Главная | Источники | 

Марьин Виктор Александрович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Марьин Виктор Александрович

Родился в 1922 году в деревне Балабаново Пушкинского района Московской области. Учился в гидрометеорологическом техникуме и одновременно в Реутовском аэроклубе. В марте 1943 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1943 года младший лейтенант В. А. Марьин на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 515-го ИАП  ( 278-я ИАД ), летал на Як-1 и Як-9.

28 августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 515-го истребительного авиаполка старший лейтенант В. А. Марьин в районе Харькова таранным ударом уничтожил вражеский разведчик - корректировщик FW-189. Сам приземлился на повреждённом самолёте.

К маю 1945 года старший лейтенант В. А. Марьин совершил 161 боевой вылет. Проведя 31 воздушный бой, лично сбил 6 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1969 года подполковник В. А. Марьин - в запасе. Работал военруком в одной из средних школ. Умер 2 ноября 1985 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Он был очень скромен и даже застенчив, никогда не рассказывал о своих боевых подвигах, и только скупые записи в личной лётной книжке, строки в газетах военного и мирного времени и воспоминания однополчан свидетельствуют о величайшей отваге и таланте лётчика.

Детство его было трудным, а путь в авиацию - обычным, характерным для большинства молодёжи того времени.

Виктор Александрович Марьин родился в 1922 году в Подмосковье в семье ремесленника. Началась коллективизация и отец вступил в колхоз. В семье было 6 детей. В 1934 году умерла мать. Виктор и его брат Анатолий были определены в детский дом. Старшая сестра заменила мать остальным малышам.

Детский дом дал ему путёвку в жизнь. В 1938 году Виктор вступил в комсомол. Учился в гидрометеорологическом техникуме и одновременно в Реутовском аэроклубе. Клуб окончил блестяще: из 13 оценок - 10 "отлично" и 3 "хорошо", был рекомендован для поступления в военную авиационную школу.

В марте 1943 года окончил Качинскую авиационную школу в звании младшего лейтенанта и направлен в 63-й истребительный авиаполк, где прошёл переучивание.

В 515-й истребительный авиаполк попал в июле 1943 года, в период сражений на Курской дуге. Ввели в строй быстро. Через несколько дней в составе четвёрки истребителей вылетел на прикрытие наземных войск.

Первое боевое задание. Над нашими позициями кружили "Мессершмитты". На одном из них были нарисованы какие - то знаки, а под колпаком кабины Виктор увидел самодовольное лицо немецкого пилота. Тот нагло улыбался, видимо, не сомневался в своей победе. В период атаки врага Виктор удачно сманеврировал и очередь прошла над кабиной.

Четвёрка "Яков" выполнила задачу и без потерь вернулась на свой аэродром. Командир эскадрильи старший лейтенант Макаров похвалил молодого лётчика, видимо, заметил в нем задатки хорошего истребителя.

Вскоре пришёл боевой опыт. Полёты стали его жизненной необходимостью. Виктор рвался в бой. До 4-х раз в день приходилось летать на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие наземных войск и другие боевые задания. Летать как можно больше, бить врага и побеждать - стало главной целью лётчика.

На прикрытие наземных войск на восточной окраине города Харькова вылетело звено старшего лейтенанта Сергея Путимцева, у которого ведомым был Виктор Марьин. Вторую пару вёл старший лейтенант Дмитрий Черкасов. Когда барражирование подходило к концу, наземная радиостанция наведения сообщила, что над нашими позициями появился вражеский корректировщик FW-189  ( "Рама" ). Последовал приказ: уничтожить !

От огня и пожаров над землей стояла густая дымка высотой до нескольких сот метров. Ведущий начал снижаться. Марьин - за ним. Вскоре враг был обнаружен. Первым атаковал Путимцев, затем по его команде в атаку пошёл Марьин. Стрелок отстреливался. Марьин дал несколько длинных очередей и стрелок замолчал. Но "Рама" продолжала маневрировать на бреющем полёте, удаляясь в юго - восточном направлении и перелетела линию фронта.

Не дать врагу уйти !   Виктор нажал на гашетки, но оружие молчало - кончились боеприпасы. Молниеносно созрело решение: "Таранить !   Ударю по хвосту, он выглядит хрупким".

Немецкий самолёт FW-189.

Пронёсся с большой скоростью над FW-189, срубил хвост и при выходе из атаки справа ударил винтом по правой плоскости. Ощутил сильный удар. Все 3 лопасти винта погнулись, мотор стало трясти, тяга упала.

