Главная | Источники | 

HSU

Латышев Владимир Александрович

В.А.Латышев.

Родился 21 Июля 1921 года в селе Жирошкино Бронницкого   ( ныне Раменского )  района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов школы № 2 в Москве. С 1938 по 1940 год работал токарем - лекальщиком на одном из заводов, одновременно учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году поступил в Вязниковскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в Марте 1942 года.

С Мая 1942 года сержант В. А. Латышев в действующей армии. Служил в составе 436-го ИАП  ( 67-го Гвардейского ИАП ). Был пилотом, командиром звена, с Января 1943 года - заместителем командира эскадрильи. Воевал на Западном, Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Западном, Центральном фронтах.

К Августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт )  Гвардии старший лейтенант В. А. Латышев совершил 232 боевых вылета, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника, из них 8 бомбардировщиков.

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года - в отставке. Жил в Москве. Работал на руководящих постах в Главнефтеснабе и Министерстве нефтяной промышленности. Умер в 1982 году.

Награждён орденами: Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени   ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

*     *     *

В голубом бездонном небе маленький, словно игрушечный, серебристый крестик - самолёт, поблескивающий на солнце стеклянным фонарём. Круто задрав нос, он устремляется ввысь, затем, набрав высоту, переворачивается через крыло и начинает беспорядочно падать, а достигнув критической точки, вновь поднимается вверх. Он будто резвится в дрожащем тёплом мареве воздушного океана, купается в лучах ласкового солнца, демонстрируя в то же время свою ловкость и мощь, маневренность и скорость. Он властно притягивает к себе взоры наблюдающих за ним людей, завораживает их.

Эта картина одного из солнечных летних дней надолго запечатлелась в памяти Владимира Латышева. Спустя много лет, уже будучи опытным военным лётчиком, асом, он нередко вспоминал эту не совсем обычную для того времени картину, поразившую его воображение: не она ли послужила отправной точкой в его тяге к нелёгкой профессии авиатора ?   В жизни нередко случается именно так: мимолетный, незначительный вроде бы эпизод оставляет заметный след в сознании человека и направляет его действия, поступки в совсем иное русло.

В сущности, путь в авиацию у Владимира Латышева был таким же, как и у большинства его сверстников. Начальная ступень - занятия без отрыва от производства  ( Владимир работал токарем - лекальщиком на заводе )  в одном из столичных аэроклубов, куда его привело не просто любопытство, но уже вполне осознанное стремление постичь тайны "небесной" профессии. Там состоялось первое знакомство с техникой, там он овладевал навыками вождения самолёта, прыгал с парашютом. Потом была служба в армии, а спустя примерно год после её начала Владимир поступил в авиационную школу, где его и застала Великая Отечественная война.

И без того нелёгкие дни учёбы стали ещё более напряжёнными. Полёты по кругу, тщательная отработка приёмов высшего пилотажа, стрельба по мишеням, приземление - всё это было делом привычным, будничным. Однако требования значительно возросли, сроки уплотнились, и приходилось проявлять больше усердия, вкладывать больше усилий в выполнение учебной программы.

Как ни стремился курсант поскорее попасть в действующую армию, встать в ряды защитников родной земли и биться с ненавистным врагом, лишь в Марте 1942 года он был выпущен из школы в звании сержанта и отправлен на фронт. С этого времени он - пилот 436-го истребительного авиационного полка на Западном, затем на Юго - Западном фронтах. Латышев буквально рвался в бой, словно стараясь наверстать упущенное. Первые месяцы пребывания в истребительной части были не самыми трудными в его фронтовой биографии. Правда, случались задания и довольно сложные; в них - то Владимир показывал себя с самой лучшей стороны, проявляя смелость, находчивость, трезвый расчёт.

Весной 1942 года на Советско - Германском фронте произошли серьёзные изменения. Неудачный для наших войск исход операций в Крыму и в районе Харькова крайне осложнил обстановку на юге. Противник снова захватил стратегическую инициативу и в конце Июня развернул общее наступление. В середине Июля немецкие войска вышли в большую излучину Дона и создали угрозу прорыва к Волге и на Кавказ.

436-й авиаполк был переброшен на Сталинградское направление, и с этого момента лётчики части забыли об отдыхе и покое. Вылеты следовали за вылетами.

