Главная | Источники | 

HSU

Кудряшов Сергей Александрович

Кудряшов С.А.

Родился 21 Марта 1921 года в деревне Бабье, ныне Спировского района Тверской области, в семье рабочего. В 1935 году окончил 7 классов школы № 96 в Ленинграде. Работал слесарем - лекальщиком на машиностроительном заводе. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. В Декабре 1942 года тяжело ранен на Калининском фронте. В Мюне 1943 года вернулся в строй.

К Маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 189-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 196-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии старший лейтенант С. А. Кудряшов совершил 105 боевых вылетов на штурмовку вражеских объектов на переднем крае и в тылу противника.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы ВВС. С 1956 года Гвардии майор С. А. Кудряшов - в запасе по болезни. Живёт в Ленинграде.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( трижды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Когда при встречах с молодёжью Сергея Александровича спрашивают о его самом тяжёлом дне на войне, он вспоминает холодную зиму 1942 года, бои за Великие Луки. За 2 дня до Нового года группу штурмовиков, в которой летал Кудряшов, атаковали в воздухе "Мессершмитты". В огненной схватке с фашистом самолёт Сергея сильно повредило, а сам он осколком снаряда получил тяжёлое ранение в голову.

Кудряшов имел все основания выйти из боя. Он этого не сделал. Страдая от мучительной боли, боясь потерять сознание, пилот выровнял израненную машину, не оставил своего места в боевом порядке группы, продолжал отражать атаки неприятельских истребителей, не допуская их атаковать впереди идущий самолёт - штурмовик. В минуту смертельной опасности он заботился не о себе, а о разгроме врага, о жизни своих товарищей. И лишь когда группа вышла из боя, раненый пилот на повреждённой машине совершил посадку на своём аэродроме.

Потом последовали 4 месяца госпитального лечения. Рану врачи признали очень серьёзной и запретили Кудряшову летать. Лётчик не согласился с выводами авторитетной медицинской комиссии. Он хотел бить врага и подавал один рапорт за другим, в которых просил допустить его к полётам, дать возможность мстить за пролитую кровь. И добился своего - в Июне 1943 года снова поднялся в воздух на любимом самолёте - штурмовике. Командуя звеном, Кудряшов нанёс ощутимый урон врагу севернее Орла, под Рославлем, Смоленском, в районе Жлобина и Бобруйска.

В напряжённых боях 1945 года, став заместителем командира эскадрильи, Сергей Александрович многократно водил на поддержку наземных наступающих войск группы штурмовиков. Его штурмовики нанесли разящие удары по кораблям и транспортам противника в Данцигской бухте, по укрепленным позициям врага у города Оксхефт, а также на Штеттинском направлении.

Всего заместитель командира эскадрильи 189-го Гвардейского Брестского штурмового авиационного полка 198-й Жлобинской Краснознамённой штурмовой дивизии Гвардии старший лейтенант Кудряшов Сергей Александрович совершил 108 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника, уничтожил десятки вражеских артиллерийских батарей и много другой техники.

Кудряшов С.А.

На разных фронтах он был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги" и многими другими медалями, в том числе польской.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Выйдя в запас, Гвардии майор С. А. Кудряшов поступил на машиностроительный завод, многие годы работал слесарем - сборщиком, старшим контрольным мастером, был ударником коммунистического труда. И в мирное время он был впереди, как и подобает Герою.


Возврат

Н а з а д