Главная | Источники | 

HSU

Ландик Иван Иванович

Ландик И.И.

Родился 18 Февраля 1919 года в селе Бутовское, ныне Горьковского района Омской области, в семье рабочего. Жил в городах Павлодар и Алма - Ата. Окончил 8 классов, 2 курса финансового техникума, курсы топографов. Работал на кирпичном заводе, затем в дорожном отделе Карасукского райисполкома Новосибирской области десятником. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1943 года Младший лейтенант И. И. Ландик на фронтах Великой Отечественной войны. По Март 1945 года служил в составе 937-го ИАП; по Апрель 1945 года - в 482-м ИАП. Летал на Ла-5 и Ла-7.

Командир эскадрильи 482-го истребительного авиационного полка   ( 322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Капитан И. И. Ландик совершил 160 боевых вылетов, из них 42 - на штурмовку живой силы и техники врага. В 38 воздушных боях сбил 16 самолётов противника лично и 2 - в группе с товарищами.

18 Апреля 1945 года в боях за Берлин был сбит огнём зенитной артиллерии противника и погиб.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в населённом пункте Комптендорф  ( 10 км юго - восточнее города Коттбус, Германия ). Именем Героя названы улица и школа в городе Карасук, улица в селе Горьковское Омской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени.

*     *     *

Лётчик - истребитель Иван Иванович Ландик начал боевой путь в Июне 1943 года на Брянском фронте в составе 937-го авиационного полка. За год он вырос от рядового лётчика до командира эскадрильи. За это время в воздушных схватках сбил 8 вражеских самолётов. Причём каждый воздушный бой проводил своеобразно, никогда не повторяясь в тактических приёмах. Неистощимый на выдумку, смелый, расчётливый и до дерзости напористый, он, как правило, первым стремительно атаковывал врага, навязывал ему свою волю и побеждал. Высокая боевая активность и блестящее владение самолётом за короткое время принесли ему славу талантливого воздушного бойца, подлинного советского аса.

...Это было в конце Июля 1944 года. Шли тяжёлые бои в Прибалтике. С полевого аэродрама поднялась группа Ла-5 под командованием Капитана И. И. Ландика и взяла курс на запад. Над линией фронта в районе населённого пункта Пренай группа встретила 18 "Юнкерсов" под прикрытием 4 Ме-109 и 2 FW-190.

Капитан Ландик смело ринулся в бой. Вклинившись в строй вражеских бомбардировщиков, он разорвал его и, искусно маневрируя, поджёг одного "Юнкерса". Его товарищи свалили ещё 3 самолёта. На выручку бомбардировщикам устремились "Мессеры". Капитан Ландик, как всегда, самую трудную задачу взял на себя. Заметив, что одному "Лавочкину" угрожает опасность, он бросил свой самолёт навстречу "Мессеру" и поджёг его.

Противник не выдержал стремительного натиска советских истребителей, сбросил как попало бомбы и удалился. В этом бою группа Ландика уничтожила 6 вражеских самолётов, из них 2 - сам Капитан.

Через 2 дня, прикрывая наземные войска в районе населённого пункта Алитус, 4 Ла-5 под командовадием Ландика вступили в бой с 22 самолётами противника. Одного "Юнкерса" сбил Ландик, ещё 3 самолёта его товарищи...

Однажды в кабине его самолёта разорвался снаряд. Лавдик был ранен в лицо, но не вышел из боя; выполнив задание, привёл группу на аэродром в полном составе.

- Отправляйся в госпиталь ! - сказал командир полка, с тревогой вглядываясь в окровавленное лицо лётчика.

- Не время сейчас ходить по госпиталям, - ответил Ландик. - Вот закончится операция, тогда схожу.

А так как боевые операции продолжались одна за другой, он так и не побывал в госпитале.

Несмотря на внешнюю сдержанность, даже суровость, Ландик был отзывчивым и добрым товарищем. Лётчики любили его, шли к нему за советом и помощью, а многие из них были обязаны ему своей жизнью. Как-то Лейтенанта Юрия Фролова зажали в воздушном бою 2 вражеских истребителя. Ландик сразу же оценил тяжёлое положение товарища и поспешил на выручку - меткой очередью сбил одного "Мессера". Сделав резкий поворот, атаковал, второго, выпустил по нему длинную очередь и отвалил в сторону.

- Добивай его ! - приказал он.

Фролов нагнал подбитый самолёт и почти в упор расстрелял его.

"Иван Иванович Ландик, - вспоминал позже Фролов, - не гнался за личным счётом сбитых самолётов; за личной славой, а прежде всего заботился о товарищах, думал об общем деле".

Ландик находил любую возможность, чтобы передать своё мастерство товарищам, хотя по возрасту все лётчики эскадрильи были почти одногодками, а в сравнении с некоторыми он был даже моложе.

Иван Иванович родился в 1919 году в Омске, в семье рабочего. Окончив 8 классов, поступил по настоянию родителей в финансовый техникум, но, проучившись 2 года, понял: специальность бухгалтера не для него. После крупного разговора с родителями бросил учёбу и стал работать на кирпичном заводе. Потом семья переехала в Карасукский район Новосибирской области. Здесь Иван Ландик устроился десятником по строительству и ремонту межколхозных дорог. Осенью 1940 года был призван в армию. Он попросился в авиацию, о которой мечтал с детства.

