Главная | Источники | 

HSU

Мещеряков Иван Иванович

И.И.Мещеряков.

Родился 3 Сентября 1908 года в селе Нижняя Добринка, ныне Жирновского района Волгоградской области. Окончил 7 классов. С 1930 года в Красной Армии. В 1938 году окончил лётное отделение Харьковского военного училища НКВД.

С первого дня Великой Отечественной войны Лейтенант И. И. Мещеряков в действующей армии. Сражался в составе 129-го ИАП  ( 5-го Гвардейского ИАП ).

20 Сентября 1941 года командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( Калининский фронт )  Гвардии капитан И. И. Мещеряков в воздушном бою в районе города Ярцево Смоленской области сбил вражеский бомбардировщик. Продолжая бой и израсходовав боеприпасы, таранил другой бомбардировщик. Сам благополучно произвёл посадку.

К Декабрю 1941 года совершил 135 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 5 самолётов противника.

8 Февраля 1942 года в воздушном бою под городом Ржев   ( Калининская область )  второй раз таранил вражеский самолёт, но погиб и сам. Всего сбил 11 самолётов противника.

5 Мая 1942 года посмертно удостоен звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Краевого Знамени, Красной Звезды. В Волгограде на улице, носящей его имя, установлена мемориальная доска, а на родине - бюст Героя.

*     *     *

Немало героических эпизодов в истории советских погранвойск связано с именами лётчиков - пограничников. С первых часов начавшейся войны в чрезвычайно сложных условиях вступили они в бой с врагами, которые, в довершение к внезапности, поставившей наши авиационные части в особо трудные условия, располагали новейшими самолётами, отличавшимися высокой скоростью, мощным вооружением.

Пограничная авиация в первые же дни войны была передана в Военно - Воздушные Силы Красной Армии. Лётчики - пограничники отличились в воздушных боях на многих фронтах. Но оставались некоторые подразделения, выполнявшие ряд специальных заданий именно как авиачасти пограничных войск. В их числе, в частности, 1-й истребительный авиационный полк погранвойск, командиром которого был Капитан В. В. Емельянов, военкомом - батальонный комиссар Л. П. Азаров.

На протяжении всей войны лётчики - пограничники воевали бок о бок с частями ВВС Красной Армии, неизменно проявляя высочайшее лётное мастерство. Лётчиков - пограничников нередко выручали навыки, полученные в мирный период пограничной службы.

Первой вступила в бой 10-я авиационная эскадрилья, расположенная на аэродроме Каролина в районе Гродно. Неожиданно обрушившиеся на аэродром бомбовые удары немецких самолётов нанесли эскадрилье ощутимый урон, и в воздух поднялось лишь одно звено. В коротком жестоком бою пали смертью храбрых лётчики - пограничники Старший лейтенант П. Р. Пашинин, С. К. Фадеев, В. Г. Красовский. Не вернулись с боевого задания А. А. Астахов и В. Г. Пыжов. Оставшиеся в живых лётчики поступили в распоряжение пограничной авиабригады. Один из Героев - авиаторов пограничных войск - И. И. Мещеряков - принял свой первый бой с врагами именно в составе 10-й авиаэскадрильи.

От полёта к полёту всё твёрже становился в небе почерк Старшего лейтенанта. В одном из боёв ведомая им тройка вступила в бой с 6 прорвавшимися через зону обороны вражескими самолётами и 4 из них уничтожила.

К осени авиаэскадрилья, которой временно командовал Мещеряков, перебазировалась на аэродром, расположенный на дальних подступах к Москве, и вошла в состав 129-го истребительного авиаполка. Расположение аэродрома давало возможность перехватывать вражеские самолёты ещё задолго до их подлёта к цели и завязывать воздушные бои за пределами столицы.

Рано утром 20 Сентября 1941 года большая группа немецких бомбардировщиков Ju-88 пыталась нанести удар по аэродрому Дугино, где базировались наши истребители и штурмовики. Взлетевшие по тревоге МиГ-3 и ЛаГГ-3, которые только что возвратились с боевого задания, перехватили вражескую группу на подходах к аэродрому и смелыми атаками расстроили её боевой порядок.

