Главная | Источники | 

HSU

Лазарев Сергей Иванович

Лазарев С.И.

Родился 23 Июня 1923 года в деревне Григорьево Суздальского района Владимирской области, в семье крестьянина. В 1930 году поступил в школу. В 1935 году переехал с семьёй в город Иваново, где продолжал учёбу и одновременно занимался в аэроклубе. В 1940 году, окончив 9 классов, по путёвке Ивановского обкома комсомола поступил в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1942 года сержант С. И. Лазарев в действующей армии. Сражался на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Орловско - Курской дуге, освобождал Киев, Украину и Польшу.

К Марту 1944 года командир звена 728-го истребительного авиационного полка  ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Лейтенант С. И. Лазарев совершил 131 боевой вылет, в 48 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 3 самолёта противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Прошёл боевой путь от рядового пилота до командира эскадрильи. За время войны выполнил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника.

1 Марта 1945 года погиб при выполнении боевого задания в районе города Бунцлау. Похоронен в братской могиле в городе Бунцлау   ( ныне Болеславец, Польша ).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени. Приказом Министра обороны СССР от 13 Июня 1970 года навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи Н-ского авиационного полка. Его именем в городе Иваново названы улица и 56-я средняя школа. На улице, носящей имя Героя, установлен памятник, на школе - мемориальная доска.

*     *     *

Раннее детство Сергея прошло в деревне Григорьево, раcположенной на границе Владимирской и Ивановской областей, близ древнего города Суздаля. С детства мечтал выучиться на землемера. Когда семья переехала в Иваново, Сергей стал продолжать учёбу в средней школе № 56. Он быстро освоился с новым коллективом. Не прошло и месяца, как школа стала для него вторым домом, и он с головой окунулся в учёбу, в десятки больших и малых мальчишеских дел. Учителя радовались успехам новичка, сверстники нашли в нём верного товарища.

В школьные годы мечталось о многом. Но сильней других было желание обрести крылья, подняться на них в голубую высь, полетать над родной землёй, всё увидеть, узнать... Так Сергей пришёл в Ивановский аэроклуб. А через год с небольшим друзья провожали его в Краснодар, в военно - авиационную школу пилотов.

...Аэродром ожил, как всегда, с рассветом. Ожидая своей очереди лететь в зону, Сергей лежал на траве и листал конспект. Один за другим со старта поднимались в небо самолёты.

Ооло 10 часов на дороге, ведущей от станции Пластуновской, показался мотоцикл. Он мчался на предельной скорости. Сначала на него никто не обратил внимания. Но когда мотоцикл свернул на аэродром и, вопреки правилам, напрямик помчался к старту, всё почуяли недоброе. Резко затормозив, мотоцикл встал. Водитель соскочил на землю. Только теперь курсанты узналвг в нём комиссара эскадрильи. Лицо его,- влажное от пота, было сурово.

- Война, товарищи, - сказал он.

Глубокой осенью 1941 года сержанта Лазарева направили в запасной авиаполк, в котором он более полугода учился лётному мастерству.

С Июле 1942 года сержант Лазарев прибыл в 728-й истребительный авиационный полк на Калининский фронт, где участвовал в Ржевско - Сычёвской операции, а затем в боях за город Великие Луки.

...Ржев. Древний русский город. Он неузнаваемо обезображен вражескими бомбёжками, пожарами. Много месяцев идут в этом районе ожесточённые бои. Непрерывными наступательными операциями советские войска сковывают крупные вражеские силы, не позволяя гитлеровскому командованию перебросить их на юг, к Сталинграду. Прикрыть с воздуха наши наступающие части на фронт прибыл истребительный авиационный корпус. В списках личного состава 728-го авиаполка значился лётчик Сергей Иванович Лазарев.

Опыт и лётное мастерство приходили постепенно. Около полугода он воевал на стареньком И-16.

