Главная | Источники | 

HSU

Макаров Сергей Васильевич

Макаров С.В.

Родился 8 Мая 1919 года в деревне Нестерово, ныне Вяземского района Смоленской области, в семье крестьянина. В 1931 году семья переехала в город Гатчину Ленинградской области. Окончив здесь 8 классов средней школы № 4, поступил на Ленинградский завод подъёмных сооружений электросварщиком. Вечерами без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1938 году призван в ряды Красной Армии и направлен в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил на кануне Великой Отечественной войны.

С Июля 1941 года Младший лейтенант С. В. Макаров в действующей армии. По Июль 1941 года сражался в составе 122-го истребительного авиационного полка, летал на И-16. С Июля по Август 1941 года - в отдельной авиационной эскадрилье, затем - в 180-м истребительном авиационном полку.

Летая на МиГ-3, он сражался в небе Смоленщины, над Подмосковьем, на Калининском фронте. С первых вылетов показал себя умелым и грамотным воздушным бойцом. Уже в Сентябре 1941 года был награждён орденом Красного Замени.

От боя к бою росло воинское мастерство молодого лётчика - истребителя. Только с 3 по 14 Октября 1941 года Сергей Макаров уничтожил в районах станций Нелидово - Канютино - Чертолино 4 вражеских самолёта лично и 8 - в группе с боевыми друзьями. К Ноябрю 1941 года он был уже одним из лучших асов полка.

Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, ветеран 3-х войн Александр Фёдорович Семёнов:

"К вечеру 10 Октября 1941 года положение под Ржевом стало критическим. Немцы вышли к Волге. От нас их отделяло всешл 3 - 4 километра. Ночью мы перетащили все исправные самолёты на северо - восточную окраину лётного поля и, как могли, замаскировали. Людей разместили по отрытым здесь же щелям. Всех предупредили о необходимости соблюдать строжайшую светомаскировку. Движение машин и людей по аэродрому днём было запрещено.

С рассветом начали боевые вылеты. Взлетать приходилось под огнём противника. С противоположного берега Волги наши самолёты подвергались обстрелу даже из пулемётов и винтовок. Но рвавшегося к столице врага надо было бить в любых условиях.

Лётчики 180-го ИАП: С.Ф.Долгушин, С.И.Тимофеев и С.В.Макаров.

Поначалу вылетели четвёркой: Долгушин, Макаров, Боровой и я. Миновав Волгу, взяли курс вдоль шоссе Ржев - Великие Луки. Через несколько минут обнаружили длинную колонну немецких войск. Впереди на белом коне гарцевал командир. Мы взяли несколько в сторону от шоссе, а затем, построившись гуськом, обрушились на колонну с тыла. Огонь открыли из всех пулемётов с небольшой высоты. Было хорошо видно, как валятся фашисты. Но почему-то не разбегаются. Очевидно, внезапность нашей атаки на какое-то мгновение парализовала их.

Делаем второй заход. Теперь уже противник заметался. Однако прятаться некуда: по обе стороны шоссе - поле. И мы почти не отрываем пальцев от гашеток.

Израсходовав боеприпасы, разворачиваемся на обратный курс. А где же Макаров ?   Пришлось вернуться. Вскоре я увидел самолёт Макарова, выходивший из пикирования. Не без злости подумал: из-за недисциплинированности одного можем все попасть в беду. Ведь патроны мы расстреляли до последнего. Что делать, если навалятся "Мессеры" ?

По возвращении на место я, не скрывая своего недовольства, спросил Макарова:

- Почему оторвался ?

- Виноват, товарищ командир, - последовал ответ. - За тем, что на белом коне, погнался. Уж очень захотелось уничтожить эту сволочь...

МиГ-3 из состава 180-го ИАП.

Истребитель МиГ-3.  На таких самолётах летали лётчики 180-го ИАП в 1941 - 1942 гг.

Конечно, Макаров получил нагоняй за самовольство. Но в душе я ему сочувствовал. И даже восхищался его постуцком. Этот круглолицый, сероглазый, всегда весёлый крепыш нравился мне с самого начала нашей совместной службы. Парень с обаятельной улыбкой, большой самостоятельностью в суждениях и не с меньшей сноровистостью в делах. На первых порах он безупречно выполнял обязанности ведомого. Потом ему стали доверять водить на задания группу. К концу боевого дня, после 5 - 6 вылетов, у него как-то неестественно вытягивалось лицо. А наутро, после крепкого сна, оно снова приобретало округлый вид и на нём по-прежнему сияла улыбка..."

Макаров С.В.

30 Ноября 1941 года группа истребителей 180-го ИАП вылетела на сопровождение пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в район Клина. В это время немцы предприняли своё второе "Генеральное" наступления на Москву. Борьба на земле и в воздухе шла не на жизнь, а на смерть. Налёт "Мессеров" был успешно отбит. Противник потерял 3 самолёта. Но пострадала и машина Сергея Макарова. Лётчик, помня о том, что вражеские истребители стараются добивать повреждённые самолёты и варварски расстреливать экипажи при спуске с парашютами, не спешил оставить кабину. Он начал снижение в сторону полевого аэродрома, куда ещё не успела передислоцироваться немецкая авиация.

