Главная | Источники | 

HSU

Ларионов Георгий Петрович

Г.П.Ларионов

Он родился в 1908 году в Петербурге. Жил в посёлке Чагода Вологодской области. Окончил семилетку. В 1922 году поступил и в 1924 году окончил Чагодскую школу ФЗУ при стекольном заводе имени Сазонова по специальности стеклодува. Работал мастером - стеклодувом. Затем окончил совпартшколу в Ленинграде, работал на одном из заводов. С 1932 года в Красной Армии. В 1934 году окончил военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Командир звена 7-го истребительного авиационного полка  ( 59-я истребительная авиационная бригада, ВВС 7-й Армии, Северо - Западный фронт ) Старший лейтенант Г. П. Ларионов к Марту 1940 года совершил 120 боевых вылетов на штурмовку аэродромов и живой силы противника. В воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта.

Вспоминает лётчик М. Борисов:

"Мы прикрываем свои войска, которые форсируют реку Тайпален - йоки. За рекой находится укреплённый район противника. И вот звено Старшего лейтенанта Г. Ларионова: в котором шли Лейтенант П. Покрышев и я, получило задание прикрыть переправу, а затем сбросить листовки над укреплённым районом.

Заревели моторы - и мы в воздухе. Внизу находятся наши войска. В предутренней мгле они еле различимы. Патрулируем над рекой и видим, как наши наводят понтоны. Бьёт артиллерия. Хорошо видно, как рвутся снаряды в укреплённом районе противника. Но вот по нашим самолётам стали бить зенитки, снаряды разрывались слева от нас. Мы отошли от этого места.

Когда нас сменило другое звено истребителей, мы пошли в укреплённый район противника со стороны Ладожского озера, чтобы сбросить листовки. Облачность местами доходила до 100 метров. Шли на высоте 70 - 80 метров. В пути попали под зенитный огонь. Ларионов и я шли рядом, а Покрышев отстал, и когда мы выскочили на пункт, противник открыл огонь из пулемётов. Мы не видели, откуда стреляют, но Покрышев, шедший сзади нас, заметил огневую точку и молниеносно атаковал её. Ларионов также повёл атаку на зенитную точку. В первый момент противник отстреливался, но когда мы засыпали его свинцом из пулемётов, огневая точка замолчала. Это была наша первая встреча с зенитками противника. После мы часто попадали под обстрел зениток, но всегда было достаточно нескольких очередей, чтобы противник прекратил огонь".

Утро 23 Декабря. Замечательная погода... Снег так и похрустывает под ногами. Среди лётного состава оживление, слышны смех и шутки лётчиков, рассказывающих о неожиданных столкновениях и встречах с врагом. Звонок телефона. Сразу все замолчали. Звонят из штаба. Шинкаренко получает задание на вылет. Лица у лётчиков засияли, опять есть работа... Блеснули на солнце винты, и воздух вздрогнул от мощного рёва моторов. Вот уже самолёты пошли на взлёт, построились и двинулись к линии фронта. Техники провожают взглядом свои машины. Затем идут в землянку отогреться: ведь у них будет много работы, когда вернутся самолёты.

Пролетаем линию фронта. Вот мы уже над заданным районом нашего патрулирования. Внимательно смотрим по сторонам. Недалеко прошли скоростные бомбардировщики, блестя плоскостями, промчались "Чайки", а вот в стороне компактно и грозно мчится ещё девятка наших истребителей. Торопятся... Вдалеке замечаем силуэты наших бомбардировщиков. Они возвращаются. Но что это ?   Они идут разорванным строем. Несколько самолётов отстали. Напрягаем зрение и замечаем, как около отставших наших самолётов кружатся маленькие силуэтики. Это истребители противника.

Шинкаренко разворачивается, и мы на полном газу и "с прижимом" летим на выручку товарищам. Подоспели вовремя. Зато сами попали в невыгодное положение, так как потеряли высоту. Противник оказался выше нас метров на 400. К тому же он имел численное превосходство. Идём в атаку. Сверху на нас сыплются финские истребители "Фоккер" Д-21. Мы их встречаем на лобовых атаках. Атаки быстры и молниеносны; кто кому зайдёт скорее в хвост. Вот уже мы поднялись выше и дерёмся на одной высоте. Наконец, сопротивление сломлено, и вражеские самолёты разлетаются в разные стороны, кто куда, лишь бы уйти. Но не тут - то было. Здесь уже пошла драка один на один. Противник уходит из боя с переворота. В то время, когда он делает переворот и самолёт на миг как бы застывает в прицеле, мы бьём его, как куропатку.

