Главная | Источники | 

HSU

Морозов Фотий Яковлевич

Ф.Я.Морозов.

Родился 27 Декабря 1919 года в деревне Сухая Орча, ныне Ржевского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1925 году вместе с родителями приехал в Москву. Окончив 8 классов средней школы, поступил в ФЗУ завода "Красный пролетарий". С 1937 года работал на этом же заводе слесарем - сборщиком. Без отрыва от производства окончил аэроклуб Ленинского района Москвы. По путёвке комсомола был направлен в Борисоглебское военное авиационное училище. С 1940 года служил в разведывательном авиационном полку.

С Июня 1941 года Младший лейтенант Ф. Я. Морозов в действующей армии. По Май 1942 года служил в составе 6-го ИАП ЮЗФ; по Май 1945 года - в 273-м ИАП  ( 31-м Гвардейском ИАП ). Участвовал в боях на Юго - Западном, Сталинградском и Южном фронтах, сражался в небе Крыма. Освобождал Румынию и Польшу, Чехословакию и Венгрию. Командовал звеном, затем эскадрильей.

К Июлю 1943 года заместитель командира эсадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт )  Гвардии старший лейтенант Ф. Я. Морозов совершил 432 боевых вылета, в том числе 184 на ведение разведки. В 52 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 5 самолётов противника.

28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В Ноябре 1944 года осуждён военным трибуналом за уголовное преступление и разжалован в рядовые. Всего выполнил 887  ( по другим источникам - от 857 до 875 )  успешных боевых вылетов. Проведя около 100 воздушных боёв, сбил 16 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. 7 раз был ранен.

После войны судимость была снята, продолжал службу в ВВС. С 1965 года Гвардии полковник Ф. Я. Морозов - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 8 Января 1984 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

О своих фронтовых буднях, о встречах в воздухе с вражескими лётчиками Фотий Морозов после войны вспоминал:

- Это были очень трудные дни. На всю жизнь мне запомнился бой над селом Червиная Троица. Мы сопровождали тогда бомбардировщиков. Прямым попаданием зенитного снаряда пробило плоскость моей машины. Я получил несколько осколочных ранений. В это время меня атаковали 6 "Мессеров". На подбитой машине, истекая кровью, я принял неравный бой. Немцев было в 6 раз больше, но моя воля к победе оказалась непреоборимой силой. Затем я сражался в небе Сталинграда и над Днепром, добивал врага в Вене, а над Прагой сбил последний по счету - 21-й фашистский самолёт.

Из этого краткого рассказа мы узнаем и о боевом пути лётчика, и о его характере. Полёты проходили  ( а их совершено, по различным источникам, от 875 до 887 ) днём и ночью, в любых погодных условиях. Трижды Морозов бился в небе раненым и трижды, выйдя победителем, приводил самолёт на базу. Всего лично и в составе группы он сбил 21 вражеский самолёт. Не подсчитано точно, сколько он уничтожил за войну техники и живой силы противника при штурмовках. А ведь он был отличным штурмовиком.

В юности Фотий Морозов любил под вечер приходить на Красную площадь. В ясном зареве заката загадочно горели рубиновые звёзды Кремля. Чудилось, что они сделаны мастерами - кудесниками. И лишь спустя много лет, уже будучи Героем Советского Союза, Ф. Я. Морозов узнал, что чудо - стекло рубиновых звёзд сотворили такие же рабочие руки, какие были у него, слесаря - сборщика московского завода "Красный пролетарий". Слово "красный" всю жизнь сопутствовало ему: красный галстук, Красная площадь, "Красный пролетарий", Красное знамя. Красный цвет - символ революционной борьбы, созидания и мужества. Он объединял людей, воодушевлял на подвиги, вёл к победе и в годы Великой Отечественной войны.

22 Июня 1941 года застало Младшего лейтенанта Фотия Морозова на полевом аэродроме в Западной Украине. Здесь он узнал из объявления по радио, что Германия вероломно напала на Советский Союз. В память врезались слова: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".

