Главная | Источники | 

HSU

Кустов Виктор Павлович

В.П.Кустов

Родился 26 Апреля 1909 года в Москве, в семье грузчика Северной железной дороги. В 1921 году, после смерти отца, вместе с семьей переехал в Христиновку  ( Черкасская область ). В 1923 году окончил 6 классов. Трудовую деятельность начал с 14 лет. В 1923 - 1924 годах был чернорабочим на станции Христиновка, в 1924 - 1930 годах работал там же учеником слесаря, слесарем и бригадиром. В 1930 году вернулся в Москву и в течение 2 лет учился на рабфаке при Московском институте инженеров железнодорожного транспорта.

В Мае 1932 года по партийной путёвке поступил на учёбу в 7-ю Сталинградскую школу военных лётчиков, которую окончил в Декабре 1935 года.

С Января 1936 года служил младшим лётчиком в 12-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады под Ленинградом.

С 20 Августа 1937 по 25 Февраля 1938 годов в качестве добровольца принимал участие в национально - революционной войне испанского народа. Воевал в эскадрилье И-15 под командованием А. К. Серова. Был пилотом, командиром звена. Имел боевой налёт 80 часов. 14 Октября 1937 года в составе звена перехватил и привёл на аэродром Бахаралос истребитель CR-32. В групповых воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта.

4 Декабря 1937 года был ранен в воздушном бою с Ме-109 над аэродромом Бухаралос, после 2-месячного пребывания в госпитале, отправлен на родину. 2 Марта 1938 года награждён орденом Красного Знамени.

В 1938 году получил звание Старшего лейтенанта, а в следующем году - Капитана. С Апреля 1938 года командовал эскадрильей 38-го, а с Февраля 1939 года - 44-го истребительных авиационных полков Ленинградского военного округа..

В Мае 1939 года переведён командиром звена в 22-й истребительный авиационный полк и с 29 Мая участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин - Гол. Вскоре стал командиром эскадрильи 56-го истребительного авиационного полка  ( Истребительная авиационная бригада, 1-я Армейская группа ).

3 Августа 1939 года в воздушном бою с группой японских бомбардировщиков Ки-21 был тяжело ранен огнём стрелков. Таранным ударом уничтожил самолёт противника, но погиб и сам.

29 Августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина и Красного Знамени. Похоронен в Монголии, в местах боёв.

*     *     *

В тот Майский день погода под Ленинградом выдалась солнечная. Полёты начались рано. Над аэродромом всё время кружили стайки истребителей. Одни уходили в зону, в сторону Кронштадта, другие возвращались после выполнения учебного задания.

Командир 3-й эскадрильи Капитан Виктор Кустов внимательно следил за подготовкой каждого лётчика. С наиболее слабыми и новичками он сам летал в зону и учил искусству воздушного боя. Подчинённые внимательно прислушивались к советам комэска, ловили каждое слово, восхищались его лётным мастерством. На груди Кустова сиял орден Красного Знамени полученный недавно из рук Михаила Ивановича Калинина. Этой высокой награды он удостоился за доблесть и мужество, проявленные в боях с фашистами в Испании.

Испания... Ярко - синее небо днём, чёрное с серебряной, словно кованой луной ночью. Оливковые рощи на приморских холмах Андалусии, пальмы Малаги, каштаны Кастилии, жёлтая, жёсткая земля Уэски. Кустов поднимал свою машину с аэродромов Сагунто и Ла - Сенья, Сарион и Каспе, Альканьис и Каса - дель - Буэй. Полгода защищал он небо Барселоны и Валенсии Сарагосы и Мурсии. Сходился в смертельных схватках с германскими "Мессершмиттами" и "Юнкерсами", итальянскими "Фиатами" и "Капрони".

Всего совершил около 60 боевых вылетов, в групповых боях сбил 3 истребителя:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
114.10.19371 Fiat-32Бахаралос( в составе звена )
222.12.19372 Ме-109Теруэль( в составе звена )

Из десятков воздушных боёв, в которых участвовал Кустов, самым памятным был тот, который провёл над Теруэлем 22 Декабря 1937 года. Тогда его звено, выполнив задание по штурмовке перешедших в контрнаступление войск мятежников, возвращалось на свой аэродром. На подходе в горе Халавамбре наших лётчиков перехватила эскадрилья Ме-109. Завязался неравный бой. Полчаса горные долины содрогались от рёва моторов, пулемётные трассы чертили небо. Меткой очередью с близкого расстояния Кустов сбил один "Мессер", но в следующую секунду его машина оказалась зажатой фашистами со всех сторон. Виктор пытался вырваться из кольца, но тщетно. Шесть против одного !   На помощь ведомых рассчитывать было нельзя: им тоже приходилось нелегко в бою с превосходящими силами врага.