...Незадолго до Берлинской операции Капитана И. И. Ландика назначили командиром эскадрильи 482-го истребительного авиационного Ковенского ордена Александра Невского полка. Два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 2-й степени свидетельствовали о прежних боевых заслугах командира эскадрильи.

В новом коллективе его приняли хорошо. Лётчики знали о его боевых подвигах, читали о них в армейской газете.

17 Апреля 1945 года Капитан И. И. Ландик во главе 4 Ла-7 вылетел на прикрытие наземных войск в районе города Шпремберга. Увидев в воздухе 10 FW-190, он повёл своих истребителей в атаку, несмотря на численный перевес врага. С первого же захода сбил одного "Фоккера". Остальные вражеские самолёты, не приняв боя, удалились. В этот же день, уже при другом вылете, Ландик сбил ещё одного FW-190.

На следующий день эскадрилья прикрывала наземные войска и переправы через реку Шпрее на участке Коттбус - Шпремберг. В воздушном бою лётчики сбили 2 самолёта противника. Одного из них уничтожил Капитан И. И. Ландик.

Газета "Правда" в те дни писала:

"Наши, войска штурмуют в Берлине квартал за кварталом. Авиация неутомимо, днём и ночью помогает наземным частям громить гитлеровцев... Три победы одержал за два дня прославленный лётчик, командир эскадрильи капитан Ландик..."

Во всём чувствовалась близость победы. Советская авиация господствовала в воздухе; наземные войска ломая сопротивление противника, шаг за шагом приближалась к Рейхстагу. На покорённой земле буйно цвели сады. Казалось, весна и победа идут рука об руку с советскими солдатами...

18 Апреля 1945 года Капитан И. И. Ландик вылетел на очередное задание. Под крылом самолёта проносились небольшие зелёные рощи, казавшиеся тихими и безлюдными. И вдруг одна из рощ ощетинилась плотным зенитно - артиллеринским огнём. Рядом разорвался один снаряд, второй, третий... Самолёт резко тряхнуло.

"Самое страшное, - говорил Ландик когда-то товарищам, - быть подбитым над вражеской территорией. Тогда лучше смерть !"

И вот то, чего он боялся, случилось.

- Надо дотянуть... Во что бы то ни стало - дотянуть, твердил он и упрямо вёл торящий самолёт к линии фронта.

На помощь подоспели товарищи. Под их прикрытием Ландик попытался сбить пламя, но безуспешно. И снова упрямо потянул израненный "Лавочкин" к линии фронта. А пламя становилось всё больше. До линии фронта уже рукой подать. Но находиться в горящем самолёте стало невозможно. Капитан положил Ла-7 на спину и вывалился из кабины. В то же мгновение самолёт взорвался. Это случилось на высоте 1000 метров, командир даже не успел раскрыть парашюта.

Лётчики, сопровождавшие Ландика до самого последнего момента, рассказывают, что они подавали ему знаки немедленно прыгать, но он упрямо крутил головой и показывал рукой на восток - мол, как-нибудь дотяну. Он не был ранен. Лицо его, как всегда, было спокойным и сосредоточенным. Герой упал на окраине населённого пункта Компендорф, уже занятого нашими войсками.

Ландик И.И.

Командир 482-го истребительного полка майор Диденко через неделю, составляя наградную реляцию на погибшего командира эскадрильи, писал:

"За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом геройство и мужество, за успешное проведение 160 боевых вылетов, за уничтожение 16 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами, а также нанесение противнику большого урона в живой силе и технике командир эскадрильи капитан Ландик Иван Иванович достоин присвоения звания Героя Советского Союза  ( посмертно )".

Это высокое звание ему было присвоено уже после окончания войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года.

В районном центре Карасук Новосибирской области именем Ивана Ландика названа улица. Его имя носят средняя школа и пионерская дружина.

Чтут память Героя и жители далёкого немецкого села Компендорф в Германии. Капитан И. И. Лайдик и ещё 13 лётчиков, захороненных в братской могиле, имена которых пока не установлены, отдали свои жизни не только за счастье своего народа, но и за счастье трудового народа Германии. На могиле героев всегда живые цветы.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. И. Ландика:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.07.1943 г.1  FW-190ЯгоднаяЛа-5, Ла-7.
227.07.1943 г.1  Hs-126юж. Дудоровский
331.07.1943 г.1  Ju-88Знаменское
407.08.1943 г.1  FW-190Ивановский
513.02.1944 г.1  Hs-126Беленовичи
602.07.1944 г.2  Ju-52  ( в группе - 2 / 6 )Лобачевка - Хатутичи
714.07.1944 г.1  Ме-109Невравичай
821.07.1944 г.1  Ме-1093-й Белорусский фронт
922.07.1944 г.1  Ме-1093-й Белорусский фронт
1024.07.1944 г.1  Ju-87зап. Прены
111  FW-190зап. Прены
1227.07.1944 г.1  Ju-87Алитус
1331.07.1944 г.1  Ju-87Кунигишки
1405.08.1944 г.1  FW-190аэродром Будупенен
1517.04.1945 г.1  FW-190вост. Гросс - Деберн
161  FW-190Лаубендорф
1718.04.1945 г.1  FW-190зап. окр. Коттбус

      Всего сбитых самолётов - 16 + 2;  боевых вылетов - 160;   воздушных боёв - 38.


Возврат

Н а з а д