Главная | Источники | 

HSU

Мариинский Евгений Пахомович

Е.П.Мариинский.

Родился 27 Января 1923 года в городе Балта Одесской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. До войны жил в Москве, где окончил Центральный аэроклуб. Учился в Московском геологоразведочном институте. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1943 года Младший лейтенант Е. П. Мариинский в действующей армии. Принимал участие в боях у Днепра, над территорией Молдавии, Румынии, Польши, Германии.

К Январю 1945 года командир звена 129-го истребительного авиационного полка ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии лейтенант Е. П. Мариинский совершил 156 боевых вылетов, в 48 воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника.

К концу войны Гвардии старший лейтенант Е. П. Мариинский выполнил 210 успешных боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, лично сбил 20 самолётов противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. Демобилизовался в 1954 году в звании Гвардии подполковника. Поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1961 году. Живя в Москве, работал в издательстве "Молодая гвардия", редактировал альманах "Подвиг"  ( 1961 - 1980 годы ). Автор книг: "Внизу - передний край", "До земли 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв", "Военно - Воздушные Силы"  ( в соавторстве с Лебедевым А. Г. ), "Тропой подвига", "Подвиг на Висле", "Я дрался на "Аэрокобре". Умер 22 Марта 1993 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Среди ценных документов Евгений Пахомович Мариинский хранит маленькую, отпечатанную на плохой бумаге книжечку с незамысловатым рисунком, который символизирует власть трудового народа в молодой Республике Советов и его готовность отстоять эту власть от посягательств врагов. Эта книжечка: учётно - воинский билет отца. Он был одним из тех, кто, не щадя себя, сражался с белогвардейцами на фронтах Гражданской войны. Его назначили начальником дивизии, и он успешно справлялся со своими нелёгкими обязанностями. Комиссаром у отца был старый большевик, впоследствии председатель ЦК союза металлистов Иван Иванович Лепсе.

Судьба отца Мариинского сложилась так, что с армией ему пришлось после Гражданской войны расстаться. Здоровье подвело, и уже о любой ответственной работе речи быть не могло.

Жили тогда Мариинские большой семьёй в городке Ананьеве, что в Одесской области. Особо сложной и ответственной работы у бывшего красного командира не было, но какое бы дело ему ни поручали, скажем, в МТС, когда они были созданы, выполнял с душой, не давая себе даже самых безобидных поблажек. Вспоминает Евгений Мариинский.

- Вот таким был отец. Примером для всех нас - пяти братьев. Давно уже нет его в живых, а думается о нём тепло, видишь его вечно чем - то занятым, никогда не теряющим присутствия духа, свято верящим в наше великое дело. Отца мы любили. На него равнялись всю жизнь, и, кажется, все пятеро оправдали его надежды.

В предвоенном, 1940 году Мариинский окончил среднюю школу и сразу же подался в Москву. Почему в столицу ?   Потому что был, да и сейчас есть, в столице известный геологоразведочный институт, а у Мариинского была мечта, за несколько последних школьных лет она не потускнела, стать геологом. Само собой, не обошлось без юношеской романтики: горы, тайга, все атрибуты вольной, под открытым небом кочевой жизни. Все это так. Но была и серьёзность, было вынесенное из прочитанного, из изученного уважение к труду геолога. Словом, экзамены в институт Мариинский сдал, получил заветный студенческий билет и место в общежитии у Киевского вокзала, откуда совсем недавно впервые ступил на московскую землю.

Е.П.Мариинский.

Но судьбе не угодно было сделать Мариинского геологом. Страна нуждалась в грамотных боевых защитниках, умелых военных кадрах. А Евгений был к тому времени крепким парнем со средним образованием, комсомольцем, вполне подходящим для спецнабора в авиационные училища.

- 1940 год. Нас, несколько человек, вызывают в комитет комсомола. Комсомолец - на самолёт !  Стране нужны лётчики. Ранним утром через всю Москву добираемся до Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. Теоретические занятия, изучение материальной части, потом полёты. Наш инструктор Любушкин был самозабвенно влюблён в небо. Лично знал Чкалова, много о нём рассказывал. Учил нас летать, быть смелыми и честными людьми. В Феврале 1941-го я закончил аэроклуб, был направлен в военную авиационную школу лётчиков - истребителей. А вскоре грянула война.

В общем, с институтом ему пришлось расстаться. Стал Мариинский курсантом лётной школы. Принял присягу - клятву Родине, что будет верен ей всегда.

Но на фронт Евгений попал только в 1943 году - до этого служил в запасном авиаполку. Первые памятные воздушные бои - у Днепра, потом в Ясско - Кишиневской операции, Румынии, Польше и наконец - небе Берлина. Какие это были напряжённые, полные опасностей дни !   Воевал Мариинский в 205-й истребительной авиационной дивизии, вместе с отважными лётчиками, надёжными друзьями в небе и на земле, по соседству с полком выдающегося советского аса Александра Покрышкина.

Н.Волков - механик Мариинского
Н. Волков - механик самолёта.

Мариинскому повезло - ему довелось сражаться в составе 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка. О самоотверженности и мужестве лётчиков этой части, воевавших под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, вo время Львовско - Сандомирской операции, под Берлином и Прагой, можно судить хотя бы по такому факту: они сбили 546 вражеских самолётов, уничтожили немало живой силы и техники, 10 воздушных бойцов полка стали Героями Советского Союза.

Почти всю войну Евгений летал на самолёте Р-39 "Аэрокобра" с бортовым номером "4". Бессменным механиком, обслуживающим машину, стал Николай Волков.

- В жизни каждого человека есть незабываемые события, Одним из них для меня стало боевое крещение 6 Января 1944 года под Кривым Рогом.

С пункта наведения доложили , что в небе появился немецкий разведчик - корректировщик FW-189. Группе лётчиков во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Фёдором Архипенко было приказано уничтожить вражеский самолёт.

Мы взлетели, и вскоре в полукилометре выше нашего строя увидели разрисованный полосами и пятнами для маскировки особенно ненавистный для наземных войск корректировщик артиллерийского огня и наводчик вражеских бомбардировщиков FW-189 - "раму", как называли его за двухбалочный фюзеляж.

- Мариинский, атакуйте ! - приказал мне комэск.

Немецкий самолёт - корректировщик FW-189

Даю максимальные обороты мотору и передо мной совсем близко возникает вражеская машина. Неожиданно навстречу полоснула пулемётная очередь - огонь вёл вражеский стрелок. Момент трудный, но знаю, рядом товарищи, надо доказать, что способен выполнить приказ командира - сбить врага. А сбить его необходимо во что бы то ни стало. Ведь вражеский корректировщик фотографирует нашу линию обороны, направляет огонь по нашим войскам, и там, на земле, надеются на нас. Вспоминая советы товарищей, подхожу к "раме" снизу сзади, жму на гашетки и вижу, как дернулся у своей турели вражеский стрелок, убитый прямым попаданием снаряда; от ясного крыла корректировщика, крошась, отлетела белая консоль, загорелся правый мотор, "рама" резко нырнула вниз. Еле успеваю развернуться вслед за ней. Добить !   От второй очереди вражеская машина камнем идёт к земле. Чувство неудержимой радости охват