Вот Покрышев зажёг одного, и тот падает к земле, разваливаясь на части. Булаев жмёт противника к земле, тот старается как - нибудь увильнуть, но не таков Булаев, чтобы выпускать врага. Мгновение, и противник, блеснув хвостом, врезался в землю. Куда ни посмотришь - везде одиночные поединки. Теперь уже видно, что преимущество на нашей стороне.

Неожиданно замечаю в стороне самолёт противника... Он боя не принимает. Хочет уйти от меня пикированием. Я погнался за ним.... Он идёт и виляет хвостом из стороны в сторону, не давая вести прицельный огонь. Даю по нему очередь... Перезаряжаю, но бесполезно, пулемёты молчат. Делать нечего, приходится бросать недобитого врага и идти обратно. Осмотрелся. Нет никого - ни наших, ни противника. Беру курс домой. В стороне вижу: дерутся 2 самолёта. Издали не разобрать, какой наш, какой противника... Иду к месту поединка, хотя у меня пулемёты и не стреляют... Вдруг один из самолётов на миг замер и рухнул на землю. Другой, как видно, заметил меня и идёт мне навстречу. Я всматриваюсь: свой или противник ?   Уже можно различить красную звезду на фюзеляже. Она гордо блестит на солнце, как бы празднуя победу над врагом. Обрадованный, я узнаю командира своего звена - Старшего лейтенанта Г. Ларионова.

И-16 из состава 7-го ИАП.

Набираем высоту. Наших уже нет. Ушли домой. Смотрю назад и вижу невдалеке группу из 4 самолётов. Показываю Ларионову. Идём к ней. Атакуем в лоб. Два самолёта отделяются и на полном газу уходят в глубь вражеской территории. С другими двумя мы столкнулись на лобовых. Но атаки были недолгими, противник, не выдержав, бросился удирать. Горючее у нас было на исходе, преследовать не стали.

Когда подвели итог боя, было установлено, что сбито 10 вражеских самолётов. На наш аэродром не вернулись 2 лётчика".   [ Примечание: по финским данным 23.12.1939 года ВВС Финляндии в воздушных боях потеряли 3 самолёта  ( гидросамолёт R.29 "Ripon" IIF, лёгкий бомбардировщик "Fokker" C.X и истребитель "Fokker" D.XXI ) и 4 лётчика, сбив при этом 6 СБ из 44-го СБАП, 2 И-16 из 7-го ИАП, 2 И-16 из 64-го ИАП и 1 Р-5 ]

21 Марта 1940 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами, Старшему лейтенанту Ларионову Георгию Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1941 году Капитан Г. П. Ларионов был назначен командиром эскадрильи в 153-й ИАП. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Сражался под Ленинградом.

В течение Июля 1941 года 153-й ИАП вёл разведку и штурмовал сухопутные войска противника в районе Иматра, Энсо, Париккаоа, Ристолахти, Мерия, Эско. Фактически полк воевал на два фронта: действовал над Карельским перешейком против финнов и в районе Ленинграда  ( Петергоф, Пулково, Колпино, Шлиссельбург )  против германских войск. Очень часто каждый лётчик полка выполнял по 7 - 8 боевых вылетов в день.

И-16 из состава 153-го ИАП, 1941 год.

Самолёт И-16 из состава 153-го ИАП.  Ленинградский фронт, 1941 год.

Боевые вылеты осуществлялись как с основного аэродрома Кексгольм, так и с аэродромов рассредоточения Саккола и Пети - Ярви. В Июле 1941 года финская авиация несколько раз бомбила Кексгольм. Первый налет бомбардировщики "Бленхейм" выполнили 20 Июля ближе к полуночи. Бомбили с малых высот 50-кг бомбами безрезультатно. На преследование "Бленхеймов" на истребителе МиГ-3 взлетел старший политрук Быстрое, который сбил один финский бомбардировщик. Однако в этот же день полк понёс поистине невосполнимую утрату - на рассвете погиб Герой Советского Союза Капитан Г. П. Ларионов, его самолёт загорелся в воздухе. Ларионов до последнего пытался спасти машину...

Похоронен в городе Кексгольм  ( Приозерск )  Ленинградской области. В посёлке Чагода установлена стела, в Приозерске - обелиск. Его именем назван посёлок в Приозерском районе, улицы в городе Приозерске и посёлке Сазоново Чагодощенского района.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени; медалями.


Возврат

Н а з а д