Главная | Источники | 

HSU

Лобас Пётр Калиникович

П.К.Лобас

Родился 23 Июня 1916 года в селе Ляличи, ныне Михайловского района Приморского края, в семье крестьянина. После окончания школы ФЗУ работал на "Дальзаводе" столяром, а по окончании Московского авиационного техникума в 1939 году - мастером на заводе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Армавирскую военную авиационную школу летчиков.

С Сентября 1942 года старший сержант П. К. Лобас в действующей армии. Сражался в составе 744-го истребительного авиационного полка  ( с Мая 1943 года - 86-й Гвардейский ИАП ).

К Январю 1945 года командир эскадрильи 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан П. К. Лобас совершил 106 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника.

19 Апреля 1945 года за мужество, проявленное в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 163 успешных боевых вылета, провёл 38 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника и 3 в группе с товарищами.

После окончания войны остался на службе в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С Октября 1960 года Гвардии полковник П. К. Лобас - в запасе. Жил в Москве. С 1961 года работал на руководящих должностях одного из машиностроительных заводов. Умер 1 Апреля 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Он родился 23 Июня 1916 года в селе Ляличи Михайловского района Приморского края в крестьянской семье. В 1930 году приехал вместе с родителями во Владивосток. После окончания школы ФЗУ работал столяром на "Дальзаводе". В 1936 году после окончания планерной школы поступил в Московский авиационный техникум, который успешно окончил в 1936 году. Работал мастером на авиационном заводе. Учился в аэроклубе. В 1940 году добровольно вступил в воздушно - десантные части ВВС. В 1941 году окончил Армавирскую военно - авиационную школу лётчиков.

В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Командовал звеном, а затем эскадрильей. Сражался на Волховском, Калининском, 3-м Белорусском фронтах. Защищал Ленинград, участвовал в Смоленско - Духовщинской операции, освобождал Оршу и Витебск, сражался в небе Литвы и Восточной Пруссии, участвовал в битвах за Кёнигсберг и Берлин.

В Сентябре 1942 года из военной школы лётчиков Пётр Лобас прибыл на Волховский фронт под Ленинград. Только в Марте 1943 года он прошёл боевое крещение огнём.

В один из дней 86-й Гвардейский истребительный авиационный полк должен был сопровождать штурмовики. В назначенное время истребители поднялись в воздух. Вдруг из-за облаков появились 6 FW-190. Они бросились на ведущих истребителей майора Кочергина и лейтенанта Кокошкина. Лобас стал разворачивать свой самолёт для атаки. Но пока он набирал высоту, фашисту удалось подбить Кокошкина, и тот выбросился с парашютом. К нему сразу же устремился "Фоккер". Однако Лобас опередил фашиста и прикрыл своего командира.

Вскоре вражеских самолётов осталось только 4. Но оставшиеся не уходили. Они с рёвом носились на фоне темнеющего неба, стремясь зайти в хвост "Якам". Лобас появился среди врагов в тот момент, когда один из них делал разворот. До отказа нажав на газ, он догнал фашиста и дал по нему очередь из пулемёта. Сноп трассирующих пуль пронизал вражеский самолёт. Он вспыхнул...

Бои в небе под Ленинградом становились всё напряжённей. Фашисты усилили налёты своей авиации на единственную оставшуюся плотину Волховской электростанции, снабжавшей Ленинград электроэнергией. Ежедневно для ударов по плотине враг посылал по 60 - 80 самолётов. Перед советскими лётчиками стояла задача не дать противнику сбросить бомбы на цель. Днём и ночью на подступах к плотине шли ожесточённые воздушные схватки.

Трудный бой разгорелся 1 Июня 1943 года. Немецкое командование бросило на плотину 64 бомбардировщика. Вражеские самолёты шли плотным строем, группами. Навстречу им поднялись 6 "Яков". Среди них был и самолёт Лобаса. И хотя силы были далеко не равные, наши лётчики смело вступили в бой. Первым на ведущего Не-111 бросился Лобас. На предельной скорости, пролетая мимо ведущего вражекой группы, он послал очередь бронебойных пуль. "Хейнкелю" было нанесено повреждение, но он продолжал лететь. Тогда Лобас, описав в воздухе небольшую дугу, снова устремился на врагов. На этот раз удар оказался более точным. Пули нашли топливный бак, и вражеский самолёт вспыхнул. А в это время боевые друзья сбили ещё 3 бомбардировщика.

