Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Мазурин Фёдор Макарович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Мазурин Фёдор Макарович

Родился 25 декабря 1919 в деревне Сосна, ныне Смоленского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, аэроклуб. Работал в городе Смоленск. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военно - авиационную школу лётчиков.

С октября 1942 года младший лейтенант Ф. М. Мазурин в действующей армии. Служил в составе 153-го ИАП  ( 28-го Гвардейского ИАП ). Сражался на Северо - Западном, Калининском, 3-м Белорусском, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах.

К марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан Ф. М. Мазурин совершил 222 боевых вылета, в 50 воздушных боях лично сбил 18 и в группе - 2 самолёта противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны был на лётно - испытательной работе в ГК НИИ ВВС. С 1964 года - в отставке. Жил в городе Щёлково Московской области. Умёр 17 января 1985 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Красной Звезды  ( трижды ); медалями. Его имя носила пионерская дружина средней школы на родине.

*     *     *

Ф.М.Мазурин и Н.Ф.Пасько.

В конце 1930-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно - авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно - авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.

Он родился 25 декабря 1919 года в семье крестьянина - бедняка в деревне Сосна Молотовского сельсовета Смоленского района. В 7 лет Фёдор пошёл в Моготовскую семилетнюю школу. Здесь же вступил в комсомол. После смерти отца Фёдор вместе с матерью и младшим братом переехал в Смоленск. В 1937 году поступил в Смоленский аэроклуб. Планерную и лётную подготовку закончил с отличными оценками. В ноябре 1938 года Заднепровский райвоенкомат направил Мазурина на учёбу в Одесскую военно - авиационную школу лётчиков, которую он успешно окончил в июне 1940 года. Дальнейшую службу младший лейтенант Федор Мазурин проходил на Дальнем Востоке.

С началом войны он неоднократно подавал рапорты о направлении в действующую армию. Наконец осенью 1942-го его просьба была удовлетворена.

Фёдор Мазурин с первых дней пребывания на фронте активно включился в боевую жизнь, быстро освоил американский истребитель P-39 "Aircobra".

10 декабря 1942 года - первый воздушный бой. Прикрытие наших наземных войск, ведущих тяжёлые бои в районе Демянска. Группа наших истребителей атаковала и сбила "раму", самолёт - корректировщик противника FW-189. Это была его первая победа.

В марте 1943 года за 2 сбитых самолёта противника лично и 1 - в группе Мазурин был награждён орденом Красной Звезды.

Шло время, росло боевое мастерство Фёдора Мазурина. Важным этапом в боевой работе отважного лётчика - истребителя стали бои за город Невель осенью 1943 года. Тогда, в течение нескольких дней, он сбил 6 вражеских самолётов, из них 4 новых истребителя FW-190.

10 октября 1943 года он с группой истребителей провёл бой с 10 истребителями FW-190 и в лобовой атаке сбил ведущего. В этот же день, при повторном вылете группой в 8 самолётов, наши лётчики встретили 12 бомбардировщиков Hе-111 под прикрытием 12 истребителей FW-190.

С первой же атаки Мазурин сбил истребитель, а через несколько минут поджёг второй. На следующий день Фёдор Мазурин, отражая налёт вражеской авиации, в воздушном бою сбил бомбардировщик Ju-87. За эти бои он был награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1944 года Гвардии капитан Ф. М. Мазурин воюет на 1-м Прибалтийском фронте. Он делает привычную для истребителя работу: сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, ведение воздушной разведки, штурмовка войск противника, патрулирование над линией фронта. Все задания командования выполнял отлично, грамотно руководил обучением подчинённых, умело управлял группами самолётов в воздушных боях. Вскоре он был назначен заместителем командира эскадрильи.

Р-39Q Ф.М. Мазурина.

