Главная | Источники | 

HSU

Максимов Александр Ефимович

А.Е.Максимов

Родился 15 Августа 1914 года в селе Перелоги Юрьев - Польского уезда Владимирской губернии. Окончил сельскую школу, ФЗУ во Владимире, школу Гражданского Воздушного Флота в Тамбове в 1937 году и курсы усовершенствования командного состава в 1938 году. Работал инструктором во Владимирском и Кольчугинском аэроклубах. В 1941 году окончил Остафьевскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1941 года сержант А. Е. Максимов в действующей армии. По 1942 год служил в составе 236-го ИАП; с Мая по Ноябрь 1943 года - в 516-м ИАП; затем, по Май 1945 года - в 247-м ИАП  ( 156-м ГвИАП ). Сражался на Западном, Юго - Западном, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в боях под Корсунь - Шевченковским, Яссами, Кишенёвом, в Польше, Чехословакии, Германии.

К Январю 1945 года командир эскадрильи 156-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии майор А. Е. Максимов совершил 396 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.

10 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 444 боевых вылета, в 68 воздушных боях сбил 22 самолёта противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. До 1960 года летал на реактивных самолётах. Командовал авиационной дивизией. В 1961 году Генерал - майор авиации А. Е. Максимов вышел в отставку. Жил и работал в Ярославле. Умер 23 Марта 1984 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Жил в Ярославле скромный заслуженный ветеран войны - Герой Советского Союза Генерал - майор авиации в отставке Александр Ефимович Максимов. 27 лет он провёл в кабине истребителя. После окончания Тамбовской школы Гражданского Воздушного Флота в 1941 году закончил Астафьевскую военную авиационную школу пилотов, несколько лет работал инструктором - лётчиком, командиром звена и отряда во Владимирском и Кольчугинском аэроклубах Осоавиахима.

Через месяц началась Великая Отечественная война и Александр Максимов принял в ней самое активное участие. Охраняя подступы к столице, 4 Февраля 1942 года лётчик Максимов одержал свою первую победу. 19 Февраля сбил сразу 2 вражеских самолёта.

...5 немецких бомбардировщиков Ju-88 стремились к станции Уваровка, где находилось несколько советских воинских составов. На перехват ринулся Лейтенант Максимов. Один против пятёрки врагов !   Ещё немного - и противник обрушит свой смертоносный груз на эшелоны, но этого допустить было нельзя. Залп выпущенных им реактивных снарядов разметал строй "Юнкерсов" - прямым попаданием счастливого "эрэса" был уничтожен один пикировщик. Его горящие обломки ещё сыпались в лес, а Максимов уже шёл во вторую атаку. Меткая пушечная очередь прошила второй вражеский самолёт. Объятый пламенем Ju-88 пошёл к земле. Ещё одна атака - повреждён третий пикировщик. Немецкие лётчики сочли за лучшее убраться от станции. Боевой приказ был с честью выполнен. За этот бой Александра Максимова наградили орденом Красного Знамени.

А.Е.Максимов

Отважно и умело дрались в небе Подмосковья лётчики авиационных частей 201-й истребительной авиационной дивизии. Однажды заместитель командира эскадрильи Лейтенант Александр Максимов с командиром звена Младшим лейтенантом Сергеем Белоусовым барражировали над своим аэродромом. В это время возвращалась с задания группа самолётов, которая, выпустив шасси, готовилась к посадке. С командного пункта полка передали предупреждение: "Соколы", будьте внимательны, в воздухе противник". Действительно, 4 внезапно появившихся вражеских истребителя готовились к атаке на наши самолеты в момент приземления. А сбить самолёт при посадке очень легко.

Пара Лейтенанта А. Максимова, не замеченная "Мессерами", успела своевременно встретить вражеские самолёты и связать их боем. Два Ме-109 пошли в лобовую атаку, а 2 других старались набрать высоту и зайти в хвост "Якам". Излюбленный приём фашистских асов - "зажать в тиски". Исход боя решали секунды. Сближение на встречных курсах было таким стремительным, что столкновение 4-х машин казалось неизбежным. Лейтенант Максимов первым поймал в прицел вражеский самолёт и сбил его.

