Главная | Источники | 

HSU

Миоков Николай Дмитриевич

Н.Д.Миоков

Родился 3 Августа 1916 года в селе Нижнее, ныне посёлок Первомайского горсовета Ворошиловградской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и горно - промышленное училище. Работал электрослесарем на шахтах № 5 и № 13. С 1 Августа 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Иркутское военное авиационное техническое училище и был направлен в Забайкальский военный округ, на советско - монгольскую границу. Техник - лейтенант Н. Д. Миоков служил в 150-м скоростном бомбардировочном авиационном полку, которым командовал Майор И. С. Полбин, будущий дважды Герой Советского Союза.

В 1939 году участвовал в боях с японскими войсками на реке Халхин - Гол, обслуживал и ремонтировал бомбардировщики СБ. Был награждён медалью "За отвагу".

С Июля 1941 года Старший лейтенант Н. Д. Миоков на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1941 года сражался в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в должности младшего авиационного техника.

В Июле 1941 года 150-й СБАП был переброшен на Западный фронт, где в составе 22-й армии участвовал в оборонительных боях на территории Витебской и Псковской областей  ( районы Полоцк - Невель - Великие Луки ).

В Августе 1941 года подбитый самолёт СБ командира полка И. С. Полбина совершил вынужденную посадку на территории, занятой врагом. Технический экипаж самолёта во главе с техником - лейтенантом Н. Д. Миоковым перешёл линию фронта, отыскал самолёт и за 3 суток отремонтировал его. И. С. Полбин улетел на исправленной машине в полк, а группа Миокова осталась в тылу врага. Через несколько дней она, пробираясь по лесам, вышла в расположение стрелковой дивизии, сражавшейся в окружении. Члены технического экипажа стали рядовыми бойцами стрелковой роты. 28 Сентября 1941 года дивизии удалось прорвать кольцо окружения и соединиться с нашими войсками, а Миоков с товарищами вернулся в свой полк, к этому времени базировавшийся на аэродроме Ржев.

В Сентябре 1941 года он был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. В 1943 году осуществилась его мечта: он стал лётчиком - истребителем. С конца Сентября 1943 года начал боевые действия на Воронежском фронте  ( с 20 Октября 1943 года - 1-й Украинский фронт )  в составе 91-го ИАП. Летая на "Яках", теперь уже сам поднимался в небо, сходясь там в единоборстве с неприятельскими пилотами.

Участвовал в наступлении Воронежского фронта на Киевском направлении, битве за Днепр; в Киевской наступательной операции  ( 3 - 13 Ноября 1943 года )  и освобождении столицы Украины - города Киева; Киевской оборонительной операции  ( 13 Ноября - 22 Декабря 1943 года ); в разгроме фашистских войск на Правобережной Украине, Житомирско - Бердичевской операции   ( 24 Декабря 1943 года - 14 Января 1944 года ); Корсунь - Шевченковской операции   ( 24 Января - 17 Февраля 1944 года ).

Первые 5 самолётов Н. Д. Миоков сбил в боях над Киевской областью. За эти успехи был награждён орденом Красного Знамени. Следующие 3 самолёта - в Радомышльском и Житомирском районах в ходе Житомирско - Бердичевской операции. Был награждён орденом Александра Невского.

С весны 1944 года в ходе Проскуровско - Черновицкой операции полк действовал в районе города Тернополь при окружении гарнизона, отражении деблокирующих ударов и ликвидации группировки. Участвовал в освобождении Западной Украины и восточных районов Польши  ( 4 Марта - 17 Апреля 1944 года ).

Ещё 2 самолёта были им сбиты непосредственно перед началом Львовско - Сандомирской операции. Прикрывал штурмовиков при образовании "Колтувского коридора" и при многочисленных массированных штурмовках окружённой вражеской Бродской группировки.

В Мае 1944 года полк убыл в Багай - Барановку  ( Саратовская область ), в 8-й запасный авиационный полк для переучивания на новые истребители Як-3. Эти самолёты были получены полком  ( первым из фронтовой авиации )  13 Июня 1944 года.

Истребитель Як-3.

В начале Июля 1944 года полк вернулся в дивизию. Именно в 91-м истребительном авиационном полку проходили фронтовые испытания Як-3 в ходе Львовско - Сандомирской стратегической наступательной операции  ( 13 Июля - 29 Августа 1944 года ).