В разгар боя из-за облаков вынырнули фашистские истребители. И всё же Лобасу удалось оттеснить от общей группы один из FW-190. Противник принял вызов. Разразилась смертельная дуэль двух истребителей. Теперь уже успех решали мастерство и сила воли. Как только немец вышел из пике и стал набирать высоту, Лобас, резко повернув самолёт на правую плоскость, приблизился к "Фоккеру". Огненная струя пуль и снарядов впилась в самолёт, и тот камнем пошёл вниз. Это был 4-й вражеский самолёт, сбитый Лобасом.

С.Н.Найденов.

В середине Июня 1943 года состоялся торжественный вечер, посвящённый первой годовщине 240-й истребительной авиационной дивизии. Были подведены итоги её работы на Ленинградском фронте. Отметили и особую ответственность, возложенную командованием на дивизию, и характер боёв по отражению массированных ударов бомбардировщиков противника.

Среди полков дивизии в боях особо отличился 86-й Гвардейский ИАП. Зрелыми командирами и незаурядными воздушными бойцами зарекомендовали себя командир полка Подполковник С. Н. Найденов, Гвардии капитаны А. В. Зазаев, И. Я. Попович, А. М. Манов, Гвардии старший лейтенант А. И. Чубуков, Гвардии лейтенант И. Ф. Мотуз, Гвардии младший лейтенант П. А. Дадыко.

В этом полку и многие молодые лётчики воевали наравне с опытными асами. Например, Младший лейтенант Д. И. Кудрявцев до прибытия на Ленинградский фронт вообще не участвовал в крупных боях. Здесь же менее чем за 2 месяца он сбил 11 вражеских самолётов. На счету Старшего лейтенанта А. Н. Дергача - 8 самолётов. Младшие лейтенанты П. К. Лобас и В. П. Бойко сбили по 6 самолётов. Младший лейтенант И. К. Сомов уничтожил 5 самолётов. Этот список можно без труда продолжить.

Командующий 13-й Воздушной армией Генерал С. Д. Рыбальченко издал приказ, в котором объявлялась благодарность всему личному составу 240-й истребительной авиационной дивизии. Все воины соединения были награждены медалью "За оборону Ленинграда", 231 человек удостоился правительственных наград, 234 авиатора повышены в воинских званиях, из них 41 впервые получил офицерское звание.

В Августе 1943 года развернулись кровопролитные бои на Калининском фронте. Здесь Лобас снова отличился. В 6 воздушных боях он лично сбил 6 самолётов противника. А однажды в течение 38 минут ему одному пришлось драться против 5 врагов. Он выдержал этот тяжёлый бой, уничтожив 3 "Юнкерса".

В Июне 1944 года 86-й Гвардейский авиационный истребительный полк получил задачу обеспечить прорыв вражеской обороны в районе Витебска, прикрыть наступающие войска 3-го Белорусского фронта. Эскадрилья под командованием Гвардии капитана П. Лобаса совершила здесь 157 боевых вылетов. Его истребители сопровождали штурмовики и бомбардировщики, вступали в неравные схватки с фашистами, уничтожали оккупантов в воздухе и на земле. Над Витебском и Оршей прославленная эскадрилья не потеряла ни одного своего самолёта, увеличив счёт сбитых фашистских.

13 Октября 1944 года 86-й Гвардейский истребительный авиационный полк прибыл на свой аэродром базирования в составе 40 экипажей. Ещё в конце Сентября лётный состав был отправлен в Саратов за самолётами Як-3. И вот теперь лётчики, освоив новую технику, были готовы к предстоящим боям на Гумбинненском направлении.

23 Октября наши войска овладели городами Гольдан и Сувалки. В районе Вальтеркемена продолжались тяжёлые бои: немецкие войска упорно стремились замкнуть фланговые группировки и этим отрезать наш танковый корпус за рекой. Однако все контратаки противника были отбиты. Лётчики 240-й ИАД сопроводили до 200 штурмовиков Ил-2, провели 6 воздушных боёв. В одном из них, Гвардии капитан Лобас поджёг FW-190. Ни штурмовики, ни истребители потери не имели.

С Октября 1944 года у Лобаса начались ежедневные полёты в тыл врага. "Свободная охота" сменялась разведкой, разведка - сопровождением штурмовиков или бомбардировщиков.