И уже в первый день войны он вместе с другими лётчиками поднялся в воздух и атаковал вражеские бомбардировщики.

Виражи и боевые развороты. Стремительные атаки. Короткие пулемётные очереди...

Сбил ли Фотий Морозов в первый день войны вражеский самолёт ?   Ответить на этот вопрос трудно. Важно другое: он не дрогнул, не растерялся. И, даже получив в бою с "Юнкерсом" лёгкое пулевое ранение в голову, не ушёл в медсанбат, а, наскоро перевязав рану, остался в кабине истребителя.

"Конечно, - писал Морозов в биографии, - я тогда не являлся ещё в полном смысле полноценным лётчиком - истребителем. Отсутствовал практический опыт, не хватало гибкости тактического мышления".

Практический опыт. Гибкость тактического мышления. Динамика воздушного боя... Откуда им было взяться ?   Давно ли окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков ?   9 - 10 месяцев назад. Давно ли в истребительном авиаполку ?   Всего полгода. Не случайно о лётчиках говорят, что их крылья крепнут в полёте. В справедливости этих слов Фотий Морозов убедился и на собственном примере. Каждый боевой вылет, каждая встреча с врагом вооружали знаниями и верой в силу своего оружия.

В кругу друзей Фотий Морозов уже после войны не раз говорил:

- Меня часто называют асом воздушного боя. Но прежде чем подняться на ступеньки мастерства, я получил в боях 6 лёгких и 1 тяжёлое ранение.

Победы и поражения лётчик оплачивал кровью. Его сбивали, а он снова возвращался в полк и снова поднимался в воздух навстречу врагу. Поражения не расслабляли, а закаляли. Победы воодушевляли. Об этом убедительно свидетельствует и хроника фронтовых будней:

16 Февраля 1942 года. Лейтенант Морозов выполнял особое задание командующего ВВС Юго - Западного фронта. При видимости 500 метров, на высоте 100 - 150 метров, а затем и на бреющем полёте произвёл разведку аэродромов противника. Установил визуально, что на них базируется до 150 двухмоторных самолётов. Последовал массированный удар советских штурмовиков. В тот же самый день разведданными было подтверждено, что на аэродромах взорвано и сожжено несколько десятков "Юнкерсов" и "Хейнкелей"  ( некоторые источники датируют этот эпизод 16 Июня 1942 года ).

3 Мая 1942 года. Лейтенант Морозов командовал группой самолётов из 6 "Яков" и 6 "Илов". Курс держали на Азовское море для уничтожения судов, шедших с ценными грузами и живой силой противника из Таганрога в Мариуполь. Предполагали встретить один караван, а в намеченном квадрате их оказалось два. Решение созрело моментально: "Илам" атаковать первый, более многочисленный караван, а "Якам" - второй. Прикрыв боевую работу авиагруппы над целями надёжной парой "Яков", Морозов бросил истребители и штурмовики в атаку. И хотя враги яростно отстреливались, отчаянно маневрировали и поставили дымовую завесу, ничто не могло остановить атакующих. Вода от разрывов вскипала бурунами и захлестывала палубы шхун. Переворачивались катера, корежились баржи, горели плавучие цистерны с горючим, падали в свинцовые волны ошалевшие от страха и ужаса солдаты. На этот раз почему - то никто не пришёл к ним на помощь - ни "Мессеры", ни сторожевые суда береговой охраны. В том налёте наши лётчики потопили 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, уничтожили 2 цистерны с горючим, до роты солдат противника.

3 Июня 1942 года. Лейтенант Морозов прикрывал девяткой "Яков" группу самолётов из 6 Ил-2 и 5 Су-2. Они наносили удар по скоплению Ме-110 на одном из аэродромов противника. Как только Су-2 отбомбились, начали штурмовку Ил-2. Уцелевшие "Мессеры" начали взлетать. Фотий Морозов, не раздумывая, дал "Якам" команду атаковать. Немцев сбивали прямо на взлёте. Самолёты падали и взрывались. Весь аэродром окутался огнём и дымом. У ангаров, на заправочных площадках, на взлетных дорожках и у штабных домиков царили неразбериха и паника. "Яки" сбили 3 Ме-110, из которых 1 был на счету Лейтенанта Фотия Морозова.

