Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Кубарев Василий Николаевич



Последнее интервью с В. Н. Кубаревым.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Кубарев Василий Николаевич

Родился 30 января 1918 года в деревне Ненаедово, ныне Ржевского района Тверской области, в семье крестьянина. Учился в неполной средней школе в Итомле. Окончил Ржевский медтехникум. Одновременно занимался в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов, оставлен в ней инструктором - лётчиком. Был командиром звена в Конотопской, затем Армавирской военной авиационной школе пилотов.

С ноября 1941 года лейтенант В. Н. Кубарев в действующей армии. Служил в 653-м ИАП  ( 65-м Гвардейским ИАП ). Участник боёв на Калининском, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м и 1-м Белорусских фронтах.

К августу 1943 года командир эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт )  Гвардии майор В. Н. Кубарев совершил 114 боевых вылетов. В 53 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника.

28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 300 успешных боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, лично сбил 18 вражеских самолётов.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С 1973 года был начальником Военной инженерной радиотехнической академии ПВО. С 1981 года генерал - полковник авиации В. Н. Кубарев - в запасе. Жил в Ленинграде. Был делегатом XIX, XXII, XXIII и XXIV съездов КПСС. Автор книг: "Атакуют Гвардейцы", "Авиация - моя жизнь !". Умер 17 ноября 2006 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( шесть ), Александра Невского  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Василий Кубарев родился 30 января 1918 года в деревне Ненаедово, Ржевского района Тверской области, в семье крестьянина. Отец, Николай Емельянович   ( 1887 - 1960 года ), мать, Мария Евграфовна  ( 1887 - 1928 года ), всю жизнь трудились на земле. В годы коллективизации отец одним из первых вступил в колхоз "Красное Знамя" и многие годы был его председателем.

Окончив 7 классов неполной средней школы, Василий поступил в Ржевский медицинский техникум. Одновременно занимался в городском аэроклубе. Человек стремится к делу, которое любит. Получилось так, что Вася Кубарев, родившийся в крестьянской семье на Верхней Волге, учился в медицинском техникуме, а всеми мыслями и желаниями был там, за городом, на лётном поле, у самолётов. Медика из него не вышло, а стал он талантливым, известным в стране авиатором. В 1938 году был призван в армию, принят в Одесскую военную школу пилотов, где успешно прошёл 6-месячный курс обучения.

В том же году выпустился лейтенантом, военным лётчиком. Как примерный курсант он был оставлен в лётной школе в качестве инструктора. Затем был командиром звена в Конотопской и Армавирской военных авиационных школах лётчиков. До войны за 2,5 года Василий Кубарев подготовил около 200 пилотов. Его воспитанники в годы Великой Отечественной войны умело и отважно сражались с врагами, а Виктор Боровков и Валентин Турыгин стали Героями Советского Союза.

Самолёт И-15бис.

Сам же Кубарев начал боевые действия в ноябре 1941 года заместителем командира эскадрильи 653-го истребительного авиаполка. Полк сражался в Крыму. Его лётчики, летая на устаревших бипланах И-15бис  ( И-152 ), вели воздушную разведку, сопровождали бомбардировщики, штурмовали вражеские войска  ( с 2 х 100-кг бомбами под каждым крылом ).

В марте 1942 года капитан Кубарев открыл счёт своих воздушных побед, сбив истребитель Ме-109, и получил за это орден Красного Знамени.

Сам Василий Николаевич об этом рассказывает так:

"В составе группы из 4-х самолётов мы вылетели на патрулирование для прикрытия наземных войск с воздуха. Неожиданно из ближайшего облака вынырнули 4 "Мессера" и сомкнутым строем пошли нам навстречу. Намерение врага было очевидным: фашисты решили расправиться с нами одним ударом.

В плотном строю наша четвёрка стремительно сближалась с противником. Лётчики готовы были в любую секунду открыть огонь. И вот, когда до вражеских самолётов осталось несколько сот метров, у меня неожиданно созрело решение: ударить по врагу реактивными снарядами.

Дистанция сокращается. Хорошо различаю краску на коке винта вражеского самолёта. Пора. Жму с ожесточением на кнопку "Пуск". Два огненных смерча понеслись в точку встречи с врагом. Через мгновение на месте "Мессера" вспыхнул факел. Фашистские самолёты бросились в разные стороны. Догнать их тогда ещё не позволяли наши скорости. Так был открыт счёт сбитым вражеским самолётам".