Лишь отдельным "Юнкерсам" удалось прорваться к аэродрому и сбросить бомбы, которые разорвались на лётном поле, в лесу, неподалеку от стоянок штурмовиков Ил-2 и в районе полевых авторемонтных мастерских. В скоротечном воздушном бою многие лётчики сбили по одному бомбардировщику. Но не вернулся на аэродром заместитель командира эскадрильи. Тягостным было ожидание, Как - то не верилось, что Иван Иванович Мещеряков погиб. Уважали его, спокойного на земле, но грозного для врага в воздухе. Среди молодых пилотов 33-летний заместитель комэска, налетавший на разных типах машин не одну сотню часов, выделялся боевым опытом, числом сбитых вражеских самолётов. Какую бурную радость пережил каждый, когда по телеграфу сообщили, что он жив и здоров, вылетел в полк !   А через некоторое время Мещеряков вышел из самолёта связи веселый, улыбающийся. О своём бое он рассказал так:

"Вылетел я по тревоге наперехват фашистских бомбардировщиков. Иду на предельной скорости к линии фронта на высоте 3000 метров и вдруг вижу 5 "Юнкерсов". Набрал высоту, стал атаковывать их. Строй противника нарушился. Смотрю, один бомбардировщик отстал. Решил заняться им. Приблизился, дал по нему очередь одну, другую - враг продолжал идти на запад. Повторяю маневр, подхожу ближе, прицеливаюсь, нажимаю на гашетки. Самолёт привычно задрожал. И вдруг в самом начале очереди оружие замолкло. Сделал перезарядку. Результат тот же. И такое взяло меня зло. Решил пойти на последнее - винтом ударить по хвосту вражеского бомбардировщика.

Прибавил обороты, дистанция заметно сократилась. "Ястребок" настигал врага. Цель всё ближе и ближе: 50, 30, 20, 10 метров. Перед глазами яркий, будто раскрутившийся меч, диск воздушного винта. За ним, как в ореоле, хвост вражеского бомбардировщика. Ещё ближе... Остальное уже не улавливалось сознанием. Треск - винт сечёт металл хвостового оперения; "Юнкерс" камнем пошёл вниз. Раненый мой самолёт задрожал, словно в лихорадке. Появилась тряска мотора, козырек кабины залило горячей водой и паром. Пару минут машина ещё планировала, словно дожидаясь, пока лётчик воспользуется парашютом. Мотор работал с перебоями. Лишившись тяги, машина стала резко терять высоту. О том, чтобы добраться до своего аэродрома, не могло быть и речи. Быстро осмотрел местность, развернул самолёт на более пригодную площадку, выпустил щитки и с ходу посадил самолёт с убранными шасси. Фашист нашёл себе могилу на окраине города Ярцево".

Таран Ивана Мещерякова.

Воздушный таран - приём смелых лётчиков. Он требует виртуозного владения самолётом, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва, дерзкого натиска. Мещеряков доказал, что обладает этими качествами. Подвиг Старшего лейтенанта стал достоянием всех лётчиков Западного фронта. О нём писала армейская и фронтовая печать.

Он родился в 1908 году в крестьянской семье в станице Нижняя Добринка Волгоградской области. Здесь, в казачьей станице, прошли его детство и юность. В 1930 году Мещеряков был призван в ряды Красной Армии. Его направили в авиацию - в Харьковскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1932 году. В этом же году молодой пилот стал коммунистом. А затем служба в строевых авиационных частях, учёба, тренировки. С первых дней он участвует в Отечественной войне. Вот характеристика, взятая из личного дела Ивана Ивановича:

"Решительный, смелый лётчик - истребитель. Дерзко вступает в бой с превосходящими силами противника, своим личным примером увлекает подчинённых в бой".

В то же время он был самым общительным, душевным и никогда не унывающим товарищем, пользовался большим уважением всего личного состава. Однажды девятка истребителей, ведомая Мещеряковым, прикрывала передний край. На земле шёл бой. До лётчиков не долетали звуки выстрелов, но с высоты видны были им вспышки огня, дым от разрывов артиллерийских снарядов и мин. Каждый день они наносили на свои карты обстановку на фронте и знали, как трудно приходилось пехотинцам, танкистам, артиллеристам сдерживать врага.

Истребители занимали разные высоты. Первое звено шло на высоте 2000 метров, а тройка вместе с Иваном Ивановичем летела с превышением на 500 метров над вторым звеном. Неожиданно командир группы заметил вражеские бомбардировщики. Коротконосые, тяжёлые, медленно двигались Ju-88. Выше их, как осы, носились Ме-109. 18 бомбардировщиков и почти столько же истребителей !