8 Сентября 1942 года Сергей писал отцу с матерью:

"Нахожусь недалеко от Ржева. Каждый день вижу его с высоты. Свободного времени нет, занят от темна до темна. Воюю так, что иной раз аж спина становится мокрой от пота, и глаза щиплет соль. Явится их, шакалов, штук 40, ну и носишься то за одним, то за другим. Хотя и воюю сравнительно недавно, но уже имею на своём счету 1 личный Ю-88 и 3 групповых.

15 Августа пришлось драться семёркой против 60 самолётов противника. Как, наверно, догадываетесь, нам пришлось довольно жарко. Этот случай не исключение...

За успехи в боях меня наградили орденом Красного Знамени, который я уже ношу на груди. Ребята в полку мировые, один за всех и все за одного".

Так в яростных схватках с немецкими асами молодой лётчик вкусил сладость побед. Каждый проведённый бой умножал его опыт, звал к новым победам. С Июля 1943 года он сражался уже на новеньком на Як-7Б.

...Лейтенант Лазарев дерётся под Курском и Белгородом, Харьковом и Полтавой. На фюзеляже его машины одна за другой появляются красные звёздочки. Это счёт сбитым в воздушных боях самолётам противника. Но здесь, на Украине, Сергея ожидало и серьёзное испытание...

Военная судьба не балует лётчиков. А к Сергею она была особенно требовательна и не раз наказывала его за оплошности в бою. Однако он быстро забывал неприятности и, со стороны казалось, легко шагал по дорогам войны. И только отстранение от полётов, назначенное ему в виде наказания за очередные проделки, глубоко потрясло его. После этого он даже написал рапорт, где поклялся: "Буду эталоном дисциплины".

И действительно, Сергей взялся за ум. Стал дисциплинированным и во всём сдержанным. Даже перестал рассказывать забавные историии из своих былых похождений. Он стал более чуток к товарищам, хорошим наставником молодых лётчиков. Вскоре его назначили заместителем командира эскадрильи.

"По годам он самый молодой лётчик в полку. Война его здорово потрепала, но не ослабила. Сергей по - прежнему бодр, весел и всегда как - то торопится воевать" - таким запомнил своего однополчанина в 1943 году впоследствии известный ас дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин.

Звено А.В.Ворожейкина, 1944 г.

4 Августа 1943 года шестёрка "Яков" под командованием Капитана А. В. Ворожейкина, среди которых был и самолёт Лазарева, вылетела на прикрытие своих войск в районе Белгорода. В район прикрытия подошло 20 пикировщиков Ju-87 в сопровождении 12 истребителей Ме-109. В жестоком неравном бою наши лётчики сбили 8 "Юнкерсов" и 3 "Мессера", из которых 2 машины  ( Ju-87 и Me-109 ) сбил лично Сергей Лазарев. Будучи ранен в ногу, он продолжал вести бой на горящем самолёте, пока на нём не загорелась одежда. С огромным трудом Сергею удалось вывалиться из кабины самолёта, который почти тут же взорвался.

В полку тяжело переживали случившееся. Но оказалось, что Лазарев уцелел: приземлившись в нескольких шагах от линии фронта, он был подобран нашими танкистами. Вспоминает Арсений Васильевич Ворожейкин:

"Готовясь к полету, мы с Демьяном изучали по карте район, куда предстояло сопровождать бомбардировщиков. Наше внимание привлекла грузовая машина, остановившаяся рядом. В кабине рядом с шофером сидел человек с чёрным лицом, правая рука его и шея были забинтованы. Он медленно вылез и направился прямо к нам. Обгоревшее лицо заметно распухло и в нескольких местах кровоточило. Словно по команде, мы встали:

- Сергей !.. - радостно вырвалось у нас.

Он натуженно улыбнулся, подошёл и, вытянувшись, доложил:

- Товарищ капитан, младший лейтенант Лазарев прибыл в ваше распоряжение.

Из-за ожогов ему трудно говорить. В таких обстоятельствах принято обходиться без официального рапорта, но в светло-голубых глазах Лаз