Машенкин Алексей Михайлович |
|
Осенью 1943 года А. М. Машенкин одержал несколько блестящих побед/ Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, Иван Васильевич Фёдоров:
"14 Сентября полк перелетел на площадку у
хутора Червоный, а 18-го - на аэродром Гуляйполе. Фашистская авиация усилила
активность, над нашими войсками стали появляться все более крупные группы
бомбардировщиков, прикрываемые большим количеством истребителей. Снова пришлось
по нескольку раз на день подниматься в воздух, напряжение боевой работы всё
возрастало.
Одним из первых сбил фашистский самолёт в небе Украины Алексей
Машенкин. Возвращаясь в паре с Пескарёвым из разведки, он увидел около 70 Ju-87
под прикрытием группы истребителей. Не утерпев ( разведчику обычно не
разрешается ввязываться в бой, тем более с превосходящими силами противника ),
Машенкин на большой скорости атаковал "Юнкерсы" сверху, сбил одного и пошёл
было с ведомым на боевой разворот, как вдруг увидел, что их атакуют "Мессеры".
Завязался бой. Появились ещё 4 Ме-109. Машенкину с Пескарёвым пришлось туго,
особенно когда пара распалась, потеряв боевой порядок. У Машенкина был удобный
момент, чтобы выйти из боя и увести Пескарёва, но он заметил, как армаду "Юнкерсов"
взялись потрошить наши истребители ( позже мы узнали, что это были лётчики
соседнего 402-го авиационного полка ). Понимая, что его пара отвлекает на себя
почти всё прикрытие бомбардировщиков, Машенкин решил продолжать неравный бой.
Это было настоящее испытание и для него, опытного бойца, и для новичка Пескарёва.
Но они уцелели. Обеспечив успешную работу братьев - истребителей, которые буквально
разгромили строй "Лаптёжников", пара благополучно вернулась на свой аэродром".
25 Сентября 1943 года А. М. Машенкин одержал очередную победу ( сбив бомбардировщик Не-111 ), но и сам был подбит над вражеской территорией и попал в плен.
В тот день четвёрка "Яков" во главе с Алексеем Машенкиным прикрывала наземные войска в районе Щербановки. До конца патрулирования оставалось несколько минут, когда станция наведения информировала, что к району приближается группа бомбардировщиков Не-111. Машенкин осмотрелся - немецких истребителей рядом не было, поэтому, когда бомбардировщики подошли поближе, принял решение атаковать их всей четвёркой. Начал строить маневр для атаки. Вскоре "Яки" заняли выгодное положение - зашли в хвост "Хейнкелям". Воздушные стрелки заметили атакующих советских истребителей и открыли по ним бешеный пулемётный огонь. Трассы сфокусировались на ведущем "Яке", но Машенкин, умело маневрируя, пробился к ведущему "Хейнкелю" и длинной очередью зажёг его. "Хейнкель-111" клюнул носом, затем с разворотом начал медленно падать, - видимо, был ранен лётчик, а возможно, перебиты тяги управления.
Машенкин нырнул вниз, чтобы уйти от прицельного огня бомбардировщиков, и начал разворот для повторного захода на цель. Но в этот момент услышал сильный удар, словно кто-то опустил на "Як" огромный и тяжеловесный молот. Алексей сразу же понял - его машину прошила очередь из "эрликона". В кабине появился дым, а уже через 2 - 3 секунды снизу, от педалей, потянулось пламя. Не успел он сообразить, что к чему, как на нём загорелся комбинезон. А тут, как на зло, на руках не оказалось перчаток. Взлетали в спешке - забыл. Одно к одному. Пламя лизнуло руки, которые нельзя да и некуда было спрятать, прожгла острая боль. Машенкин попытался открыть фонарь кабины, но замок не поддавался - заклинило. А пламя уже поднялось к лицу. Нагнуться ? Так ведь внизу тоже всё в огне. Приподняться - некуда: фонарь не открывается, привязные ремни не отстегнуты...
Задыхаясь, он что есть силы начал бить по замку фонаря левой рукой, а правой расстегивать привязные ремни. Пламя плясало перед лицом, он невольно закрыл глаза. Наконец почувствовал, что привязные ремни освободили плечи, повернулся влево и со всего размаха, так что потом на руке долго не заживала глубокая ссадина, в отчаянии врезал по рукоятке замка. Фонарь открылся ! Смутно помнит, как вывалился из горящей кабины и через несколько секунд раскрыл парашют. По-настоящему очнулся, когда свежий воздух поступил, наконец, в лёгкие. Посмотрел вниз - до земли метров 800. Оглядел купол парашюта - цел, не прогорел и не пробит осколками.