Численное превосходство на стороне фашистов, но это не испугало наших лётчиков. Перед вылетом был проигран вариант возможного воздушного боя. Договорились, что первая шестёрка атакует бомбардировщики, а командир со своими ведомыми свяжет истребители. Рассмотрели как раз такой случай, который представился сейчас. Мещеряков передал по радио:

- Бомбёры, атакуйте !

Шестёрка наших истребителей устремилась на бомбардировщика. Ме-109 пытались преградить им путь, но были атакованы сверху тройкой истребителей - те вовремя открыли заградительный огонь. Небо прошили красные нити трассирующих пуль.

Бой затянулся. Одна атака следовала за другой. Ведущий группы бомбардировщиков пытался пробиться к цели, увлекая за собой лётчиков, но Мещеряков сбил его. Строй бомбардировщиков рассыпался. Немецкие лётчики стали поспешно сбрасывать бомбы, чтобы облегчить свои самолёты. Кинулись врассыпную. Наши нагоняли и атаковывали их.

Воздушный бой, начавшийся над линией фронта, скоро переместился в глубь вражеских войск. На земле там и здесь чёрными дымными кострами горели сбитые фашистские самолёты. Один, два, три, четыре !   А все 9 истребителей Мещерякова вернулись на свой аэродром.

На другой день, патрулируя в составе 6 ЛаГГ-3 в районе Ельни, группа Мещерякова встретила 9 Ju-88, летевших в сторону столицы. Находясь в стороне и выше бомбардировщиков, Иван Иванович на большой скорости атаковал врага. Внезапность удара решила исход боя. Потеряв управление, противник стал беспорядочно отстреливаться, неприцельно сбрасывать бомбы, стараясь уйти от преследования. Воспользовавшись замешательством фашистских лётчиков, наши истребители продолжали наносить удар за ударом и сбили 2 вражеских самолёта, один из которых был уничтожен командиром группы.

ЛаГГ-3 из состава 5-го ГвИАП.

В начале Февраля 1942 года после выполнения боевого задания в районе Ржева командир эскадрильи Мещеряков не возвратился на свой аэродром.

...По сигналу, поступившему с поста наблюдения, эскадрилья быстро поднялась в воздух. Встретив большую группу вражеских самолётов, наша группа вступила в бой. В небе завертелась адская карусель. В этой круговерти на счету была каждая секунда, малейшая оплошность могла стоить жизни. Мещеряков направил свой самолёт вверх и, сделав крутую горку, оказался над одним из "Мессеров". Поймав в прицел вражеского пилота, он дал длинную очередь. "Мессер" с натужным рёвом перевалился на правое крыло, задымил и сорвался в штопор. Несколько минут спустя получил своё и вражеский истребитель, упорно пытавшийся сбить самолёт Мещерякова.

И.И.Мещеряков.

Проводив взглядом падающий истребитель, Капитан огляделся и сразу же оценил обстановку. Правый ведомый оказался в затруднительном положении: сверху на него насели 2 "Мессера". Второго ведомого нигде поблизости не было. Мещеряков кинулся на выручку товарищу, хотя боеприпасов уже не оставалось. Однако "Мессеры" на этот раз были внимательнее. Увидев, что машина Мещерякова не стреляет, немцы, оставив в покое ведомого, бросились к нему.

Развернув самолёт, Мещеряков направил его прямо на ближайший "Мессер". Он шёл в лобовую атаку. Вероятно, вражеский лётчик рассчитывал, что нервы советского аса не выдержат, он сделает горку и в этот момент будет прошит пулемётной очередью. Однако когда понял, что русский не собирается отворачивать, было уже поздно...

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года И. И. Мещерякову посмертно присвоего звание Героя Советского Союза.

"Где, в какой стране мог родиться такой приём атаки, как таран ? - писал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Только у нас, в среде лётчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили её честь, независимость и свободу превыше всего, превыше собственной жизни".

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. И. Мещерякова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.09.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )СущевоМиГ-3, ЛаГГ-3.
220.09.1941 г.1  Ju-88  ( сбит таранным ударом )аэродром Совхоз Дугино
329.12.1941 г.2  Ju-87юго - вост. Шелкочево
421.01.1942 г.1  Ju-87р-н Ржева
522.01.1942 г.2  Ju-88  ( в группе - 2 / 3 )р-н Ржева
608.02.1942 г.1  Ju-88  ( сбит таранным ударом )зап. Денежное

      Всего сбитых самолётов - 11  [ 5 + 3 ];  боевых вылетов - около 200;  воздушных боёв - более 20.


Возврат

Н а з а д