Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Марков Алексей Иванович


Дополнительная информация о А. И. Маркове.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Марков Алексей Иванович

Родился 2 февраля 1921 года в деревне Репниково, ныне Чеховского района Московской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе в Москве. В 1939 году окончил Подольский аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов, где был оставлен инструктором по обучению лётчиков - истребителей.

С июля 1942 года младший лейтенант А. И. Марков в действующей армии. В составе 434-го ИАП  ( 32-го Гвардейского ИАП )  сражался на Сталинградском, Донском, Калининском, Северо - Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах.

К августу 1944 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. И. Марков совершил 255 боевых вылетов   ( из них 6 - на штурмовку войск и техники противника ), в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. В период Белорусской операции громил врагов в районах Орши, Борисова, Минска.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 290 боевых вылетов, сбил 23 самолёта противника.

После войны служил в военно - транспортной авиации. С 1955 года Гвардии подполковник А. И. Марков - в запасе. С 1956 года работал в полярной авиации командиром спасательной эскадрильи. С 1959 года жил и работал в Москве. Умер 1 апреля 1966 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Вечером 23 февраля 1945 года, в день 28-й годовщины Советских Вооружённых Сил, лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка после напряжённого дня боевых полётов были выстроены на одном из полевых аэродромов на территории Латвии. Короткую приветственную речь произнёс перед строем приехавший к ним командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса генерал - лейтенант Е. М. Белецкий. Тепло поздравив всех с праздником, он пожелал новых боевых успехов, скорейшего полного разгрома врагов, а в заключение сказал:

- Я привёз вам радостную весть - ветерану полка, отважному командиру звена старшему лейтенанту Алексею Ивановичу Маркову сегодня присвоено звание Героя Советского Союза.

Громкое неуставное "Ура !" заглушило последние слова генерала.

Несмотря на свои 24 года, Марков был действительно одним из старейших лётчиков полка, в котором воевал ещё на Сталинградском фронте с конца августа 1942 года.

В биографии, составленной Марией Павловной, женой Алексея Ивановича, читаем:

"Он родился 2 февраля 1921 года в деревне Репниково Венюковского сельсовета Лопасненского района. Учился в Венюкове. Окончил 7 классов, затем фабрично - заводское училище при Венюковском механическом заводе. С детства Алёша мечтал об авиации. В 1938 году поступает в Подольский аэроклуб, днём работает на заводе, а вечерами - занятия в аэроклубе. "Стать лётчиком было мечтой почти всех юношей моего поколения", - вспоминал позднее Марков. Его мечта сбылась. В сентябре 1939 года он уcпешно закончил аэроклуб и был направлен в Качинскую школу военных лётчиков, которую закончил по сокращённой программе в сентябре 1940 года с отличием. Ему присвоили звание старшины и оставили работать инструктором по обучению лётчиков.".

8 сентября 1965 года газета "Московский комсомолец" опубликовала большую статью "Защищая свой край". Автор статьи - Ю. Соловьёв, член литобъединения при "Московском комсомольце", в последующем соавтор А. М. Прокина в его краеведческих изданиях. В этой статье прослежен весь боевой путь А. И. Маркова. Начинается она словами: "Летом 1941 года Алексею Маркову было только 20 лет. Стройный, худощавый инструктор лихо взбирался в кабину "ястребка" и уносился в жаркое севастопольское небо, выделывая сложные фигуры высшего пилотажа. И курсанты гордились им, без устали снова и снова повторявшим с ними трудные приёмы полёта. Подчас у многих не выходило, но юный учитель, только что сам окончивший это же училище, подбадривал: "Качинцам не к лицу, чтобы не получалось. Раз, два, три - лети !". В Качинской школе он проработал лётчиком - инструктором по май 1942 года.

В начале 1942 года приступили к комплектованию группы лётчиков, которых было необходимо противопоставить асам Люфтваффе. Полк бесстрашных, куда в числе 9 качинцев попал и А. И. Марков, был отправлен под Сталинград.

434-й истребительный авиаполк был элитной частью, в составе которой наряду с опытными боевыми лётчиками сражались дети нескольких высших государственных чинов. Полк имел ряд привилегий - он вооружался лучшей отечественной техникой и в истинно рыцарском духе направлялся на ответственнейшие участки фронта.