Потом пилот Кубарев попал в родные места: из Крыма полк перебазировался на Калининский фронт, перешёл в подчинение 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса, которым командовал генерал - майор авиации Е. М. Белецкий. Здесь капитан Кубарев командовал эскадрильей, получил звание майора, был назначен заместителем командира полка по лётной подготовке. К тому времени лётчики освоили новые истребители Як-1  ( с того времени, до самого конца войны, он летал исключительно на "Яках", считая Як-3 лучшим истребителем Второй Мировой войны ).

И суровой зимой, и летом он снова видел излучины Волги, деревни, затерявшиеся в лесах, голубые чаши озёр, небольшие древние города, в которых хозяйничали фашисты. Сердце больно сжималось. Хотелось мстить ненавистным захватчикам.

В.Н.Кубарев с товарищами.

В. Н. Кубарев  ( первый слева в верхнем ряду )  с товарищами по 653-му ИАП.  1942 год.

Около Великих Лук он впервые повстречался с новым вражеским истребителем FW-190, о достоинствах которого шумно трубила геббельсовская пропаганда.

- Били "Мессеров", будем бить и "Фокеров", - сказал Кубарев друзьям.

И он сдержал своё слово - уничтожил при встрече хвалёного истребителя. С каждым вылетом рос счёт сбитых им самолётов. Слава о смелом пилоте прокатилась по фронту.

В одном из неравных боёв в воздухе над родным краем Василий Николаевич получил тяжёлое ранение, с трудом дотянул до аэродрома и выбыл в госпиталь на 3 месяца.

Вернулся Кубарев в строй командиром эскадрильи. На этом посту ярко проявились его качества организатора боя, воспитателя лётчиков. На его коллектив возлагались большие задачи, и они всегда осуществлялись. Эскадрилья Кубарева совершила 288 боевых вылетов, провела 180 воздушных боёв, уничтожив 46 самолётов противника, свыше 1500 солдат и офицеров, 8 танков, 78 автомашин, 55 зенитно - пулемётных точек, 46 орудий разных калибров и много других целей.

Выполняя боевые задания, Василий Кубарев несколько раз пролетал над своей деревней Ненаедово. А в Октябре 1942 года на У-2 прилетел домой, посадил самолёт в поле у деревни и был радостно встречен односельчанами. В доме отца собралось много сельчан - в основном женщины, старики и дети. Посидели за столом, выпили по чарке за победу, наговорились досыта. Отец Николай Емельянович и председатель сельсовета Василий Макаров рассказывали, как оставшиеся в колхозе труженики героически борются за урожай - по принципу: одна баба за двоих мужиков, под лозунгом: "Всё для фронта, всё для победы !"...

Воодушевлённый увиденным и услышанным, он вернулся в полк, передал привет от земляков и их наказ беспощадно истреблять немецких захватчиков на земле и в воздухе. Военные лётчики так и поступали. А пример мастерства и отваги показывал майор Кубарев. Летом 1943 года он с полком сражался на Курской дуге. Летая на "Яках" и совершая за день по нескольку боевых вылетов, советские лётчики - истребители смело бросались на врага, надёжно прикрывали наши бомбардировщики и штурмовики, навязывали врагу свою волю в воздушных боях. Майор Кубарев водил большие группы самолётов и, как правило, первым начинал атаку. 11 июня 1943 года, в напряжённом поединке, он сбил вражеский истребитель FW-190.

Бой с группой Ju-87

Одним из наиболее памятных стал для него бой, когда шестёрка "Яков", ведомая им, встретила большую группу самолетов противника - 27 пикировщиков Ju-87, 4 бомбардировщика Ju-88, в сопровождении 20 истребителей FW-190. Кубарев сбил флагманский "Юнкерс", но и сам был ранен в ногу. Его боевые товарищи разогнали самолёты врага, а их командир благополучно посадил самолёт на своём аэродроме. Подлечившись, Василий снова поднялся в воздух.

К августу 1943 года командир эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт )  Гвардии майор В. Н. Кубарев совершил 114 боевых вылетов, участвуя в 53 воздушных боях уничтожил лично 10 самолётов противника. В боях на Курской дуге Василий сбил 13 вражеских машин. Как сказано в наградном листе: "В воздушных боях тов. Кубарев проявляет исключительную храбрость, мужество и отвагу. Летая ведущим группы, он зачастую ведет бой с численно превосходящими силами противника и всегда выходит победителем". В подтверждение этой характеристики приводится один день - 12 июля 1943 года.

