Главная | Источники | 

HSU

Морозов Арсений Иванович


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

Морозов А.И.

Родился 23 Января 1922 года в деревне Слободка, ныне Калининского района, Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Ильинское, в 1938 году - Калининскую школу фабрично - заводского ученичества имени Г. В. Плеханова. Работал слесарем на Калининской прядильной фабрике и занимался в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

C Октября 1941 года сержант А. И. Морозов на фронтах Великой Отечественной войны. Был рядовым лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. В составе 149-го ИАП cражался на Южном, Западном, 2-м Белорусском фронтах.

Заместитель командира эскадрильи 149-го истребительного авиационного полка  ( 323-я истребительная авиационная дивизия, 8-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Старший лейтенант А. И. Морозов совершил 271 боевой вылет, в 33 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 9 самолётов противника. Штурмовыми ударами уничтожил 4 самолёта на аэродромах, 3 железнодорожных вагона с боеприпасами, 18 автомашин с грузами.

24 Июля 1944 года при ведении разведки в районе городов Брест - Высокое, вступил в бой с группой вражеских самолётов, был подбит и погиб. Похоронен в городе Кобрин Брестской области, где улица носит его имя.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ). На здании профтехучилища, где он учился, установлена мемориальная доска. Приказом Министра Обороны СССР от 7 Июня 1967 года навечно зачислен в списки воинской части.

*     *     *

Воевать он начал в Октябре 1941 года рядовым пилотом после выпуска из Батайской военной авиационной школы пилотов. На истребителе И-16 совершил 22 боевых вылета в небе Донбасса и под Ростовом. В районе посёлка Матвеев Курган одержал свою первую победу.

В 1942 году Морозов прошёл переучивание на новые "Яки" и был направлен на Западный фронт в состав 1-й Воздушной армии. До лета 1943 года, пока линия фронта в Калужской области была стабильна, Морозов выполнял боевые вылеты на перехват отдельных групп вражеских бомбардировщиков, на сопровождение штурмовиков, но особенно был задействован в разведывательных полётах.

В 1944 году Морозов участвовал в Белорусской наступательной операции под кодовым названием "Багратион". Не раз вылетал на штурмовку оборонительных рубежей противника по реке Днепр и на штурмовку окружённой восточнее Минска вражеской группировки. В Июле 1944 года участвовал в боях на подступах к городу Брест.

24 Июля 1944 года в последний, 271-й раз поднял в воздух свой Як-9 для выполнения боевого задания. В районе городов Брест и Высокое вступил в воздушный бой с самолётами противника, атаковавшими наши наземные войска. Уничтожил 2 вражеских самолета и направил свою подожжённую машину на колонну фашистов. Был он к этому времени уже Старшим лейтенантом, заместителем командира авиационной эскадрильи 149-го истребительного авиаполка...

Лётчик часто бьётся в небе на виду у всего фронта. Тысячи людей видят его отвагу. Враги злорадствуют, свои восхищаются, а при неудачах - огорчаются, страдают. Пилоту ничем нельзя помочь с земли. Он там, в синей выси, один. И знает, что представляет в поединке с грозным противником своих друзей, свою Родину. И как же велика эта мера ответственности !

Так было в Белоруссии, на подступах к городу Кобрину, 24 Июля 1944 года. На пути наших наступающих войск встретилась укреплённая немецкая полоса. Противник оказал упорное сопротивление. Наши пехотинцы залегли. Старший лейтенант Морозов, отличный истребитель и разведчик, вылетел, чтобы добыть точные сведения для командования. Задание на разведку он выполнил, результат сообщил по рации.

Возвращаясь на свой аэродром, Морозов увидел, как вражеские самолёты бомбят передний край советских войск. Не в характере Арсения было пролетать мимо врага. И он бросился в неравную схватку, чтобы помочь наземным войскам. Морозов дрался расчётливо, дерзко. Расстроив боевой порядок противника, Арсений удачно зашёл в хвост одному из них и меткой очередью сбил его. Вражеская машина, вспыхнув, рухнула на землю. Наши пехотинцы, артиллеристы, танкисты, наблюдавшие этот воздушный бой, ликовали, восторженно кричали: "Молодец, сокол !   Бей их !"

Морозов не видел и не слышал их восторга. Он продолжал вести бой...

Вскоре неприятельские самолёты повернули назад и стали покидать поле воздушной схватки. И в этот миг самолёт нашего разведчика тряхнуло, и он, потеряв управление, стремительно понёсся к земле. Ломая верхушки деревьев, истребитель упал в глубине леса, на территории, ещё занятой врагом.

Местный житель  ( лесник ), наблюдавший за воздушным боем, нашёл изуродованный самолёт Як-9, извлёк из - под его обломков тело молодого пилота. В карманах погибшего нашёл и документы.

Через несколько дней, когда район был полностью освобождён, лесник пришёл в ближайший штаб советских войск, рассказал о воздушном бое, отдал командиру бережно сохранённые им документы погибшего, а потом привёл наших воинов к месту, где похоронил смельчака.

Молва о славном храбреце разнеслась по белорусской земле, освобождённой от немецких войск. Позже Арсения Ивановича Морозова с почестями похоронили в городе Кобрине на центральной площади. О подвигах калининского парня рассказывают в школах и на предприятиях. В местном музее посетители долго стоят у портрета красивого 22-летнего офицера с орденами на груди. Какой молодой и как много им сделано !