В то время обстановка на юге нашей страны была тяжёлой: немецкие танковые войска рвались к Волге, а бомбардировочная авиация непрерывно поддерживала их, нанося удары по оборонявшимся советским соединениям. В те дни и прилетели на фронт на своих истребителях Як-7Б из прославленной Качинской военной школы 9 лётчиков, и в их числе старший сержант Марков. Пройдя недолгую тренировку, они начали совершать боевые вылеты. В то время шли упорные бои на подступах к внутреннему оборонительному обводу Сталинграда, и было очень важно не допустить к нему авиацию противника.

...Свою первую победу Алексей Марков одержал в 5-м боевом вылете 19 сентября 1942 года. В тот день 4 истребителя Як-7Б, которые вёл Марков, вылетели на прикрытие своих войск. Погода стояла солнечная, почти безоблачная. Сначала немецких самолётов не было, но вот наземная станция наведения передала: "С запада - группа Ju-87, атакуйте !"

Две девятки одномоторных пикирующих бомбардировщиков широким клином шли к линии фронта. На этом участке немецкая авиация уже в течение нескольких дней наносила сильные удары по частям и соединениям 62-й армии, поддерживая безуспешные попытки своих танковых войск прорваться к Волге через железную дорогу Сталинград - Иловля.

- Атакуем сверху на встречном курсе, - передал Марков по радио ведомым и устремился к головному бомбардировщику, полагая, что там командир.

Чёрно - серый силуэт вражеской машины всё увеличивался в его прицеле. Пальцы плавно нажали гашетку. Огненная трасса кинжалом врезалась в стеклянную кабину "Юнкерса", вторая полоснула по мотору. Марков ушёл вверх, развернулся и вместе со своим товарищем по "Каче" А. А. Александровым атаковал ещё один "Лапотник". Тот завалился на крыло и пошёл вниз. В этот момент стало видно, как головной бомбардировщик, сбитый Марковым, упал на землю недалеко от станции Котлубань и взорвался. Лётчики Н. Д. Корчаченко и П. И. Юшенков сбили ещё один самолёт, который падал, распуская чёрный шлейф дыма.

Строй бомбардировщиков рассыпался. Первая девятка, потеряв 3 самолёта, повернула на запад, но вторая, построившись в круг, огнём пулемётов упорно отбивала атаки истребителей, надеясь, видимо, прорваться к цели. На этот раз надо было менять тактику. Марков приказал атаковать врагов снизу, на параллельном курсе. Маневр удался: было сбито ещё 2 бомбардировщика. Остальные, не доходя до оборонительного рубежа наших войск, сбросили бомбы, развернулись и начали уходить. Для преследования их уже не оставалось ни боеприпасов, ни горючего. На следующий день рано утром перед первым вылетом командир полка зачитал летчикам телеграмму командующего 62-й армией генерал - лейтенанта В. И. Чуйкова: "Спасибо за 5 сбитых фашистских самолётов. Ни одна бомба не упала на наши позиции".

Через день Марков и его товарищи вшестером снова вели бой с 14 бомбардировщиками. Но на этот раз после их первой атаки к району боя подошли 12 истребителей Me-109.

- Николаев, за мной, атакуем левого "Мессера" ! - услышали лётчики команду Маркова. - Остальным бить по бомбардировщикам !

Силы были неравны, но мастерство и отвага советских истребителей победили. Ведущий решительно сблизился с крайним вражеским истребителем, тот взял чуть вверх, трасса его снарядов пронеслась где - то левее, и в этот момент Марков точно поразил его. Немецкий самолёт клюнул носом, затем начал падать и, как передали потом наземные наблюдатели, врезался в землю в районе железнодорожного разъезда Копны. Но этот бой не обошёлся без потерь. Обстреляв один из бомбардировщиков, сержант И. Николаев начал разворачиваться для повторной атаки. В этот момент ему в хвост зашли 2 "Мессера". Их очереди, видимо, пронзили отважного лётчика...

