Главная | Источники | 

HSU

Лабутин Константин Алексеевич

Лабутин К.А.

Родился 12 Ноября 1921 года в деревне Чёрная Грязь, ныне Солнечногорского района Московской области, в семье рабочего. Перед войной жил в Москве, работал слесарем - механиком на одном из заводов. Образование неполное среднее. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.

С Июня 1943 года Младший лейтенант К. А. Лабутин в действующей армии. По 1944 год служил в 41-м Гвардейском ИАП; по Май 1945 года - в 927-м ИАП. Сражался на Воронежском, 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи и командира авиационной эскадрильи.

К Маю 1945 года командир эскадрильи 927-го истребительного авиационного полка  ( 2-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Капитан К. А. Лабутин произвёл 232 успешных боевых вылета, уничтожил большое количество живой силы и боевой техники врага, в 63 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 2 самолёта противника. Эскадрилья под его руководством произвела с Сентября 1944 года и до конца войны 748 боевых вылетов. Представлен к званию Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил на командных и штабных должностях. В 1981 году Генерал - майор авиации К. А. Лабутин уволен в запас. Жил в городе Химки Московской области. Уиер 15 Июня 2001 года.

26 Июня 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( трижды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Константин Лабутин родился 12 Ноября 1921 года в деревне Чёрная Грязь  ( Солнечногорский район Московской области )  в семье рабочего. Учился в Черногряжской начальной школе, Химкинской школе колхозной молодёжи и Сходненской семилетней школе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военно - авиационную школу имени В. П.Чкалова. С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны.

Вспоминает Героя Советского Союза Генерал - майор авиации А. С. Куманичкин:

"В Апреле 1943 года наш полк вылетел под Белгород, где вошёл в состав 8-й Гвардейской истребительной дивизии 2-й Воздушной армии. Она была создана в Мае 1942 года приказом Верховного Главнокомандующего на основе ВВС Брянского фронта.

Нашей базой стал аэродром в Касимове, недалеко от Обояни. Начались привычные фронтовые будни - облёт линии фронта, патрулирование, изучение противовоздушной обороны противника  ( попросту говоря, давали новичкам "понюхать пороха" зениток перед готовящейся операцией. А что она не за горами, догадаться было нетрудно ).

Вот так мы и летали в те дни парами: ведущим кто - нибудь из "стариков", ведомым - новичок. Однако через некоторое время столь несложные с точки зрения новичков полёты стали вызывать среди молодых лётчиков тихий, а то и громкий ропот.

- Это что же получается, - возмутился как - то Иван Кочетков в кругу сочувственно внимающих ему молодых пилотов, - технику нам сложную доверяют, а как задание чуть посерьёзней, извольте отдохнуть ?   Не смеют, что ли, командиры ?..

"Старики", сидящие тут же, посмеиваются, кто - то из новичков поддакивает Ивану, а Михаил Семенцов, весельчак и балагур, за плечами которого - сотни боевых вылетов, не выдерживает и, ехидно улыбаясь, добавляет масла в огонь:

- И то, Ванечка, правда. Куда только командование смотрит, не понимаю. Ведь выпусти тебя сейчас в бой - и войне конец... Так что давай, Ваня, просись в бой. Если, конечно, сможешь взлететь с первого раза не поперёк полосы, а вдоль...

Все хохочут. Иван сидит молча, будто семенцовское красноречие к нему отношения не имеет. Молчат и другие новички - Константин Лабутин, Михаил Арсеньев, Николай Королёв, Дмитрий Голдырев. Да ведь и что возразишь - лётного опыта и впрямь маловато. А война не разбирает, кто в первый раз летит, а кто - в сотый. Требования ко всем одни.

- Не горюй, Иван, - утешаю я. - Боёв на наш век ещё хватит. В небо взлететь - штука нехитрая. Не дать фашисту его задачу выполнить - дело посложней. Тут на одном желании далеко не улетишь. А то получится, как в прошлый раз.

...Тогда и впрямь всё получилось не лучшим образом. Возвращаясь с очередного патрулирования, наша восьмёрка обнаружила 6 "Мессеров". В бою маневры резкие, так что очень скоро новички - Кочетков, Арсеньев и другие - оторвались от своих ведущих.

Среди многих правил, регламентирующих воздушный бой, есть одно: ведомый не должен оставлять без прикрытия своего ведущего. Но если уж оторвался от своего партнера то пристраивайся к кому - нибудь из своих - третьим. Только не оставайся в одиночестве - одиночку сбить проще.

К.А.Лабутин с товарищами.

Слева направо: В. А. Соколов, К. А. Лабутин, В. А. Зубенко.