В одном из вылетов в районе Земландского полуострова четвёрка "Аэрокобр", которую вёл Гвардии капитан Мазурин, была внезапно атакована четвёркой FW-190. Умелым маневром Мазурин вывел группу из-под удара, а затем сам перешёл в атаку и сбил один самолёт. Продолжая патрулирование, лётчики заметили 23 вражеские машины, штурмовавшие наши позиции на линии фронта. Внезапно атаковав противника, лётчики сбили 2 FW-190, один из которых был на счету ведущего. Командование наземных войск по радио выразило лётчикам благодарность и поздравило с победой.

В декабре 1944 года группа Ф. М. Мазурина сопровождала бомбардировщики Ту-2, наносившие удар по железнодорожной станции. Около 20 истребителей противника атаковали наши самолёты, пытаясь сорвать прицельное бомбометание. Наши лётчики разделились. Основная группа вступила в бой с вражескими истребителями. В 20-минутном бою Мазурин сбил 2 FW-190. Советские бомбардировщики выполнили свою задачу: вражеские эшелоны с войсками и техникой были разбиты.

Ф.М. Мазурин у своей 'Аэрокобры'.

Таких боевых эпизодов в военной судьбе Фёдора Мазурина было немало. К марту 1945 года Гвардии капитан Ф. М. Мазурин совершил 222 боевых вылета, в 50 воздушных боях лично сбил 18 и в группе - 2 самолёта противника и был представлен к Геройскому званию. Пока документы ходили по инстанциям - бои продолжались. Гвардеец - истребитель произвёл ещё 52 боевых вылета и добавил к личному счету ещё 2 сбитых самолёта.

Всего за годы войны он совершил 324 боевых вылета, в 54 воздушных боях лично уничтожил 20 вражеских самолётов и 2 - в группе с товарищами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Гвардии капитан Мазурин Фёдор Макарович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 7953 ).

После войны продолжил службу в военной авиации, на лётно - испытательной работе в НИИ ВВС. Освоил многие типы современных самолётов. В 1949 году участвовал на МиГ-17 в испытаниях скафандра лётчика, предназначенного для полётов в стратосфере, позднее - в испытаниях истребителя - перехватчика Як-25. В 1964 году Гвардии полковник Ф. М. Мазурин уволен в запас. Жил в посёлке Чкаловский  ( в черте города Щёлково )  Московской области. Умер 17 января 1985 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района.

На родине имя Героя носит средняя школа. В посёлке Чкаловский на доме, в котором в 1957 - 1985 годах жил жил Герой  ( улица Ленина, дом 6 ), установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Ф. М. Мазурина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.12.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 3 )ст. БольшоеСтепаново"Аэрокобра".
209.02.1943 г.1  Ме-109Чернино - Подберезье
327.02.1943 г.1  FW-189зап. Борок - Зехино
405.03.1943 г.1  Ju-88зап. Старая Русса
507.10.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Журавы
610.10.1943 г.1  FW-190сев - вост. Витебск
71  FW-190зап. Невель
81  FW-190Иваново
911.10.1943 г.1  Ju-87Лобачево
1012.10.1943 г.1  FW-190юго - зап. аэр. Берёзка
1116.08.1944 г.1  FW-190Вирбалис
1214.09.1944 г.1  FW-190юго - зап. Рига
1315.09.1944 г.1  FW-190юго - зап. Иецава
1417.09.1944 г.1  FW-190юго - зап. ст. Берзупе
1524.09.1944 г.1  FW-190зап. Добеле
1621.12.1944 г.1  FW-190р-н Либавы
1723.12.1944 г.1  FW-190Салдус
181  FW-190Пикеляй
1920.02.1945 г.1  FW-190юж. ст. Повойген
201  FW-190зап. Крейнберг
2121.02.1945 г.1  FW-190юж. Заераппен
2209.03.1945 г.1  Ме-109Фишхаузен

      Всего сбитых самолётов - 20 + 2;  боевых вылетов - 324;   воздушных боёв - 54.

         © fightersky.ru