Главная | Источники | 

HSUHSU

Кузнецов Михаил Васильевич

М.В.Кузнецов

Родился 7 Ноября 1913 года в деревне Агарино, ныне Серпуховского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов в 1930 году. В Красной Армии с 1933 года. Окончил Ейскую военно - морскую школу лётчиков в 1934 году. Участник похода Красной армии в Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан М. В. Кузнецов в действующей армии. Был командиром эскадрильи 15-го ИАП. С Июля 1942 года командовал 814-м ИАП  ( 106-м Гвардейским ИАП ). Сражался на Ленинградском, Юго - Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах.

К Августу 1943 года командир 814-го истребительного авиационного полка  ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт )  Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы.

8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Маю 1945 года командир 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии подполковник М. В. Кузнецов выполнил 330 успешных боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых сбил лично 21 самолёт противника и 6 в группе с товарищами. 27 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Генерал - майор авиации. В 1974 году вышел в запас. Жил в городе Бердянске Запорожской области. Умер 15 Декабря 1989 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды  ( дважды ), медалями. Бронзовый бюст установлен на родине.

*     *     *

...О бесстрашии М. В. Кузнецова и лётчиках его эскадрильи на фронте ходили легенды. Ведь уже в первые месяцы войны лично сам комэск сбил 7 вражеских самолётов.

Война началась для него 22 Июня 1941 года: в этот день лётчик - истребитель М. В. Кузнецов сделал свой первый боевой вылет, а кончилась 8 Мая 1945 года, когда он увидел последний сражённый им фашистский самолёт. Все эти без малого 4 года были отданы им ратному труду. Итог этого труда весом: 345 боевых вылетов, 72 воздушных боя, лично сбито 22 самолёта противника и 6 в составе группы.

Михаил Кузнецов родился в деревне Агарино, что неподалеку от подмосковного Серпухова, 7 Ноября 1913 года. С 1928 года жил с родителями в Москве, после окончания школы 2-й ступени работал на заводе. В 1932 году он был избран секретарем комитета ВЛКСМ Московского станкостроительного завода имени С. Орджоникидзе. В 1933 году по партийной мобилизации был направлен в Ейскую школу морских лётчиков. С 1934 года служил в частях истребительной авиации.

В Сентябре 1939 года участвовал в оккупации Восточной Польши, а в конце года - в боевых действиях против Финляндии во время Зимней войны.

Первые боевые вылеты командир эскадрильи 15-го истребительного авиаполка Капитан М. В. Кузнецов выполнил под Ленинградом в Июле 1941 года на истребителе МиГ-3  ( в Августе полк базировался на Северском аэродроме ).

Этот бой остался в его памяти на всю жизнь. Над аэродромом фашистов его "прижали" к земле. Увлёкся штурмовкой самолёткой стоянки врага, снизился метров до 30 - 40 и не заметил, как сверху навалились на него сразу 4 Ме-109. Заметил уже, когда собирался сделать второй круг над стоянкой "Юнкерсов", и ужаснулся: "Влип. Теперь не выкрутиться". Пара Me-109 атаковала сзади, а другая пара открыла огонь сверху с дальней дистанции, и огненные струйки трассирующих очередей проходили рядом с плоскостями его МиГ-3.

Те фашисты, что сверху, быстро сближались, но пока очереди их пулемётов не достигали цели. "Мажут или специально так делают, в землю решили вогнать живого... Шалишь. Мы ещё посмотрим..."

Кузнецов резко отжал ручку управление от себя, сделал короткий нырок и тут же ручку на себя. Послушный "МиГ" свечой пошёл вверх.

Первый немецкий истребитель из тех, что были наверху, не ждал такой "прыти" от русского, прозевал его маневр, а для Кузнецова этих долей секунды было достаточно, чтобы поймать в перекрестие прицела брюхо фашистского самолёта и в упор выпустить короткую очередь. Ещё секунда потребовалась, чтобы отвернуть самолёт в сторону и выйти из атаки, быстро набрав спасительную высоту, он заметил, что тот первый Ме-109 врезался в землю, а навстречу ему спешат наши истребители - его боевые друзья.

Потом было много боевых вылетов, за войну - 345. Но этот остался в памяти навсегда. Пройдут годы, а он будет вспоминать его и ту оценку своим действиям, которую он дал сам себе, разбирая с лётчиками эскадрильи свой воздушный поединок.

- Нельзя увлекаться до безрассудства боем - лётчик должен всё видеть, всё понимать, до конца сохранять ясную голову. Мне нечего перед вами скрывать - я уцелел чудом, по всем законам тактики моё увлечение штурмовкой должно было закончиться гибелью. Прошу из этого случая каждого сделать соответствующие выводы.

Он ушёл. А лётчики смотрели вслед своему комэску, и каждый про себя с изумлением повторял его слова. Они и сами уже не раз бывали в сложных переплётах, но, выходя победителями, редко признавались в своих ошибках. Комэск оказался более мужественным. Победить, а потом безжалостно обнажить свои промахи - это не каждый сумеет.

Кузнецов был так воспитан - смотреть правде в глаза, уметь честно признать свои ошибки. И в другой раз так же смело и так же безжалостно он говорил о своих промахах. Лётчики и тогда поняли, что комэск не рисуется, а желает в первую очередь научить каждого из них мужественно и умело побеждать врага.

Это было в Августе 1941 года под Ленинградом. Группа истребителей под командованием Михаила Васильевича встретилась неожиданно с такой же группой Ме-109. Немцы от боя не уклонились и, используя небольшое преимущество в высоте, ринулись на наши "МиГи". Получилось так, что на каждого советского лётчика пришёлся один немецкий истребитель, а бой как бы разбился на отдельные поединки - дуэли.

Противником Кузнецова стал ведущий немецкой группы истребителей. По почерку немца Кузнецов понял, что противник тяжёлый. "Надо отдать должное врагу в его умении пилотировать самолёт, в искусстве воздушного боя, - говорил потом Михаил Васильевич. - Чувствовалось, что за штурвалом вражеского истребителя ас, искусный боец и отличный пилотажник".

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине встретил войну Михаил Кузнецов.

Кузнецов пытался набрать высоту и получить преимущество перед врагом, но тот быстро разгадал маневр советского лётчика и тоже начал набирать высоту. На "мёртвую петлю" Кузнецова он ответил боевым разворотом и чёткой "полубочкой".

"Иногда казалось, что он прежде меня знает мои действия, каждый мой маневр. Мои ошибки в технике пилотирования он использовал мастерски и всегда на какую - то долю получал больше плюсов, чем я. Я спешил и отставал, нервничал и ошибался..."

Обида подогрела Кузнецова, а ненависть к тому, который сейчас, видимо, ехидно усмехался, предчувствуя победу над советским лётчиком, помогла собраться с мыслями, стать расчётливым и экономным в выборе маневров.

"Нет, фриц, легко меня не возьмёшь", - спокойно подумал он, заметив, что немецкий лётчик всё - таки набрал большой запас высоты и готовится атаковать со стороны задней полусферы. Резко совершив крутой разворот - в глазах потемнело, - Кузнецов бросил свой самолёт в лобовую атаку. На бешеных скоростях они мчались навстречу друг другу. Теперь исход поединка решала воля. У немца она оказалась слабее, в какой - то миг его нервы не выдержали, и он рванул самолёт вверх, пытаясь этим маневром спасти себя. Но он опоздал. Того мгно