Главная | Источники | 


Минаев Алексей Васильевич


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

А.В.Минаев

Родился в 1911 году. Окончил 7 классов. Став служить в Красной Армии, окончил 1-ю Тушинскую авиационную школу, Пермское военное авиационное училище в 1933 году.

В звании Старшего лейтенанта служил командиром звена 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С Ноября 1936 года по 27 Марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16. На 18 Февраля 1937 года парой сбил 2 и звеном 1 самолёт. Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2.01.1937 и 4.07.1937 ).

С Мая по Сентябрь 1937 находился в Брянске, в резерве при 107-й истребительной авиационной эскадрилье. Позже служил на Дальнем востоке   ( командиром звена и командиром отряда 20-й истребительной авиационной эскадрильи - до Июля 1938 года, помощником командира и командиром 40-го ИАП - до Апреля 1939 года и командиром 71-го САП - до Января 1941 года ).

С Января по Июнь 1941 года учился на оперативном факультете Военно - Воздушной академии им. Жуковского.

Участвовал в Великой Отечественной войне. С Мая 1942 года был командиром 282-го ИАП, затем был на должности заместителя командира 252-й ИАД. Весной 1942 года участвовал в боях на Юго - Западном фронте. В 1942 году получил звание Подполковника.

С Июня 1942 года по Февраль 1943 года был командиром 265-й ИАД. 18 Марта 1943 года ему присвоили звание Полковника. Незадолго до этого, в Феврале 1943 года его назначили командиром 257-й САД  ( в дальнейшем ИАД ), которой он командовал до конца войны. Принимал участие в освобождении Карелии летом 1944 года.

Добавил на свой счёт 47 боевых вылетов. В 15 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 2 - в группе.

За боевые заслуги награждён орденами Красного Знамени   ( четырежды )  и медалями, а также Российским орденом Жукова ( 4.05.1995 ).

С 1946 года в запасе. Жил в Москве, работал начальником диспетчерской службы аэропорта "Внуково". Умер 5 Ноября 1989 года.

*     *     *

Только началась Великая Отечественная война, как сотни пилотов, штурманов, инженеров и других специалистов гражданской авиации были призваны или ушли добровольцами в действующую армию. После Победы многие из них, уцелевших, вернулись в свои родные авиаотряды и аэропорты. Но вместе с ними в послевоенные годы в гражданскую авиацию пришло немало и бывших военных лётчиков. Они соглашались на любую работу, порой довольствовались самыми скромными должностями - лишь бы быть поближе к авиации, к самолётам. Что знали о них в трудовых коллективах ?   Почти ничего, а они скромно молчали и также честно, как когда - то воевали, выполняли свой служебный долг. Один из таких людей Алексей Васильевич Минаев, долгие годы работавший авиадиспетчером во Внукове и Шереметьеве. О нём этот рассказ.

Быть бы Алексею Минаеву модельщиком на Московском заводе "Красный факел", куда он пришёл после окончания школы - семилетки и где работали его отец и старшие братья, но судьба распорядилась иначе.

Ещё мальчишкой, заслышав гул самолёта, он задирал голову и с завистью смотрел, как высоко в небе серебрится легкокрылая птица, управляемая человеком. А однажды в заводской проходной увидел обьявление: "Производится запись в планерный кружок". Алексей пришёл в этот кружок и отныне весь свой досуг проводил в нём. Он учился строить планер и одновременно учился летать. Настал день, когда, почувствовав уверенность в своих силах, он принял участие в соревнованиях и потом не раз состязался с другими планеристами и не раз выходил победителем.

"Буду летчиком", - решил он и подал документы в 1-ю Тушинскую лётную школу, стал готовиться к экзаменам. Знал об этом только его старший брат. Как - то Алексей поделился своей мечтой с родителями, мать тогда посмотрела на него с испугом, а отец вскипел и отрезал: "Выкинь, парень, дурь из головы. Смерть тебя сама найдёт". Пришлось скрывать от них, где собирался учиться.

