Родился 21 Января 1904 года в селе Ивановка, ныне Верхнеднестровского
района Днепропетровской области, в семье крестьянина. С 1926 года в Красной
Армии. Окончил военно - теоретическую школу ВВС в 1927 году, 1-ю военную школу
лётчиков им. тов. Мясникова в 1928 году. Служил в строевых частях ВВС лётчиком,
командиром звена, отдельного авиаотряда и эскадрильи. В 1938 году командовал
22-м истребительным авиационным полком, с Апреля 1939 года - 23-й смешанной
авиационной бригадой в Забайкалье.
С 11 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими
милитаристами в районе реки Халкин - Гол. Командир 56-го истребительного авиационного
полка Полковник Т. Ф. Куцевалов совершил 54 боевых вылета, в 19 воздушных боях
сбил лично 4 и в группе 5 самолётов противника. Участвовал в 17 штурмовках
наземных целей. 17 Ноября 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Накануне Великой Отечественной войны командовал ВВС 1-й армейской
группы, Забайкальского и Ленинградского военных округов.
В годы Великой Отечественной войны был командующим ВВС Северо -
Западного и Западного фронтов, 1-й Воздушной армией, 12-й Воздушной армией
Забайкальского фронта.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 - 1947 годах, став
уже Генерал - Лейтенантом авиации, был начальником отдела ВВС Советской военной
администрации в Германии, затем начальником Высших офицерских лётно - тактических
курсов ВВС. В 1952 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной
академии Генерального штаба. Был командующим ВВС Уральского военного округа,
заместителем председателя ЦК ДОСААФ. С 1959 году - в запасе. Награждён орденами
Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени,
Красной Звезды, медалями, а также монгольскими орденами: "Сухэ - Батора" и
"За воинскую доблесть" ( дважды ). Умер 6 Января 1975 года. Похоронен на
Новодевичьем кладбище в Москве.
* * *
Детство у Тимофея Куцевалова было трудным. Отец работал по
найму конюхом у кулаков, своей земли не имел. В 1907 году он трагически погиб.
Осиротевшая семья Куцеваловых с берегов Днепра переехала в далекую Сибирь, в
деревню Орловку Исилькульского района Омской области. Окончив начальную школу,
Тимофей 4 года пас скот у местных кулаков. В Апреле 1919 года в поисках заработка
уехал в Омск, трудился посыльным на мельнице, разнорабочим на железнодорожной
станции. В Феврале 1921 года перебрался в Грозный, был подводчиком на нефтепромыслах
частновладельца Ситникова, а затем окончил школу ФЗУ и работал слесарем на предприятии.
В те годы Тимофей Куцевалов впервые увидел в небе самолёт и заболел авиацией на
всю жизнь. После месячных курсов Осоавиахима в Ростове - на - Дону поступил в
Ленинградскую военно - теоретическую школу ВВС. Отсюда начался его путь в большую
авиацию.
К началу боевых действий на Халхин - Голе Майор Т. Ф. Куцевалов
командовал 23-й смешанной авиационной бригадой в Забайкалье. Он был уже зрелым
командиром, имел прекрасные организаторские способности, отлично летал на многих
марках машин, хорошо знал театр военных действий. Когда в Забайкалье прибывали
новые лётчики, их встречал Куцевалов. Перелёт со стационарных аэродромов на
полевые площадки в район боевых действий осуществлялся всегда под его руководством.
Он пользовался у лётчиков полным доверием.
С первых дней пребывания на Халхин - Голе Майор Т. Ф. Куцевалов
основное внимание уделял подготовке молодых лётчиков. Часто он сам водил большие
группы истребителей в бой и личным примером показывал, как нужно побеждать врага.
Казалось, от природы были заложены в нем качества лётчика, особый талант воздушного
бойца.
В 56-м истребительном авиационном полку Куцевалов сумел воспитать
большую группу замечательных лётчиков, в совершенстве владевших всеми элементами
высшего пилотажа и воздушного боя. В их числе был и Лейтенант А. Ф. Мошин, который
в критическую минуту боя 4 Августа совершил воздушный таран.
Под руководством Майора Т. Ф. Куцевалова в небе Халхин - Гола
проведены десятки воздушных сражений, но особенно примечательными были 21 Августа
и 15 Сентября.
...Второй день Халхингольской наступательной операции. Над степью
ещё стоял предутренний туман, ещё не взошло солнце, а с востока, из - за зубчатых
вершин Большого Хингана, уже шли 50 бомбардировщиков врага в сопровождении 40
истребителей. Противник рвался к нашим аэродромам и тыловым базам, расположенным
в районе Тамцак - Булака. Посты воздушного наблюдения и оповещения своевременно
обнаружили самолёты противника, но доклад поступил только на аэродром 56-го полка.
Связь постов с аэродромами других полков была выведена из строя японскими диверсантами.
