Главная | Источники | 

Ливанский Никифор Ульянович

Ливанский Н.У.

Родился в 1914 году на Украине: деревня Пятигори Тетиевского района Киевской области.

С 1917 по 1925 год учился и работал в сельском хозяйстве по месту жительства. С 1925 по 1931 год заочно учился в рабфаке города Минска и работал в городе Бобруйске. С 1934 года в рядах Красной Армии. Окончил военное авиационное училище.

В звании Лейтенанта служил командиром звена в 57-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С 26 Марта по 13 Августа 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании.

До 3 Июня 1938 года воевал пилотом на И-15, имел на нём 30 часов боевого налёта и 6 воздушных боёв. Затем был переведён на И-16, налетал ещё боевых 63 часа и провёл 10 воздушных боёв.

Всего выполнил около 70 боевых вылетов, в 16 воздушных боях сбил 3 самолёта противника.

23 Мая 1938 года в районе Балагер произошёл крупный воздушный бой, длившийся около часа.

В тот день 19 И-15, прикрывавших 9 Р-Зет, встретились с 20 "Фиатами". Вскоре в бой вступили истребители, пришедшие на помощь своим: 11 И-15, 17 И-16 и 35 "Фиатов". Спустя некоторое время в район боя подошла группа "Фиатов" и группа из 17 СБ, 17 И-16 и 12 И-15.

Республиканцы заявили о 19 - 20 сбитых "Фиатах" и 2 бомбардировщиках, в том числе 8 самолётов было сбито советскими истребителями  ( одна победа за Никифором Ливанским на И-15 ), на одну победу претендуют стрелки СБ советской эскадрильи. Из всего заявленного числа сбитых "Фиатов" лётчиками точно были указаны места падения 10 машин противника на республиканской территории и 5 - на франкистской. До наступления темноты наземные войска нашли 4 "Фиата" и 2 пилотов взяли в плен.

Со своей стороны итальянцы признали потерю только 3-х "Фиатов". Пилот Плачидо Боскелли  ( Placido Boschelli )  погиб, а лётчики Перикле Баруффи  ( Pericle Baruffi )  и Альфонсо Карачиоло  ( Alfonso Caracciolo )  попали в плен. Вероятно, с наступлением темноты лётчикам других сбитых "Фиатов" - "парашютистов было - как на параде", - вспоминал в своей книге Антонио Ариас - удалось скрыться, тем более что и местность, и обстановка позволяла сделать это.

Республиканцы в ходе боя потеряли 3 И-16 сбитыми истребителями и 1 И-15 сбитый огнём с земли.

14 Июня республиканская авиация произвела 5 крупных вылетов на прикрытие районов Каспе, Онда, Нулес.

В первом вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили 2 Bf-109, которые ушли. Во втором вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили бомбардировщиков, Bf-109 и "Фиаты". Лётчики последних  ( "Фиатов" было до 60 машин ), возможно, вспомнив старые обиды, когда немцы оставляли их в трудном положении, от участия в бою уклонились, предоставив Bf-109 возможность побывать в "шкуре" итальянских пилотов. К такому повороту событий немцы оказались не готовы. 1 Bf-109 и 1 бомбардировщик были сбиты и упали горящими. Сбитым истребителем оказался немецкий лётчик Прибе   ( это был уже его 140-й боевой вылет )  - от точного огня пилота И-15 он получил серьёзное ранение, с трудом пересёк линию фронта и произвёл вынужденную посадку.

Немецкий пилот Е. Кулльманн  ( E. Kuhlmann )  сбил И-15, лётчик - испанец погиб. Победу над бомбардировщиком одержали Н. Глушенков и Н. Ливанский.

В одном из следующих вылетов 32 И-15 и 25 И-16 встретились с 30 бомбардировщиками, прикрытыми группой Bf-109. Командир группы Н. Глушенков пренебрёг бомбардировщиками и со стороны солнца атаковал истребители, но немцы сумели дать достойный отпор. 1 И-16 был сбит, пилот выпрыгнул с парашютом. Досталось и немцам. Х. Хардер, участвовавший в этом бою на Не-112V9, был весьма рад, что летал на самом быстром самолёте в группе, так как ему с трудом удалось оторваться от настойчивого И-16. Вообще, в этом бою немцам пришлось туго, поэтому пилотам "Кондора" было не до фиксации побед - ни на один сбитый самолёт они не претендуют.

Немецкий самолёт Не-112V9

По отечественным данным, П. Башмаков, Н. Ливанский и А. Степанов в парах с испанцами сбили 3 Bf-109. В плен попал Лейтенант Хельмут Хенц   ( Helmut Henz ). По западным данным, его легко повреждённый самолёт заметили и принудили к посадке Франсиско Тарасона и Эдуардо Клаудин. После приземления Тарасона и несколько техников выехали к месту посадки, нашли пилота и приступили к осмотру самолёта. Внешние формы самолёта, его внутреннее оборудование, радио- и кислородные приборы произвели на Тарасону сильное впечатление. Но недолго они смогли созерцать чудо немецкой техники, вскоре появились 6 "Мессершмиттов" и сожгла ценный трофей.

Республиканская сторона, кроме одной потери в бою, понесла ещё две. Василий Андреев, полностью израсходовав горючее, совершил вынужденную посадку у аэродрома и, потерпев аварию, получил лёгкое ранение. Другой И-16 разбился при посадке из-за неточного расчёта, пилот - испанец погиб.

В среднем на каждого лётчика - истребителя в этот день пришлось по 3 боевых вылета, а "поведение в боях лётчиков на И-16 было героическое".

По итогам боевой деятельности в небе Испании, 22 Февраля 1939 года Н. У. Ливанский был награждён орденом Красного Знамени.

Список побед Лейтенанта Н. У. Ливанского в небе Испании:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
123.05.19381 Fiat-32Балагер( лично )
214.06.19381 Не-111Леванте( в паре с Н. Э. Глушенковым )
31 Ме-109Кастельон( в паре с испанским лётчиком )

Ливанский Н.У.

После возвращения в СССР, в звании Капитана продолжал служить в 142-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командиром 3-й эскадрильи 170-го истребительного авиационного полка  ( 23-я смешанная авиационная дивизия ).

За успешные боевые действия в нвчальный период войны представлен ко второму ордену Красного Знамени. Как следует из Наградного листа:

"Капитан Ливанский Никифор Ульяновнч проявил исключительную храбрость и самоотверженность в боях с германскими фашистами. Отлично выполнил боевое задание по разведке и доставке приказа наземным частям, находящимся в окружении в районе Пуховичи. Имел 8 воздушных боёв. Сбил 2 самолёта противника. В воздушном бою над Бобруйском был ранен. Будучи раненый, привёл почти неуправляемый самолёт  ( без руля глубины, без одного элерона, с повреждённым рулём поворота и полуразрушенным фюзеляжем )  на свою базу".

Погиб 8 Сентября 1941 года в воздушном бою.

Пропуск Капитана Н. У. Ливанского.


Возврат

Н а з а д