В один из Январских дней 1943 года 4 "Яка" под командованием Капитана А. Решетова вылетели в район юго - восточнее Сталинграда для прикрытия наших войск. В ходе боя на его "Яке" был перебит бензопровод, и Решетов на самолёте с заглохшим мотором с трудом сел на вражеской территории. К самолёту попыталась приблизиться группа вражеских автоматчиков. Но наши истребители, встав в круг и поочередно пикируя, преградили им дорогу смертоносным огнём из пушек и пулемётов. Решетову удалось оторваться от врага, а поздно вечером его разыскал Фотий Морозов, также произведший в этот день на подбитом самолёте вынужденную посадку, но в расположении наших войск. Рискуя жизнью, он вывез своего комэска на трофейном самолёте, стоявшем рядом с позициями наших пехотинцев.

Хроника фронтовых будней... Она сохранила для нас драгоценные штрихи и детали минувшей военной страды. Но даже и она не в состоянии передать все перипетии борьбы с немецко - фашистскими захватчиками на земле, на воде и в воздухе. Бои не прекращались ни днём, ни ночью. Шли они и у стен Сталинграда. Трудно, очень трудно было нашим бойцам и командирам выдерживать напор отборных немецких войск, громады огня и железа. Грудью, пламенными сердцами, жизнями своими преграждали они путь врагу, стояли насмерть на рубежах, не сдавали своих позиций. Врастали в мёрзлую землю, в каменные стены домов, в крутые берега Волги.

Именно по Сталинградом Фотий Морозов вступил в партию. Решение это возникло у него не случайно. И октябрёнком, и пионером, и комсомольцем - он всегда числил себя помощником партии. Брал пример с отца, рабочего - краснопролетарца, коммуниста Ленинского призыва. Яков Николаевич был её верным и преданным борцом. Ходил в ударниках цеха, выступал застрельщиком многих патриотических починов. Приобщал и сына к участию в субботниках и воскресниках. Горой стоял за рабочую честь и за честь партии рабочего класса. По её призыву в 1941 году вступил в народное ополчение и погиб, защищая Москву.

О смерти отца Фотий Морозов узнал из письма матери перед вылетом на воздушную разведку. Как - то посерьёзнел сразу 23-летний командир звена. Стал собранней и молчаливей. И решил, что спрос у него с врагов за смерть отца будет по большому счёту.

Из всего лётного состава полка Фотий Морозов выделялся мастерством воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня. Для их выполнения требовался не просто лётчик, а лётчик из лётчиков. Морозов обладал особым чутьём, можно сказать, врождённым. Расшифровывал ландшафт с любой высоты полёта. Сказывались аналитический ум и острый глаз слесаря - сборщика высокой квалификации. Не пропали даром увлечение топографией и черчением, занятия в кружке фотолюбителей. И всё это при одобрении и поощрении отца, который, не жалея времени, возился вместе с сыном при проявлении плёнки и отпечатке снимков.

Комэск был лучшим разведчиком полка. За 2 года войны он произвёл около 200 высокорезультативных разведок. В 80 - 85 процентах вылетов он возвращался на аэродром с фотоснимками целей. Как отметил командир полка, "его сведения всегда правдивы, точны по времени". Как это достигалось ?   Когда требовалось, Морозов, презирая смерть, высматривал и фотографировал вражеские цели на бреющем полёте. В тылу противника, выявив скопление фашистских войск, Морозов непременно снизится и обстреляет двигающиеся по дорогам колонны, внесёт панику в стан врага. А часто встречались при этом непредвиденные бои в воздухе.

