Главная | Источники | 

HSU

Лукин Афанасий Петрович

Лукин А.П.

Родился 22 Августа 1919 года в деревне Данилово, ныне Вязниковского района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил Вязниковское педагогическое училище в 1937 году. Работал заведующим учебной частью спецшколы в городе Вязники. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков.

С Августа 1942 года Младший лейтенант А. П. Лукин в действующей армии. Служил в составе 88-го ИАП  ( 159-го Гвардейского ИАП ).

К Ноябрю 1944 года командир эскадрильи 159-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан А. П. Лукин совершил 325 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 4 самолёта противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1979 года Гвардии полковник А. П. Лукин - в запасе. Жил в Москве. Работал старшим инженером отдела Министерства Гражданской авиации. Умер 24 Октября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Афанасий Лукин родился 22 Августа 1919 года в деревне Данилково, ныне Вязниковского района Владимирской области, в семье крестьянина. После окончания в 1937 году Вязниковского педагогического училища работал учителем, заведующим учебной частью спецшколы при фабрике "Комсомолец". Одновременно учился в аэроклубе. В Январе 1938 года был призван в ряды Красной Армии и направлен в лётное училище. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу. Службу проходил лётчиком - инструктором в Конотопском лётном училище. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.

В Июне 1941 года училище было эвакуировано на Северный Кавказ. Младший лейтенант А. П. Лукин продолжал готовить лётные кадры для фронта. Ещё будучи инструктором училища, он участвовал в штурмовке мотомехчастей врага, выдвигавшихся к Тереку.

В Августе 1942 года, после окончания курсов командиров звеньев, прибыл в 88-й  ( с 14 Апреля 1944 года - 159-й Гвардейский )  истребительный авиационный полк, с которым прошёл всю войну. В первых боевых вылетах на И-16 одержал 2 победы. Показал себя не только умелым бойцом - истребителем, но и разведчиком. За разведку и обнаружение скрытой вражеской переправы через Терек был награждён орденом Красного Знамени.

А.П.Лукин с товарищами.

В Марте 1943 года, после перевооружения полка на истребители ЛаГГ-3, принимал активное участие в воздушном сражении на Кубани. Одержал 6 побед, был награждён вторым орденом Красного Знамени. Затем полк несколько месяцев находился в тылу на перевооружении и на фронт вернулся только в Мае 1943 года.

В Августе 1943 года получил очередное звание - Капитан. В Ноябре того же года принял командование эскадрильей. Успешно командовал своей эскадрильей в боях в небе Тамани и Крыма. Истребители, сопровождавшие штурмовики, часто принимали участие в ударах по наземным целям.

После перевооружения полка на истребители Ла-5 участвовал в боях за освобождение Белоруссии. Последние победы одержал в небе Польши осенью 1944 года.

Лукин А.П.

К Ноябрю 1944 года командир эскадрильи Гвардии капитан А. П. Лукин совершил 325 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 4 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии капитану Лукину Афанасию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4484 ).

В Ноябре 1944 года как один из лучших лётчиков полка был направлен на учёбу в Академию и на фронт больше не вернулся.

В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию  ( ныне - им. Ю. А. Гагарина ). С 1979 года Гвардии полковник А. П. Лукин - в запасе. Жил в городе Москве. Работал старшим инженером отдела в Министерстве Гражданской авиации. Умер 24 Октября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище  ( участок 2 ). Имя Героя долгое время носила пионерская дружина школы посёлка Лукиново Вязниковского района.

*     *     *

Из материалов наградного листа:

В Великой Отечественной войне Советского Союза с германским фашизмом показал себя мужественным, бесстрашным лётчиком - истребителем, подлинным героем Отечественной войны.

В Отечественной войне с 13 Августа 1942 года до 11 Ноября 1942 года и с 23 Мая 1943 года по настоящее время старший лейтенант А. П. Лукин произвёл 193 боевых вылета на самолёте И-16, из них 55 на штурмовку наземных войск противника, 132 боевых вылета - на самолёте ЛаГГ-3.

