|
Родился 31 октября 1911 года в Корнимо ( Вог ). В 1931 году вступил в ВВС, 31 июля получил квалификацию лётчика, затем прошёл подготовку лётчика - истребителя в Истре и был зачислен в 7-ю эскадрилью в Дижоне. Стройный, корректный, всегда сдержанный он быстро стал одним из лучших пилотов Французских ВВС, чьим кредо было выражение известного аса Первой Мировой войны Жоржа Гиньомера: "Ничего не отдано, если не отдано всё !". Как выдающегося пилота его включили в состав группы авиационной акробатики, которая совершала показательные полёты по всей Европе. Литтольф летал на самолёте "Моран-225". В 1939 году отношения с Италией обострились и группу GC II / 7, в которой он служил, перевели в Алжир на случай вторжения итальянцев из Ливии в Северный Тунис. После начала войны с Германией Литтольф настаивал, чтобы его отправили на родину. Он получил назначение в GC III / 7 в Седане, где летал на "Моране-406". В составе этого подразделения впервые принял участие в боевых действиях в мае 1940 года. Однако, уже в том же месяце, группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами "Девуатин-520". После возобновления боевых действия и заключения перемирия он перелетел на своём самолёте в Англию, где присоединился к движению "Свободная Франция". Там аджюдан Литтольф был направлен в 6-й учебный центр, чтобы освоить английские истребители, а в августе был направлен в Одихам. Через месяц он вместе с группой лётчиков прибыл в Дакар, чтобы принять участие в злополучной операции "Угроза", после чего несколько лётчиков с тремя "Девуатин-520" остались в Даволе ( Камерун ). Отсюда они были доставлены в Египет, чтобы оказать содействие в формировании истребительного отряда № 1 ( 1-я эскадрилья группы GC III / 2, которая в дальнейшем послужила ядром группы "Эльзац" ). Это подразделение, сформированное в декабре 1940 года и укомплектованное самолётами типа "Моран-406", сначала было придано 80-й эскадрильи Королевских ВВС. В конце марта 1941 года, теперь уже имея самолёты "Харрикейн", 6 лётчиков части были отправлены в Грецию и приданы 33-й эскадрилье. Там они выполнили несколько патрульных полётов над Афинами, но в начале Апреля были отозваны в Египет в связи с возможностью немецкого вторжения. Затем их включили в состав 73-й эскадрильи для обороны Тобрука, и там Литтольф, уже в звании Младшего лейтенанта, до конца апреля одержал 3 победы, а позднее - ещё одну, прикрывая корабли, на которых эвакуировали английские войска с Крита. В одном из боёв был ранен в руку. Истребитель "Харрикейн" - на таком Литтольф летал в Ливии. В марте 1942 года Литтольф отправился в Англию и оттуда позднее выехал в Советский Союз в составе первой группы лётчиков для формирования эскадрильи "Нормандия". К тому времени на его счету числилось уже 10 сбитых самолётов. В ноябре 1942 года, с первой группой французских добровольцев, Литтольф прибыл в Россию для продолжения борьбы с фашизмом. Спустя некоторое время он добился чтобы художник написал на бумажной ленте, растянутой во всю стену казармы, его лозунг: "Победа достается тому, кто её более настойчиво добивается !" В жизни Литтольф отличался исключительным аскетизмом - не курил, не пил спиртного, не увлекался женщинами. Он всецело был поглащён одной - единственной идеей: спроектировать такой самолёт, который летал бы выше, дальше и быстрее всех существующих. Углубившись в излюбленные расчёты, Литтольф никого и ничего не замечал, поэтому, наверное, с ним никогда не случалось ни смешного, ни грустного. |
Но при всех своих странностях Литтольф отличался исключительной лихостью в воздухе. Казалось, в небе, отрешившись от формул и цифр, он давал себе полную волю, вкладывал в пилотирование все чувства и эмоции и тем самым создавал особый, ни с чьим не схожий лётный почерк. Скупые, ювелирные движения рулями, тончайший расчёт, исключительный глазомер и железная выдержка... Ему на роду было написано быть истребителем. Именно эти черты характера выдвинули его в заместители командира эскадрильи Жана Тюляна.
Пересев на истребитель Як-1, Литтольф продолжал воевать так же яростно, как и прежде. Он был в восторге от своей новой боевой машины, в особенности её маневренных качеств. Это преимущество было особенно заметно по сравнении с английским "Харрикейном". Як-1 имел высокую скорость и приличное вооружение.
Начав участвовать в боевых действиях весной 1943 года в звании капитана, к середине июля он одержал 3 победы.
13 июля 1943 года, в боях на Курской Дуге, сбил многоцелевой самолёт Me-110, который пилотировал майор Йоахим Блешмидт ( командир ZG 1, кавалер Рыцарского креста, погиб вместе со стрелком унтер - офицером Гансом Ферлом ). Ещё через 3 дня, 16 июля 1943 года, капитан Литтольф погиб в районе Красниково, бросившись в атаку на группу пикировщиков Ju-87. В тот день он сбил свой последний самолёт - ещё один Me-110. К моменту гибели на его счету числилось 14 вражеских самолётов сбитых официально ( 6 лично и 8 в группе ), а так же 2 неподтверждённых победы. Литтольф сдержал своё слово, данное друзьям: сражаться до тех пор, пока рука держит штурвал, а глаза видят противника.
Список известных побед капитана Альбера Литтольфа:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место победы | На чём летал |
12 Мая 1940 г. | Ju-88 ( в группе ) | Комерси ( Ю - В ) | MS-406 |
14 Мая 1940 г. | 4 Hs-126 ( в группе ) | Шемери - Вадресс - Седан | |
3 Июня 1940 г. | Ме-109 ( в группе ) н / п | Куломье | D-520 |
20 Июня 1940 г. | Hs-126 ( в группе ) | Аржантон - сюр - Крез ( Севернее ) | |
14 Апреля 1941 г. | Ju-87 | Тобрук | "Харрикейн I" ( V7856 ) |
Ju-87 н / п | Тобрук | "Харрикейн I" ( V7228 ) | |
23 Апреля 1941 г. | Ju-87 | Тобрук | |
Ме-109 | Тобрук | ||
31 Мая 1941 г. | Ju-88 | Крит ( Южнее ) | "Харрикейн I" ( W9329 ) |
Cant Z-1007bis ( повреждён ) | Крит ( Южнее ) | ||
3 Мая 1943 г. | Hs-126 ( в группе ) | Спас - Демянск | Як-1Б |
15 Июня 1943 г. | FW-189 ( в группе ) | Мариука | |
13 Июля 1943 г. | Ме-110 | Ксин | |
16 Июля 1943 г. | Ме-110 | Красниково |
За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Альбер Литтольф посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1960 году его останки были эксгумированы и доставлены во Францию для перезахоронения.
Н а з а д
© fightersky.ru
|