4 Ноября Гвардии капитана Лобас звеном сопровождал группу Ил-2. Когда "Илы" начали бомбёжку вражеской цели, из-за облаков появилось 6 вражеских истребителей. "Яки" устремились на перехват. Немцам не удалось прорваться к нашим штурмовикам, и они парами набросились на истребителей. Завязался ожесточённый бой. Немецким лётчикам и на сей раз не удалось вывести из строя ни одного советского самолёта. Зато Лобас, проходя по замкнутому кругу, настиг "Мессера" и двумя короткими очередями срезал его. Это была его 14-я победа !

Истребитель Як-3.

18 Ноября 1944 года Гвардии капитан П. К. Лобас с ведомым Младшим лейтенантом Н. И. Тёпиным атаковали автоколонну противника. Тёпин меткой очередью поразил автомашину, которая свалилась в кювет. Немцы открыли по нашей паре сильный зенитный огонь. Лётчики ушли в район Инстербурга, где обнаружили небольшой эшелон - паровоз тащил 4 спальных и 6 товарных вагонов. Классные вагоны представляли определённый интерес: там могли находиться офицеры, может быть, даже высокого ранга. Гвардии капитан Лобас пробил паровозный котёл и поезд остановился. Младший лейтенант Тёпин в это время ударил по вагонам. Из них стали выпрыгивать и разбегаться фашисты. После повторной атаки лётчики заметили, что с аэродрома Инстербург взлетают вражеские истребители. Они набрали высоту и ушли в облака.

49 боевых вылетов совершил Лобас за время Восточно - Прусской операции. 4 вражеских самолёта, 15 автомашин, 5 паровозов и 3 железнодорожных эшелона - таков счёт лётчика в тех боях.

Вот что пишет в своих воспоминаниях бывший командир 240-й ИАД Герой Советского Союза Маршал авиации Г. В. Зимин:

П.К.Лобас

"Лобасу "везло" больше, чем другим ведущим: почти не бывало дня, чтобы его группа при вылете на сопровождение не приняла бой. Причём это происходило и в относительно спокойные дни. Другие ведущие в те же дни делали по нескольку вылетов на сопровождение - и обходилось... Но стоило ему повести группу, как среди гитлеровцев тотчас находились охотники испытать судьбу. Это, конечно, случайные совпадения, которые всегда оканчивались - совсем не случайно для противника - плачевно. Я не помню случая, чтобы лётчики, которых вёл Гвардии капитан П. К. Лобас, ограничивались только отражением атак. Как правило, при этом 1 - 2 немецких истребителя бывали сбиты. Заключительная фраза донесений, поступавших от его группы, была неизменной: "Наши истребители и штурмовики потерь не имели".

На своём личном примере Пётр Лобас сумел воспитать многих бесстрашных советских асов. Под его командованием менее чем за 2 года эскадрилья истребителей сделала 520 боевых вылетов. 18 вражеских самолётов, не считая сбитых командиром, значилось на счету этой Гвардейской эскадрильи.

Командование 240-й авиационной дивизии высоко оценило подвиги Гвардии капитана П. Лобаса. 12 Января 1945 года он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 106 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

В середине Января 1945 года полки 240-й ИАД с большими трудностями провели перебазирование, приблизив их к наступающим частям 11-й Гвардейской армии, которая вела упорные бои на юго - восточных подступах к Кёнигсбергу.

27 и 28 Января лётчики уже активно участвовали в боевой работе, сопровождая штурмовиков и бомбардировщиков. Они провели несколько воздушных боёв. И на этот раз отличилось звено, которое вёл Гвардии капитан П. К. Лобас. Отражая атаку вражеских истребителей, он и его подчинённые Тёпин и Ткачук обили 3 FW-190.

28 Января наша авиация нанесла удары по основным аэродромам противника, расположенным в районе Кёнигсберга. Группы воздушных бойцов 86-го Гвардейского авиаполка связывали над вражескими базами немецких истребителей, которые взлетали на отражение налёта. В результате этих бомбово-штурмовых ударов было уничтожено 65 самолётов противника и до 40 повреждено. В этот день очередной вражеский самолёт сбил Гвардии капитан П. К. Лобас, кроме того, один FW-190 был обит Капитаном Н. Ф. Чесноковым и один Не-111 - Старшим лейтенантом А. И. Калугиным.