Однажды четвёрка наших истребителей, в составе которых был и Латышев, вступила в бой с 10 "Мессерами". Прикрывая хвост своего ведущего, Владимир заметил, как сверху и сбоку того атакует вражеский самолёт. Не мешкая, он чуть довернул свою машину и дал очередь из пулемётов.

Удар оказался неточным, но всё же отвлёк противника от ведущего. Не теряя из виду своего напарника, Латышев умело сманеврировал, зашёл "Мессеру" в хвост и вновь ударил. На этот раз точно. Немецкий самолёт задымил и резко пошёл на снижение.

Два дня спустя Латышев вновь участвовал в бою с группой вражеских истребителей, сопровождавших "Юнкерсы". Бомбардировщики шли бомбить наши наземные войска. И здесь Владимир проявил завидную находчивость, смелость. Он сбил один "Мессер", расстроил боевой порядок врагов и не дал им произвести прицельную бомбардировку.

В один из Июльских дней Латышев получил приказ вылететь в составе шестёрки на разведку войск противника. Когда уже подходили к заданному району, впереди, чуть выше, показалась большая группа "Мессеров". Как потом выяснилось, их было 18, то есть втрое больше, чем наших самолётов. Несмотря на значительное численное преимущество противника ведущий нашей шестёрки дал команду вступить в бой.

Умелым маневром и огнём группа рассеяла вражеские истребители. Через несколько минут воздушной карусели 3 "Мессера", оставляя за собой дымные шлейфы, понеслись к земле. В этот момент Латышев заметил, как сверху на него сваливаются две вражеские машины. Резко упав на крыло, он ушёл в сторону, и огненные трассы врагов пронеслись мимо. Латышев сделал небольшую горку и, когда "Мессеры" стали разворачиваться для новой атаки, сверху, улучив момент, послал прицельную очередь. Один из Ме-109 вспыхнул и камнем упал вниз. Всего в этом бою наши истребители сбили 6 вражеских машин.

В том же месяце в одном из полётов Латышеву пришлось испытать немало тяжёлых минут. В тот день он встретил 4 Ме-109 и, не раздумывая, атаковал их. Внезапно его машину сильно тряхнуло: вражеский осколок попал в фюзеляж, ещё один повредил маслопровод. Кабину залило жидкостью. Рискуя жизнью, Владимир не покинул район боя и продолжал драться с численно превосходящим противником. В конце концов ему удалось подбить один вражеский истребитель. Остальные "Мессеры" поспешно убрались восвояси.

Латышев, несмотря на то что плексиглас фонаря был залит маслом, всё же дотянул до своего аэродрома. Посадку пришлось производить, по существу, вслепую. И сделал он это мастерски.

Наблюдавшие за воздушным боем командир и комиссар нашего артиллерийского полка сообщили в авиачасть о героизме, проявленном советским лётчиком в исключительно тяжёлой обстановке.

Нередко Латышеву приходилось вылетать на задание вместе с командиром 436-го авиаполка А. Б. Пановым. Так, 4 Августа 1942 года недалеко от своего аэродрома они вступили в бой с 8 "Мессерами". Один вражеский истребитель они сбили, остальные покинули район боя.

В тот же день Владимир совершил ещё один боевой вылет. В одиночку он вступил в схватку с 7 "Хейнкелями". Правда, сбить не удалось ни одного. Но и враги, ошеломлённые беспредельной отвагой и решимостью советского лётчика, не смогли выполнить свою задачу и вернулись к себе, что называется, не солоно хлебавши.

С Мая по Август 1942 года Владимир Латышев в общей сложности совершил 121 боевой вылет, участвовал в 34 боях, лично сбил 8 самолётов противника. Цифры впечатляющие. Не случайно он вскоре стал командиром звена и с тех пор водил на задания уже группы самолётов.

В Январе 1943 года Латышева назначили заместителем командира эскадрильи, и в этой должности он провоевал до последнего дня своей фронтовой биографии. Разные по характеру пришлось выполнять боевые задачи: вести разведку, барражировать в заданном районе, вылетать на перехват противника, обеспечивать истребительное прикрытие наших бомбардировщиков. Вместе со многими однополчанами участвовал в схватках с врагом. Чаще других рядом с ним были отважные лётчики Федорчук, Левко, Шевелёв, командир полка Панов.

