Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Манкевич Виктор Михайлович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Манкевич Виктор Михайлович

Родился 10 апреля 1918 года в городе Смоленске, в семье служащего. Закончил 10 классов в средней школе № 7, работал шофёром в автопарке. Окончил аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Боресоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1941 году - Конотопскую военную школу, работал в ней лётчиком - инструктором. С началом Великой Отечественной войны готовил кадры для фронта.

С мая 1943 года лейтенант В. М. Манкевич в действующей армии. Сражался на Центральном, 1-м Белорусском, 2-м и 3-м Прибалтийских и Ленинградском фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии, Польши и Прибалтики, блокаде Курляндской группировки.

В боях за освобождение Белоруссии в 1943 - 1944 годах прикрывал наземные войска, сопровождал штурмовики и бомбардировщики, вёл разведку в районе Гомеля, Мозыря, Пинска, Кобрина, Бреста. С мая 1943 по июль 1944 года эскадрилья В. М. Манкевича cовершила 1045 боевых вылетов, уничтожила 52 вражеских самолёта.

К февралю 1945 года штурман 163-го истребительного авиационного полка  ( 336-я истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт )  майор В. М. Манкевич совершил 182 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника.

К концу войны выполнил 230 успешных боевых вылетов. Проведя 65 воздушных боёв, сбил 23 самолёта противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. С 1959 года подполковник В. М. Манкевич - в запасе. Жил и работал в Харькове. Умер 17 сентября 2007 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Рядом с обширным зданием Харьковского аэровокзала стоит небольшой домик. В нём базируются пилоты санитарного звена. Они, как часовые, всегда на посту. В любую минуту по первому сигналу станции санитарной авиация готовы поднять в воздух свои маленькие машины с красными крестами на фюжеляжах и лететь туда, где жизнь человека оказывается в опасности.

...Несколько дней над полями бушевала вьюга. Замело все дороги и тропинки. Ни пройти, ни проехать. А снегопад не утихал, дул сильный ветер. С грустью всматривались в хмурое небо пилоты. Мало надежды было на лётную погоду. Вдруг раздался телефонный звонок с областной станции санитарной авиации. Получено задание эвакуировать тяжело больного из деревни Андреевка в Харьков. Пилоты понимающе переглянулись. Каждый из них готов пойти на вылет. А кому разрешат в такую погоду ?

Человек в беде. Он нуждается в помощи. Но спасение его cвязано с определённым риском. Это понимали все: диспетчеры службы движения, командир лётного подразделения, синоптики.

- Я готов выполнить задание. - уверенно сказал невысокою роста пилот с "Золотой Звездой" Героя Советского Союза на груди. Это был подполковник запаса Виктор Михайлович Манкевич.

Командир внимательно посмотрел в глаза пилоту. Он знал этого человека, его лётное мастерство и высокие волевые качества.

- Да, выполнение этого сложного задания я могу поручить вам. - ответил командир.

Трудным был и для опытного лётчика этот полёт. Ограничена видимость. Сильный ветер трепал в воздухе маленький Як-12. Но ведомый умелой и твёрдой рукой пилота, самолёт шёл строго по проложенному на карте маршруту. Внизу показались строения. Это и есть Андреевка. А теперь самое сложное - подобрать подходящую для посадки площадку. Не ошибись, пилот, будь внимателен !

Виктор Михайлович Mанкевич осторожно снизившись ощупал глазами местность. Выбор невелик. Кругом сугробы. Скользнули самолётные лыжы. К приземлившимуся самолёту по глубокому снегу подвезли больного, погрузили на борт. Вскоре человек, за спасение жизни которого боролись врачи и авиаторы, был доставлен в Харьковскую областную больницу.

Мы рассказали лишь об одном полёте на выполнение санитарного задания. А их было немало на счету бывшего лётчика - истребителя Виктора Михайловича Манкевича.