Внизу виднелся небольшой хутор. Машенкин с тревогой вглядывался во дворы, дорогу, перерезающую хутор вдоль, - нет ли немцев ? Знал, что территория занята врагом. Мечтал об одном: не увидели бы его приземления. В крайнем случае, если и засекут, то чтобы не сразу оказались рядом - можно успеть скрыться... Невольно потянулся рукой к кобуре. Увы, она была пуста, оборванный ремешок от пистолета болтался в воздухе... А земля всё ближе и ближе. 70, 50 метров... И тут Алексей увидел, как из ближайшей хаты выскочили на улицу несколько немцев с автоматами в руках...
Из плена ему удалось бежать и связаться с партизанами, некоторое время находился в одном из отрядов. В конце Февраля 1944 года вернулся в свой полк, который был переведён на 3-й Белорусский фронт.
В битве за Крым весной 1944 года самое активное участие принимали авиаторы 8-й Воздушной армии, в честь которых на Малаховом кургане установлен монумент. Среди авиасоединений этой армии важную роль играл 3-й ИАК Генерала Е. Я. Савицкого, истребители которого практически ежедневно находились в воздухе.
Первой Апрельской победой 812-го ИАП стал Ме-109, уничтоженный Петром Пескарёвым 7 числа. Во второй половине дня 265-я ИАД нанесла штурмовой удар по аэродрому Ички ( ныне райцентр Советское ), месту базирования самолётов противника. Подлёт к цели происходил над морем на "бреющем" вдоль Арабатской стрелки, и удалось достичь полной внезапности - зенитки противника сначала не успели, а затем просто не смогли открыть огонь. В результате налёта на земле были сожжены 4 Ju-87 и "разбиты" 5 FW-190. В штурмовке отличились: командир 812-го полка И. Попов, а также лётчики П. Тарасов, А. Машенкин, И. Фёдоров, П. Пескарёв, Ю. Куреев, И. Стрюк, А. Кузнецов.
В годы войны было несколько случаев, когда лётчики 3-го ИАК, попавшие в плен и сумевшие вырваться из него, подвергались тщательным проверкам, сомнению в благонадёжности. Им грозило отчисление из авиации. Так было с Михаилом Дыдыгиным из 43-го полка, Алексеем Машенкиным из 812-го полка, Иваном Сосеговым из 15-го полка и другими. Командир 3-го ИАК Е. Я. Савицкий сделал всё, чтобы вернуть их к боевой работе, снять с них всякие подозрения. Эти люди потом хорошо воевали и получали высокие правительственные награды.
В Сентябре 1944 года 812-й истребительный авиаполк был перевооружён новейшими самолётами Як-3 и уже в 1945 году А. М. Машенкин сражался над территорией Польши и Германии, был Капитаном, командовал 3-й эскадрильей.
К концу войны он выполнил около 200 боевых вылетов и одержал 18 побед: 14 самолётов сбил лично и 4 - в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных побед. ]
Но даже и после войны слово "плен" помешало Машенкину поступить в военную академию. И только вмешательство Е. Я. Савицкого помогло ему вернуться в военную авиацию. Он долгое время оставался на действительной службе, дослужился до Подполковника.
В Мае 1979 года погиб в автомобильной катастрофе.
Список всех известных побед Капитана
А. М. Машенкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских
соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 02.05.1943 г. | 1 FW-189 | юго - зап. Неберджаевская | Як-1, Як-9, Як-3. |
2 | 04.05.1943 г. | 1 FW-189 | Неберджаевская | |
3 | 05.05.1943 г. | 1 Ме-109 | юж. Крымская | |
4 | 1 Ju-87 | зап. Крымская | ||
5 | 07.05.1943 г. | 1 Ме-109 | Абинская | |
6 | 25.09.1943 г. | 1 Не-111 | зап. Дмитровка | |
7 | 15.04.1944 г. | 1 FW-190 | сев. Мекензиевы горы | |
8 | 22.04.1944 г. | 1 FW-190 | ст. Караваево | |
9 | 12.05.1944 г. | 1 Ме-110 | зап. м. Херсонес | |
10 | 02.02.1945 г. | 1 FW-190 | сев. - зап. Барфельде | |
11 | 04.02.1945 г. | 1 FW-190 | юж. Реппин | |
Всего сбитых самолётов - 12 + 0 [ 11 + 0 ]; боевых вылетов - 170; воздушных боёв - 43. |
Н а з а д