Ведомый Ме-109 не выдержал, резко отвернул в сторону и свечой полез вверх, но и здесь истребитель Як-1 на боевом развороте догнал фашиста и поджёг. С аэродромной радиостанции раздался голос командира полка Майора П. А. Антонец: "Молодцы, "Соколы" !"

Тем временем бой с немецкими истребителями продолжался. Ревя двигателями, круто ломая линию полёта, самолёты то словно метеориты устремлялись к земле, то стрелой врезались в зенит. Сергей Белоусов, не отрываясь от своего командира, следил за парой Ме-109. Вдруг один из "Мессеров" устремился к ведущему. Выполнив быстрый и неожиданный разворот, Белоусов выпустил длинную заградительную очередь, отсек вражеский самолёт от Максимова и этим спас от неминуемой гибели своего командира.

Вражеские истребители, не выдержав невероятно быстрого темпа схватки и мастерских атак наших лётчиков, обратились в позорное бегство.

Когда самолёты зарулили на стоянку, лётчиков встречали и однополчане, и специалисты батальона аэродромного обслуживания. Радостные, улыбающиеся, они поздравляли отважных воинов с победой.

Лейтенант А. Максимов, обращаясь к встречающим его, сказал: "В этой победе есть доля заслуг наших надёжных помощников, тех, кто подготовил самолёты к боевому вылету. Спасибо вам, ребята !"

Как гордился авиационный механик сержант И. Люшин, что на самолёте, который он обслуживал, его командир - Лейтенант Александр Максимов - на глазах у всех сбил 2 "Мессера" !

Полк вскоре перебросили на Центральный фронт. Под Орском 5 Июня 1943 года в ожесточённом воздушном бою с 27 вражескими самолётами на истребителе Лейтенанта Максимова отказало оружие. Как назло, машина командира полка Подполковника Павла Антонца подверглась атаке четвёрки "Мессеров". Александр Максимов пришёл на помощь командиру, устремился наперерез врагам. Немецкое звено распалось. Совсем рядом нахально летели вражеские бомбардировщики Ju-88.

А.Е.Максимов

"Нет патронов. Выход один - таранить ближайшего врага !" - решил лётчик. Но свалившаяся сверху сзади пара Ме-109 опередила его. Огненная струя пронзила фюзеляж Як-1 и он свалился в штопор. В глазах лётчика неистово закружились земля и небо. У земли самолёт перешёл в плоский штопор, снижение его замедлилось, сильнейший удар о землю разнёс машину в щепки. Лётчик был ранен, но остался жив. Боевые друзья считали Александра погибшим. Ночью, к великой радости однополчан, он пришёл в полк.

Напряжённая боевая работа выпала на его долю и 5 Июля 1943 года, когда немецкие войска перешли в наступление на Курской дуге. В районе станции Томаровка шестёрка истребителей, ведомая Гвардии Капитаном Максимовым, сопровождая 12 штурмовиков Ил-2, встретилась и вступила в бой с 30 вражескими бомбардировщиками и 12 истребителями. Наши пилоты дрались выше всяких похвал. Командующий 2-й Воздушной армией Маршал авиации С. А. Красовский писал о мастерстве и героизме ведущего отважной шестёрки истребителей:

"В этом бою командир эскадрильи Максимов сразил 2 фашистских самолёта, но и сам был ранен в руку, ногу, голову. Едва лётчик с трудом вылез из кабины, послышался голос полкового врача: "Немедленно в госпиталь !" Но Максимов твёрдо сказал: "Нет, моё место в бою. Я останусь на аэродроме и буду водить в бой свою эскадрилью". Весть об этом самоотверженном поступке облетела весь фронт. Стойкость комэска Максимова стала вдохновляющим примером для многих воздушных бойцом".

Истребитель Як-1Б