Было трудно. Но силу придаёт ощущение радости победы. Самолёт ещё держится в воздухе; а враг повержен. Он упал на траверзе Марефа - станция Валки за притоком Северного Донца.

К своему аэродрому шли на малой высоте, обходя Харьков с востока. Севернее Харькова набрали высоту несколько сот метров и минут через 10 приземлились на своём аэродроме юго - западнее Белгорода. При осмотре самолёта в тоннелях масляного и водяного радиаторов обнаружили часть отсечённых у "Рамы" деталей и осколки аэронавигационных огней.

Через 2 недели перед строем личного состава полка командир дивизии полковник И. А. Тараненко вручил отважному лётчику орден Красного Знамени.

В августе 1944 года 515-й истребительный авиаполк базировался на аэродроме Подлюдовка севернее Люблина. В один из дней звено в составе старшего лейтенанта Марьина, его ведомого Василия Третьякова и старшего лейтенанта Алексея Никуленкова с ведомым Василием Поздняковым прикрывали плацдарм и переправу через Вислу. Барражировали 45 минут и ждали замену.

В это время с запада появилась четвёрка FW-190. Марьин повёл звено в атаку на них. При приближении наших истребителей 3 "Фоккера" развернулись и стали уходить на запад. Один стал разворачиваться вправо. Его преследовали Марьин и Третьяков, за остальными погналась пара Никуленкова.

Марьин приблизился к "Фоккеру" на 200 метров и открыл огонь из 37-мм пушки. После 3-й очереди самолёт врага стал падать отвесно вниз и рухнул на плацдарм.

В это время появился напарник сбитого немца. Марьин и Третьяков ринулись на него. Преследуя, пересекли линию фронта. В это время вражеская зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Марьин передал по радио команду Третьякову: "Вася, выходи из атаки !"

Но тот не реагировал и продолжал полёт. Потом медленно, теряя скорость; стал разворачиваться. Самолёт вёл себя ненормально, на команды Марьина не реагировал, видимо был поражён зенитным снарядом.

Вдруг "Фоккер" развернулся и стал приближаться к Третьякову. Увидев это, Марьин пошёл в лобовую атаку. Не успел открыть огонь, как был прошит вражескими очередями из всех огневых точек. Потом немец приблизился к Третьякову и расстрелял его в упор...

Марьин с трудом вёл на посадку безнадёжно повреждённый самолёт. За Вислой густо росли старые деревья. До берега не дотянуть... Он приземлился на середине реки, где просматривалась песчаная отмель. Выпустил щитки и на повышенной скорости коснулся воды. Отлетели щитки и водяной радиатор. Лётчик потерял сознание. Через некоторое время очнулся. При ударе получились растяжение позвоночника. Пытался плыть, но не получилось, был очень слаб и точение сносило его вниз. С земли по нему стреляли немецкие войска, а по ним стреляла наша артиллерия. Виктору пришлось укрыться за мотором своего самолёта. В это время он увидел в небе 2 истребителя. Это возвращались с задания Никуленков и Поздняков.

С нашего берега ему сигналили и кричали: "Держись, брат !   Готовим лодки".

Пока готовилось спасение, несмотря на боль в позвоночнике, Марьин не терял самообладание. Он снял с самолёта радиоприборы, часы и парашют.

Наконец, к нему на двух лодках подплыли артиллеристы и перевезли на берег. Сколько же заботы проявили они о лётчике !   Достали для него масло и мёд, накормили, дали в дорогу плащ - палатку и на мотоцикле перевезли в населённый пункт, где переночевал у польских партизан.

Староста этой деревни в период Первой Мировой войны служил в царской армии и воевал против немцев. Он сносно говорил по - русски. Утром Виктор взвалил на себя снятое с самолёта имущество, но покачнулся от слабости и присел.

- Совсем ослаб ты, сынок, - сказал староста. - Пошлю с тобой нашу партизанскую связную Ванду.

Девушка несла приборы и парашют, а Виктор с трудом передвигался. В полдень добрались в полк. Ванду накормили и отправили обратно, а Виктору пришлось в течение недели лечиться и отдыхать. В полку он узнал, что Никуленков и Поздняков сбили вторую пару "Фоккеров" и благополучно вернулись на базу.

На войне, к сожалению, наша авиация несла и потери. Тяжело переживал Марьин гибель своего ведомого Василия Третьякова и вспоминал о нём до последних дней своей жизни.


