|
Родился 17 февраля 1923 года в городе Батуми Аджарской АССР. Окончил 9 классов средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Тбилисскую, а в 1942 году - Армавирскую военную авиационную школу пилотов. С марта 1943 года сержант Г. А. Мерквиладзе на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 270-го ИАП ( с февраля 1944 года - 152-й Гвардейский ИАП ). Сражался на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолёта противника. В марте 1945 года сбил реактивный самолёт Ме-262. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генерального штаба. Летал на реактивных самолётах. С 1970 года генерал - майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ); медалями. Имя Героя носит танкер Грузинского МП. * * *Пилот 152-го Гвардейского истребительного авиаполка Гарри Александрович Мерквиладзе один из очень немногих советских лётчиков, имевших на своём боевом счету сбитый реактивный самолёт Ме-262. Бой этот происходил в марте 1945 года следующим образом: Гарри Александрович, выполняя полёт, заметил неизвестный ему самолёт, по описанию походящий на Ме-262. Немецкий пилот также заметил советский истребитель, и приготовился к атаке. Мерквиладзе понял, что без хитрости этот самолёт "с небес на землю" не спустить. Вражеский истребитель зашёл в хвост истребителю Мерквиладзе и приготовился стрелять, советский лётчик использовал преимущество маневренности своего истребителя, и когда Ме-262 мчался на большой скорости в хвост самолёта Гарри Александровича, он и применил ту самую хитрость, совершив резкий рывок в сторону. Мерквиладзе изменил траекторию полёта своего самолёта, а истребитель врага на бешеной скорости промчался мимо и ушёл вперёд. Советскому лётчику оставалось лишь поймать в прицел истребитель врага и выпустить по врагу очередь пулемётно - пушечного огня, что Гарри Александрович и сделал, записав на свой счёт "чудо инженерной мысли Германии". Сбитый самолёт осматривала специальная комиссия из Москвы. Гарри Мерквиладзе получил за этот бой орден Красного Знамени... К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и Як-9, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Мерквиладзе Гарри Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 7919 ). Один из эпизодов своей боевой деятельности Мерквиладзе описывает так: "В марте 1945 года я в составе четвёрки
истребителей Як-9 вылетел на прикрытие 9 Ил-2, получивших задание атаковать
танки противника в районе города Бунцлау ( Германия ). Ведущий "Илов" -
капитан Евсюков. Погода была плохая, высота облачности 450 - 500 метров, 8 - 9
баллов, что затрудняло прикрытие штурмовиков.
Штурмовики шли под нижней кромкой облачности, и, чтобы не
выпустить их из виду, мне пришлось четвёрку истребителей построить так: я
парой шёл сзади "Илов" на дистанции 150 - 200 метров и ниже на 50 - 100 метров,
вторая пара сзади моей на дистанции 100 - 150 метров под облачностью. При подходе к линии фронта четвёрка Ме-109 пыталась атаковать
"Илов", но их атаки были отбиты. По радио со станции наведения мы были
предупреждены, что в районе цели патрулирует группа истребителей противника.
Моя четвёрка, увеличив скорость, стала попарно переходить ножницами сзади "Илов",
для того чтобы обе полусферы были всё время под нашим наблюдением. Подходя к цели, я перешёл на бреющий полёт ( 5 - 10 метров ),
чтобы не стеснять действий второй пары, которую оставил непосредственно у "Илов",
приказав по радио ведущему действовать самостоятельно и сходиться в зрительной
связи со мной. В момент перехода "Илов" впереди слева от меня на высоте 300 -
400 метров, с бреющего полёта с кабрирования под ракурсом 1/4 я атаковал
ведомого второй пары истребителей противника и с дистанции 50 - 70 метров сбил
его. В это же время я был атакован третьей парой Ме-109, но безрезультатно. Мой
ведомый, отбив атаку ведущего истребителя противника, быстро сблизился с ведомым
Ме-109 и сбил его. Е. П. Меншутин, В. М. Шевчук, Г. А. Мерквиладзе ( слева направо ). Штурмуя цель, наши "Илы" находились на высоте 350 - 400 метров, что затрудняло их прикрытие, так как Ме-109 в большинстве случаев пытались атаковать из-за облаков. Поэтому я передал ведущему девятки "Илов", чтобы он снизился до бреющего полёта, что он и сделал. После изменения высоты боевого порядка все атаки истребителей противника отбивались легко. В 300 метрах от "Илов" я заметил 12 Ju-87 под прикрытием Ме-109. Оставив пару у "Илов", сам непрерывными атаками не дал произвести прицельное бомбометание по нашим войскам на переднем крае. Штурмовики и наша четвёрка потерь не имела. Противник потерял в этом бою 2 Ме-109, и ему не удалось атаковать наши наземные войска". После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1961 году и Военную академию Генерального штаба. Летал на реактивных машинах. С 1970 года генерал - майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси. * * *Список побед Гвардии старшего
лейтенанта Г. А. Мерквиладзе:
* * *Як-9УТ Героя Советского Союза Гвардии капитана Г. А. Мерквиладзе, замкомэска 152-го Гвардейского Сандомирского, орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского истребительного авиационного полка ( 12-я ГвИАД ). Прага, Чехословакия, Май 1945 года. Данный Як-9УТ выпуска Новосибирского авиазавода № 153 был вооружён пушкой Н-37 калибра 37-мм и двумя пулемётами УБС калибра 12,7-мм. Реконструкция облика истребителя выполнена по архивным фотографиям и описаниям ветеранов 152-го Гвардейского ИАП. [ Возможно, что это самолёт и не Г. А. Мерквиладзе.
Почему на борту 18 отметок о победах, * * *Памятник Герою Советского Союза Г. А. Мерквиладзе установленный на Сабурталинском кладбище в городе Тбилиси. Фото А. А. Симонова, 15 мая 2007 года. * * *Имя Героя носит танкер Грузинского Морского Пароходства - "Генерал Мерквиладзе". |
--> |
© fightersky.ru
|