Марков увидел конец этого боя, когда вражеские истребители уже взмыли вверх. Он не стал их преследовать, а бросил машину на вражеский бомбардировщик, который ранее атаковал Николаев. Тот шёл ровно, рассчитывая, видимо, на защиту своих истребителей. Две очереди Маркова вонзились в корпус машины. Из её фюзеляжа потянулся дым, потом запрыгали огненные языки. Самолёт резко пошёл вниз и упал в районе железной дороги. Остальные уже не делали попыток пройти к линии фронта.

Под Сталинградом, где 434-й авиаполк стал 32-м Гвардейским, лейтенант А. И. Марков лично сбил 3 самолёта - 2 пикировщика Ju-87 и истребитель Ме-109. За мужество, проявленное в воздушных боях он удостоился ордена Красного Знамени.

После разгрома крупной группировки немецких войск западнее Сталинграда 32-й Гвардейский авиаполк был перевооружён на Як-1Б и под командованием Гвардии подполковника В. П. Бабкова направлен на Калининский фронт, где принял участие в боях с неприятелем в районе Великих Лук.

Як-1Б из 32-го ГвИАП.

Самолёт Як-1Б из состава 32-го ГвИАП.  Калининский фронт.  Зима 1942 - 1943 гг.

Войска нашей 3-й Ударной армии окружили 10 000 гарнизон противника. 15 января 1943 года бои по его уничтожению завершались. Немцы удерживали лишь городскую крепость. Для удара по ним послали 2 полка бомбардировщиков Пе-2, которых прикрывал весь 32-й Гвардейский полк истребителей. При подходе к цели бомбардировщики были атакованы большой группой "Фоккеров". Гвардейцы сумели перехватить их. Завязались упорные воздушные бои. Один из FW-190 пошёл в атаку на ведущий бомбардировщик, но вдруг резко сбавил скорость и понёсся к земле. Это Марков сумел на встречном курсе послать в него меткую очередь снарядов. Вскоре ещё 3 вражеские машины были сбиты другими лётчиками полка. Самолёт одного из них - Н. П. Ковалёва - получил в том бою повреждение. Уже после войны, вспоминая тот бой, он рассказывал:

- Вражеский снаряд попал в систему охлаждения моего "Яка". Запарила вода, мотор начал давать перебои, самолёт сорвался в штопор. Оглянулся - меня преследует "Фоккер". Услышал позади очереди, потом мимо пронёсся самолёт Маркова. Оглянулся ещё раз - "Фоккер" уже горел. Это Алексей Иванович поджёг его и спас мне жизнь. Я сумел вывести истребитель из штопора и дотянуть до своего аэродрома.

Мощный удар по крепости Великих Лук с воздуха позволил нашим наземным войскам в тот же день штурмом овладеть ею. В этих боях Алексей Марков сбил 4 истребителя Ме-109.

Лётчик Н. П. Коваль вспоминал об одном из боёв: "Вражеский снаряд попал в систему охлаждения моего "Яка". Запарила вода, мотор начал давать перебои. Оглянулся - меня преследует "Фоккер". Услышал сзади очереди, потом мимо пронёсся самолёт Маркова. Оглянулся ещё раз - "Фоккер" уже горел. Это Алексей Иванович поджёг его и спас мне жизнь. Я сумел дотянуть до своего аэродрома".

В марте 1943 года Гвардейцы приняли участие в наступательных боях южнее Старой Руссы. Для Маркова этот период был памятен прежде всего тем, что его приняли в члены Коммунистической партии. Алексей Иванович рассказал на партийном собрании свою биографию:

- Вырос я в Подмосковье, в рабочей семье, в которой все были связаны с производством. Окончил школу - семилетку, затем фабрично - заводское училище, 3 года проработал слесарем на одном из заводов Москвы. Отсюда в марте 1940 года был призван в армию. Попросился в авиацию: стать лётчиком было мечтой почти всех юношей нашего поколения. Так я попал в Качинскую авиашколу. В июле 1941 года окончил её. Год работал лётчиком - инструктором. Дальше вся жизнь - в нашем родном авиационном полку. Буду стараться бить фашистские самолёты везде, где только смогу.