Экзамены в школу Алексей сдал хорошо, медицинскую комиссию прошёл без оговорок и уже считал себя курсантом. Предстояло только собеседование с начальником школы. Высокий, с седеющими висками, начальник школы Грабовской сидел за письменным столом. Увидел Алексея, осмотрел его с ног до головы, сказал:

- Ну, что ж, Минаев, экзамены ты сдал неплохо. Но зачислить в школу мы тебя пока не можем. Ростом не вышел. Ноги коротки, педалей не достанешь, - и чтобы утешить, добавил:

- Не огорчайся, подрастёшь, на следующий год приходи. Примем.

Тяжело переживал отказ Алексей. Он рассказал брату о своей неудаче, спросил у него, что надо сделать, чтобы хоть немного подрасти. Тот дал простой совет - заняться спортом.

На другой день Алексей на работу бежал бегом, а после работы шёл на стадион. И так каждый день. Зимой - лыжи, коньки, летом плавание в Москва - реке. С Чугунного и Москворецкого мостов нырял вниз головой. Спорт, действительно, помог ему. Когда в конце лета Алексей вновь пришёл в лётную школу, претензий у комиссии к его росту уже не было, и его зачислили курсантом.

В 1-й Тушинской школе Алексей проучился недолго. Она была реорганизована в аэроклуб, и Минаев продолжил своё лётное образование в Пермском военном училище. Он окончил его с отличием в 1933 году и получил направление в истребительный авиаполк.

Известно, что молодость - это не только пора поиска места в жизни, но и пора любви. Не миновала она и Алексея. Его избранницей стала миловидная девушка Наталья Зиновьева, вскоре ставшая Минаевой.

Очень скоро Алексею пришлось принять боевое крещение. Началась гражданская война в Испании. Добровольцы из многих стран мира встали на защиту молодой республики. Алексей Минаев вместе с другими своими соотечественниками, решившими воевать в Испании, на пароходе "Курск" прибыл в Испанию как раз в то время, когда авиация мятежников начала бомбёжку Мадрида. В первый же день своего пребывания в Испании наши лётчики поднялись в воздух и вступили в бой с вражескими "Юнкерсами" и "Фиатами". И хотя силы были неравные, сбили несколько самолётов. Республиканцы, выбегая из бомбоубежищ, восхищались бесстрашием лётчиков из далёкой России, ликовали, приветствуя их:

- Вива, Руссия, вива !

Потом не раз ещё приходилось Алексею Минаеву участвовать в воздушных боях в небе Испании. Гибли лётчики противника, наши тоже несли потери. Алексею же долго сопутствовала удача - он продолжал громить врага. Но однажды в тяжелейшем бою не повезло и ему. Фашистская пуля пробила руку. Превозмогая боль и истекая кровью, он вёл самолёт к аэродрому. Из последних сил направил машину на посадочную полосу и уже при приземлении потерял сознание. Война в Испании для него была закончена. При возвращении на Родину его ждали высокие награды - два ордена Красного Знамени, за сбитые в групповых боях 3 вражеских самолёта:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
117.11.19361 Не-51Мадрид( в паре с другим лётчиком )
218.02.19371 Не-51Мадрид( в паре с П. И. Хара )
31 Не-51Мадрид( в составе звена )

Великая Отечественная война застала Майора А. В. Минаева слушателем Военно - Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Вкоре он получил назначение командиром 282-го истребительного авиаполка.

Враг бомбил Минск, Гомель, Могилёв. Превосходство в авиации было на стороне противника, имевшего в 2 - 3 раза больше самолётов. Лётчики минаевского полка сражались самоотверженно, проявляя в боях мужество и смекалку. Чтобы не пропустить противника на свою территорию и дальше, они выходили на открытые поединки с вражескими самолётами, завязывали бои в воздухе, штурмовали аэродромы. В конце Ноября 1941 года, прикрывая действия частей 38-й армии в районе Волхова Яра, лётчики 282-го авиаполка нанесли ряд уничтожающих бомбовых ударов по соединениям 44-й пехотной дивизии противника и её штабу.