И вот, когда четвёрка ведущих начала бой, ведомые в сутолоке первых маневров потеряли своих. Пока "старики" дрались с "Мессерами", новички, памятуя, что надо всё время прикрывать своего, образовали самостоятельный круг. А так как бой этот начался на вертикали, очень скоро образовались как бы два яруса - в верхнем ходила друг за другом четвёрка наших ведомых, а в нижнем мы дрались с "Мессерами". Вскоре, потеряв две машины, фашисты удрали. Мы не стали их преследовать, поскольку перед нами теперь стояла другая задача: разобрать своих ведомых. А как их разберёшь, когда они будто прилипли друг к другу, радио не слушают и вовсю шумят в эфире: "Догоняй, догоняй !". И совсем не обращают внимания, что догоняют с начала боя не вражеские самолёты, а свои собственные.

Я сделал несколько попыток врезаться в эту карусель пятым и, когда мне это удалось, покачивая крыльями, передал по радио: "Прекратить бой и пристроиться ко мне !"

Вышел на прямую, смотрю - они стали пристраиваться. Так вот и привели новичков домой. На разборе молодые лётчики сидели взволнованные, взъерошенные. Ребята толком не поняли, что же произошло в том бою - опыта лётного у каждого было маловато. Хорошо ещё, все живыми вернулись и друг друга не посбивали.

Лабутин К.А.

- Ничего, - утешали мы молодых, - главное, кресты вблизи увидели. А опыт - дело наживное. Всё у вас, ребята, впереди: и звёзды на фюзеляже, и звёзды на груди...

Забегая вперед, скажу, что новенькие очень быстро превращались в "стариков". Да и то сказать: "стариками" в полку числились мы, молодые ребята, 20 - 25 лет. Разница между нами и новичками в возрасте была невелика - всего 2 - 3 года. Всё определял боевой опыт. А на войне он приходит с каждым вылетом, с каждым боем. Вот почему очень скоро стали "стариками" и Лабутин, и Арсеньев, Королёв и Кочетков. Прошло несколько месяцев, и вчерашние новички стали ведущими пар, командирами звеньев, эскадрилий. На счету Ивана Кочеткова, Дмитрия Голдырева, Михаила Арсеньева, Николая Королёва появились сбитые самолёты. Некоторые из них свыше 10 раз праздновали победу, а Константин Лабутин к концу войны имел на своём боевом счету 17 сбитых самолётов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 2 групповые победы. ]  Впоследствии, командуя эскадрильей в 927-м истребительном полку, он, как правило, водил этот полк в бой, был ведущим полка..."

К.А.Лабутин с боевыми товарищами.

Лётный состав 1-й эскадрильи 927-го ИАП.  Сидят слева направо: командир звена С. С. Кучкин,
комэск Н. И. Саган, командир полка М. А. Дзуцев, зам. комэска Н. Е. Лаврененко, лётчик А. М. Шишкин.
Стоят в первом ряду: лётчик Д. Ф. Голдырев,  лётчик А. Е. Макогонов,  лётчик В. Ф. Лягченко,
ст. лётчик Н. Соболев, лётчик К. А. Лабутин.  Дальний ряд: лётчики М. А. Баев и И. Т. Дегтярев.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана К. А. Лабутина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.07.1943 г.1  Ме-109ЯковлевоЛа-5.
206.07.1943 г.1  Ju-87вост. Задельное
321.08.1943 г.1  Не-111Ахтырка
424.08.1943 г.1  FW-190юж. Тростянец
524.09.1943 г.1  Ju-88Ходоров
611.10.1943 г.1  FW-190Петровск
703.11.1943 г.1  Ju-87Старо - Петровцы
805.09.1944 г.1  FW-190Ляхтэ
908.09.1944 г.1  FW-190р-н Риги
1017.09.1944 г.1  FW-190сев. Ала
1121.02.1945 г.1  FW-190юж. Лавскен
1207.04.1945 г.1  FW-1903-й Белорусский фронт

      Всего сбитых самолётов - 13 + 2  [ 12 + 0 ];  боевых вылетов - 232;  воздушных боёв - 63.

После окончания Великой Отечественной войны Константин Алексеевич продолжил службу в Военно - Воздушных силах СССР. Был начальником штаба дивизии в Закавказском военном округе. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1960-х годах Гвардии полковник К. А. Лабутин убыл служить в Группу Советских войск в Германии на должность начальника штаба дивизии 16-й Воздушной армии, которая в то время там базировалась. В 1981 году Генерал - майор К. А. Лабутин уволился в запас.

Указом Президента СССР от 26 Июня 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны Константину Алексеевичу Лабутину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 11654 ).

Последние годы жил в городе Химки Московской области. Умер 15 Июня 2001 года. Похоронен в Химках, на Новолужинском кладбище.


Возврат

Н а з а д