И он доказал это на деле. Только в воздушных боях первой половины марта лично сбил 3 "Мессера". Особенно запомнился ему бой севернее города Холма. В середине марта он во главе 6 "Яков" сопровождал группу штурмовиков, наносивших удар по скоплению войск противника. "Илы", построившись в круг, успешно бомбили и обстреливали противника реактивными снарядами. Внезапно сверху на них бросились 4 немецких истребителя. "Бьём в лоб !" - крикнул в микрофон Марков. На какой - либо маневр времени не было. Сам он успел пресечь атаку одного из "Мессеров", послав навстречу ему с близкого расстояния пушечную очередь. Снаряды прошили вражеский самолёт, и тот камнем пошёл вниз. Вдруг Марков заметил, как один из "Мессеров" заходит в хвост командиру соседнего звена старшему лейтенанту Ю. А. Келейникову.

А.И.Марков

- Юра, вниз ! - крикнул он и огнём ударил по врагу. Первая трасса прошла чуть ниже самолёта, зато короткая вторая попала в него. Он стал снижаться и уходить.

К этому времени штурмовики завершили свой удар и, перестроившись, взяли курс на восток. Группа Маркова, отогнав 2 оставшихся Ме-109, заняла свое место в строю выше "Илов" и успешно довела их до аэродрома.

В апреле - мае 1943 года полк был вновь перевооружён, теперь уже на Ла-5. В командование вступил Василий Сталин, и полк был направлен на Брянский фронт, где Марков сбил ещё 4 самолёта - 3 истребителя FW-190 и бомбардировщик Ju-88, и был награждён первым орденом.

12 июля 1943 года, в ходе Курской битвы, перешли в наступление войска Брянского и левого крыла Западного фронтов. 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, в которую входил 32-й Гвардейский авиаполк, вела упорные воздушные бои, прикрывала наступление наших танковых и стрелковых войск, которые сумели совершить глубокий прорыв. Во всех этих воздушных боях умело и мужественно сражался Марков. Значительно возросло его лётное мастерство, он стал Старшим лейтенантом, командиром звена.

13 июля большая группа вражеских бомбардировщиков попыталась нанести удар по прорвавшемуся далеко вперёд 5-му танковому корпусу. Навстречу им вылетел весь полк. Марков вёл шестёрку, которая получила задачу связать боем вражеские истребители. Хорошо зная тактику немецких лётчиков набрасываться группой на одиночные самолёты, он эшелонировал 3 пары своих истребителей по высоте так, чтобы они при необходимости могли поддержать друг друга.

Немцы перешли в атаку первыми: 3 "Фоккера" пошли на самолёт А. Д. Анискина. Шедший позади П. И. Юшенков прикрыл его огнём. Но тут их атаковали ещё 2 вражеских истребителя. Марков и его ведомый Н. Ф. Горшков, находившиеся выше, ринулись на них. Бой был недолгим. Оба советских лётчика сумели сбить по самолёту. Остальные попытались уйти вниз. Но Марков, которого надёжно прикрывал Горшков, не отставал от них и сумел сбить ещё один "Фоккер". А в это время остальные лётчики полка смело атаковали вражеские бомбардировщики и сбили 5 из них. Таких потерь в одном вылете враги на этом участке фронта ещё не несли.

На следующий день, вылетев со своим и соседним звеном старшего лейтенанта Келейникова на свободную охоту, Марков встретил 9 бомбардировщиков, шедших под прикрытием 4 истребителей.

- Бьём по "Юнкерсам" ! - скомандовал он.

Атака советских истребителей была стремительной. Уже через минуту они сбили 2 Ju-88, один из которых - на счету Маркова. Его отвага и умелые действия были отмечены в приказе дивизии - он удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени.

Войска 11-й Гвардейской армии Западного фронта стремительно наступали к Брянску. Их удары непрерывно поддерживали штурмовики, которые в ходе всех полётов прикрывались Гвардейцами. По 3 - 4 раза в день вылетали они на свою опасную боевую работу. И хотя немецких самолётов в воздухе стало гораздо меньше, отдельные бои с ними были весьма упорными.

Ла-5Ф из 32-го ГвИАП.