Фашисты могли легко разделаться с Кустовым, но они вели лишь отсекающий огонь. Шедший слева лётчик приблизился вплотную, и Виктор, увидев на его лице злорадную улыбку, понял: "Хотят посадить". Мгновенно в памяти промелькнул жуткий эпизод, рассказанный накануне командиром эскадрильи Иваном Девотченко. В Ноябре 1936 года попавшего в плен советского лётчика - добровольца Владимира Бочарова фашисты изрубили на куски, завернули в простыню и сбросили в ящике на мадридский аэродром Барахас с запиской: "Такая участь ждёт всех большевиков".

Кустова бросило в холодный пот. Надо вырваться из кольца !   Но как ?   А если не удастся ?   В таком случае он как можно дороже отдаст свою жизнь.

Резко увеличив скорость, Кустов неожиданно направил свою машину на шедший внизу вражеский истребитель и, когда расстояние сократилось до 40 - 50 метров, нажал на гашетку. Раздался треск, сверкнули языки огня. "Мессер" камнем полетел к земле. Отвесным пике Виктор бросил самолёт в глубокое ущелье и, лавируя среди гор, стал уходить от преследователей. Огненные трассы проносились слева и справа, прошивали плоскости истребителя. Однако повторять смертельно рискованный маневр советского лётчика немцы не рискнули. Некоторое время они шли над пиками гор, а затем, потеряв Кустова из виду, прекратили преследование.

На аэродром Сагунто Кустов привёл израненную машину на последних каплях горючего. С трудом вылез из кабины и, едва коснувшись земли, потерял сознание. Наступила нервная разрядка. Победа досталась нелегко.

В.Кустов с товарищами в Испании.

Виктор часто вспоминал этот эпизод, крепко засевший в его памяти. Вспомнил его и сейчас, на аэродроме под Ленинградом, когда от мокрой гимнастёрки молодого пилота, которого он вывозил в зону, шёл пар.

Полёты заканчивались, и Кустов был доволен их результатами. "Завтра выходной день, надо съездить на рыбалку", - решил Виктор.

В это время к ангару неожиданно подъехала "Эмка" командира полка, и Кустов, заметив её, побежал навстречу, чтобы доложить о полётах. Но командир полка опередил его и, открыв дверцу, сказал:

- Садитесь в машину. Вас срочно вызывают в Москву...

Передав руководство полётами своему заместителю, Кустов занял место на заднем сиденье. Машина помчалась в военный городок.

- В чём дело, товарищ Майор ? - спросил Кустов.

- Зачем вызывают - не спрашивайте, сам не знаю, - ответил командир полка. - Приказано взять лётное обмундирование. Выезд сегодня. Билет на "Красную стрелу" заказан...

Дома жена Кустова, Людмила Самуиловна, держа на руках маленькую Иринку, с тревогой посмотрела на него:

- Что случилось, Витя ?

- Ничего, Люда, не случилось. Всё в порядке. Просто вызывают в Москву. - И, чтобы успокоить жену, добавил: - Для подготовки к маневрам...

В тот день и час Людмила Самуиловна ещё не знала, что видит мужа в последний раз.

Утром следующего дня Кустов прибыл в Москву. В приёмной начальника управления Военно - Воздушных Сил командарма 2-го ранга А. Д. Локтионова он встретил своего товарища по испанской эскадрилье Капитана Евгения Степанова. Здесь же были и другие знакомые Виктору лётчики, воевавшие в Испании и Китае: Полковники Александр Гусев и Иван Лакеев, Майоры Григорий Кравченко, Николай Герасимов, Александр Николаев и Борис Смирнов, Капитаны Александр Зайцев и Николай Жердёв.

Через некоторое время лётчиков принял нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов. Поздоровавшись, он подошёл к висевшей на стене большой карте и стал рассказывать об обстановке, сложившейся в районе реки Халхин - Гол. Все слушали его с затаённым дыханием, сразу поняв причину вызова.

После встречи Кустов вернулся в гостиницу Центрального Дома Красной Армии. Пообедав в столовой, лёг отдохнуть, но заснуть не мог - нахлынули воспоминания. Виктор оделся, вышел из гостиницы и по Самарскому переулку направился на хорошо знакомую 2-ю Мещанскую улицу. Здесь в 1909 году он родился. Здесь прошло его детство. Несколько минут простоял возле трёхэтажного дома, в котором прожил 12 лет. Вспомнил отца, работавшего грузчиком и сторожем на Северной железной дороге. Отец часто болел и умер в 1921 году. Похоронили его на Пятницком кладбище.