Вскоре с того же аэродрома вылетели на прикрытие линии фронта в районе Магнушевского плацдарма на Висле. Облачность 8 - 10 баллов на высоте 1000 метров. Над линией фронта маневрировала "Рама", уклоняясь от атак, которые вело ранее вылетевшее звено истребителей. Здесь же летала пара "Мессершмиттов", патрульное звено их тоже не выпускало из виду.

Звено Марьина подключилось. "Рама" ныряла в облака, уходя на юго - запад за линию фронта. Следом за ней устремился Марьин. Набрав высоту, увидел на фоне Вислы на высоте 50 метров спикировавшую "Раму", которая пыталась ускользнуть на низкой высоте. Марьин произвел справа и слева около полудюжины атак. Стрелок уже не отстреливался. После последней атаки вражеский корректировщик прекратил существование.

Земли нашей Родины уже были освобождены от захватчиков. Теперь нужно было добить врага. Боевой дух наших воинов был очень высок. Все понимали, что путь к победе в этой войне лежит через Берлин и дорога к родному дому тоже лежит через Берлин. Никакие преграды и погодные условия не могли препятствовать наступательному духу наших войск. Лётчики рвались в бой, технический состав не думал об отдыхе. Всё было подчинено единой цели.

В.А.Марьина у своего Як-9. 1945 г.

В январе 1945 года 515-й истребительный авиационный полк 278-й Краснознамённой Сталинской Сибирской ордена Суворова 2-й степени истребительной авиационной дивизии базировался на аэродроме Шрода близ Познани.

30 января Виктор Марьин в паре с Сергеем Гладким по заданию штаба 16-й Воздушной армии на самолётах Як-9 вылетели на разведку. Погода была очень сложной: сплошная низкая облачность, видимость 1 - 3 километра, снежные заряды. Но у лётчиков уже был опыт полётов в таких метеоусловиях. Пришлось лететь на высоте всего 50 - 30 метров. Подлетая к Швибусу, увидели выскочивших из - под железнодорожного виадука наших солдат и офицеров. Они энергично бросали вверх шапки, стараясь привлечь внимание лётчиков, Марьин развернулся вправо и увидел, как совсем рядом, на расстоянии одного километра от виадука 12 немецких FW-190 с высоты 500 метров штурмуют наши артиллерийские батареи.

Наши самолёты могли развить большую скорость. Мгновенно набрав высоту, пошли в лоб первой встречной паре "Фоккеров". Но тут сзади появилась другая пара. Завязался воздушный бой. Умело маневрируя, Марьин уходил от вражеских атак. Враг попался опытный и упорный. Он выбрал нужную позицию для ведения прицельного огня, но его опередил Сергей Гладкий, послав в него меткую очередь. "Фоккер" был сбит и рухнул тут же на глазах артиллеристов, вспыхнул и горящим покатился по земле.

Немецкий истребитель FW-190А-5.

Марьин пристроился сзади другого FW-190, который гнался за Гладким. Дал очередь по врагу и впервые увидел на фоне белесых облаков полёт удаляющихся снарядов. Враг был подбит, потерял скорость, пытался уйти в облака, но задымил и пошёл к земле, вспыхнул при ударе о землю, прокатился несколько десятков метров и догорел. Остальные "Фоккеры" ушли на запад, избегая боя.

Лётчики выполнили в районе боя несколько пологих виражей и обнаружили ещё одного FW-190, летевшего с небольшой скоростью на восток. Они взяли врага в "клещи", решив привести его в плен. Вражеский лётчик вырвался и обстрелял Сергея. В таких погодных условиях трудно было выполнить замысел. Взвесив всё, Марьин приказал ведомому атаковать "Фоккера". Враг бил сбит с первой атаки.

Хотя лётчики сбили 3 вражеских самолёта и защитили от налёта артиллерийские батареи, но задание по разведке не было выполнено. Значительная часть горючего была израсходована, необходимо было возвращаться. Между тем, погода всё усложнилась. Попав в плотный снежный заряд, лётчики потеряли друг друга из виду и только по радио поддерживали связь, договорившись лететь к Ландсбергу. Подлетая увидели, что в этом районе облака исчезли. Вернулись на свой аэродром, чтобы заправить самолёты горючим и снова вылететь на разведку, но не успели.

На аэродром прилетел командир 13-го истребительного авиационного корпуса генерал Б. А. Сиднев. Он с земли наблюдал действия Марьина и Гладкого, видел как они сбили вражеские самолёты и сразу же вылетел в полк. В тот же день перед строем личного состава генерал вручил боевые ордена: Марьину - Отечественной войны 2-й степени, Гладкому - Отечественной войны 1-й степени.