Он родился 10 апреля 1918 года в Смоленске. В 1935 году окончил 10 классов средней школы № 7  ( ныне гимназия имени Н. М. Пржевальского ), после чего работал шофёром в автопарке, а затем в Смоленском Доме Красной Армии. Окончил Смоленский аэроклуб. С мая 1938 года в рядах Красной Армии. До декабря 1938 года служил в танковых войсках. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, до мая 1941 года был в ней же лётчиком - инструктором. В декабре 1941 году окончил Конотопское военное авиационное училище лётчиков, снова был оставлен в нём лётчиком - инструктором, что позволило ему приобрести значительный лётный опыт.

Первое боевое крещении лейтенант В. М. Манкевич получил летом 1943 года на Курской дуге, советские истребители сорвали тогда бомбёжку вражеской авиацией наших войск.

- Бой этот был трудный. - вспоминает Герой Советского Союза. - В составе нашей группы были молодые лётчики, ещё не имеющие боевого опыта. Они обладали завидной волей к победе и смелостью, но отсутствовало мастерство.

С 20 пробоинами привёл в тот день свой самолёт на аэродром Виктор Манкевич.

Боевой счёт сбитых фашистских самолётов он открыл 11 мая 1943 года в районе станции Шигры. Было солнечное утра. На небе ни облачка. В воздухе появилось 35 немецких бомбардировщиков Ju-87. Их прикрывали 6 истребителей Ме-109. Навстречу врагу поднялись 8 "Яков", ведомые заместителем командира 1-й эскадрильи 163-го истребительного авиационного полка Виктором Манкевичем. Силы были явно не равны, но это не смутило советских лётчиков. Они смело вступили в бой.

- Отвлечь истребителей - подал команду Манкевич командиру звена младшему лейтенанту Леониду Мешкову.

Звено Мешкова завязало бой с истребителями. Виктор Манкевич вместе с лётчиками Александром Дружининым, Иваном Ермаковым, Константином Смирновым и Пичугиным в это время атаковали бомбардировщиков.

Метким огнём Дружинин и Ермаков сбивают двух "Юнкерсов". Но это не останавливает врагов. Они продолжают рваться к объекту. Тогда Виктор Манкевич атакует ведущего группы "Юнкерсов". Один, второй заход. Огонь достигает цели. Бомбардировщик валится на землю. Фашистские лётчики беспорядочно бросают бомбы и поворачивают назад, не достигнув цели.

В этом бою группа Манкевича сбила 5 бомбардировщиков и 1 истребитель. Сами без потерь вернулись на свой аэродром.

В.М.Манкевич (слева) у своего самолёта.

В воздушных боях под Курском и Орлом Виктор Манкевич показал себя умелым, мужественным воином. Он записал на свой счёт 9 сбитых вражеских самолётов. Более 35 раз вылетал на разведку, всегда успешно выполнял задания, добывая ценные сведения о противнике. Свои разведвылеты он почти всегда сопровождал атаками врага. В результате штурмовок врага уничтожил 2 зенитные батареи, 1 паровоз, 5 автомашин и 3 повозки. Его подвиги Родина отметила первым орденом Красного Знамени.

В июле 1943 года под Орлом немецкое командовании, стремясь захватить господство в воздухе, бросило в бои сотни самолётов. В этот период Виктор Михайлович с товарищами делал по 5 - 6 боевых вылетов в день и практически каждый не обходился без воздушного боя.

В.М.Манкевич.

5 июля шестёрка наших истребителей встретила 20 немецких бомбардировщиков, сопровождаемых 10 истребителями FW-190, которые готовились нанести удар по нашим войскам. Несмотря на явное неравенство сил, Виктор Манкевич повёл свою группу в атаку. Отличные техника пилотирования и личное мужество наших лётчиков решили успех боя, в котором 5 вражеских самолётов были сбиты. Из них 2 уничтожил лично Манкевич. Бомбардировка врагом наших частей была сорвана.

