздушных боёв с 18 бомбардировщиками и 17 истребителями противника Мудрецову с ведущим Евстигнеевым удалась синхронная атака - они одновременно сбили по "Юнкерсу".

Из книги воспоминаний К. А. Евстигнеева - "Крылатая гвардия":

"...Атаки следуют непрерывно. Самолёты постоянно меняют положение относительно друг друга. Это напоминает бешеную карусель. Вдруг замечаю две девятки немецких бомбардировщиков, а с ними - двумя четвёрками - "Сто девятые".

- Под нами "Лапотники" !   Атакую ! - передаю по радио и, выбрав удобный момент, полупереворотом отрываюсь от "Мессеров", как бы сваливаюсь на ведущую группу "Юнкерсов".

Вражеские истребители, от которых я только что оторвался, меня не преследуют. Пара "Мессеров", идущая слева от бомбардировщиков, - не помеха, через неё можно проскочить. Атаку пары Ме-109, что правее "Лапотников", надо опередить. С четвёркой "Мессеров", идущих позади второй девятки бомберов, встреча после атаки. Главное сейчас - стремительность, точность. Командую своему напарнику Мудрецову:

- Бей левофлангового, замыкающего !   Я - ведущего !   Выход - над группой, вправо.

Сближаемся с "Юнкерсами". Стрелки открыли плотный огонь из бортового оружия. Жарковато... Мысленно успокаиваю себя: всё внимание - на цель... Стрелки промахнутся, не попадут...

Пара вражеских истребителей, через которую мы с Валентином только что прорвались, осталась далеко позади. Та, что правее, - не в счёт; она разворачивается для атаки, но уже поздно. Дистанция до противника настолько мала, что силуэт "Лапотника" выходит за пределы отражателя прицела. Длинная очередь - и "Юнкерс-87", охваченный пламенем, падает одновременно с самолётом, сбитым моим ведомым.

Немецкий пикировщик Ju-87D.

Да, не часто случалось в эскадрилье, чтобы в одновременной атаке парой истребителей были уничтожены сразу 2 вражеских бомбардировщика !   Довольно синхронно сработано".

Кроме этого в этом бою было сбито и 3 "Мессера".

2 Октября 1943 года в составе 8 Ла-5 Мудрецов участвовал в воздушном бою с 27 бомбардировщиками и 12 истребителями противника. Вся группа почти на встречных курсах левым разворотом стремительно и неудержимо атаковала головную девятку "Лапотников". Немецкие лётчики были ошеломлены такой дерзостью, советские лётчики разрушили их боевой порядок и огневое взаимодействие. В первой атаке они сбили 2 "Юнкерса". Противник не выдержал яростных атак и, сбросив бомбовый груз на свои же войска, повернул на запад. После этого советские лётчики принялись за вторую девятку. Мудрецов короткой атакой сбил один пикировщик Ju-87.

После этого боя по авиационным частям распространилось обращение командования корпусом к рядовому, сержантскому и офицерскому составу, в котором говорилось:

"Полк С. Подорожного за неделю воздушных боёв уничтожил 50 фашистских стервятников, потеряв при этом 3 самолёта. Лётчики, особо отличившиеся в боях: К. Евстигнеев, сбивший - 7 самолётов противника, И. Кожедуб - 6, А. Колесников - 5, А. Амелин, П. Брызгалов, В. Мухин, Б. Жигуленков, Е. Гукалин, В. Мудрецов - по 2 самолёта.

Так 3 Октября 1943 года лётчики 2-й эскадрильи трижды вступали в бой с самолётами противника, и всякий раз враг панически покидал поле боя. Сбив 7 самолётов противника, лётчики без потерь вернулись на свой аэродром. В тот же день девятка Ла-5 этого подразделения встретила 3 группы бомбардировщиков с истребителями общей численностью более 60 самолётов и принудила противника к тому, что он сбросил бомбы на головы своих войск".

Лётчики 2-й эскадрильи 240-го ИАП. 1943 год.

В боях над Днепром Мудрецов показал себя настоящим асом, сбив 3 самолёта противника.

Вскоре развернулись упорные бои за Кривой Рог и Кировоград. 30 Января 1944 года, прикрывая атаку своего ведущего, Мудрецов сбил один Ме-109.

8 Апреля 1944 года Мудрецов со своим бессменным ведущим вылетели на разведку войск и аэродромов противника в район Яссы - Роман - Кишинёв. За линией фронта обнаружили движение войск, большое скопление техники. Обстреляли одну из колонн, затем направились к Кишинёвскому аэродрому. Определив расположение стоянок, тип и количество самолётов, лётчики заметили взлетающий тяжёлый бомбардировщик неизвестного им вида с двухкилевым хвостовым оперением. Одновременной атакой они прошили его пулемётными очередями, а затем доставили в полк ценные результаты разведки  ( уже после войны, внимательно изучая фотографии немецких самолётов, К. А. Евстигнеев пришёл к выводу, что это мог быть Ju-290 - достаточно редкий тип транспортного самолёта ).