Жить стало трудно, и осиротевшая семья Кустовых переехала к родственникам матери на станцию Христиновку Черкасской области. Здесь Виктор окончил начальную школу и в 1923 году поступил на работу. Вначале был чернорабочим, а затем в течение 6 лет трудился в железнодорожном депо учеником слесаря, слесарем, затем бригадиром. Как передовой производственник и активный комсомолец, в 1930 году был принят в члены Коммунистической партии. В том же году его направили учиться на рабфак Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Учился Кустов отлично, и преподаватели прочили ему большое будущее. Однако через 2 года жизненная стрелка круто изменила направление. По спецнабору ЦК партии Кустов поехал учиться в военную лётную школу. Окончил её в Декабре 1935 году и получил звание военного лётчика. Продолжал службу в частях истребительной авиации Ленинградского военного округа...

После 2-месячного пребывания в госпитале, В. Кустов был отправлен на родину. По возвращении из Испании, снова служил в Ленинградском военном округе. Был командиром эскадрильи 38-го, а затем 44-го ИАП.

К началу событий на Халхин - Голе Капитан Кустов считался уже опытным боевым лётчиком, умелым командиром - воспитателем. В одной из характеристик за 1938 год сказано: "Капитан Кустов энергичен, решителен, авторитетен. В жизни части и партийной организации принимает активное участие. Политически развит. Идеологически выдержан. Скромен в быту, морально устойчив".

Через трое суток полёта на "Дугласах" лётчики во главе с Героем Советского Союза комкором Яковом Владимировичем Смушкевичем прибыли на один из аэродромов Забайкальского военного округа. Здесь их встретил командир 23-й авиационной бригады Майор Т. Ф. Куцевалов. Из его рассказа лётчики узнали подробности первых воздушных боёв с японцами. Вражеская авиация безраздельно господствует в воздухе, оказывает поддержку наземным войскам, ведёт активную разведку на большую глубину, наносит удары по монгольским пограничным заставам и передовым подразделениям регулярной армии. Лётчиками 70-го истребительного авиационного полка проведён один бой: 5 наших И-15бис сошлись над горой Хамар - Даба с 5 японскими истребителями И-96. Лётчик Лысенко был сбит. Японцы потерь не имели.

Лётчики 22-го полка первый бой провели 27 Мая. Шестёрка наших истребителей встретилась с 9 И-96. В коротком воздушном бою два наших лётчика - Старший лейтенант Н. С. Черенков и Младший лейтенант В. Г. Паксютов - были сбиты, а Капитан А. И. Савченко, пытавшийся произвести посадку на повреждённом самолёте, разбился близ своего аэродрома. Японцы потерь не имели.

И-15бис, Монголия, 1939 год.
Истребитель И-15бис, Монголия, 1939 год.

Ещё более печально закончился утренний боевой вылет 28 Мая. Готовили 20 машин, но в 7 часов 15 минут по тревоге смогло подняться в воздух лишь только одно звено И-15бис в составе командира эскадрильи Старшего лейтенанта Г. К. Иванченко, лётчиков Старшего лейтенанта Е. П. Вознесенского и Лейтенанта П. В. Чекмарёва. Никто из них не вернулся с боевого задания...

- Как видите, одного энтузиазма и смелости для победы мало, - заключил Куцевалов. - Нужен ещё и опыт. А его - то как раз у наших лётчиков и не хватает. Японцы же набили руку во время войны в Китае. К тому же у нас обнаружились просчёты и в организации боя: при встрече с противником строй группы распадается, лётчики ведут бой разрозненно.

Радиостанций на самолётах нет, боем никто не управлял, в то время как у японцев на всех машинах стоят приемники, а на командирских - радиопередатчики. Учтите это...

На следующий день на новеньких машинах лётчики перелетели на полевой аэродром. Смушкевич распределил прибывших по частям. Кустов вначале был назначен командиром звена в 22-й истребительный авиационный полк, а затем - командиром эскадрильи в 56-й.

В течение 3-х недель на фронте стояло затишье. Это время было использовано для подготовки молодых лётчиков, не нюхавших пороху. Кустов учил подчинённых искусству воздушного боя. После практических полётов делал тщательный разбор. Вечером проводил беседы. Они были интересными, и послушать бывалого лётчика приходили все.

- Каждый из вас должен помнить азбучные истины, - наставлял Кустов молодых лётчиков. - Первое, нельзя отрываться в бою от группы: одиночек бьют. Второе, нельзя действовать поспешно, не оценив обстановки. Но и не медлить. Опоздаешь с маневром - успеха не добьёшься. Опередил - значит, победил. Третье, нельзя стрелять с большого расстояния, если только не выручаешь товарища. Бить надо с короткой дистанции и наверняка. Четвёртое, осмотрительность. Нельзя быть слепым, смотреть, но не видеть, что делается в задней полусфере или за хвостом. Зазеваешься - превратишься в летающую мишень и будешь сбит. Значит, надо крутить головой...