Летом 1943 года Владимиру Латышеву довелось участвовать в Курской битве. С первого дня немецкого наступления севернее и южнее Курска развернулись ожесточённые танковые и воздушные сражения. К полю боя ( в районе Ольховатки и Понырей - на севере и Гостищева и Яковлева - на юге ) сплошным потоком шли группы вражеских самолётов. На борьбу с ними привлекались все наши истребительные соединения. Воздушные бои шли непрерывно. 5 Июля на обоих направлениях состоялось около 200 групповых и индивидуальных воздушных боёв, в результате которых наши лётчики сбили 260 самолётов противника.

Не менее напряжённые схватки шли и в период контрнаступления наших войск. В известном издании "16-я Воздушная..." есть такие строчки:

"Во время преследования отходивших войск противника в воздушных боях неоднократно отличались истребители 67-го Гвардейского ИАП во главе с заместителем командира эскадрильи Старшим лейтенантом В. А. Латышевым. Так, 12 Августа ведомая им шестёрка истребителей во время прикрытия переправы получила с земли по радио команду перехватить группу самолётов Ju-88. Латышев приказал сковывающей группе связать боем немецких истребителей, а сам во главе ударной четвёрки устремился к бомбардировщикам, врезался в их сомкнутый строй и первой очередью сбил вражеский самолёт. С другими бомбардировщиками успешно расправлялись его ведомые, также уничтожившие по одному "Юнкерсу". В результате строй бомбардировщиков рассыпался. Они поспешили неприцельно сбросить бомбы. Не менее удачно действовала сковывающая группа. Она не допустила "Фокке - Вульфы" к своим бомбардировщикам. 4 Ju-88 и 4 FW-190 потеряли враги в этом бою.

14 Августа командный пункт 6-го ИАК известили о необходимости прикрыть от вражеских бомбардировщиков наступавшие войска. В. А. Латышев тут же поднял в воздух свою эскадрилью. Через короткое время группа подлетела к линии фронта. Навстречу шёл строй Ju-88 в сопровождении FW-190. Разделившись на две группы, наши истребители атаковали одновременно "Фокке - Вульфов" и бомбардировщиков. Вражеские лётчики, не сбросив бомбы, развернулись на свою территорию. Наступавшая пехота приветствовала героев воздуха. После посадки лётчикам зачитали благодарность пехотинцев и Генерала Е. Е. Ерлыкина, наблюдавшего их бой. В дальнейших боях Cтарший лейтенант Латышев отличился еще много раз..."

Наиболее памятным для Латышева был бой, который принёс ему большой успех и полное удовлетворение как военному лётчику. Такие удачи даже у самых опытных и умелых авиаторов бывают довольно редко. Только за один воздушный бой, длившийся в общей сложности не более получаса, группа советских истребителей сумела сбить 11 вражеских самолётов. В том числе 2 бомбовоза противника были уничтожены Латышевым. Вот как это было.

Владимир вёл ударную шестёрку. Группу прикрытия возглавлял Лейтенант И. Федорчук. Задача состояла в воздушном обеспечении наших наступающих танковых войск. Полёт в заданный район проходил спокойно. Но вот на высоте 4500 метров показались немецкие бомбардировщики, которых прикрывали истребители. План возник сразу же: группа Федорчука связывает боем истребители противника в то же время латышевская шестёрка атакует "Юнкерсы".

Дав приказ по радио своим товарищам, Владимир стал круто набирать высоту. Испытанный маневр, не раз приносивший успех. Преимущество в высоте даёт и преимущество в маневре. Следом за ведущим пошли вверх и другие наши самолёты. Оттуда, с высоты, улучив момент, группа стремительно ринулась на вражеские бомбардировщики. Латышев выбрал мишенью один из ближайших к нему "Юнкерсов" и открыл прицельный огонь с короткой дистанции. Бомбардировщик вспыхнул и через несколько секунд развалился в воздухе.

Удача ещё более воодушевила Латышева. В это время он заметил, что один из наших лётчиков попал в сложное положение. Два немецких самолёта пытались зайти ему в хвост. На одном дыхании сделав несколько фигур высшего пилотажа, Владимир вовремя оказался возле товарища. Общими усилиями они заставили врагов отказаться от своего замысла и уйти на почтительное расстояние.