Этот боевой эпизод, как впрочем и другие, Виктор Марьин помнил до мельчайших подробностей. Он говорил, что для него война не кончилась и не кончится до самой смерти...

Истребитель Як-9 В.А.Марьина. 1945 г.

В последние дни войны полку была поручена почётная миссия: эскортировать с аэродрома Стендаль к месту посадки на аэродроме Темпельгоф   ( Берлин )  "Дугласы", в которых командование союзников летело для подписания немцами акта о безоговорочной капитуляции.

18 лучших лётчиков под командой майора М. Н. Тюлькина блестяще справились с задачей. В составе группы был и Виктор Марьин. Это было его последнее боевое задание. За время боевой работы в период Отечественной войны он совершил 161 боевой вылетов, в 31 воздушном бою сбил лично 6 самолётов противника и 1   [ по другим источникам 6 ]  в составе группы.

Кончилась война. В строю полка отважные лётчики, не щадившие свою жизнь во имя победы. У всех на груди боевые ордена и медали. Родина высоко оценила подвиги Виктора Марьина, наградив его тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями.

Стоя на страже мирного неба, авиаторы неустанно совершенствовали своё лётное местерство. В газете "Доблесть", за 20 июля 1949 года среди отличников соединения в числе первых назван и Виктор Александрович Марьин. Здесь же в газете помещена его фотография.

Появилась более совершенная техника, потребовались новые знания. В 1951 году В. А. Марьин поступил в Военно - Воздушную академию  ( ныне она носит имя Юрия Гагарина ). В 1955 году успешно окончил её, продолжая летать на реактивных самолётах в должности заместителя командира полка.

В 1959 году по состоянию здоровья подполковник В. А. Марьин был списан с лётной работы и переведен на штабную. В 1969 году уволен в запас с должности начальника штаба полка.

Уйдя в запас, он работал военруком в школе № 10 города Дзержинска Горьковской области. Трудился также добросовестно, как и в армии.

28 лет отдал он военной службе. Лётчик самого высокого класса, прославивший в боях советскую авиацию, оставался лётчиком до конца своих дней. Трудно было сознавать, что но держишь в руках штурвал самолёта, что больше не ощущаешь счастье полёта, но в мыслях его всегда были полёты, каждый из которых навсегда запомнился, а в памяти - товарищи, не дожившие до радостных дней победы.

У большинства лётчиков, погибших на войне, нет могил. Самолёты, прошитые вражескими очередями или зенитными снарядами, сгорали или взрывались в воздухе, разлетались на куски. Вместе с самолётом погибал и лётчик. Не было останков, не было похорон...

Виктор Александрович очень любил песню "Журавли" на слова Расула Гамзатова, считал, что она о лётчиках, погибших в небе и не похороненных, не легших в землю. Слушал он эту песню и с грустью подпевал. Даже в этой грустной песне он не отделял себя от nоварищей, с которыми вместе сражался.

Его здоровье ухудшалось с каждым годом но он, собрав последние силы, ездил на встречи с однополчанами. Ему было очень nрудно. Но как знать, возможно эти встречи помогали ему хоть ненадолго забывать о болезни и надеяться на следующую встречу ?..

А. Е. Чернаткина - "Из племени отважных".

( Оригинал статьи находится на сайте Василия Харина - "allaces.ru" )

*     *     *

Список известных побед cтаршего лейтенанта В. А. Марьина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
128.08.1943 г.1  FW-189  ( сбит тараном )р-н ХарьковаЯк-1, Як-9.
216.10.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 3 )юж. Попельнастое
320.07.1944 г.1  FW-190Адамчуки
403.08.1944 г.1  FW-190Рычивуд
530.01.1945 г.1  FW-190Швибус
616.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Шенефельд

      Всего сбитых самолётов - 6 + 1  [ 5 + 1 ];  боевых вылетов - 161;  воздушных боёв - 31.

*     *     *

Марьин Виктор Александрович

Шесть побед Виктора Марьина.

Так уж повелось, что при рассмотрении истории советских ВВС в военные годы внимание широкой публики и серьёзных исследователей обычно бывает приковано к лётчикам, сбившим наибольшее число самолётов противника или совершившим рекордное количество вылетов. При этом, их боевые товарищи, у которых к концу войны было всего по несколько сбитых вражеских самолётов, как правило, остаются "в тени". Однако без этих не попавших в историю "тружеников войны", о которых редко пишут книги и не от фильмы, была бы невозможна наша Победа. Об одном из таких лётчиков и будет наш рассказ.