Однажды, это было в середине Июля, Кустов повёл свою эскадрилью на сопровождение бомбардировщиков. Три девятки 150-го полка во главе с Майором М. Ф. Бурмистровым в назначенное время появились над точкой встречи. Покачиванием крыльев Кустов приветствовал своих подопечных. Затем его эскадрилья, набрав высоту, заняла положенное ей место. Погода была ясная, но в небе на разных высотах гуляли кучевые облака, и это Кустову не понравилось. Облака увеличивали возможность внезапного нападения воздушного противника. Ещё до вылета Кустов предупредил об этом своих лётчиков, строго наказал: смотреть в оба !   Однако до Халхин - Гола летели без помех. Над линией фронта бомбардировщики были обстреляны зенитной артиллерией противника. Снаряды пролетали ниже, и наши самолёты СБ благополучно миновали зону огня.

В это время в разрывах облаков Кустов заметил шестёрку японских истребителей. Враги были ниже метров на 400, положение для атаки представлялось идеальным, но мелькнувшую мысль об этом Кустов тут же отбросил. Он решил, что шестёрка всего лишь приманка с целью отвлечения наших истребителей от выполнения своей основной задачи - прикрытия бомбардировщиков. Предчувствие не обмануло Кустова. Как только бомбардировщики стали подходить к Джин - Джин - Сумэ, с юго - востока появилась большая группа новых японских истребителей И-97. Кустов повёл эскадрилью навстречу противнику. Завязался бой. На первых же минутах Кустову удалось зайти в хвост одному из вражеских истребителей. Меткой очередью из пулемётов он сразил японца. Набрав высоту, решил взглянуть, как же сражается его эскадрилья. На этот раз всё шло нормально. Хотя общий строй и нарушился, одиночек не было, лётчики дрались парами. На земле дымными кострами догорали ещё 3 вражеских истребителя. У наших потерь пока не было, и это радовало комэска.

Сковав боем группу истребителей противника, эскадрилья Кустова обеспечила нашим скоростным бомбардировщикам успешное выполнение боевой задачи. Все бомбы были сброшены на скопление вражеских войск. В Джин - Джин - Сумэ возникли пожары, дым от которых поднимался высоко к небу.

Эскадрилья вернулась на аэродром без потерь. Лишь один И-16 был подбит во время воздушного боя, но удачно вышел из него и сделал вынужденную посадку на территории, занятой нашими войсками.

Последний боевой вылет Виктор Кустов сделал 3 Августа. В тот день на земле шли бои местного значения, а в воздухе над Халхин - Голом разгоралась непродолжительная, но жаркая схватка. Эскадрилья Кустова вступила в борьбу с японскими бомбардировщиками, летевшими, чтобы нанести удар по нашим тыловым объектам. Бомбардировщики прикрывала группа истребителей. В результате решительных атак наших лётчиков и огня зенитной артиллерии было сбито несколько бомбардировщиков. Но несмотря на потери, японский флагман упорно рвался к Хамар - Дабе и тянул за собой более десятка бомбовозов. На Хамар - Дабе размещался командный пункт 1-й Армейской группы.

Лётчики Кустова продолжали атаки. Японцы яростно огрызались пулемётным огнём. Кустов зашёл в хвост флагману, но тут вдруг его машина клюнула носом и стала беспорядочно падать. Товарищи поняли: у командира что - то неладно. Ведомый Лейтенант Мошин устремился за командиром, готовый оказать ему помощь. Но у самой земли Кустов выровнял самолёт, набрал высоту, стремительно атаковал флагмана и выпустил по нему последнюю пулемётную очередь. Патроны кончились, а бомбардировщик продолжал полёт к цели. Резко увеличив скорость, Кустов пошёл на таран...

Что думал Виктор в эти последние мгновения своей жизни ?   Об этом никто не знает. Видимо, все его мысли, все знания и опыт, всё внимание в эти секунды были сконцентрированы на одной цели: сбить врага, не дать возможности сбросить смертоносный груз на командный пункт советско - монгольских войск.

Кустов настиг бомбардировщик и ударил по его двухкилевому хвосту. Огромный СБ-96 загорелся и, грохнувшись на землю, взорвался. Но не выдержал сильного удара и истребитель Кустова: развалившись на части, он упал рядом со своей жертвой...

Всего в небе Монголии сбил 3 самолёта противника:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
127.06.19391 Ki-21Буир - Нур( в составе звена )
2??.07.19391 Ki-27Джин - Джин - Сумэ( лично )
303.08.19391 Ki-21Хамар - Даба( лично тараном )

Похоронен в районе Хамар - Дабы  ( Монголия ).

29 Августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за личное мужество и героизм, умелое командование эскадрильей, за высокий акт самопожертвования при таране вражеского бомбардировщика Виктору Павловичу Кустову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Возврат

Н а з а д