29 Января наши пилоты прикрывали "Илы" и "Пешки", действовавшие уже по восточной и северной окраинам Кёнигсберга. Кроме того, вели разведку в этом районе и над морскими коммуникациями у порта Пиллау.

30 Января 1945 года Кёнигсбергской группировке удалось соединиться с войсками, расположенными южнее. Этого, безусловно, не произошло, если бы могла действовать наша авиация. Понеся в прошедших боях тяжелые потери, 11-я Гвардейская не имела сил для дальнейшего наступления. Требовалась оперативная пауза. При выравнивании линии фронта пришлось отдать противнику форт "Понарт", а спустя несколько недель, перед штурмом Кёнигсберга, снова брать его.

240-я истребительная авиадивизия в Январе 1945 года совершила 1690 боевых самолёто - вылетов. Сопровождено было без потерь 2616 штурмовиков и пикировщиков. Необходимо учесть, что за весь месяц было только 8 погожих и 10 ограниченно лётных дней. В воздушных боях было сбито 20 самолётов противника, из которых по 3 самолёта сбили Гвардии капитан П. К. Лобас и Младший лейтенант Н. И. Тёпин. Ещё 12 вражеских самолётов наши лётчики уничтожили на земле. У нас в Январе с боевого задания не вернулся один лётчик - Младший лейтенант Н. 3. Головченко.

П.К.Лобас

18 Марта 1945 года в районе Бладиау 8 Як-3 из состава 86-го Гвардейского ИАП вела бой, прикрывая 12 штурмовиков Ил-2. Началось с того, что ведущий группы теперь уже Гвардии майор П. К. Лобас заметил пару Me-109, которые, прикрываясь дымкой, заходили со стороны моря с явным намерением атаковать "Илы". Пара Лобаса отбилась от них. "Мессеры" отвернули и пошли в сторону моря. Было похоже на то, что немецкие лётчики смирились с неудачей. Других самолётов противника поблизости не было видно, и ведомый П. К. Лобаса Гвардии лейтенант Н. Тёпин атаковал уходящие Me-109. Вслед за ними Тёпин вошёл в дымку, потерял ведущего и был внезапно атакован 4 "Фоккерами". Чудом выйдя из-под удара, Тёпин понял, что те 2 "Мессера" неслучайно так спокойно и как бы неосмотрительно уходили: они, конечно, знали, что будут прикрыты сверху "Фоккерами".

Уходя от атакующих его FW-190, Тёпин, который чуть было не попался в ловушку, круто спикировал и оказался в хвосте у одного из Ме-109. Он открыл огонь с короткой дистанции, но проследить за результатом стрельбы не смог: мешала дымка, и надо было поспешить назад - в погоне за фашистом он довольно далеко оторвался от группы.

Тем временем над целью, которую обрабатывали Ил-2, события развивались своим чередом. Огнём зенитной артиллерии был подбит самолёт Гвардии майора П. К. Лобаса. Он передал командование группой своему заместителю и стал уходить на восток. Когда Лобас находился уже над территорией, занятой нашими войсками, в его машину попал ещё один зенитный снаряд. Мотор "Яка" загорелся, и П. К. Лобас покинул машину. Гвардии лейтенант Тёпин вернулся в тот момент, когда над ведущим раскрылся купол парашюта. Он прикрывал командира до самого его приземления.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии майору Лобасу Петру Калиниковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 8730 ).

Свой последний бой Пётр Лобас провёл над Берлином. Всего он совершил 163 боевых вылета, в 38 воздушных боях одержал 19 личных и 3 групповые победы.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных и 2 групповые победы. ]

После окончания войны Пётр Калиникович продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С Октября 1960 года Гвардии полковник П. К. Лобас - в запасе. Жил в Москве, работал на машиностроительном заводе.

Встреча ветеранов 240-й ИАД.

*     *     *

Свободная охота истребителей.

П.К.Лобас

Летом 1943 года на Калининском фронте немцы ещё имели численное превосходство в самолётах, однако советские лётчики смело вступали в бой с превосходящими силами врага и побеждали. Победу обеспечивала наступательная тактика: врага искали и уничтожали везде: в воздухе и на земле. Героизм и отвага, беззаветная преданность своему народу и вера в победу сочетались с боевым мастерством наших лётчиков.