В проведённых 62 групповых воздушных боях на самолёте И-16 сбил 3 самолёта противника, из них 1 лично и 2 в группе.

На самолёте ЛаГГ-3 в период боёв по освобождению Таманского полуострова и в боях за Крым в проведённых 53 воздушных боях сбил 14 самолётов противника, из них 12 лично, 1 в паре и 1 в группе. Подбил 2 самолёта противника.

Штурмовыми действиями по наземным войскам противника уничтожил и вывел из строя: 1 танк, 43 автомашины, 5 подвод с грузом, 6 зенитных точек, убито и ранено до 250 солдат и офицеров противника...

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками в период напряжённой боевой работы на Северном Кавказе старший лейтенант А. П. Лукин достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 88-го Новороссийского ИАП майор В. И. Максименко.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора А. П. Лукина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
124.08.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 13 )МоздокИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
201.09.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 3 )Ищерская
304.10.1942 г.1  Ju-87Плановское
402.06.1943 г.1  Ме-109Кеслерово
503.06.1943 г.2  Ju-87Мелеховский
604.06.1943 г.1  Ме-109Русский
723.06.1943 г.1  Ме-109Курчанская
826.07.1943 г.1  Ме-109Даманский
919.10.1943 г.1  Ju-87Аджимушкай
1021.11.1943 г.1  Ju-87Колонка
111  Ju-87Аджимушкай
1226.11.1943 г.1  Ju-87Малый Бабчик
1302.12.1943 г.1  Ju-87зап. Эльтиген
1406.12.1943 г.1  Ju-87сев - зап. Эльтиген
1517.12.1943 г.1  Не-111мыс Мама Русская
161  Не-111  ( в группе - 1 / 6 )мыс Мама Русская
1724.01.1944 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Керчь
1809.05.1944 г.1  FW-190зап. 6-я верста

      Всего сбитых самолётов - 15 + 4;  боевых вылетов - 325;   воздушных боёв - 120.

*     *     *

Вспоминая былые годы...

9 Августа 1942 года полк, перелетев на полевой аэродром под Моздоком, вновь бросил силы на разведку наступающих вражеских войск. Затем лётчикам было приказано штурмовать передовые части немцев. А между тем в составе полка к тому моменту насчитывалось всего 8 исправных машин.

В очередном донесении в штаб 216-й истребительной авиадивизии было сообщено о создавшемся положении. Тогда командование 4-й Воздушной армии решило перебазировать полк на полевой аэродром в станице Слепцовской для доукомплектования, и ранним утром 10 Августа самолёты взяли курс на Грозный. Позади осталась серебристая лента Терека, зелёные склоны предгорий, а впереди высилась цепь белоснежных гор, которые, казалось, неприступным заслоном вставали на пути. Однако воздух был настолько чист и прозрачен, что скрадывалось истинное расстояние. Как только истребители приближались к горам, те словно отодвигались.

За 3 дня пребывания в Слепцовской лётчики успели, как говорится, перевести дыхание, собрали весь технический состав полка, растянувшийся по дорогам при бесконечных переездах и переходах. Но главное - полк получил здесь 14 новых боевых машин. Правда, новых - относительно. Это были старенькие, первых серий, видавшие виды И-16 с маломощными моторами и несовершенным оборудованием. И всё же это было пополнение - на этих истребителях полку предстояло воевать. Вместе с ними в состав полка вошли лётчики Конотопского авиаучилища, оказавшиеся здесь после эвакуации с Украины. Так что лётный состав фактически увеличился вдвое.