Самолёт Ла-5Ф из состава 32-го Гвардейского ИАП.  Брянский фронт.  Лето 1943 года.

В середине августа Марков получил задачу во главе четвёрки истребителей сопровождать 2 эскадрильи штурмовиков, которым предстояло нанести удар по вражеским самолётам на аэродромах западнее Брянска. Полёт прошёл успешно. Как показали потом контрольные снимки, на земле было сожжено 10 машин. На обратном пути группу атаковали 12 "Фоккеров". Марков приказал одной паре истребителей продолжать полёт со штурмовиками, а сам с ведомым Н. Д. Корчаченко решил сковать истребителей.

Около получаса вёлся этот неравный бой. Марков смело атаковал то один, то другой вражеский самолёт, умело маневрировал, не упуская случая сблизиться и послать прицельную очередь. Одной из них он сбил весьма активный, видимо, командирский FW-190. Не раз вражеские истребители опасно атаковали и Маркова, но ведомый умело прикрывал командира огнём. В одной из лобовых атак Маркову удалось сбить ещё один "Фоккер". К этому времени наши штурмовики уже подходили к своему аэродрому. Сложная боевая задача была успешно выполнена. Смелый замысел Маркова полностью удался. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях на Брянском направлении, и 4 лично сбитых самолёта Алексей Иванович был награждён вторым орденом Красного Знамени.

А. Мересьев (слева) и А. Марков с фронтовым корреспондентом.

А. Мересьев  ( слева )  и А. Марков с фронтовым корреспондентом.

Успешно сражался Марков и в последующих наступательных операциях. Зимой 1944 года во время ожесточённых боёв под Витебском, прикрывая наземные войска, он умело управлял своим звеном и сам сбил 2 вражеских бомбардировщика.

В марте 1944 года дивизии 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса вели ограниченные боевые действия. Изредка происходили стычки с противником. Так, 18 марта, станция наведения обнаружила большую смешанную группу самолётов противника в районе населённого пункта Высокая Гора. Звено истребителей 32-го Гвардейского авиаполка, под командованием Гвардии старшего лейтенанта Ю. Я. Келейникова, поднялось в воздух. В районе цели они обнаружили до 25 пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190.

Противник не видел нашу группу, и Келейников этим воспользовался. Набрав высоту, Ла-5 со стороны солнца внезапно атаковали врага в хвост. От неожиданной атаки в строю бомбардировщиков произошло замешательство. Не поняв, откуда и сколько на них свалилось советских истребителей, "Юнкерсы" стали беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить на свою территорию.

А.И.Марков

Группа Келейникова использовала и эту оплошность противника. Гвардейцы вновь атаковали, в результате Гвардии лейтенанты А. И. Марков и П. И. Юшинков сбили по одному Ju-87. А Келейников, тем временем, своей парой связал боем немецких истребителей. Так наши лётчики помешали большой группе вражеских самолётов нанести прицельный бомбовый удар по нашим войскам и уничтожили 2 немецких бомбардировщика.

23 июня 1944 года началась грандиозная межфронтовая операция по освобождению Белоруссии. 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, в которую входил и 32-й Гвардейский авиаполк, действовала в составе 1-го Прибалтийского фронта. В те дни авиаторы выполняли разнообразные задачи: прикрывали с воздуха пехоту, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, вели разведку базирования немецкой авиации и наземного противника, вылетали на свободную охоту, вели воздушные бои.

О боях 1944 года вспоминает заместитель командира дивизии Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов:

"В нашей дивизии наиболее эффективно действовал 32-й Гвардейский полк. Он больше всех уничтожил вражеских самолётов. 28 июля 1944 года четвёрка Ла-5, возглавляемая Героем Советского Союза Гвардии старшим лейтенантом А. И. Марковым, встретила у линии фронта 18 FW-190, намеревавшихся штурмовать наземные войска. При таком подавляющем превосходстве противника успех могла принести лишь внезапная дерзкая атака. И Марков блестяще использовал эту единственную возможность. Имея преимущество в высоте, он зашёл с тыла и обрушился всей своей немногочисленной группой на замыкающие "Фокке - Вульфы".