Военные эпизоды хорошо сохранились в памяти Алексея Минаева. Ревущие моторы ведущих смертельный поединок самолётов, пулемётные очереди, разрывы снарядов, дымящиеся шлейфы подбитых машин... Никогда не забыть ему эти картины. Как не забыть тех, с кем воевал, с кем пришёл к победе и тех, кто погиб в воздушных боях.

В.Д.Служеникин.
В. Д. Служеникин.

...Под Харьковом погиб любимец полка Василий Служеникин. Его звено дважды бомбило занятый врагами харьковский аэродром, но так и не смогло уничтожить. Поэтому была предпринята третья попытка. Немцы, заметив появившиеся самолёты, открыли по ним ураганный огонь. На машине Служеникина сосредоточился самый мощный огонь. Снаряд противника попал в мотор самолёта. Служеникин понимал, что посадка неизбежна, это означало, что он попадёт в руки врага. И лётчик принял твёрдое решение: повести горящую машину на скопище вражеских самолётов.

Служеникин погиб, выполнив огненный таран. Перед вылетом он написал письмо. Обращаясь к тому, кто его прочтёт, писал: "Товарищ, я отомщу врагу в полной мере. Я презираю смерть... Разве умирает человек, мстящий за поругание своей земли ?   Ведь, если я умру за твоё счастье, ты не забудешь моего имени ?   Но если случится и это, я не буду в обиде. Я прожил прекрасную молодость и, если я умру, то не напрасно, прощай и прости".

Враг продолжал наступать на наши рубежи, и лётчики полка летали почти без передышки. Мало отдыхали, мало спали, и когда, казалось, силы их были на исходе, рядом неизменно оказывался Минаев. Командир полка умел поднять настроение, умел вселить уверенность в успех и в общей победе.

Героически сражались лётчики 282-го авиаполка Майора А. В. Минаева и весной 1942 года. Так, 15 Марта при отражении вражеского контрудара на Старо - Салтовском плацдарме, Лейтенанты П. Е. Бетевой, А. И. Кулаков, М. В. Рыков, С. А. Степин и А. Н. Толстов во главе с Майором А. И. Буколовым атаковали большую группу бомбардировщиков противника. Они сбили 2 и подбили 1 вражеский самолёт. В тот день наши лётчики обратили вспять ещё 2 группы "Юнкерсов", причём звено Лейтенанта B. А. Новикова сбило 1 бомбардировщик и заставило остальных отбомбиться на свои войска. В том же воздушном бою был уничтожен 1 из вражеских истребителей, прикрывавших "Юнкерсы".

К 10 Июня 1942 года на его боевом счету лётчиков 282-го ИАП с начала войны было уже 3800 самолёто - вылетов, 55 уничтоженных вражеских самолётов, 36 танков, 266 автомашин с грузами и пехотой. Лучшими мастерами воздушных боёв здесь были лётчики Майор А. И. Буколов, Лейтенанты Б. И. Коровкин, В. А. Орешин, И. В. Шмелёв и многие другие. Примером для личного состава полка был его командир - Алексей Васильевич Минаев, совершивший к тому времени 30 боевых вылетов.

Лётчики 282-го ИАП

После Сталинградской битвы, в которой полк принимал активное участие, почти весь личный состав был награждён орденами и медалями, Алексею Васильевичу вручили 3-й по счёту орден Красного Знамени. Ему присвоили звание Подполковника и вскоре назначили заместителем командира 252-й дивизии, а в Марте 1943 года ему доверили 257-ю авиационную дивизию.