Виктор Александрович Марьин родился 25 августа 1922 года в селе Балабанове Пушкинского района Московской области в многодетной семье сапожника. Детство его было трудным, а путь в авиацию - характерным для большинства молодых парней того времени.

В 1934 году, после смерти матери Виктора и его брата Анатолия, по направлению Московского отдела Народного Образования, определили а детский дом имени Горького, что находился на станции Сходня. Старшая сестра заменила мать остальным малышам.

Когда Виктору исполнилось 16 лет, он пошёл учиться в гидрометеорологический техникум. Тут и его не обошло всеобщее увлечение советской молодёжи - авиация.

Реутовский аэроклуб, оконченный Марьиным в 1940 году, как говорится, дал ему путёвку в небо. Попутно отметим, что выпускные баллы Виктора были просто блестящими: из 13 предметов 10 оценок было "отлично" и 3 - "хорошо". Дальнейшая судьба Марьина фактически была решена - рекомендация для поступления в военную авиашколу и поступление в марте грозного 1941 года  ( со 2-го курса техникума )  в 1-ю Качинскую Краснознамённую школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова.

Дальше - война, эвакуация в глубокий тыл, а конкретно в село Красный Кут Саратовской области. Только в марте 1943 года Марьину, наконец, удалось закончить курс обучения. Вскоре молодого младшего лейтенанта отправили служить в 63-й истребительный авиаполк в городе Рассказово Тамбовской области. Тут же на отдыхе находился выведенный с фронта 515-й истребительный авиаполк, который и пополнили наиболее подготовленные бывшие курсанты.

В составе этого полка Марьин и прошёл всю войну, воюя последовательно на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. А сам полк был примечательным. Большинство его пилотов начало войну на западной границе а составе 12-го ИАП, воюя на И-16 и И-153. Уже в первые, самые тяжёлые недели боёв на счёт полка записали 12 сбитых вражеских самолётов.

Потом было отступление, переформирование и переобучение на новенькие Як-1. Одновраменно со сменой матчасти поменяли и номер - так в октябре 1941 года на Волховском фронте появился 515-й ИАП. Затем последовательно были Брянский, Юго - Западный и Сталинградские фронты. И везде лётчики полка показывали примеры мужества и отваги.

Боевое крещение младший лейтенант Марьин получил в ходе грандиозной битвы на Курской дуге. Несмотря на масштабы сражений молодых лётчиков старались беречь. Командование, прекрасно понимая уровень подготовки большинства пилотов 515-го ИАП  ( ведь фактически полк был сформирован заново ), поначалу привлекало его только к сопровождению пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

Эти вылеты, как превило, совершались на больших высотах и на достаточно большие расстояния. Сама боевая работа была несложмой, встречи с противником случались редко, зато высотные полёты сами по себе доставляли много проблем. Дело в том, что на аэродромах не хватало машин для заправки кислородом. В первую очередь заправляли бомбардировщики, а истребителям порой приходилась летать без кислородных масок. Ну и к тому же ветераны вспоминали о проблемах со штурманской подготовкой - "часто блудили".

Такие условия позволили лётному составу не только лучше освоить Як-1  ( практически у всех к моменту прибытия на фронт налёт на этих машинах был минимальный ), но и отработать групповую слётанность, изучить район боевых действий.

Постепенно полк подключили к сопровождению Ил-2 и прикрытию наземных войск, однако его "специализацией" стала борьба с корректировщиками - печально известными на Восточном фронте "рамами"  ( немецкими самолётами FW-189 ). Как уже неоднократно отмечалось в эту относительно тихоходную машину было непросто из-за её уникальной маневренности. Поэтому в боевых счетах даже известных асов этих самолётов крайне мало.

Оттого и первая победа Виктора, который сумел сбить именно такой разведчик, заслуживает особого уважения. Это произошло 21 августа, причём "рама" была уничтожена таранным ударом !   Событие это неординарное, подробных описаний таранов "от первого лица" сохранилось немного, поэтому стоит привести воспоминания лётчика что называется, "без купюр":

"Группа во главе с командиром звена старшим лейтенантом Путимцевым прикрывала войска Степного фронта, восточнее города Харьков. Я был ведомым командира звена. Ведущий второй пары старший лейтенант Дмитрий Черкасов. В конце срока барражирования со станции наведения сообщили о фашистском корректировщике FW-189 и приказали его уничтожить. Была густая дымка от пожаров до высоты нескольких тысяч метров. Ведущий сразу начал снижение, я следовал за ним. Вскоре вражеский самолёт был обнаружен. Путимцев атаковал его первым, по его команде пошёл в атаку и я. Дал несколько длинных очередей, сблизился на дистанцию видимости. У стрелка "рамы", который уже не стрелял, голова была запита кровью. Самолёт же на бреющем полёте продолжал маневрировать и удаляться в юго - западном направлении уже за линией фронта.