А потом били напряжённые воздушные бои на Днепре, под Мозырем, Сарнами, Ковелем и Варшавой...

6 сентября 1943 года Виктор Михайлович с тремя истребителями выполнял задание по прикрытию группы бомбардировщиков Пе-2. Внезапно наши самолёты был атакованы из-за облаков 16 истребителями противника. Приняв бой, наши истребители не допустили срыва бомбардировки вражеских войск, обеспечили благополучный уход наших бомбардировщиков за линию фронта, сбили 5 самолётов противника, из которых 2 - на счету Манкевича.

После этого командование назначило Виктор Михайловича командиром эскадрильи. С мая 1943 по июль 1944 года эскадрилья В. М. Манкевича осуществила 1045 боевых вылетов, уничтожила 52 вражеских самолёта.

Более 230 боевых вылетов совершил за годы войны майор В. М. Манкевич. В 65 воздушных боях сбил 23 фашистских самолёта.   [ По некоторым источникам имел 18 сбитых лично и 5 в составе группы. ]

Родина достойно оценила героизм и мужество своего славного воина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Виктору Михайловичу Манкевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Рядом с тремя орденами Красного Знамени, Александра Невского и Kрасной Звезды на груди лётчика засияли орден Ленина и медаль "Золотая Звезда"  ( № 8584 ).

В.М.Манкевич.

А спустя более 20 лет, в торжественной обстановке, прямо на самолётной стоянке авиации специального применения в Харьковском аэропорту, областной военком вручил Герою и четвёртый орден Красного Знамени. Боевая награда вновь нашла своего владельца !

После окончания войны Виктор Михайлович ещё длительное время служил в строевых частях ВВС  ( в Прибалтийском, Дальневосточном и Киевском военных округах ). Военный лётчик 1-го класса  ( 1953 год ).

С 1954 по 1959 год работал лётчиком - испытателем военной приёмки на авиационном заводе № 272 в Ленинграде. Испытывал серийные учебно - тренировочные самолёты Як-11, многоцелевые самолёты Як-12, вертолёты Як-24 и их модификации. Лётчик - испытатель 2-го класса  ( 1956 год ).

С ноября 1959 года подполковник В. М. Манкевич - в запасе. Жил в городе Харьков  ( Украина ). В 1961 году стал пилотом Гражданского Фоздушного Флота. В 1975 году ему было присвоено воинское звание "Полковник запаса".

Умер 17 сентября 2007 года. Похоронен на кладбище № 2 в Харькове, где установлен надгробный памятник.

*     *     *

Список всех известных побед майора В. М. Манкевича:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.05.1943 г.1  Ju-87ГубкиноЯк-7, Як-9.
206.06.1943 г.1  FW-190Хмелевая
305.07.1943 г.1  FW-190Юдинка
41  Ju-88Никольское
505.08.1943 г.1  Ju-88Малая Драгунская
606.09.1943 г.1  FW-190Белые Берёзки
715.09.1943 г.1  Не-111юго - вост. Реутицы
805.10.1943 г.1  FW-189зап. Дуброво
906.10.1943 г.1  FW-190сев - вост. Гомель
1028.10.1943 г.1  FW-190Бушатен
1101.04.1944 г.1  FW-190юго - зап. Уховец
1208.04.1944 г.1  Ме-109Бохув - Колодница
1304.05.1944 г.1  Ме-109вост. Дольск
1407.07.1944 г.1  Ме-109ст. Кошары
1516.10.1944 г.1  FW-190сев. Лецкава
1630.10.1944 г.1  FW-190юго - вост. мыза Эмбутэ
1722.12.1944 г.1  FW-190юго - вост. ст. Скрунда
1816.01.1945 г.1  FW-190сев - вост. Прекуле

      Всего сбитых самолётов - 18 + 0;  боевых вылетов - 190;   воздушных боёв - 47.

    -->      © fightersky.ru