6 Сентября 1943 года с 11:30 до 12:37 я в составе 4 Як-9   ( мой ведомый - Младший лейтенант Сергунин, ведущий второй пары - Гвардии лейтенант Марченко, его ведомый - Гвардии младший лейтенант Жилкин )  производил свободный полёт и поиск самолётов противника в районе Ярцево - Духовщина - Смоленск.

На высоте 3500 - 4000 метров восточное Духовщины мы встретили пару FW-190, пытавшихся атаковать наши самолёты со стороны солнца с правым разворотом из-за облачности. Я подал команду паре Гвардии лейтенанта Марченко, находившейся справа, атаковать "Фоккеры". Гвардии лейтенант Марченко со своим ведомым левым боевым разворотом зашёл в хвост паре FW-190, атаковал её под ракурсом 1 / 4 и сразу сбил один самолёт  ( другой, дымящийся, ушёл на запад ). После короткого боя Гвардии лейтенант Марченко вновь занял свое место, и мы продолжали полёт.

В 6 - 7 км южнее Духовщины, на высоте 3800 метров, 4 FW-190 пытались атаковать нас сверху - сзади из-за облаков. Не дав немцам осуществить свой замысел, я левым боевым разворотом первым перевёл группу в атаку на FW-190 снизу - спереди. После атаки на встречных курсах мне удалось зайти одному "Фоккеру" в хвост левым боевым разворотом и с дистанции 50 метров прицельным огнем сбить его. Мой ведомый Гвардии младший лейтенант Сергунин заметил, что второй FW-190, производя разворот в противоположную сторону нашему виражу, потерял высоту и оказался ниже нас. Воспользовавшись ошибкой в технике пилотирования немца, Сергунин немедленно сверху перешёл в атаку и в упор сбил его.

Гвардии лейтенант Марченко и его ведомый пытались завязать бой со второй парой FW-190, которая, не приняв боя, пикированием ушла на запад. Собрав группу, мы вновь продолжали полёт по заданию. В районе севернее города Ярцево лётчик Сергунин заметил ещё 2-х FW-190, о чём сообщил по радио.

Гвардии лейтенант Марченко резко развернулся с набором высоты на самолёты противника. Затем зашёл ведомому "Фоккеру" в хвост и с дистанции 120 - 150 метров открыл огонь. Сначала самолёт противника задымил и перешёл в пикирование. Гвардии лейтенант Марченко, преследуя его, дал ещё 2 очереди с дистанции 50 метров, после чего FW-190 загорелся и упал в лес.

В результате боевого вылета группа сбила 4 FW-190, не потеряв ни одного своего самолёта. Решительные и энергичные действия нашей группы не дали немцам объединить свои силы, находившиеся в этом районе, и нам удалось разбить их отдельные группы. Немцы не сумели реализовать своё численное превосходство.

Неоценимую услугу при взаимодействии и управлении боем оказало нам безотказно работавшее радио.

Из описанного мною примера следует, что, даже не имея численного превосходства, следует применять свободный поиск противника. "Свободные охотники" сковывают значительные силы вражеских истребителей, ослабляется противодействие нашим бомбардировщикам и штурмовикам.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора П. К. Лобаса:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.03.1943 г.1  FW-190КнязевоЯк-1, Як-7,
Як-9, Як-3.
218.03.1943 г.1  FW-190Липовицы - Медниково
330.05.1943 г.1  FW-190Рабочий посёлок № 6
42  Не-111  ( в группе - 2 / 6 )м. Марьин Нос
501.06.1943 г.1  Не-111Куты
61  FW-190Мякинино
708.06.1943 г.1  FW-190оз. Люкосаргское
819.06.1943 г.1  FW-190сев. ст. Пупышево
91  FW-190Кисельная
1006.09.1943 г.1  FW-190ст. Присельская
111  FW-190Холм
1207.09.1943 г.1  Не-111зап. Духовщина
1309.08.1944 г.1  FW-190Вилкавишкис
1423.10.1944 г.1  FW-190р-н Кёнигсберга
1515.12.1944 г.1  Ме-109сев. - зап. Инстенбург
1616.01.1945 г.1  FW-190юго - вост. Малльвишкен
1718.01.1945 г.1  FW-190Вальденау
1828.01.1945 г.1  "Шторх"Барзеникен
1918.03.1945 г.1  FW-190р-н Кёнигсберга

      Всего сбитых самолётов - 18 + 2;  боевых вылетов - около 150.


Возврат

Н а з а д