Я решил ударить его винтом по, как мне казалось, хрупкому хвосту, что и выполнил с превышением скорости над "рамой". При выходе вправо рубанул винтом по правой плоскости... Удар ощутился сильный. Все 3 лопасти винта погнулись, мотор стало трясти, тяга значительно упала.

Самолёт противника упал не траверзе Мерефа - станция Валки, за притоком Северского Донца. Ведущий последовал на аэродром, обходя Харьков с востока, скорость держал небольшую и высоту несколько десятков метров - не позволял мне отстать. Севернее Харькова набрали несколько сот метров высоты и минут через 10 с ходу я приземлился на своём аэродроме "Микановка" юго - западнее города Белгород. В тоннелях обеих радиаторов  ( водяного и масляного )  находились части отсеченных деталей "рамы" и осколки АНО".

Через две недели перед строем личного состава полка командир дивизии полковник Тараненко вручил отважному лётчику орден Красного Знамени.

Надо отметить, что в отяичие от многих других таранов, зафиксированных только в советских документах, этот подтверждается и немецкими данными. В тот день из разведывательного полёта в район Белгорода не вернулся самолёт FW-189A-3   ( бортовой код P2+LH ). Его экипаж в составе лётчика унтер-офицера Панцока, штурмана обер-лейтенанта Лаха и бортстрелка унтер-офицера Графа считается пропавшим без вести. Сегодня можно смело утверждать, что именно эту "раму" таранил Марьин.

После освобождения Харькова линия фронта двинулась на запад, последовал за ней и полк. С сентября по ноябрь 1943 года его основной задачей стало прикрытие наших войск, захвативших плацдарм на правом барегу Днепра. Затем была Белоруссия и Польша. В конце августа 1944 года 515-й ИАП базировался на аэродроме "Подлюдовка" севернее Люблина. Именно с него в очередной вылет на прикрытие наземных войск ушло звено в составе двух пар Як-9: Марьин - Третьяков и Никуленков - Поздняков. 45 минут барражирования не дали никакого результата и, когда уже пришло время разворачиваться домой, на горизонте появилась четвёрка "Фоккеров".

Марьин как командир звена повёл истребители в атаку, но немецкие лётчики боя не приняли. Три "Фоккера", развернувшись влево, стали уходить обратно - на запад, а одии истребитель почему-то оторвался от строя и заложил правый вираж   ( видимо, лётчик был неопытный и просто растерялся ). Во все времена такой "отщепенец" становился потенциальной жертвой и наши лётчики не упустили свой шанс. В ходе атаки пары разделились: Марьин решил заняться "одиночкой", в то врамя как Никуленков с ведомым погнался за отходившими "Фоккерами".

Практически сразу Марьин смог приблизился к немцу на 200 метров и открыть огонь из 37-мм пушки. После третьей очереди FW-190 вошёл в отвесное пике и врезался в землю. Но тут появился напарник сбитого. Возможно, он решил вернуться, чтобы помочь своему коллеге. Марьин и Третьяков ринулись на него. Видя, что опоздал, немец развернулся и на полном газу налетел на запад. Праследуя его, наши лётчики пересекли линию фронта. В это время вражеская зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Марьин передал по радио команду Третьякову: "Вася, выходи из атаки !"   Но тот, славно не слыша, продолжал полёт по прямой. Потом медленно, теряя скорость, стал разворачиваться. Самолёт вёл себя ненормально и на команды Марьина ведомый не реагировал, видимо, его "Як" был поражён зенитным снарядом.

И вдруг уходящий "Фоккер" резко развернулся и стал быстро приближаться к Третьякову. Марьин ринулся наперерез, но вражеский лётчик оказался проворнее. Он первым открыл огонь и самолёт Марьина был мгновенно прошит пушечной очерадью. Ясное дело, что после этого расправиться с подбитым Третьяковым немцу не составило большого труда...