...Курская битва в разгаре. На земле и в воздухе происходит сражение, в котором скрещивали силы тысячи и тысячи машин. Иногда немецкому командованию удавалось на отдельных участках вводить в дело многочисленные группы самолётов. Советские лётчики на такую концентрацию сил отвечали бесстрашием, способностью драться одному против пяти. Так и случилось 12 июля. Шестёрка Як-1 под водительством комэска Кубарева преградила путь 50 вражеским самолётам. Бой изобиловал острыми моментами. Советские истребители нарушили вражеский строй, помешали фашистам выполнить своё чёрное дело. Капитан Кубарев в этой удивительной смертельной схватке проявил и выдержку, и искусство. Он сбил 2 самолёта противника и привёл свою группу на аэродром без потерь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии майор Василий Николаевич Кубарев удостоен звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1120 ).

Кубарев стал первым Героем в полку. Гвардейцы стояли тогда под Серпуховом. Кубарева пригласили в Кремль, М. И. Калинин вручил лётчику орден Ленина и "Золотую Звезду". Счастливый и окрылённый, Василий вернулся в полк. Командир полка Михаил Зворыгин, другие лётчики подхватили героя на руки, стали качать, подбрасывая над землей. И радостно улыбающийся Кубарев падал "без парашюта" на руки друзей - сильные и самые надёжные...

В.Н.Кубарев

Позднее он участвовал в боях при освобождении Белоруссии и Прибалтики. На последнем этапе войны Василий Кубарев мастерски управлял воздушными боями, водил эскадрильи на штурмовку.

Летом 1944 года за успешные боевые вылеты на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на глубокую  ( 130 - 140 километров )  разведку противника и за умелое обучение и воспитание личного состава В. Н. Кубарев дважды был награждён орденом Александра Невского.

29 апреля 1944 года Командующему ВВС Красной Армии А. А. Новикову был представлен первый наградной лист на заместителя командира 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майора В. Н. Кубарева. В нём отмечено, что после присвоения звания "Герой Советского Союза" в Августе 1943 года, Кубарев произвёл 41 вылет на сопровождение групп по 9 - 12 штурмовиков и бомбардировщиков. Самолёты успешно выполняли боевые задачи и без потерь возвращались на аэродромы.

5 июля 1944 года второй наградной лист на Гвардии майора В. Н. Кубарева был представлен Командующему 1-й Воздушной армии. В нём отмечалось, что Кубарев произвёл 46 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и на разведку аэродромов, сосредоточений живой силы и техники противника.

Награждение по второму представлению состоялось 1 августа 1944 года, а по первому представлению - 15 августа 1944 года.

Последние победные вылеты Василий Николаевич провёл в небе над Берлином. По данным на 5 мая 1945 года, он совершил около 300 боевых вылетов, участвуя в более 70 воздушных боях, лично сбил 18 вражеских самолётов, [ Многие источники советских времён указывают ещё и на 28 групповых побед В. Е. Кубарева. Однако сам он, в различных интервью, говорил только о 18 лично сбитых самолётах. ]  успешно провёл 36 штурмовок переднего края противника, уничтожив десятки единиц вражеской боевой техники и много живой силы. Его подчинённые за это время уничтожили 71 самолёт противника.

После войны Василий Николаевич, продолжая службу в Советской Армии, настойчиво учился, командовал дивизией и корпусом ПВО, много энергии и знаний отдавал обучению и воспитанию молодых офицеров. В 1957 году получил звание генерал - майора авиации, в 1961 году назначен командующим Воздушной армией. С 1973 по 1981 год возглавлял Военную инженерную радиотехническую академию ПВО.

Его неоднократно избирали в местные партийные и советские органы. Он был делегатом четырёх съездов КПСС в Москве. К военным орденам добавились награды за кипучую деятельность по повышению боеготовности войск в мирные годы - орден Ленина, орден Октябрьской Революции, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, а также 3 ордена и 2 медали социалистических стран.

Книга воспоминаний В.Н.Кубарева.

В 1981 году генерал - полковник авиации В. Н. Кубарев увольняется, по выслуге лет, из Вооружённых Сил. Он переезжает в Ленинград, где возглавляет кафедру Академии Гражданской авиации, защищает кандидатскую диссертацию, становится кандидатом военных наук. Он автор многих военно - теоретических трудов, книг воспоминаний о войне. В. Н. Кубарев был председателем Ленинградского объединённого комитета ветеранов войны и военной службы - однополчан.

Не забывал он и родных мест. В Калининский областной музей передал свои лётные книжки, планшеты, шлем, макет истребителя Як-3, самолёта, на котором совершены незабываемые подвиги, финский нож - подарок от рабочих авиазавода с монограммой "Гвардии капитану В. Н. Кубареву, 1943 г.", другие личные вещи.