С первой же атаки 2 из них были сбиты. Остальные, бесприцельно побросав бомбы, развернулись против марковской четвёрки. Однако она уже ушла по вертикали вверх, готовясь к новой атаке. Тут же подоспела ещё одна группа наших истребителей, и фашисты уклонились от боя".

В этот день отличились лётчики Марков, Миронов и Суровнев, сбившие по одному самолёту противника.

В июле танковые корпуса и стрелковые соединения 5-й армии 3-го Белорусского фронта окружили группировку противника в столице Литвы - Вильнюсе. Почти неделю продолжались там упорные бои на земле и в воздухе. Марков с лётчиками своего звена не только прикрывал наземные войска от ударов немецких бомбардировщиков, но почти ежедневно вёл воздушные бои с истребителями противника, которые охраняли свои транспортные самолёты, пытавшиеся сбрасывать военные грузы окружённому гарнизону. Участвовал он и в борьбе с вражеской авиацией южнее Вильнюса, где она пыталась наносить удары по нашим наземным войскам, форсировавшим Неман и захватившим на западном берегу крупный плацдарм. Здесь, на Литовской земле, он сбил 3 вражеских истребителя, причём опять 2 в одном бою.

Лётчики Алексей Марков и Владимир Гаранин.

Лётчики 32-го Гвардейского ИАП Алексей Марков и Владимир Гаранин.

Было это 1 августа 1944 года. Соединения 3-го механизированного корпуса, овладев городом Шяуляй, стремительно рвались на север, к Рижскому заливу, для того чтобы отсечь в Прибалтике группу армий "Север". Вылетев для прикрытия передовых частей корпуса, звено Маркова над городом Елгава, где на земле шли упорные бои, было атаковано 12 истребителями FW-190. Марков не уклонился от боя. Умело маневрируя, он вывел все свои самолёты из - под первой атаки врага, а затем атаковал сам. Ему удалось сразу же сбить один "Фоккер". Это внесло замешательство в действия врагов. Они начали перестраиваться, стараясь прикрыть друг друга. В это время лётчик Корчаченко поджёг один вражеский истребитель, а Марков сумел на параллельном курсе выпустить большую прицельную очередь ещё по одному, который быстро пошёл на снижение и упал на землю южнее Елгавы. Потеряв 3 самолёта, немцы перестроились и на максимальной скорости стали уходить.

9 августа 1944 года Марков был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорилось:

"А. И. Марков в начале войны прибыл в 434-й истребительный полк рядовым лётчиком. После Сталинградской операции назначен командиром звена.

А. И. Марков, будучи рядовым лётчиком, смело вступал в бой с хитрым и коварным врагом и всегда выходил победителем. Будучи командиром звена и командиром эскадрилии, своим личным примером воодушевлял подчинённых. Каждый боевой вылет являлся подвигом лётчика Маркова. В боях он лично сбил 16 фашистских самолётов.

За отличное выполнение боевых заданий на фронте, проявленные при этом отвагу и героизм, за 255 успешных боевых вылетов и 16 лично сбитых самолётов противника Гвардии старший лейтенант Марков достоин высшей правительственной награды".

Это ходатайство поддержали командиры дивизии, корпуса, командующий 3-й Воздушной армией генерал - лейтенант Н. Ф. Папанин, Военный совет 1-го Прибалтийского фронта.

23 февраля 1945 года Алексею Ивановичу Маркову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Ему в то время было только 24 года, а на его кителе, с капитанскими погонами, множество наград: "Золотая Звезда" Героя, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1-й степени и множество медалей.

Став Героем Советского Союза, Марков продолжал смело драться с врагами. Участвуя в воздушных боях в Восточной Пруссии, он совершил ещё 35 боевых вылетов, в ходе которых сбил 7 самолётов. Закончил войну в мае 1945 года после взятия Берлина в составе 1-го Белорусского фронта, уже командиром эскадрильи.

Ла-7 из 32-го ГвИАП

Трёхпушечный истребитель Ла-7 из состава 32-го ГвИАП.  Весна 1946 года.