Молодые пилоты, в основном вчерашние выпускники училища, работали инструкторами. В боях почти никто из них не участвовал, но нетерпение было велико. Обстоятельства очень скоро предоставили им возможность проявить себя в деле, и среди новичков обратили на себя внимание А. П. Лукин, Е. А. Пылаев, Н. В. Шляпкин, Г. И. Наумов, В. К. Кулешов, П. П. Бейгул. Многие молодые лётчики отличились уже в боях на Северном Кавказе. Их вдохновлял героический пример старших товарищей.

Среди новобранцев - воспитанников Конотопского лётного училища быстро выделился Афанасий Лукин. Ещё будучи инструктором училища, он участвовал в штурмовке мотомехчастей врага, выдвигавшихся к Тереку. Так что район боевых действий ему был знаком. Зная об этом, командование как-то поручило Лукину выяснить, каким образом немцы умудряются сравнительно легко переправлять боевую технику через бурную реку: никаких внешних признаков переправы никто не замечал. Несколько дней летал Петрович  ( так любовно называли его однополчане )  над долиной Терека в поисках переправы, подвергая себя постоянному риску. И всё - таки разгадал вражескую хитрость: в одном месте пилот заметил паутину переброшенного через реку троса, к которому был прикреплён скрытый под водой дощатый настил. Наших бомбардировщиков оперативно навели на цель, и переправа была уничтожена. Афанасия Лукина за эту работу отметили орденом Красного Знамени.

Через полтора месяца за образцовое выполнение боевых заданий его наградили вторым орденом Красного Знамени. Пройдёт 2 года - и за мужество и мастерство, проявленные в боях по освобождению Белоруссии, командиру эскадрильи капитану Афанасию Петровичу Лукину будет присвоено звание Героя Советского Союза.

Кавказ и Крым, Новороссийск и Керчь были местом боёв, в которых принимал участие А. П. Лукин. По несколько раз в сутки вылетал он на сопровождение наших бомбардировщиков, штурмовку, разведку. Каждый раз участвовал в воздушных боях.

Это было в начале Июня 1943 года. В районе посёлка Киевского шестёрка истребителей во главе с А. П. Лукиным заметила в воздухе немецкие бомбардировщики. Более 70 вражеских самолётов несло смертоносный груз. Решение пришло сразу - атаковать, не давать сбросить бомбы. Начался бой, в котором 8 вражеских самолётов было сбито. Остальные, сбросив груз над своими позициями, повернули обратно. Через множество таких боёв прошёл А. П. Лукин к победе.

Не менее напряжённый бой пришлось вести и шестёрке командира эскадрильи старшего лейтенанта В. А. Князева, в которую вошли опытные лётчики капитан В. И. Савельев, лейтенант А. П. Лукин, младший лейтенант Г. И. Афанасенко, старшие сержанты В. В. Собин и Н. Г. Огородников. В заданном районе близ населённых пунктов Благодарное и Подгорный на высоте 200 метров они засекли колонну из 30 бомбардировщиков "Юнкерс-87". Стремительной атакой в лоб наши лётчики разрушили строй противника, а затем, разбившись на пары, нападали на фашистов неожиданно, с разных сторон.

Пара Князев - Собин атаковала первую девятку противника, Лукин - Огородников - вторую. Савельев - Афанасенко прикрывали товарищей сверху. Дважды атаковал "Юнкерс" Князев и со второго захода поджёг вражеский самолёт. Прикрывавший командира Собин открыл огонь по второму "Юнкерсу" и тоже отправил врага на землю. Такая же участь постигла ещё один самолёт немцев - и снова от руки Собина. По одному бомбардировщику удалось сбить Лукину и Огородникову. Один "Юнкерс" поджёг Афанасенко. Однако он неосмотрительно оторвался от Савельева, был атакован Ме-109, внезапно выскочившим из-за облаков, и, как говорится, на честном слове и на одном крыле пошёл к своему аэродрому. Заметив, что товарищ попал в беду, Князев бросился прикрывать его. Уже за линией фронта при вынужденной посадке самолёт развалился, но Афанасенко отделался только ушибами.