2-я АЭ 91-го ИАП. 1-й Украинский фронт, лето 1944 г.

2-я эскадрилья 91-го ИАП. 1-й Украинский фронт, лето 1944 года.  1-й ряд сидят слева направо:
зам. командира 2-й аэ М. Чижиков, командир 2-й аэ капитан Н. Д. Миоков, адьютант 2-й аэ Герой
Советского Союза капитан Д. Ф. Ковтюлев; 2-й ряд стоят слева направо: ком. звена лейтенант
И. П. Шалаев, лётчик мл. лейтенант Н. Двирник, лётчик мл. лейтенант Карпов, ст. лётчик лейтенант
Носов, лётчик мл. лейтенант Берёзкин, ком. звена ст. лейтенант Г. Козин, лётчик мл. лейтенант
Жучков, ст. лётчик лейтенант Баранов, ст. лётчик Игнатов, лётчик мл. лейтенант Н. Савчук.

С Августа 1944 года участвовал в боях над Сандомирским плацдармом, в том числе в знаменитом вылете 1-го Гвардейского штурмового авиакорпуса почти в полном составе на коммуникации врага, ведущие к Сандомирскому плацдарму. Штурмовыми полками были в этом вылете разрушены все подвозные магистрали, а истребители прикрытия сбили большое количество вражеских самолётов.

В Январе - Марте 1945 года участвовал на территории Польши в Сандомирско - Силезской  ( 12 Января - 3 Февраля ), Нижнесилезской   ( 8 - 24 Февраля )  и Верхнесилезской  ( 15 - 31 Марта )  наступательных операциях. С середины Апреля участвовал в Берлинской стратегической операции и в штурме Берлина  ( 16 Апреля - 8 Мая ).

31.03.1945, аэродром Гроткау.

31.03.1945 года, аэродром Гроткау  ( Германия ).   Слева направо: ст. лётчик В. Карпов, командир
2-й аэ Н. Д. Миоков, лётчик В. Жучков, командир полка А. Р. Ковалёв, ком. звена Г. Козин, ст. лётчик
Н. Двирник, лётчик Н. Пурисов, зам. командира аэ А. Малышев, ком. звена Н. Ватагин, командир аэ
И. Цыганов, заместитель командира полка по политической части С. И. Волков.

Последние несколько самолётов Н. Д. Миоков сбил в районе города Баутцен, где немецкие войска предприняли удар по частям 52-й армии из Чехословакии на Берлин.

В ходе многочисленных воздушных боёв приобрёл богатый боевой опыт и стал истребителем - асом. С 29 Сентября 1943 года по 9 Мая 1945 года командир эскадрильи 91-го истребительного Дембицкого ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка  ( 256-я истребительная Киевская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Майор Н. Д. Миоков произвёл 226 успешных боевых вылетов, из них на самолётах Як-1 - 36, Як-7Б - 9, Як-3 - 181 боевой вылет. По выполнению боевых задач: на прикрытие боевых порядков наземных воск - 152; на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в район цели и обратно - 12; на разведку войск и аэродромов противника - 18; на свободный поиск противника со штурмовкой его наземных войск - 30; вылетов по тревоге на перехват воздушных целей - 14.

Провёл 54 воздушных боя, преимущественно с превосходящими по количеству силами противника. В воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника, из них: 5 Ме-109; 9 FW-190; 6 Ju-87; 2 FW-189.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Миоков Николай Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 7488 ).

После окончания войны Майор Н. Д. Миоков продолжал служить в родном полку в составе Центральной группы войск. В 1948 году окончил Высшую лётно - тактическую офицерскую авиационную школу, в 1952 году - курсы усовершенствования командного состава  ( КУКС ). Служил командиром истребительного полка и заместителем командира 126-й истребительной авиационной дивизии в Ленинградском военном округе.

С 1958 года Полковник Н. Д. Миоков - в запасе. Жил в городе Пушкин Ленинградского горсовета. Работал на железной дороге. Скончался 25 Ноября 1987 года. Похоронен в городе Пушкин на Казанском кладбище. На доме в посёлке Нижнее установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За победу над Германией", "ХХХ лет СА и ВМФ".