Родился Арсений в маленькой деревеньке близ села Ильинского. Мать, Анна Васильевна, вспоминала: "Арся рос тихим. Учителя на него не жаловались. Как старший из детей, помогал мне по дому, ходил со взрослыми на покос. К машинам с детства рвался, а потом вот в лётчики пошёл".

Молодой рабочий не хотел ждать, когда всему наступит свой срок, торопился побольше узнать. Раньше срока он поступил в аэроклуб, добровольцем, ещё до призывного возраста - в военное училище. А когда началась война, ему было лишь 19 лет, но в бой он вступил уже опытным пилотом. Участвовал в оборонительных боях на Донбассе и под Ростовом, в Смоленско - Рославльской и Белорусской наступательных операциях, в том числе в освобождении городов Ельня, Могилёв, Брест.

Старший лейтенант А. И. Морозов на истребителях разных марок совершил 271 боевой вылет, в том числе 32 на штурмовку наземных войск противника и 46 - на разведку. В 33 воздушных боях Арсений сбил 13 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами. В 28 вылетах на штурмовку он уничтожил до 20 автомашин и 3 вагона с боеприпасами, вывел из строя до 150 солдат и офицеров врага. В разведывательных полётах добыл важные сведения о расположении и движении неприятельских войск, об их численности. В боевой характеристике замечательного советского аса сказано:

"Морозов является мастером воздушного боя и отличным разведчиком, его разведданные были точны и правдивы. Морозов всегда посылался на самые ответственные боевые задания, и там, где угрожала опасность с воздуха для наших частей, он появлялся в небе со своей группой и сокрушительно громил немецких захватчиков. У него были одна мысль и одно желание - летать и уничтожать врага, где бы он не появился. Личным примером увлекал лётчиков на боевые подвини и служил примером не только для лётного состава полка, но также дивизии и всего корпуса".

Як-9 А.И.Морозова.

Як-9Т командира эскадрильи 149-го ИАП ст. л-та Арсения Морозова.  Красный нос
самолёта - отличительный признак 8-го ИАК.  Лётчик погиб на этом "Яке" 24.07.1944 г.

Заместитель командира эскадрильи 149-го истребительного авиаполка 323-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Старший лейтенант А. И. Морозов особенно отличился в период боёв за Ельню в конце лета 1943 года. Отдельный эпизоды, упоминаемые в штабных документах, вызывают изумление.

9 Августа 1943 года Морозов с восьмёркой "Яков" вылетел в район станции Павлиново для прикрытия наших наземных частей. В воздухе появилось 47 вражеских бомбардировщиков. "Юнкерсов" и "Хейнкелей" сопровождала группа из 12 истребителей FW-190. Неприятельская армада шла спокойно, уверенно. И всё - таки Морозов, не побоявшись 7-кратного превосходства врага, втупил в бой. "Яки" разбили строй противника, принудили немецких лётчиков сбросить бомбы на свои же войска. При этом Арсений умело руководил боем и сам сбил один истребитель.

30 Августа в том же районе четвёрка истребителей Морозова ринулась в бой против 37 бомбардировщиков и 12 истребителей. И опять победа досталась нашим пилотам. Враг не долетел до наших позиций, в беспорядке повернул назад. Арсений же, мастерски организовав атаку, сбил бомбардировщик и истребитель.

Морозов А.И.

1 Сентября 1943 года Морозов вновь повёл 10 истребителей Як-7Б против 26 бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей FW-190. В первой атаке Морозов сбил командира головной группы бомбардировщиков. Затем, благодаря его чёткому руководству, наши лётчики уничтожили ещё 7 вражеских машин и 1 подбили.

23 Февраля 1945 года Старшему лейтенанту Арсению Ивановичу Морозову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В лётной части, где служил Арсений Морозов, и ныне хорошо знают о его боевых подвигах. Приказом Министра обороны Союза ССР от 7 Июня 1967 года А. И. Морозов навечно занесён в списки этой части. Он всегда в строю.

На родине его имя долгое время носил один из колхозов. В городе Кобрине Брестской области, где похоронен Герой  ( к сожалению, на надгробии отчество А. И. Морозова выбито неправильно ), его именем названы одна из центральных улиц и сквер, там же установлен обелиск. В городе Твери, на родине Героя, на улице Спартака дом 39, установлена мемориальная доска.

Сохранились письма Арсения с фронта матери, почётной колхознице: "Мама... Летал и летать буду !"   С Июля 1944 года он уже не летает, но живёт с людьми всё такой же красивый и молодой...

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта А. И. Морозова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )ШепиловоЛаГГ-3, Як-9, Як-9.
223.06.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Первомайское
330.07.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )р-н Гнездилово
410.08.1943 г.1  FW-190р-н Гнездилово
501.09.1943 г.1  Ju-87Ельня - Чанцово
61  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Чанцово - Леонидово
7??.09.1943 г.2  Не-111р-н Ельни

      Всего сбитых самолётов - 13 + 9  [ 4 + 4 ];  боевых вылетов - 271;  воздушных боёв - 33.

     © fightersky.ru