Это соединение действовало на Карельском фронте и носило наименование "Свирская". За ратные подвиги дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Многие её воины получили награды. На груди Алексея Васильевича появился 4-й орден Красного Знамени.

А.В.Минаев

"Штурмовыми действиями по опорным пунктам противника на всем протяжении наступательных боёв от реки Свирь до станции Лоймола авиация 257-й смешанной авиационной дивизии обеспечила отличное прикрытие частей, действовавших в передовом отряде, от воздействия авиации противника. Авиация 257-й САД действовала отлично, сопровождая наземные части, преследовавшие противника. По первому запросу появлялась своевременно и уничтожала указанные цели. В тесном взаимодействии с 257-й САД, уничтожавшей живую силу, огневые точки и укрепления противника, были взяты укрепленные узлы Самбатукса, Куйтяжи, Новинки, Колат-Сельга и другие. В этих боях личный состав экипажей самолётов 257-й САД показал образцы мужества и отваги и умения бить врага..."

( Из книги И. Г. Иноземцева - "Крылатые защитники Севера" )

К концу войны на боевом счету комдива числилось 6 воздушных побед: 4 вражеских самолёта он сбил лично и 2 - в группе с товарищами.

Наконец пришла долгожданная победа. Минаев был демобилизован по болезни. Началась его новая жизнь, в мирное время. Много бессонных ночей провёл он, переживая, что больше не может летать, что навсегда расстался с авиацией. Но нет, он не расстался с небом. В 1947 году Александр Васильевич пришёл в гражданскую авиацию. И почти 30 лет работал авиационным диспетчером. Сначала во Внукове, затем в Шереметьеве.

В жизни Алексея Васильевича всегда отличала исключительная скромность. У него большие заслуги перед Родиной, но он стеснялся говорить о своих нуждах. Долгое время вместе с женой он жил в 10-метровой комнате. Понимая, что квартиру получить будет трудно, Минаевы взяли земельный участок во Внукове и своими силами построили дом. Своих детей у них не было. Они взяли из детского дома годовалых мальчика и девочку. Не побоялись, что воспитывать их куда сложнее, чем своих. И воспитали их хорошо, честными людьми, умеющими находить радость в работе, понимать окружающих их людей, распознавать ложь и лицемерие. Алексею Васильевичу удалось передать им свою любовь к авиации. Сын летал бортпроводником и работал авиатехником на авиационном заводе, а дочь - бортпроводницей в Шереметьеве.

Авиация всегда была главным содержанием его жизни. После выхода на пенсию Алексей Васильевич долгое время учил школьников мастерить планеры и получал от этого огромную радость.

Во Внукове, где он жил, много шума от самолётов. Тех, кто приезжает сюда впервые, это раздражает, но для Алексея Васильевича он - словно музыка. И если вдруг почему - то становилось тихо над аэродромом, он начинал тосковать по гулу самолётных двигателей.

Алексей Васильевич считал себя счастливым человеком. Когда его спрашивали, в чём заключается его счастье, он с гордостью отвечал, что, во - первых, его Родина выстояла в суровые военные годы и в этой победе есть и его заслуга, а во - вторых, он был лётчиком.

Даже в 80 с лишним лет, в нём всё ещё чувствовалась "военная косточка". Он был невысок, худощав, подтянут, ходил прямо, Возраст выдавали только морщины на лице, но тёмные глаза продолжали сверкать молодым блеском, выдавая прямоту его характера, энергию и мудрость. Уйдя на заслуженный отдых, он не замкнулся, много читал и имел собственное мнение на события в стране и мире.

Алексей Васильевич продолжал вести активный образ жизни. Летом у него было много дел на земельном участке, зимой - в доме. На его книжных полках стояла целая коллекция деревянных моделей самолётов. Среди них - модель самолёта, на котором он сделал свой первый боевой вылет в Испании. Он подарил эту модель своему внуку Алёше...

     © fightersky.ru