На фронте почти ни одного полёта на воздушную разведку не обходилось без фотографирования вражеских объектов: железнодорожных узлов, аэродромов, складов с горючим и боеприпасами, танковых колонн, речных и морских портов, переднего края обороны, передвижения войск на марше. На всё это по - снайперски нацеливался Морозов и фотографировал, осыпаемый дождём осколков от снарядов вражеских зениток. Не раз и не два висел на волоске от смерти и оставался живым, неизменно возвращаясь с отснятой кассетой на родной аэродром.

Когда наступили тяжёлые бои на реке Миус, появилась срочная необходимость разведать возвышавшуюся над всей местностью крепость Саур - могила. Решили, что лучше всего это сделает Старший лейтенант Фотий Морозов. Прошёл, как говорится, огонь и воду. И всем смертям назло жив, здоров, летает. Сопровождает "Илы", ведёт воздушные бои с "Мессерами". 48 вылетов сделал только на штурмовку аэродромов и войск противника. Уничтожил 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, сжёг 28 грузовых и легковых автомашин, 6 самолётов, до 30 вражеских солдат и офицеров.

Удача это или везение ?   И то и другое не отрицалось лётчиками на фронте. Но главное, конечно, мастерство, мужество, стойкость и ненависть к врагу. И когда командир полка предложил Фотию Морозову "прочесать" Саур - могилу на Миусе, он, не раздумывая, сел в кабину самолёта и поднялся в воздух.

Над Миус - рекой плыл густой утренний туман. Тишина кругом стояла зловещая, словно перед грозой. Стоило появиться над передним краем самолёту Фотия Морозова, как Саур - могила ожила, засверкала огненными точками. "Як" лёг на боевой курс. Лётчик включил фотокамеру и начал передавать по радио: "Отметка 131 - рассредоточено до 40 танков и 20 автомашин. Отметка 132 - у хутора до 15 танков. Отметка 133 - в колонне до 40 танков и 100 автомашин. В пункте "К" - до 60 автомашин с пехотой и артиллерией. Западнее пункта "В" - до 15 танков и автомашин".

По скоплениям живой силы и техники противника ударила советская артиллерия, нанесли бомбовый удар "Петляковы". Саур - могилу начали обрабатывать штурмовики. После них, сопровождаемая могучим "Ура !", пошла на высоту пехота. Гвардейцы 991-го стрелкового полка проникли на Саур - могилу, уничтожили её огневые точки и держались до подхода основных сил наступавших войск.

- Говорю с Саур - могилы, - доложил Подполковник Свиридов в штаб дивизии. - Мы на высоте.

Тем, что Гвардейцы оказались на высоте, они во многом были обязаны мастеру воздушной разведки Старшему лейтенанту Фотию Морозову. Ещё не раз и не два появлялся он над "Миус - фронтом", корректировал огонь наших артиллеристов, фотографировал танковые колонны и вёл воздушные бои с истребителями противника.

И снова фронтовая хроника.

27 Июня 1943 года. Морозов корректировал огонь артиллерии в районе высоты Саур - могила. После двух залпов заметил прямое попадание снарядов во вражескую батарею и укрытие личного состава. Уточнил артиллеристам координаты. Они открыли огонь и через 2 - 3 минуты уничтожили полностью вражескую батарею и землянку с прислугой.

Ф.Я.Морозов у своей машины.

На снимке слева - Фотий Морозов у своего разрисованного "Яка". Хвостовой стабилизатор обвивает змея, а на фюзеляже изображена девушка с транспорантом "Польша", которая приветствует советского солдата.

1 Июля 1943 года. Морозов выполнял боевое задание по разведке аэродрома противника. Встретил сильный зенитный огонь, снизился до предельно малой высоты и сфотографировал вражеские самолёты.

17 Июля 1943 года Морозов летел над рекой Миус. На её западном берегу обнаружил до 20 танков и 60 автомашин противника. Вызвал по радио штурмовиков.