В Апреле - Мае 1944 года полк вёл бои уже над Прутом, помогая пехоте форсировать эту водную преграду. Накануне Первомая в сильной облачности шестёрка "Лавочкиных", в которой был и Мудрецов, встретила 3 тройки Ju-88, "подкрадывавшихся" к нашим переправам. Мудрецов в первой же атаке поджёг левофланговый "Юнкерс" первой тройки.

В Мае в районе румынского города Тыргу - Фрумос произошла грандиозная воздушная схватка двух эскадрилий Ла-5ФН с 27 Ju-87, 24 румынскими машинами типа IAR-80, 14 Ме-109 и 8 FW-190. Наши лётчики одержали победу - бомбардировщики сбросили бомбы, куда попало. На земле догорало 9 фашистских самолётов. В этом бою Мудрецов спас своего ведущего, перехватив Ме-109, пристроившийся уже было ему в хвост.

Вскоре Мудрецов в группе вылетел на сопровождение 8 румынских самолётов IAR-80, сражающихся на нашей стороне. В воздухе произошла встреча с 18 Ju-87 и 8 Ме-109. Прикрывая союзников, Мудрецов вступил в бой с "Мессерами". Во время разворота он оказался у них в хвосте. Очередь - и ещё один вражеский самолёт пошёл к земле.

Ла-ФН ведут бой с Ме-109.

В Августе 1944 года началась Ясско - Кишинёвская наступательная операция 2-х Украинских фронтов. Мудрецов в составе своего полка совершил десятки боевых вылетов в небе Румынии для поддержки наступательного натиска наземных войск. Вскоре кольцо вокруг фашистской группировки замкнулось. За отличие в этих боях в Сентябре 1944 года 240-й ИАП стал именоваться 178-м Гвардейским.

На задания в небе Венгрии лётчики полка стали летать с бомбами ФАБ-50 под фюзеляжем. Мудрецов мастерски выполнял сброс бомб с пикирования. 7 Октября 1944 года во время штурмовки бронебойный снаряд "эрликона" перебил тягу руля высоты в самолёте К. Евстигнеева. При возвращении на базу плохо управляемый самолёт был атакован группой "Фоккеров". Мудрецов, вступив в неравный поединок, не дал фашистам добить своего командира. В этом бою он сбил одного FW-190.

18 Октября 1944 года около Деречко, небольшой румынской деревеньки, Гвардии старший лейтенант Мудрецов с 6 Ла-5ФН прикрывал с воздуха наши войска вошедшие в прорыв. Произошла встреча с группой фашистских самолётов. Советские истребители сразу же ринулись на вражеские бомбардировщики. Атаковали стремительно, яростно, расчётливо. После первых очередей к земле полетели один за другим 2 "Юнкерса". Строй бомбардировщиков сразу же рассыпался. Истребители противника бросились было на выручку своих бомбардировщиков, но им наперерез устремилась пара краснозвёздных машин. Строй вражеских истребителей дрогнул, нарушился. Мудрецов в этом бою сбил FW-190. Понеся большие потери, фашистские лётчики предпочли выйти из боя.

На территории Венгрии 178-й Гвардейский авиаполк, в котором воевал Валентин Мудрецов, сначала участвовал в Дебреценской операции, а с конца Ноября 1944 года стал участвовать в боях за Будапешт. Он прикрывал с воздуха форсирование нашими частями Дуная. В конце Декабря 1944 года 2-й и 3-й Украинские фронты замкнули кольцо вокруг фашистских полчищ в районе Эстергома - окружение Будапештской группировки завершилось. Противник упорно и настойчиво стремился прорваться через внешнее кольцо окружения, выйти к Будапешту и восстановить утраченное положение. Немцам удалось организовать очень мощные авиационные группы для поддержки своих войск в контрударах. Схватки в воздухе стали носить ожесточённый характер.

3 Января 1945 года с 10 истребителями Валентин Мудрецов прикрывал наступление наших войск в районе Шаришан - Бойно. На наши самолёты обрушился огонь 8 вражеских истребителей. Вскоре к ним вскоре присоединилось ещё 8 машин. Бой происходил на вертикалях, при высочайшем напряжении всех сил. В этом бою было сбито 6 фашистских самолётов. Один "Мессер" записал на свой личный счёт Валентин Мудрецов.

16 Января 1945 года Евстигнеев и Мудрецов встретили в чистом небе одиночный транспортный самолёт Ju-52, летящий из Будапешта. Обоюдной атакой они сбили вражеский самолёт. Позже выяснилось, что на нём из окружённой группировки пытались выскользнуть 2 генерала и группа офицеров вермахта.