К концу войны Гвардии капитан А. И. Марков произвёл 290 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 23 самолёта противника: 2 Ju-88, 2 FW-189, 6 Ju-87, 6 Ме-109, 7 FW-190.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед лётчика. ]

После окончания войны Алексей Иванович продолжил службу в ВВС. С 1946 года - заместитель командира 32-го ГвИАП. В 1948 году был назначен командиром отдельной авиационной эскадрильи ВВС Московского военного округа. В 1946 году ему было присвоено воинское звание "Майор", а ещё через 4 года - "Подполковник. На истребителях Марков летал до 1953 года.

А.И.Марков

А затем... После ареста в апреле 1953 года Василия Сталина А. И. Марков "в тревоге ожидал, что придут и за ним", - вспоминает его жена.

В борьбе злобной бюрократической машины с собственным порождением - "культом личности" - пострадали многие достойные люди, среди них "друг и сообщник В. И. Сталина Гвардии подполковник А. И. Марков". Он был отстранён от лётной работы "как не справившийся с обязанностями" и вскоре уволен из рядов ВВС.

В последние годы жизни А. И. Марков работал в транспортной авиации в Заполярье, в Хатангском авиаотряде и Игарской авиагруппе.

Вначале он был командиром корабля  ( Ан-2, Ли-2 ), впоследствии был назначен командиром особой спасательной авиационной эскадрильи. Водил самолёты по сложнейшим маршрутам в Заполярье, вёл ледовую разведку доставлял грузы в пункты назначения. И на этой работе ветеран войны оставался верен себе - целиком отдавался любимому делу. И последнее время работал в городе Химки начальником диспетчерской службы.

Простудившись, А. И. Марков умер в расцвете сил 1 апреля 1966 года в госпитале имени Бурденко.

Именем Героя Советского Союза Алексея Ивановича Маркова названа улица в Венюкове и школа № 8 в этом микрорайоне. В "Московском комсомольце" от 8 сентября 1965 года Юрий Соловьёв опубликовал интересный художественно - документальный очерк о Маркове. В "Чеховском вестнике" от 15 мая 2004 года о Герое интересно написала И. И. Гаркуша, которой передала свой архив сестра Маркова.

Ирина Ивановна собрала воспоминания и легенды, изустно передававшиеся в Венюкове людьми, знавшими Маркова. И. И. Гаркуша вместе со школьниками создала проект современной экспозиции для школьного музея - "Герой и его время", не требующей больших денежных вложений. Нужны были только желание и воля руководства школы, носящей имя Героя.

Талантливым исследователем биографии знаменитого лётчика стал венюковский школьник Дмитрий Петров, получивший диплом на Всероссийских краеведческих чтениях, прошедших в конце 2007 года в Москве, в Федеральном центре туризма и краеведения. Т. И. Боровкова, военный историк, член Совета ветеранов Российской Федерации, сказала тогда, что основательное научное исследование, которое провёл венюковский школьник, должно стать основой для создания музея, посвящённого Герою.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. И. Маркова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
119.09.1942 г.1  Ju-87ст. КотлубаньЯк-7, Як-1,

Ла-5, Ла-7.
221.09.1942 г.1  Ме-109Котлубань - Конная
323.09.1942 г.1  Ju-87Ферма № 4
407.03.1943 г.1  Ме-109Сосновка
51  Ме-109Слугино
615.03.1943 г.1  Ме-109Векшино
712.07.1943 г.1  Ju-88Затишье
81  FW-190Матвеевский
913.07.1943 г.1  FW-190Ивань
1020.07.1943 г.1  FW-190Протасово
1105.08.1943 г.1  FW-190сев. - вост. Белые Берега
1226.08.1943 г.1  FW-189Озеро
1312.01.1944 г.1  Ju-87Стабуры
1407.03.1944 г.1  Ju-87Васильки
1528.07.1944 г.1  FW-190Лоукабулли
1601.08.1944 г.1  FW-190Пугая
171  FW-190юго - вост. Митава
1816.09.1944 г.1  FW-190сев. Иецава
1915.12.1944 г.1  FW-190Бантечульвы

       Всего сбитых самолётов - 19 + 0;  боевых вылетов - 235;   воздушных боёв - 68.

         © fightersky.ru