Виктор Александрович с трудом вёл на посадку израненную машину. За Вислой густо росли старые деревья. До берега недотянуть... Он приземлился на середине реки, где просматривалась песчаная отмель. Выпустил щитки и на повышенной скорости коснулся воды. Щитки и редиатор отлетели, а лётчик от удара на время потерял сознание  ( позже вречи установили, что он получил растяжение позвоночника ).

Через некоторое время он очнулся, вылез из кабины и попытался доплыть до советского берега, но сильное течение сносило его обратно. С другого берега по советскому лётчику начали стрелять немецкие пехотинцы, однако после нескольких залпов советских орудий обстрел прекратился.

Виктор вернулся на отмель и укрылся за мотором своего самолёта. И в это время ои увидел в небе 2 истребителя. Лётчик подумал, над мим пролетели, возвращаясь с задания, Никуленков и Поздняков, и это придало ему силы...

С нашего берега кричали: "Держись, брат !   Готовим лодки !"   Ожидая спасения, Марьин не терял самообладания. Несмотря на сильную боль в позвоночнике, он снял с самолёта часы и радиостанцию, вытащил из кабины парашют.

Наконец, к нему на двух лодках подплыли артиллеристы и перевезли на берег. Там его ждал по-фронтовому щедрый приём. Потом лётчику дали в дорогу плащ-палатку и на мотоцикле подбросили до ближайшей польской деревушки. Стоит сказать, что Марьину повезло ещё раз, так как деревня была занята польскими бойцами из коммунистической "Армии Людовой", а окажись в ней партизаны из антисоветской "Армии Крайовой", неизвестно чем бы всё закончилось.

Староста деревни, служивший в Первую Мировую войну в царской армии и потому хорошо понимавший по-русски, определил лётчика на ночлег, а с утра дал проводника. Это была девушка Ванда, которая несла парашют и рацию, а Виктор, морщась от боли в спине, с трудом ковылял за ней. В полдень необычная процессия добралась до полкового аэродрома. Ванду накормили и отправили обратно, а Виктору пришлось в тенение недели лечиться. В полку он узнал, что в том бою Никуленков и Позднякое сбили пару "Фоккеров" и благополучно вернулись.

Тяжело переживал Марьин гибель своего ведомого Василия Третьякова и вспоминал о нём до последних дней жизни, кляня себя, что не успел нажать на гашетку раньше, чем его немецкий противник.

Однако сразу после выздоровления Виктор отомстил за смерть товарища, сбив свою вторую "раму". Бой выдался нелёгким - Марьин израсходовал почти весь боекомплект. Ему пришлось совершить дюжину заходов, фактически изрешетив противника, упорно "тянувшего" на высоте 50 метров и никак не хотевшего падать.

Перед Висло - Одерской операцией полк пополнили новой матчастью - истребителями Як-3, Як-9У и Як-9Т.

В январе 1945 года 515-й ИАП базировался на аэродроме "Шрода" близ Познани. В последний день месяца Марьин на Як-9Т в паре с Сергеем Гладким на Як-9У по заданию штаба 16-й Воздушной армии  ( полк оказался ближе всего к линии фронта )  вылетели на разведку. Погода была очень сложной: сплошная низкая облачность, видимость 2 - 3 километра, снежные заряды. Лететь пришлось на высоте 30 - 50 метров.

Подпетая к Швибусу, унидели выскочивших из-под железнодорожного виадука наших солдат и офицеров. Они энергично подбрасывали шапки и махали руками, стараясь привлечь внимание лётчиков. Марьин оглянулся по сторонам и увидел как совсем рядом, на расстоянии всего километра от виадука 12 FW-190 штурмуют наши артбатареи. Решение созрело мгновенно. Набрав высоту, лётчики атаковали первую пару "Фоккеров". Но тут сзади появилась другая пара. Завязался воздушный бой. Умело маневрируя, Марьин уходил от вражеских атак. А когда ему удалось занять удобную позицию для ведения прицельного огня, его опередил Сергей Гладкий, послав во вражеский истребитель меткую очередь. "Фокке - Вульф" был сбит и рухнул тут же на глазах у ликующих артиллеристов.

А бой продолжался, и Марьин зашёл а хвост другому "Фоккеру", который погнался за Гладким. Дал очередь по фашисту и, как потом он вспоминал сам - "впервые увидел на фоне белесых облаков полёт удаляющихся снарядов". Снаряды нашли свою цель: "Фокке - Вульф" был подбит, потерял скорость и попытался скрыться в облаках, но вдруг сильно задымил и пошёл вниз. Марьин успел заметить, как при ударе об землю он вспыхнул, "пропахал несколько десятков метров и остался гореть дымным бензиновым костром". Отвлекшись от этого зрелища и пристально оглядевшись, Виктор увидел, что немецких истребителей в округе больше нет. Остальные FW-190 улетели на запад.

