Главная | Источники | 

HSU

Лихачёв Виктор Кириллович

В.К.Лихачёв.

Родился 26 Сентября 1921 года в посёлке Сылва, ныне посёлок городского типа Пермского района Пермской области, в семье служащего. Окончил 7 классов, 3 курса Пермского механического техникума и аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов. Служил в частях истребительной авиации.

С Декабря 1942 года сержант В. К. Лихачёв в действующей армии. Сражался на Юго - Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах. Участвовал в боях за освобождение Украины и Польши. Последние боевые вылеты совершил в небе Берлина.

К Маю 1945 года командир звена 106-го Гвардейского истребительного авиационного Висленского полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант В. К. Лихачёв совершил 181 боевой вылет. Вёл разведку, штурмовал объекты врага, прикрывал свои войска. Провёл 15 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника лично и 22 в группе с товарищами.

По его разведданным были сорваны планы противника в нанесении контрударов по советским войскам в районе Сандомирского плацдарма и в боях за Берлин.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1975 года Гвардии полковник В. К. Лихачёв - в запасе. Жил в Москве. Умер 12 Февраля 1982 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Виктор Лихачёв родился в 1921 году на станции Сылва. В 1939 году в Москве окончил аэроклуб и был направлен в военное авиационное училище.

Свой путь к Берлину лётчик - истребитель Гвардии лейтенант Виктор Лихачёв начал в 1942 году на Юго - Западном фронте в составе 814-го истребительного авиационного полка. На своём самолёте он летал на штурмовку, участвовал в воздушных боях, прикрывал действия наземных войск, штурмовиков и бомбардировщиков, вёл разведку.

Летом 1943 года участвовал в боях на Курской дуге, затем в освобождении Харькова и Молдавии, уже находясь на 3-м Украинском фронте и имея самолёты Як-9. 24 Августа 1943 года 814-й ИАП был преобразован в 106-й Гвардейский. Позже был переброшен сначала на 2-й, а затем на 1-й Украинский фронт, где в 1944 году участвовал в Львовско - Сандомирской операции.

По боевым документам молодого лётчика можно подробно проследить его путь к Берлину. Вот как описываются в наградном листе командиром полка его боевые дела:

"За период нахождения на фронтах Великой Отечественной войны произвёл 181 успешный боевой вылет, из них: успешных разведок - 116, на прикрытие переднего края наших наземных войск - 10, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 48, на штурмовку войск противника- 7. Провёл 15 воздушных боёв, сбил лично 6 самолётов противника. В ходе выполнения боевых заданий по разведке произвёл 38 штурмовок и 5 бомбометаний, в результате вывел из строя 43 автомашины, 3 паровоза, радиостанцию, 3 артиллерийские батареи, уничтожил свыше 60 солдат и офицеров противника.

Як-1Б из состава 106-го Гвардейского ИАП.

В Октябре 1944 года вскрыл переброску крупных сил противника с Сандомирского плацдарма на 2-й Украинский фронт, который в это время вёл успешное наступление. Тогда же обнаружил дальнобойное орудие на станции Ясице. С вызванными Ил-2 лично штурмовал его. Орудие было уничтожено. В период подготовки штурма Берлина активно вёл разведку в направлении главного удара. В последней наступательной операции 1-го Украинского фронта по овладению Берлином проявил смелость и отвагу.

17 Апреля 1945 года установил подход крупных резервов противника в районе Коттбус - Шпремберг - Форст, обнаружил 37 танков, 14 железнодорожных составов, 119 автомашин и 10 орудий.

В.К.Лихачёв.

28 Апреля вёл разведку окружённой группировки в районе Бесков - Вендиш-Бухгольц - Хальбе, где установил сосредоточение 380 автомашин, 40 танков, 150 повозок и 15 орудий, пытавшихся выйти из окружения. В этот день тов. Лихачёв 5 раз вылетал в разведку для контроля этой группировки. Попытка противника выйти из окружения не увенчалась успехом. Враг был разгромлен наголову".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года командир звена 106-го Гвардейского  Висленского истребительного авиационного полка 11-й Гвардейской Днепропетровской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии Гвардии лейтенант Лихачёв Виктор Кириллович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 7505 ).

После окончания войны Виктор Кириллович продолжал служить в Военно - Воздушных Силах СССР.

В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию  ( ныне имени Ю. А. Гагарина ). Служил заместителем командира 9-й истребительной авиационной дивизии по боевой подготовке, затем инспектором - летчиком ВВС Московского военного округа.

Виктор Кириллович - участник знаменитого воздушного парада в 1967 году. Вот что написано о тех событиях в одном изномеров журнала "Авиация и Космонавтика":

"Вот молнией сверкнув на солнце, скользнул над праздничным аэродромом краснокрылый сверхзвуковой истребитель. Обрушив на него шквал свистящего грохота, самолёт взметнулся ввысь, описал громадную петлю и ушёл в небо, выполнив целый каскад сложнейших фигур высшего пилотажа. В кабине истребителя, с изумительной точностью и изяществом выполнявшего головокружительные маневры, - Герой Советского Союза Виктор Кириллович Лихачёв. Он - почти ровесник Октября, который открыл ему, сыну сапожника, как и тысячам других молодых людей страны, дорогу к любимой профессии.

В.К.Лихачёв.

Студентом сельскохозяйственного техникума Лихачёв поступил в Пермский аэроклуб, летал на планерах, потом на самолётах. Из аэроклуба пошёл в военное авиационное училище.

С 1942 года в составе 2-й Воздушной армии участвовал в боях с немецко - фашистскими захватчиками. В неравном воздушном бою был тяжело ранен. После госпиталя снова попросился на фронт, а через 2 года - второе ранение, опять тяжёлое. Снова госпиталь, борьба за жизнь. Воля лётчика - патриота и искусство врачей помогли преодолеть последствия ранения. Лихачёв опять в воздухе. На счету Виктора Кирилловича 8 вражеских самолётов, сбитых лично, и столько же в групповых боях,  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных побед. ]  около 100 вылетов на штурмовку и 160 на разведку вражеских войск.

Окончилась война. Герой Советского Союза В. К. Лихачёв - слушатель Краснознамённой Военно - Воздушной академии, командир подразделений истребительной авиации. Более 4000 часов, из них 2400 на реактивных самолётах, провёл он в воздухе, освоил 25 типов различных машин. Каждая была совершеннее предыдущей, быстроходнее, мощнее..."

С 1975 года Гвардии полковник В. К. Лихачёв - в запасе. Жил в Москве. Работал в таксопарке. Скончался 12 Февраля 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии лейтенанта В. К. Лихачёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.07.1944 г.1  FW-189ГолусбеЯк-1, Як-9.
218.07.1944 г.1  Ме-109Долгобычув
322.08.1944 г.1  FW-190Галковице - Шляхецке
413.04.1945 г.1  Не-111Требач
516.04.1945 г.1  FW-190Шпремберг
618.04.1945 г.1  FW-190Линдхен

      Всего сбитых самолётов - 6 + 0;  боевых вылетов - 181;   воздушных боёв - 15.


Возврат

Н а з а д