*     *     *

Список всех известных побед Майора Н. Д. Миокова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.10.1943 г.1  Ju-87Горностайполь - СтрахолесьеЯк-9, Як-3.
213.10.1943 г.1  FW-190Литвиновка
306.11.1943 г.1  Ju-87Салтаново
41  Ju-87зап. Васильков
51  Ju-87юж. Мотовиловка
629.11.1943 г.1  FW-189Кочерово
714.12.1943 г.1  FW-190Степановка
801.01.1944 г.1  FW-189Троянов
914.07.1944 г.2  Ju-87Золочев - Плугув
1012.08.1944 г.1  Ме-109Олесница
1113.09.1944 г.1  FW-190тер. Польши
1210.02.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Кант
1326.02.1945 г.1  Ме-109Карлсдорф
1426.03.1945 г.1  FW-190Заудиц
1531.03.1945 г.1  Ме-109Троппау
1616.04.1945 г.1  Ме-109Ниски
1717.04.1945 г.1  FW-190Обер - Билау
1821.04.1945 г.3  FW-190юж. Ниски - вост. Кальтвассер
1926.04.1945 г.1  Ме-109Бауцен

      Всего сбитых самолётов - 22 + 0;  боевых вылетов - около 230;  воздушных боёв - 54.

*     *     *

Из материалов наградного листа:

Н.Д.Миоков

"Майор Миоков за время пребывания в полку показал себя как высококвалифицированный мастер воздушного боя. В воздушных боях держится храбро, дерзко навязывая свою волю противнику. Своей отвагой и мастерством увлекает ведомых своей группы, которая всегда кончает бой, нанеся наибольшие потери противнику.

Тов. Миоков является хорошим разведчиком и всегда доставляет командованию ценные сведения о противнике.

В Декабре 1943 года, базируясь со своей эскадрильей на отдельном аэродроме, выполнял задачи по разведке в интересах 40-й армии. За постоянно доставляемые ценные сведения о противнике эскадрилья во главе с майором Миоковым получила благодарность Военного Совета 40-й армии.

Летая систематически ведущим группы, он в самых разнообразных метеорологических условиях и воздушной обстановке задания выполняет отлично.

Прикрывая свои наземные войска, майор Миоков никогда не допускал к ним бомбардировщики и штурмовики противника, а дерзостью и умением  ( при любом количестве самолётов противника )  своевременно вступал в бой, разгонял их и наносил им потери.

6 Февраля 1945 года майор Миоков повёл шестёрку истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Ратибор  ( Рацибуж ), Польша. За линией фронта он встретил смешанную группу противника в составе 18 Ю-87 под прикрытием 6 ФВ-190. Внезапной атакой противник был атакован, после чего пара связала боем истребителей противника, а четвёрка, управляемая Миоковым, неоднократными атаками била бомбардировщиков.

В этом бою группа Миокова сбила 6 бомбардировщиков, из которых лично Миоков сбил 3 самолёта. Остальные, нарушив свой боевой порядок, сбросили бомбы на свои войска и беспорядочно ушли на запад. Группа Миокова своих потерь не имела.

21 Апреля 1945 года майор Миоков в составе четырёх экипажей прикрывал свои наземные войска в районе города Ниски  ( Германия ). По радио с передового командного пункта командира корпуса майор Миоков был предупреждён, что к линии фронта подходит группа самолётов противника. На подходе к линии фронта группа из 14 истребителей ФВ-190, шедшая штурмовать наш передний край, была встречена звеном Миокова. В завязавшемся бою Миоковым было сбито 2 ФВ-190. Остальные, освободившись от бомб, беспорядочно ушли на запад.

В этот же день, вторично вылетев в том же составе прикрывать свои войска, группа встретила 4 ФВ-190. В завязавшемся бою группа сбила 2 самолёта, один из которых сбил майор Миоков. В обоих боях группа Миокова потерь не имела.

Громя немецко - фашистских захватчиков, майор Миоков прошёл славный боевой путь. Он бил фашистских стервятников под Киевом и на Днепре, под Житомиром и Львовом, под Краковым и на реке Одер, под Берлином и до последнего дня окончательного разгрома врага.

Эскадрилья под руководством майора Миокова за период с Октября 1943 по 9 Мая 1945 года произвела 1480 боевых вылетов. Она провела 78 воздушных боёв, в которых лётчики со своим командиром сбили 67 самолётов противника, потеряв за этот период 4 лётчиков и 9 самолётов".


Возврат

Н а з а д