Марьин с товарищами

Наши лётчики решили сделать в районе боя несколько пологих виражей и вдруг заметили ещё один FW-190, с небольшой скоростью летевший на восток. Возможно, это был разведчик или же немец просто потерял ориентировку в низкой и густой облачности. Наши лётчики, окрылённые только что достигнутым успехом, решили взять врага "в клещи", чтобы вернуться не только с победой, но и с трофеем.

Однако немец оказался не так-то прост. Он сразу вывернулся крутым разворотом и даже сумел на встречном курсе дать очередь по самолёту Гладкого, хотя и не попал. Поняв, что становиться трофеем "фриц" явно не желает, Марьин приказал ведомому: "Сергей, атакуй "Фоккера". Приказ был выполнен. Через минуту ещё одна победа пополнила боевой счёт полка.

Правда, надо отметить, что, увлекшись воздушным боем, лётчики не выполнили своё задание. Мало того, топлива оставалось "в обрез", да ещё и ухудшилась погода.

Попав в плотный снежный заряд, лётчики потеряли друг друга из виду и только по радио поддерживали связь, договорившись лететь к Ландсбергу. Подлетая, они увидели, что в этом районе облака рассеялись. Пилоты приземлились, чтобы заправить самолёты горючим и снова вылететь на разведку, но не успели.

На аэродроме приземлился самолёт командира 13-го истребительного авиакорпуса генерала Б. А. Сиднева. Пилоты ожидали разноса - за невыполненный приказ, но дело повернулось совсем по другому. Сиднев с земли наблюдал за действиями Марьина и Гладкого, видел как они сбивали вражеские самолёты и сразу же вылетел в полк. А вскоре лётчики получили очередные боеаые награды: Марьин - орден Отечественной войны 2-й степени. Гладкий - Отечественной войны 1-й степени.

Этот насыщенный событиями январский день, как, впрочем, и другие, Виктор Марьин помнил до мельчайших подробностей и через много лет после окончания войны. Он говорил, что для него, как и для его фронтовых друзей, война не закончилась и не кончится до самой смерти...

И вот, настал последний день войны. Полку поручена почётная миссия: эскортировать с аэродрома Стендаль к месту посадки в берлинском аэропорту Темпельхоф транспортные "Дугласы", в которых командование союзников летело для подписания акта о безоговорочннй капитуляции Германии. В тот день, 18 лучших лётчиков полка, под командой майора М. Н. Тюлькина блестяще справились с задачей. В составе группы был и Виктор Марьин, для которого это был последний боевой вылет в его жизни.

Подводя итоги, отметим, что за время войны Марьин совершил более 160 боевых вылетов, в которых лично сбил 6 самолётов противника  ( один из них - тараном )  и ещё 6 самолётов были записаны ему как сбитые в группе. Эти заслуги отмечены тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями.

По окончании войны Виктор продолжил службу в составе полка, который входил в состав оккупационной группы войск а Германии.

В 1951 году В. А. Марьин поступил в Военно - Воздушную академию   ( ныне она носит имя Ю. А. Гагарина ), а через 4 года успешно окончил её, продолжая летать на реактивных МиГ-15 в должности заместителя командира полка.

Марьин с сыном

Однако полёты на реактивных истребителях требовали отменного здоровья, и к концу 1950-х годов большинство лётчиков, имевших опыт Великой Отечественной войны, были переведены на штабную работу. Не миновала эта участь и Марьина.

Прослужив 10 лет на нелётной должности, в 1969 году подполковник Марьин был уволен в запас с должности начальника штаба полка. Однако спокойная жизнь пенсионера была "не по нутру" фронтовому лётчику и вскоре он стал работать военруком в школе № 10 города Дзержинска Горьковской области.

Как и большинство участников Великой Отечественной, Марьин вёл большую патриотическую работу, поддерживал связь с однополчанами, ежегодно ездил на встречи ветеранов. Однако время брало своё - с каждым годом ездить становилось всё труднее. И всё меньше оставалось боевых друзей.

2 ноября 1985 года ушёл в мир иной и простой советский ас Виктор Александрович Марьин.

Михаил Жирохов, Василий Харин.

( Оригинал статьи читайте в журнале "АвиаМастер", № 3, 2006 год. )
         © fightersky.ru