Его напарник, Сергей Долгушин, понял намерение товарища. Но к аэродрому уже мчались 2 автомашины с вражескими солдатами. "А что, если вслед за Сергеем сесть и попытаться забрать его ?" - подумал Долгушин. Он решительно повёл истребитель на посадку. Макаров бросился к приземлившемуся самолёту и нырнул за бронеспинку. Немцы ударили из автоматов с окраины аэродрома, но было уже поздно: машина взлетела... Вскоре оба лётчика благополучно вернулись на свой аэродром.

К 26 Января 1942 года командир звена 180-го истребительного авиационного полка  ( 46-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт )  Лейтенант С. В. Макаров совершил 260 успешных боевых вылетов. Проведя 35 воздушных боёв, сбил лично 10 самолётов противника и 13 - в группе с товарищами. Многократно участвовал в штурмовках скоплений вражеских войск, подбил и сжёг 27 автомашин, подавил 2 зенитно - пулемётные точки и нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

10 Февраля 1942 года Лейтенант С. В. Макаров погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника.

Вспоминает Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Семёнов:

"В конце Декабря 1941 года мне предложили должность командира истребительного полка. Я не хотел расставаться с моими боевыми товарищами, начал отнекиваться. Сослался на то, что заместителем командира части работаю недавно, основательного командирского опыта ещё не приобрел, а тут незнакомый полк, новые люди...

- Тогда вот что, - строго сказал начальник отдела кадров, - поедете на курсы командиров полков.

Против этого я пытался выставить ещё какие-то аргументы, но безуспешно. Так или иначе, а со 180-м истребительным полком, уже ставшим для меня родным, пришлось расстаться.

Перед отъездом заглянул проститься в бывшую свою эскадрилью. На месте застал Сергея Долгушина, Никиту Борового и Сергея Макарова. Посидели, вспомнили, какими неоперившимися птенцами начинали они свою службу здесь. Вместе порадовались их боевым успехам. К тому времени каждый из них пользовался уже репутацией опытного воздушного бойца.

И-153 К.В.Соловьева, 1942 год
Лётчики 180-го ИАП  ( слева направо ):
С.Ф. Долгушин, С.В. Макаров, Н.Ф. Боровой.

По-разному сложилась дальнейшая судьба этих дорогих мне людей. Они продолжали храбро сражаться в составе 180-го полка, но не всем довелось дожить до победы. В начале Февраля 1942 года погиб Никита Боровой. Вскоре, в том же месяце - Сергей Макаров.

А с Долгушиным мы ещё встретились, и он рассказал мне тогда о последнем вылете Макарова.

10 Февраля 1942 года четвёрка МиГ-3, возглавляемая Сергеем Макаровым, патрулируя над нашими позициями, завязала бой с 18 многоцелевыми самолётами Ме-110. Несмотря на большое численное превосходство противника, наши лётчики действовали смело, напористо. Сбив двух "Мессершмиттов", Макаров пошёл в атаку на третьего. Точная очередь - и тот задымил. Посчитав, что стрелок на Ме-110 выведен из строя, Макаров сблизился с вражеским истребителем до 20 - 30 метров, намереваясь добить его. Но пулемётная очередь хлестнула по кабине, и Макаров был убит. Его самолёт упал в районе села Воскресенское".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Макарову Сергею Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина и Красного Знамени.

Похоронен в братской могиле в деревне Бахмутово Ржевского района Калининской области. Там же Герою воздвигнут памятник. На здании школы, в которой учился Герой, установлена памятная доска.

*     *     *

Список всех известных побед Лейтенанта С. В. Макарова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.09.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )ГоровастицаИ-16, МиГ-3.
203.10.1941 г.1  Ме-110юго - зап. Нелидово
31  Ме-109  ( в группе - 1 / 8 )Нелидово
404.10.1941 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )Ковалёво
51  "Хе-113"Конютино
607.10.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 10 )ст. Оленино
71  Ме-110Холм
808.10.1941 г.1  Do-217  ( в группе - 1 / 4 )Рудаково
909.10.1941 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / ? )Андреевское - Тупишино
1014.11.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 6 )сев. Шитково
1128.11.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Носово
1230.11.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Носово
1316.01.1942 г.1  Ju-88Быково - Плеханово
1418.01.1942 г.1  Do-215Воскресенское
1522.01.1942 г.1  Ju-87зап. Ржев
161  Ме-109зап. Ржев
1725.01.1942 г.1  Ме-109Нечаево
1826.01.1942 г.1  Ju-87сев - вост. Чертолино

      Всего сбитых самолётов - 10 + 13  [ 9 + 9 ];  боевых вылетов - 260;  воздушных боёв - 35.


Возврат

Н а з а д