Як-1 Ф.Морозова.

Истребитель Як-1Б Гвардии старшего лейтенанта Фотия Морозова.  1944 год.

На железнодорожной станции Матвеев Курган Морозов обнаружил 5 вражеских эшелонов, каждый из которых насчитывал по 30 - 40 вагонов. Лётчик вызвал по радио бомбардировщиков, снизился до бреющего полёта и обстрелял паровозную команду маневрировавшего на путях эшелона.

Лишь за 4 фронтовых дня Старший лейтенант Фотий Морозов произвёл 17 успешных боевых вылетов на разведку в интересах армейского командования. Провёл 4 воздушных боя и лично сбил 2 "Мессера".

К Июлю 1943 года на боевом счету лётчика значилось 432 боевых вылета, из них 184 - на воздушную разведку. Он провёл 52 воздушных боя. Сбил 9 вражеских самолётов лично и 5 - в группе со своими товарищами. При штурмовке уничтожил большое количество военного снаряжения, живой силы и техники противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Звание Героя ко многому обязывало. Фотий Морозов глубоко это понимал и воевал фактически за четверых: за перехватчика, разведчика, штурмовика и корректировщика артиллерийского огня. Кроме того, сам же был на истребителе и штурманом. В полку его называли многоцелевым лётчиком. Какой же силой воли, интуицией, реакцией и классом лётного мастерства обладал человек, если мог в одном полёте выполнять целый комплекс сложнейших боевых задач !   На него полагались, ему доверяли, знали: такой не подведёт, не уступит врагу без боя воздушной дороги.

Как - то раз Фотий Морозов вылетел в паре на разведку войск противника. Шли на высоте 3500 метров. Под ними проносились реки, мелькали серые, под воробьиный цвет, избы, купола дряхлых церквей среди них. И вдруг впереди, на горизонте, появились два Ме-109 под облаками. Хорошо, что у Морозова оказалось преимущество в высоте, и он под прикрытием ведомого без промедления ринулся в атаку. Немцы, видимо, запоздали с контрманевром. Удар Морозова пришёлся по кабине и мотору "Мессер". Длинная пулемётно - пушечная очередь решила судьбу врага с первой же атаки.

Второй Ме-109 не вышел из боя, не бросился наутёк, как это часто случалось. Морозов огляделся по сторонам. Предчувствие его не обмануло: на помощь потерпевшим спешили ещё 5 "Мессеров". Продолжать с ними бой не имело смысла. Он и без того длился уже 22 минуты. Горючее в баках на исходе, его, можно сказать, в обрез, едва хватит до аэродрома дотянуть. Молниеносным маневром "Яки" перешли на бреющий полёт, произвели фотографирование танковой колонны на марше и благополучно вернулись к своим.

В часы, свободные от полётов, Морозов любил покрутить патефонные пластинки, слушал музыку, подолгу любовался утренним восходом солнца, радовался птичьему гомону. Он спешил жить, хотел познать многое, дорожил дружбой. Но главным для него оставалось небо, где в каждом боевом вылете во всей полноте раскрывался его виртуозный талант бойца и разведчика.

20 Июля 1943 года ведомым у Морозова шёл сержант Моцевой. Задание - фоторазведка опорных пунктов противника Мариенгейма и Густофельда в полосе наступления Гвардейского стрелкового корпуса. Когда достигли высоты 2000 метров, встретили двух "Мессеров". Одновременно увидели под собой колонну вражеских танков на заправке. Морозов немедленно передал ведомому: "Прикрой !", а сам лёг на боевой курс и стал фотографировать немецкие танки. В это время подоспели ещё 2 Ме-109. Прервав фотографирование, Старший лейтенант Фотий Морозов бросил "Як" в атаку. Под ракурсом 3 / 4 дал длинную очередь и поджёг "Мессер". Тот, видимо, какое - то время боролся с огнём, а потом устремился вниз и врезался в землю. Второго "Месса" подбил сержант Моцевой.