На одной из встреч в Кремле, посвящённой Дню Победы, Президент России Владимир Путин попросил своего гостя поделиться воспоминаниями с молодым поколением. Так родилась его вторая книга: "Авиация - моя жизнь !", выпущенная в Издательстве "ДЕАН" по заказу правительства Санкт - Петербурга. В ней автор делится реальными фактами величайшего мужества и героизма, совершёнными молодыми советскими воинами - совсем ещё юными сержантами и лейтенантами Военно - Воздушных Сил.

17 ноября 2006 года ветеран скончался. Похоронен на Никольском кладбище Алекандро - Невской лавры в городе Санкт - Петербурге.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора В. Н. Кубарева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.01.1942 г.1  Ме-109ВладиславовкаИ-15бис, Як-7,
Як-1, Як-3.
208.06.1943 г.1  FW-190зап. аэр. Орёл - Гражданский
311.06.1943 г.1  FW-190Малые Голубочки
412.07.1943 г.1  FW-190р-н Малоархангелъска
51  Ju-88р-н Малоархангелъска
614.07.1943 г.1  FW-190р-н Малоархангелъска
717.07.1943 г.2  FW-190р-н Малоархангелъска
801.08.1943 г.1  FW-190Маяки
906.08.1943 г.1  FW-190Клеменово
1024.08.1943 г.1  FW-190юго - зап. Улемль
1128.08.1943 г.1  FW-190Бобрик
1215.08.1944 г.2  FW-190зап. Вирбалис
1315.09.1944 г.1  FW-190Димзас

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0;  боевых вылетов - около 300;   воздушных боёв - более 70.

*     *     *

Прикрытие истребителями переправы.

В.Н.Кубарев

Летом 1943 года наши войска вели наступательные действия на Орловско - Курской дуге. Моя часть действовала севернее города Орла в направлении города Волхов.

Наземные части, мотопехота и танковые соединения переправлялись через реку Оку на занятый заранее нашими войсками плацдарм. Мне как командиру группы была поставлена задача: 6 самолётами Як-9 прикрыть готовящуюся на западный берег реки Оки переправу, где было сосредоточено много техники. Необходимо было прикрыть эту переправу, для того чтобы наши механизированные части могли быть скрытно переброшены в исходное положение и некоторое время остались там незамеченными.

Главным образом требовалось не допустить немецкие самолёты к бомбометанию по переправе. Нам сообщили с постов ВНОС и станций наведения, что немецкие бомбардировщики проходят группами под прикрытием истребителей.

Я подобрал сильных лётчиков ведущими пар: Героя Советского Союза лейтенанта Гуськова, старшего лейтенанта Килоберидзе и полетел на выполнение этого ответственного задания.

Взлёт, набор высоты и следование по маршруту  ( аэродром находился в 15 км от переправы )  прошли благополучно, без встречи с самолётами противника. На 28-й минуте патрулирования появились 4 Ju-88 под прикрытием 8 FW-190 с курсом в направлении переправы.

Это были разведчики переправы, как мы об этом после узнали. Встреча с этой группой произошла над территорией противника. Быстрота принятия решения и внезапность атаки решили исход боя. С первой атаки был сбит 1 Ju-88 и 1 FW-190, остальные сбросили бомбы и ушли. Нашему успеху способствовала кучевая облачность.

Отразив нападение первой группы, мы сразу же заметили появление эшелона в 27 Ju-88 под прикрытием 20 FW-190.

Я подтянул свою группу и повёл свою шестёрку в атаку. Встреча произошла над территорией противники, не доходя 5 км до переправы. Наземные войска наблюдали ход воздушного боя. Наземная станция всё время корректировала бой.

Используя облачность и солнце, я затруднил противнику определение количественного состава моей группы. Боевой порядок группы противника был построен так: между облаками эшелоном шла группа бомбардировщиков и часть истребителей, а за облаками шла группа истребителей прикрытия.

Первой внезапной атакой мы без сопротивления сбили 2-х Ju-87 и навели панику во всём эшелоне. Первая девятка сразу сбросила бомбы на свои войска; вторая попыталась пройти к переправе, но, когда мы последующей атакой и во второй девятке сбили. Другие Ju-87, группа, рассыпавшись, тоже сбросила бомбы неприцельно. Третья группа, видя такое положение, вернулась обратно.

Во время воздушного боя с бомбардировщиками и истребители пытались противодействовать. В результате было сбито 4 FW-190. Таким образом самолёты противника не были допущены к переправе. Наш успех объяснялся тем, что группа была хорошо оттренирована и приучена к осмотрительности, к чёткому выполнению команд и к производству согласованных внезапных атак в воздухе.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

    -->      © fightersky.ru