Подводя итог боевых действий авиации на Кубани, Военный совет Северо - Кавказского фронта в приказе от 21 Июня 1943 года отметил:

"В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но и одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию".

Вклад 88-го истребительного авиаполка в эту победу был весомым - лётчики сбили в кубанском небе более 40 вражеских самолётов, в том числе: Афанасий Лукин - 6, Евгений Пылаев - 5, Василий Князев и Василий Собин - по 4 самолёта. За героизм, проявленный в боях на Кубани и Тереке, четырём асам полка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В ряд полковых Героев встали К. Л. Карданов, В. А. Князев, В. А. Колесник, А. А. Постнов.

21 Ноября 1943 года Афанасию Лукину и Василию Собину довелось провести памятный всем воздушный бой. Две четвёрки ЛаГГ-3 поднялись тогда на перехват бомбардировщиков противника. Первая группа - 8 "Юнкерсов" под прикрытием 4 "Мессеров" - уже прорвалась к переднему краю и начала бомбить наши позиции на керченском плацдарме. Лукин скомандовал Собину отвлечь истребителей на себя и затем атаковать вторую группу "Юнкерсов", а сам повёл свою четвёрку на первую группу. Под прикрытием старшего лейтенанта Г. И. Наумова, Лукин стремительно атаковал и с первого же захода подбил один "Юнкерс". Радиостанция наведения подтвердила с земли:

- Горит. Бей другого !..

Лукин бросился догонять ещё один самолёт врага и вскоре метким огнём метров со 100 поджёг и его. Но в это время "Мссеры" сумели подбить машину одного из ведомых - лейтенанта Н. Г. Шаронова. Тому на подмогу бросился Наумов - отогнал истребителей и заодно сбил "Юнкерс". А Шаронов повёл свою горящую машину к нашей территории.

Успешно атаковали врага и лётчики звена Собина. Всего в этой схватке наши истребители - 8 машин против 20 вражеских - сбили 4 "Юнкерса", 1 "Мессер", ещё 1 Ju-87 подожгли, и тот, потянув за собой чёрный шлейф, со снижением ушёл за линию фронта.

Немало подобных боёв довелось провести нашим лётчикам в районе Керчи в хмурые дни осени и зимы 1943 - 1944 года. За одним из них как-то наблюдал командующий 4-й Воздушной армией генерал - полковник авиации К. А. Вершинин. После этого он прислал телеграмму командиру 229-й авиационной дивизии:

Лукин А.П.

"14 Января 1944 года в 16:00 группа бомбардировщиков Ю-87 была встречена на подходе к району Керчи и решительными атаками окончательно рассеяна, в панике она побросала бомбы. Большинство бомб упало в море. Это происходило на глазах у всех наземных войск. Один самолёт противника был буквально загнан в море и утонул вместе с экипажем. Личному составу групп Князева, Лукина, Павлова, Макарова за храбрые и упорные атаки, закончившиеся победой, объявляю благодарность".

Афанасий Лукин появились в полку всего 2 года назад, но уже считался его ветераном. Совершил более 300 боевых вылетов, сбил лично 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года капитан А. П. Лукин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Однако вскоре после радостного события ему пришлось расставаться с полковыми товарищами. Пришло указание: направить на учёбу в Военно - Воздушную академию опытного, заслуженного лётчика. Выбор пал на Афанасия Лукина. Не хотелось уезжать боевому пилоту из родного полка. За плечами были годы войны, уже совсем скоро и долгожданная победа. Лукин понимал, конечно, что армии нужны обогащённые не только боевым опытом, но и серьёзными теоретическими знаниями командиры, понимал, что ему оказана высокая честь. Умом понимал, а сердце сжималось - так хотелось день победы встретить вместе с полком в Берлине...

( Из книги воспоминаний Г. А. Пшеняника - "Долетим до Одера". )

Возврат

Н а з а д