- Продолжай прикрывать ! - передал Морозов ведомому.

Едва Морозов успел закончить фотографирование целей, как снова пришлось вступить в бой с 2 Ме-109. И снова боевые развороты, горки и виражи. Снова охота за врагом на вертикалях, за облаками и в облаках. Надрывный рёв моторов. Короткие пушечные и длинные пулемётные очереди. Напряжение воли, проявление характера, бдительность, мастерство и чуть - чуть удачи. Две атаки - и ещё один "Мессер" отлетался в советском небе.

Так Морозов и разведку провёл, и пару "Мессеров" сбил.

В дальнейшем Морозов отважно защищал поля Украины, небо Крыма, освобождал Польшу и Румынию, Чехословакию и Венгрию.

В Ноябре 1944 года Майор Ф. Я. Морозов был осуждён военным трибуналом за уголовное преступление на 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора до конца войны, разжалован в рядовые. Вспоминает бывший лётчик - истребитель 31-го Гвардейского ИАП Григорий Васильевич Кривошеев:

Ф.Я.Морозов.

"Командиром 3-й эскадрильи был Герой Советского Союза Фотий Яковлевич Морозов. Это был исключительно опытный лётчик. Мы его называли "Мустафой" - был такой персонаж в фильме "Путёвка в жизнь". В Ноябре 1944 года на месячную практику прислали к нам инструкторов. В 3-ю эскадрилью попал какой - то Капитан. Стал выкаблучиваться: "Это не так, это неправильно, в Уставе так - то написано". Вылетов 10 сделал и вообще воспрял. На какой - то пьянке, причём проходившей без Фотия, этого Капитана, обозлившись, избили, после чего он умер. Фотий, как комэск, взял вину на себя и получил 10 лет, но потом приговор смягчили, разжаловали в рядовые и оставили в полку, в нашей эскадрилье. Командующий армией Вершинин принял такое решение: "Раз тебе дали 10 лет, собьёшь 10 самолётов - снимем судимость"...

Дело уже под конец войны было. Так вот все, с кем он летал, свои сбитые писали на него. Ведь для нас он был бог, даже рядовым. Мы же понимали, кто он и кто мы. Я с ним вылетов 10 - 15 сделал, сбивал. Так что к концу войны 10 самолётов набрали, и его восстановили комыском, вернули звание Майора".

Всего за годы войны он произвёл более 850 боевых вылетов и сбил 21 вражеский самолёт. Последним был "Фокке - Вульф - 190".

Войну начинал рядовым лётчиком, а закончил её командиром авиационной эскадрильи, Гвардии майором. Родина отметила его героические подвиги двумя орденами Ленина, медалью "Золотая Звезда", двумя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и многими медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Ф. Я. Морозова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )ШевелёвкаЯк-1, Як-7, Як-9.
203.06.1942 г.1  Ме-110Ближняя Игуменка
304.06.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Большая Бабка - Непокрытое
411.06.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Шиповатое - Приколотное
523.06.1942 г.1  Ме-109Николаевка
630.06.1942 г.1  Ме-109Шебекино
716.07.1942 г.1  Ju-52Березовка
827.01.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Мечетинский
909.07.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Латоново
1016.07.1943 г.1  Ju-88Чистяково
1120.07.1943 г.1  Ме-109Мариенгейм
121  Ме-109Густафельд
1323.02.1944 г.1  "Дуглас"юго - вост. Ново - Каменка
1420.10.1944 г.1  Me-109Кишуйсаллош
1502.11.1944 г.1  Ju-87юж. Монор
1616.04.1945 г.1  FW-190Курдейов
1719.04.1945 г.1  FW-190Брно
1820.04.1945 г.1  FW-190сев. Липин
1929.04.1945 г.1  FW-190Пустимеж

      Всего сбитых самолётов - 16 + 5  [ 14 + 5 ];  боевых вылетов - 857;  воздушных боёв - около 100.


Возврат

Н а з а д