Огненная карусель в воздухе продолжалась. Наши лётчики в каждом маневре стремились упредить противника. Лейтенанту Калабину удалось прошить пулемётной очередью "Фокке - Вульф", и тот стремительно понёсся вниз к земле, оставляя за собой неровную полосу густого, чёрного дыма. Увидев это, Латышев подумал: "Вот молодец !   Неплохо бы ещё 2 - 3 машины свалить. Тогда полный успех был бы обеспечен".

В поле его зрения попал ещё один "Юнкерс". Латышев ринулся на него. Немецкий лётчик, заметив приближающийся истребитель, стал быстро уходить в сторону солнца, надеясь ускользнуть от прицельного огня Латышева. Однако тот и не думал отставать. Солнце било прямо в глаза. На какой - то миг Владимир потерял вражеский бомбовоз. Но тут же вновь увидел его. Легко сманеврировав, он оказался чуть в стороне от "Юнкерса" и стал стремительно настигать его. Довернув самолёт и подойдя на близкую дистанцию, Латышев ударил длинной очередью. "Юнкерс" словно наткнулся на что - то и тут же стал беспорядочно падать. Через несколько секунд он уже горел на земле.

Немецкие пилоты, ошарашенные первыми потерями, не смогли противостоять натиску наших лётчиков. К тому же они допустили грубую тактическую ошибку: ввели в бой все силы истребительного прикрытия. К этому их вынудил Федорчук со своими товарищами. У врагов не осталось ни одной машины, чтобы защитить свои бомбардировщики, шедшие нанести удар по нашим наземным войскам. Используя создавшуюся ситуацию, лётчики Латышева сумели сбить ещё несколько вражеских самолётов и, таким образом, разгромили воздушную группу противника. Бомбы, предназначенные для наших танков, немцы уложили на головы своих войск.

Боевые успехи Латышева снискали ему славу искуснейшего и отважного истребителя. Молодым лётчикам его ставили в пример. Вражеские авиаторы откровенно побаивались его. А Владимир, подтверждая эту свою репутацию, бросался не раздумывая атаковать противника, демонстрируя при этом великолепную технику пилотирования, точный расчёт и снайперскую точность.

В.А.Латышев.

Последний свой бой Владимир Латышев провёл 17 Августа 1943 года. В районе города Севска он врезался в строй 18 вражеских бомбардировщиков, намеревавшихся нанести удар по нашим войскам. Ему удалось подбить одну машину. Увлечённый горячей схваткой, Латышев поздно заметил, как его атакует сверху другой враг. Самолёт Владимира загорелся. Сам он получил два ранения - в грудь и ногу. Превозмогая боль, он покинул горящую машину и с парашютом приземлился на нейтральной полосе. Полоса эта была довольно узкой и простреливалась с обеих сторон. На счастье Латышева, наши танкисты с переднего края видели, как он опустился на землю, и сумели вовремя под пулями врага вынести раненого в своё расположение.

После госпиталя Владимиру уже не довелось больше летать на истребителе. Однако он не порвал с авиацией и некоторое время преподавал в авиационной школе. За время своего участия в боевых действиях он лично сбил 17 вражеских самолётов, ещё 3 машины уничтожил в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 3 групповые победы. ]

В начале Февраля 1944 года Владимир Александрович Латышев узнал, что указом Президиума Верховного Совета СССР он удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана В. А. Латышева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
128.06.1942 г.1  Ме-109Новый Хутор"Харрикейн",

"Киттихаук",

"Аэрокобра".

230.06.1942 г.1  Ме-110Мазепин
301.07.1942 г.1  Ме-109ст. Рай
404.07.1942 г.1  Ме-109Андреевка
505.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Репьевка
622.07.1942 г.1  Ме-109Широко - Атамановский
726.07.1942 г.1  Ме-109Добринский
81  Ме-109Красноармейский - Логовский
928.07.1942 г.1  FW-189Суровикино
1016.12.1942 г.1  Ме-109сев. Тихакино
1117.12.1942 г.1  Ме-109Чушийкино
1229.12.1942 г.1  Ме-109Шумилов Бор
1305.02.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )р-н Залучье
1401.08.1943 г.1  Ju-88Гостомль
151  FW-190Гнездилово
1602.08.1943 г.1  Ju-87вост. Файкино
1703.08.1943 г.1  Ju-87Гнездилово
1804.08.1943 г.1  Ju-87вост. Печки
1907.08.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Сосково

      Всего сбитых самолётов - 16 + 3.


Возврат

Н а з а д