Главная | Источники | 

Кузнецов Иван Гаврилович

Фото пока не найдено

Родился в 1918 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1943 года. Войну начал Младшим лейтенантом, лётчиком 43-го истребительного авиационного полка. Закончил войну уже Старшим лейтенантом, командиром звена, одним из самых результативных лётчиков этого полка.

В один из весенних дней 1944 года на аэродром полка прилетел командир корпуса Генерал Е. Я. Савицкий, построили лётный состав. Генерал обратился к лётчикам:

- На мысе Херсонес собралась вражеская авиация со всего Крыма. Её прикрывает огромное количество зениток. Необходимо произвести разведку и сфотографировать аэродром. Кто из вас возьмёт на себя эту задачу ?

Секунд через 20 - 30 из строя шагнули вперед Иван Кузнецов и Фёдор Костиков. Эта пара на земле была неистощима на выдумки и шутки. Готовясь к боевому заданию, они проявляли находчивость, которая не раз обеспечивала им успех. С задания они привезли отличные снимки. Когда Фёдора спросили, как это им удалось, он объяснил:

- Расчёт на психологию. Когда на бреющем подошли к аэродрому, Иван начал над ним выписывать фигуры высшего пилотажа. Это взбесило зенитчиков и они сосредоточили огонь на нём. А я на высоте 800 метров сделал 3 захода на фотографирование. После этого мы ушли. Немецкие истребители со взлетом опоздали.

В Декабре 1944 года командование и политотдел 16-й Воздушной армии провели слёт лучших лётчиков - истребителей и штурмовиков. Обсуждалась тактика воздушного боя и взаимодействие с наземными войсками. На этом слёте выступали прославленные лётчики. Они рассказывали о своём опыте и давали советы, которые в дальнейшем использовались в боевой работе.

От 43-го истребительного авиаполка выступил командир звена Старший лейтенант И. Г. Кузнецов, который привёл много примеров умелого сопровождения штурмовиков, правильного построения боевого порядка, выбор маршрута, обработки цели и осуществления противозенитного маневра одиночными экипажами и всей группой. Это содержательное выступление И. Г. Кузнецова отметил командующий 16-й Воздушной армии С. И. Руденко.

Отличился весной 1945 года, в период Берлинской наступательной операции.

Некоторую информацию о нём можно найти в известной книге - "Шестнадцатая Воздушная":

"...Ожесточённые бои происходили 22 и 23 Марта 1945 года. Лётчики 16-й Воздушной армии за эти 2 дня провели 117 воздушных боёв и уничтожили 110 немецких самолётов. Увеличили свой боевой счёт Лейтенант Н. В. Лопатин, Старшие лейтенанты М. И. Дыдыгин и И. Г. Кузнецов, Лейтенанты М. С. Барабанов, И. Ф. Черненков и М. А. Кузин, Капитан И. И. Щербаков и многие другие.

18 Апреля 1945 года отличились лётчики 3-го ИАК. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником.

Особо отличились Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов: они сбили по 4 самолёта.

Во второй половине дня радиолокаторы корпусного узла наведения обнаружили 35 вражеских бомбардировщиков и штурмовиков, идущих в район действий наших войск. В это время в воздухе находилась шестёрка истребителей под командованием Старшего лейтенанта Ивана Кузнецова. Получив сведения о подходе вражеских самолётов, Кузнецов повёл группу на перехват. Прикрываясь облачностью, расстроил боевой порядок врагов, заставил их сбросить бомбы, не долетев до линии фронта. В завязавшемся воздушном бою И. Г. Кузнецов, И. Ф. Черненков и Н. Т. Грибков сбили 4 самолёта".

Всего выполнил 212 успешных боевых вылетов на Як-1, Як-7 и Як-9. В воздушных боях сбил 26 самолётов противника лично и 5 в составе группы.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта И. Г. Кузнецова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.05.1943 г.1  FW-190сев. ПервомайскаяЯк-7, Як-1, Як-9.
229.05.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )зап. Крымская
327.09.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )зап. Копани
426.10.1943 г.1  Ме-109зап. Акимовка
527.10.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )юго-вост. Ново - Рубиновка
610.04.1944 г.1  FW-190вост. ст. Ишунь
714.04.1944 г.1  Ju-87юж. Бахчисарай
825.04.1944 г.1  Ме-109сев. Севастополь
906.05.1944 г.1  FW-190вост. м. Херсонес
1007.05.1944 г.1  FW-190маяк Феолент
1108.05.1944 г.1  FW-190сев. Балаклава
121  FW-190м. Херсонес
1307.07.1944 г.1  Ju-87Шумск
141  FW-190Полубоки
1509.07.1944 г.1  FW-190Адамчуки
1622.03.1945 г.1  Ме-109зап. Альт - Фридлянд
1716.04.1945 г.1  FW-190зап. Буков
1817.04.1945 г.1  FW-190вост. Мюнхенхофе
1918.04.1945 г.1  FW-190юж. Буков
201  FW-190юж. Гольцов
211  FW-190юж. Мюнхеберг
221  FW-190Янсфельде
2320.04.1945 г.1  FW-190зап. Байерсдорф
241  FW-190сев. - зап. Бернау
2521.04.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Морцен
2623.04.1945 г.1  FW-190ст. Лихтенберг

      Всего сбитых самолётов - 26 + 5  [ 23 + 3 ];  боевых вылетов - 212.


Возврат

Н а з а д