Немецкий транспортный самолёт Ju-52.

Трёхмоторный транспортный самолёт Ju-52 - основная "рабочая лошадка" Люфтваффе.

Зимой 1945 года из района озера Балатон в направлении Будапешта немецкие войска совершили последовательно 3 контрудара. Особенно мощным был последний, который наносил 4-й танковый корпус СС в составе 5 дивизий. Общая численность наземной техники противника составляла свыше 600 танков и штурмовых орудий, более 1200 орудий и миномётов. Мудрецов в группе истребителей, командуя звеном, по нескольку раз в день летал на прикрытие наземных войск в районе городов Секешфехервар и Вереб.

Из книги воспоминаний К. А. Евстигнеева - "Крылатая гвардия":

"Мудрецов давно уже командует звеном, не раз возглавлял группу при вылетах на поле боя для прикрытия наших войск на земле. Но когда я шёл на задание в составе 2-й эскадрильи или выполнял сложную боевую задачу, Валентин неизменно был у меня ведомым. Человек со сложным характером и незаурядными способностями лётчика - истребителя, он всегда энергичен и напорист, одарён удивительной реакцией, прекрасно ориентируется в любой обстановке боя. Решительно и дерзко, но не очертя голову бросается этот пилот на противника. В храбрости Мудрецова нет безрассудства, желания произвести эффект, это уверенность бойца, опыт, приобретённый в суровом небе войны.

Валентин - сын художника, коренной москвич. Ещё в детские годы он привык видеть в картинах отца неброскую красоту русских равнин. Её - красоту - будущий лётчик отмечал в людях, окружавших его, в природе Подмосковья, в свободной и необъятной стихии, которую мы привычно называем небом, далью. В авиацию он пришёл по зову сердца и в годы войны, став членом партии, с честью выполнил свой гражданский долг, оправдал высокое звание коммуниста..."

17 Февраля 1945 над венгерской столицей завязался воздушный бой с 8 FW-190. Мудрецов, сблизившись с одним из "Фоккеров", дал короткую очередь, тот перевернулся на спину и, оставляя след густого дыма, упал вниз. Ведущий группы сбил второй вражеский самолёт, остальные спешно ретировались.

Немецкий истребитель FW-190A-5.

Последние боевые вылеты Гвардии старший лейтенант Мудрецов совершил в небе Чехословакии. Он совместно с "Илами" штурмовал узлы сопротивления противника, совершал налёты на автотранспортные колонны, сопровождал бомбардировщики в район Эстергом - Комарно, прикрывал войска от налётов вражеской авиации.

9 Мая 1945 года Мудрецов встретил на аэродроме Туржаны под чехословацким городом Брно. К этому дню на счету отважного воздушного бойца было около 350 успешных боевых вылетов и около 70 проведённых воздушных боёв. Он сбил 19 вражеских самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

За период боевых действий он участвовал в Курской битве, в боях за Белгород и Харьков, в битве за Днепр и прикрытии с воздуха плацдармов - в 1943 году; в боях за города Кривой Рог и Кировоград, в Уманско - Ботошанской операции, в боях над рекой Прут, в Ясско - Кишинёвской операции, в освобождении Молдавии и Румынии, в боях в Венгрии за город Дебрецен и при форсировании Дуная - в 1944 году; в боях за Будапешт, Секешфехервар, Эстергом, Комарно, Брно, в освобождении Чехословакии - в 1945 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Мудрецову Валентину Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6901 ).

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана В. Ф. Мудрецова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.10.1943 г.1  Ju-87зап. БородаевкаЛа-5.
212.10.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Куцеваловка
31  Ju-87вост. Домоткань
420.10.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 6 )зап. Зелёное
530.01.1944 г.1  Ме-109вост. Лебедин
629.03.1944 г.1  Ме-109зап. Яссы
719.04.1944 г.1  Ju-87Яссы
824.04.1944 г.1  Ju-88сев - зап. Яссы
925.04.1944 г.1  Ме-109Бегешти
1028.04.1944 г.1  Ju-87Яссы
1105.05.1944 г.1  Hs-126Хелештени
1207.05.1944 г.1  Ме-109Костешти
1331.05.1944 г.1  Ju-87Вултуру
1401.06.1944 г.1  Ме-109сев. Яссы
1502.06.1944 г.1  Hs-129Стынка
1605.06.1944 г.1  Ме-109сев. Яссы
1725.08.1944 г.1  IAR-80юго - зап. Липовощу
1803.01.1945 г.1  Ме-109юж. Марот
1917.02.1945 г.1  FW-190зап. Солдины
2022.02.1945 г.1  Ме-109сев. Эстергом

      Всего сбитых самолётов - 19 + 1;  боевых вылетов - 342;   воздушных боёв - 67.


Возврат

Н а з а д