Майор Куцевалов пытался уточнить обстановку, но связи с командным пунктом ВВС
армейской группы тоже не было. Он поднял в воздух 45 истребителей И-16 и 30 "Чаек"
- весь полк. Вражеские бомбардировщики были встречены на подступах к городу. "Чайки",
ведомые Майором С. И. Грицевцом, связали боем группу японских истребителей, а три
эскадрильи во главе с Куцеваловым атаковали колонну вражеских бомбардировщиков
СБ-96. Куцевалов хорошо знал боевые качества японского бомбардировщика. Самолёт
нёс бомбовый груз от 500 до 1000 килограммов, был вооружён 4 пулемётами калибра 7,7-мм
системы "Виккерс". Экипаж состоял из 5 - 7 человек. Это был по тому времени неплохой
бомбардировщик, но он имел один существенный недостаток - небольшую скорость,
которая при самых благоприятных условиях полета не превышала 330 км / час.
Используя большое преимущество наших истребителей И-16 в скорости,
Куцевалов со своими лётчиками занял выгодное положение для атаки, а затем ринулся
с высоты на колонну бомбардировщиков. Сам он атаковал ведущего первой девятки.
Прильнув к прицелу, Куцевалов поймал в перекрестие серебристую машину врага и
нажал на гашетки. СБ-96 сразу же дернулся, задрал нос вверх, затем завалился на
крыло и, дымя, пошёл к земле.
Выйдя из атаки, Куцевалов огляделся и мгновенно оценил обстановку.
Ряды японской колонны поредели - на землю падали ещё 3 бомбардировщика, один из
которых горел ярким пламенем. Экипаж этой машины успел выброситься с парашютами.
Японцы приземлялись на нашу территорию, но в степи, где не было войск и тем более
населения. Майор успокоил себя мыслью, что парашютистов заметят и возьмут в плен.
Остальные вражеские машины, сомкнув ряды, продолжали путь по
заданному курсу. Выше "Чайки" Грицевца вели бой с японскими истребителями.
Куцевалов ринулся в новую атаку. Его примеру последовали остальные
лётчики. И японцы дрогнули. Потеряв ещё 4 машины, они сбросили бомбы куда попало
и повернули обратно. Наши устремились за ними, но... Какая досада ! Бой
шёл уже 40 минут, горючее оставалось на исходе, надо было возвращаться на свой
аэродром. Майор дал сигнал сбора и повёл группу на запад. Но к месту боя спешил
полк Майора Г. П. Кравченко. Его эскадрильи бросились преследовать врага.
Вечером были подведены итоги боя. Было сбито 13 бомбардировщиков
и 4 истребителя. Группа Куцевалова потерь не имела.
Если бои на земле были завершены 31 Августа, то в воздухе сражения
не прекращались до 15 Сентября.
В начале Сентября 1939 года группа опытных лётчиков, в том
числе дважды Герои Советского Союза Сергей Грицевец и Григорий Кравченко, Герои
Советского Союза Иван Лакеев, Александр Гусев, Евгений Степанов и другие, во
главе с комкором Я. В. Смушкевичем была отозвана в Москву. Их ждали новые
задания Советского правительства. В это время Т. Ф. Куцевалову было присвоено
воинское звание Полковника, и он был назначен командующим BВС 1-й армейской
группы.
15 Сентября японское правительство сделало заявление о согласии
на прекращение военных действий в районе Халхин - Гола и на переговоры о перемирии.
Но в тот же день совершило коварный шаг - командование бросило в бой всю наличную
авиацию - 212 самолётов. Куцевалов поднял в воздух 180 истребителей. В грандиозном
3-часовом воздушном сражении было уничтожено 20 японских самолётов.
За время боёв на Халхин - Голе Т. Ф. Куцевалов сделал 54 боевых
вылета, участвовал в 19 воздушных боях и 17 штурмовых ударах по наземным целям,
сбил 4 японских самолёта лично и 5 в группе.
За умелое и мужественное командование истребительной авиационной
группой и проявленный в боях героизм Тимофею Фёдоровичу Куцевалову 17 Ноября 1939
года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Обладая сильной волей и исключительным трудолюбием, Куцевалов
постоянно занимался повышением своих специальных и политических знаний, добросовестно
исполнял обязанности командующего авиацией 1-й армейской группы. Вскоре после
событий на Халхин - Голе ему было присвоено воинское звание комбрига, а 4 Июня
1940 года и Генерал - Майора авиации. Г. К. Жуков считал Т. Ф. Куцевалова
перспективным авиационным командиром, относился к нему с большим уважением.
Георгий Константинович не ошибся. Генерал Куцевалов в годы
Великой Отечественной войны вырос в крупного авиационного военачальника, внёс
вклад в победу над врагом, многое сделал для укрепления могущества советской
военной авиации.
Справедливости ради, хочется привести и воспоминания известного
лётчика - истребителя, дважды Героя Советского Союза, участника боёв в Монголии,
Арсения Васильевича Ворожейкина ( опубликованы в книге "Небо истребителя" ):