Главная | Источники | 

HSU

Макаров Аркадий Сергеевич

А.С.Макаров

Родился 6 Марта 1917 года в городе Самаре, в семье служащего. Окончил 7 классов в городе Озёры Московской области. Работал токарем на заводе и учился на рабфаке. С 1936 году по спецнабору направлен в Качинскую школу военных лётчиков им. Мясникова. После её окончания в 1938 году был оставлен в школе лётчиком - инструктором.

С Августа 1941 года Лейтенант А. С. Макаров на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе неустановленного авиаполка, летал на МиГ-3. Позже, по Ноябрь 1942 года, служил в 271-м ИАП, летал на Як-1. Затем, до конца войны, сражался в 32-м Гвардейском ИАП, где летал на Як-1, Ла-5 и Ла-7.

К Сентябрю 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт )  Гвардии лейтенант А. С. Макаров совершил 132 боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 13 самолётов противника.

28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В начале 1945 года ему был вручён артистом М. И. Жаровым и директором кинотеатра "Орион" Н. А. Калашниковым именной самолёт Ла-7 с надписью "Московский киноработник".

Всего за период войны произвёл 286 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 22 самолёта противника.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года Гвардии полковник А. С. Макаров - в запасе. Жил в Москве. Умер 24 Августа 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Так уж получилось, что о некоторых наших воинах, удостоенных за подвиги высшей награды страны - звания Героя Советского Союза - широкому кругу людей становилось известно сразу же после того, как они становились кавалерами Золотой Звезды. А о других в родных местах узнавали лишь спустя много лет, на что были различные причины. Сегодняшний рассказ о таком человеке.

Работа по выявлению сведений о земляках - Героях Советского Союза активизировалась в Коломне и районе в 1965 году, когда по всей стране широко отметили 20-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В то время территория нынешнего соседнего Озёрского района входила в состав Коломенского района. Кстати сказать, эти земли с давних пор числились за Коломенским уездом, который просуществовал до 1929 года, когда было проведено районирование.

В середине 1960-х годов в озёрском краеведческом музее, созданным энтузиастами - общественниками, на одном из стендов в перечне фамилий земляков Героев Советского Союза появилась ещё одна: А. С. Макаров. Сведений о нём в музее было немного. От краеведа можно было узнать, что жил он с родителями на центральной улице Озёр - улице Ленина, занимался в Коломенском аэроклубе.

Когда родилась идея создать книгу "Золотое созвездие Коломенцев", через Главное управление кадрами Министерства обороны СССР выяснили, что после увольнения в запас Аркадий Сергеевич Макаров поселился в Москве. Через паспортный стол узнали его домашний адрес: дом № 58 на Ново - Хорошовском шоссе. И вот, началась беседа...

В газете "Московский большевик" от 26 Ноября 1943 года на 2-й странице был помещён Ваш фотоснимок с такой подписью: "Гвардии старший лейтенант А. С. Макаров, лётчик - истребитель, сбил лично 13 самолётов противника, из них 3 в последних боях за Белоруссию. Тов. Макаров - уроженец города Озёры".  Но по другим источникам, Вы родился в городе Куйбышеве. Это как ?

Аркадий Сергеевич улыбается:

- Неточностей встречается много. Вот и с местом моего рождения путаница идёт. Да, родился я 6 Марта 1917 года в городе Куйбышеве, там родители мои были проездом. Вот и появился на свет Божий в городе на Волге. Но уже через несколько дней пополнившая ряды семья очутилась в Коломенском уезде, в большом селе Озёры, где жили родственники отца. Тут я с раннего возраста и жил и по праву считаю себя озерчанином, а по большому счёту коломенцем, ведь это исторически коломенская земля. Однако в важном официальном документе - в свидетельстве о рождении место, где я родился, зафиксировано так: город Самара. Так что писать, что я родился в городе Куйбышеве, тоже неверно: такое название бывшая Самара получила, если память не изменяет, в 1935 году после смерти советского партийного и государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева.

В Озёрах я пошёл учиться, окончил 7 классов школы № 2. А потом 2 года учился на рабфаке. Учёбу совмещал с занятиями в Коломенском аэроклубе, его филиал действовал в Озёрах. Здесь у нас было 2 планера, мы с резинки летали. А потом, освоив это дело, продолжили обучение в Коломне. По 3 раза в неделю туда ездили. Довольно сложно это было. Но закончил аэроклуб и уехал в Крым, поступил в Севастополе в Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Способного, мастерски владевшего приёмами высшего пилотажа лётчика оставили после окончания школы инструктором в Каче. За время работы там Макаров подготовил 70 молодых лётчиков, которые вскоре приняли участие в Великой Отечественной войне.

Аркадий рвались на фронт, но его не отпускали. В наградном листе на присвоение ему звания Героя Советского Союза записано: "В Отечественной войне участвует с Августа 1941 года".

Макаров широко улыбнулся:

А.С.Макаров

- Вот видите, ещё одна неточность. Участвовать в боевых вылетах инструкторы Качинской школы и самые подготовленные курсанты стали, можно сказать, с самого начала войны, ведь первый налёт на Севастополь немецкая авиация совершила утром 22 Июня 1941 года. И я много раз вылетал, пока Качинскую школу не перевели в посёлок Красный Кут Саратовской области. И уже там добился, чтобы меня отправили на фронт.

На книжной полке ветерана стоит макет самолёта - истребителя "Як". На его фюзеляже нарисовано 17 красных звёздочек. Известно, что в войну на борту истребителей рисовали столько рубиновых звёздочек, сколько лётчик сбил вражеских самолётов.

Аркадий Сергеевич поясняет:

- Да, на таком истребителе конструкции Яковлева я летал до 1944 года. А потом до конца войны воевал на именном самолёте "Московский киноработник". Замечательная была машина конструкции Лавочкина - Ла-7 !

И он рассказал любопытнейшую историю. В Великую Отечественную войну на средства советских людей строили именные самолёты и вручали их отличившимся в боях лётчикам. В 1944 году по просьбе работников московского кинотеатра "Орион" на собранные ими деньги построили самолёт Ла-7, на фюзеляже которого белой краской написали "Московский киноработник". По согласованию с командованием, самолёт передали Герою Советского Союза Аркадию Сергеевичу Макарову. Передача проходила в торжественной обстановке. Директор кинотеатра Николай Александрович Калашников пожелал лётчику новых успехов в боях с фашистскими захватчиками, а известный киноартист Михаил Иванович Жаров закрыл над пилотом фонарь кабины, произнеся: "Ждём возвращения с победой !".

Спустя несколько месяцев Н. А. Калашников получил от Героя - лётчика письмо:

"Привет с фронта !   Дорогой Николай Александрович, извини, что долго не писал, ждал, когда начнётся работа... Ваш самолёт пролетел через Восточную Пруссию, под самый Берлин... Ещё раз благодарю Вас за такой самолёт, он себя показал на деле, это прекрасная машина. Летаю на ней я и мои товарищи, уже под Берлином сбили 4 ФВ-190, из которых 2 - сбил я.

Работы сейчас у нас много и работа жаркая, Вы, конечно, знаете, что мы в самом логове фашистского зверья, и это логово скоро будет взято нашими войсками. Передайте привет работникам кинотеатра, большое спасибо им от меня. Желаю Вам успеха в работе. Пишите мне. С приветом. А. Макаров".

Начав Великую Отечественную войну в Августе 1941 года, Аркадий Макаров закончил её в небе Германии. Обладая колоссальной физической силой, он легко переносил большие перегрузки, за счёт чего умело "крутил" все фигуры высшего пилотажа. Его в полк