Главная | Источники | 

HSU

Краснолуцкий Митрофан Петрович

М.П.Краснолуцкий.

Родился 3 Июня 1906 года в городе Калач ( Воронежская область ), в семье крестьянина. Окончив 8 классов в 1939 году, работал ремонтником на железной дороге, затем в колхозе. С 1930 года в Красной Армии. В 1932 году окончил военно - теоретическую школу лётчиков в Ленинграде, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был заместителем командира 65-го ШАП, командиром 828-го ШАП, заместителем командира 260-й САД.

12 Августа 1941 года заместитель командира 65-го штурмового авиационного полка ( 55-я смешанная авиационная дивизия, 7-я армия, Северный фронт ) Майор М. П. Краснолуцкий в воздушном бою в районе Шот - озеро ( Карелия ) таранным ударом уничтожил вражеский истребитель Ме-109. Несмотря на полученные его самолётом повреждения, сражался до конца боя и произвёл посадку на своём аэродроме. 16 Января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиасоединений, в 1954 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1957 года Генерал - майор авиации М. П. Краснолуцкий - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 11 Марта 1987 года.

*     *     *

Он родился 3 Июня 1906 года в селе Красное Загорье, ныне Калачёвского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончив 8 классов в 1939 году, работал ремонтником на железной дороге, затем в колхозе. С 1930 года в рядах Красной Армии. Окончил военно - теоретическую школу лётчиков в Ленинграде в 1932 году, Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1936 году.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - финляндской войне.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Несмотря на то, что полк сражался на уже достаточно устаревших самолётах И-15бис и И-153, заместитель командира 65-го ШАП Капитан М. П. Краснолуцкий по нескольку раз в день водил подчинённых на штурмовку вражеских войск. Опытный командир, участник боёв с белофиннами, он умело руководил в бою лётчиками, искал новые тактические приёмы, личным примером воодушевлял товарищей на подвиги.

И-15бис, 1941 год
Самолёт И-15бис, лето 1941 года.

12 Августа 1941 года М. П. Краснолуцкий во главе 7 И-15бис вылетел на штурмовку колонны вражеской пехоты в районе Паннилы. Группа уже подходила к цели, и он всё внимание сосредоточил на прицеливании, стремясь точнее поразить врага. Вдруг слева от него промелькнула пулемётная трасса: кто-то из ведомых предупреждал командира об опасности. Митрофан Петрович обернулся и увидел выше в стороне немецкий многоцелевой самолёт Ме-110. "Успеем", - решил он, прикинув расстояние до противника.

Бомбы уже падали на цель, когда на группу неожиданно свалились 6 ранее незамеченных Ме-109. В районе Шот - Озеро разгорелся упорный воздушный бой.

Казалось, силы были равными, но по лётно - тактическим данным истребители И-15бис, рассчитанные скорее на штурмовку, чем на воздушный бой, значительно уступали "Мессерам". Фашистские пилоты, применяя вертикальный маневр, стремились зайти нашим самолетём в хвост. Советские лётчики умело отбивали их атаки.

На Краснолуцкого напали сразу 2 истребителя. Резким разворотом он отогнал одного, но навстречу нёсся второй. Советский лётчик и фашист сближались лоб в лоб. Это длилось секунды, секунды напряжённейшего внимания, выдержки и воли. Краснолуцкий выпустил длинную очередь, фашист тоже ответил огнём. И вот самолёты совсем рядом.

Немецкий пилот не выдержал и резко отвернул в сторону. Но он всё же опоздал. Нижней плоскостью своего И-15бис Краснолуцкий пилот срезал хвост "Мессеру", который сразу же перешёл в беспорядочное падение. Но и советский самолёт оказался сильно повреждённым, однако рули действовали. На израненной машине Митрофан Петрович не полетел на аэродром, а поспешил на помощь сражавшимся товарищам. И враг отступил.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 Января 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Майору Краснолуцкому Митрофану Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Апреле 1942 года Краснолуцкий был назначен командиром вновь сформированного 828-го штурмового авиационого полка  ( Карельский фронт ). В 1944 году Подполковник М. П. Краснолуцкий стал заместителем командира 260-й смешанной авиационной дивизии  ( 7-я Воздушная армия, Карельский фронт ).

После войны Митрофан Петрович продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиасоединений, в 1954 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С Октября 1957 года Генерал - майор авиации М. П. Краснолуцкий - в запасе. Жил в Воронеже, потом - в Киеве

.

*     *     *

Мастер штурмовых ударов

Детство у Митрофана Петровича Краснолуцкого, как и у большинства ребятишек, родившихся до революции, не было радостным. Семья большая, концы с концами сводить трудно. Когда он отходил 4 года в школу, отец погладил сына по голове, что делал в исключительных случаях, и тихо сказал:

- Грошей нема, Митроша. Пойдёшь работать.

Летом Митрофан трудился на ремонте железной дороги, зимой возил на станцию и со станции грузы. Выкраивал время, пахал, сеял, косил для семьи.

Но вот грянула революция. Слобода Калач, так же как и неподалеку раскинувшаяся станица Вешенская, бурлила. Молодёжь принимала активное участие в борьбе за Советскую власть. В огне классовых битв твердели характеры, крепла идейная закалка юношей и девушек. Вместе со сверстниками приобщался к строительству новой жизни и Митрофан Краснолуцкий. В 1929 году его избрали секретарём комсомольской ячейки.

Он не захотел дожидаться призыва в Красную Армию - пошёл служить добровольно. Был пехотинцем, мотоциклистом, техником самолёта, звена, а потом окончил училище лётчиков.

*     *     *

В конце 1939 года началась Советско - Финляндская война. Жестокий мороз сковал всё вокруг, но люди оказались сильнее. Суровой природе они противопоставили волю, мужество, героизм, находчивость. Авиаторы, помогая пехотинцам и артиллеристам, разрушали железобетонные сооружения, бревенчатые накаты блиндажей, коммуникации врага, железнодорожные узлы.

Как-то, возвращаясь из очередного боевого полета, Митрофан Петрович заметил впереди по курсу всплески огня. Он направил туда самолёт, но... под крылом оказались лишь редкие кустики и белое безмолвие.

"Показалось или так ловко маскируются ?" - подумал пилот. Вернувшись на свой аэродром, доложил обо всём командиру полка. А тот уже знал, что с финской стороны по нашей территории бьёт дальнобойное орудие. Судя по тому, где падали снаряды, они были посланы из района, который засёк Краснолуцкий.

На следующий день командир полка вызвал лётчика, пододвинул ему карту.

- Покажите-ка, Старший лейтенант, место, где вы увидели огненные всплески.

- Вот тут, - уверенно показал лётчик.

- Хорошо, - сказал командир. - Отыщите это орудие и уничтожьте его.

Краснолуцкий вышел в тыл противника и неожиданно появился над целью. Враг не успел закатить орудие и полностью выдал себя. Старший лейтенант сделал "горку" и с высоты обрушил бомбовый запас. Закамуфлированное орудие подпрыгнуло от взрыва и опрокинулось набок. В воздух поднялся огромный столб огня и дыма. Не было сомнений в том, что лётчик прямым попаданием взорвал ещё и склад с крупнокалиберными снарядами. За этот полёт Старший лейтенант Краснолуцкий был награждён орденом Красного Знамени.

*     *     *

К лету 1941 года 65-й штурмовой авиационный полк, командиром 1-й эскадрильи в котором был Капитан М. П. Краснолуцкий, перебазировался в лагеря. Сам Митрофан Петрович получил приказ вылететь во главе группы лётчиков и штурманов за новыми самолётами Ил-2.

Изучали самолёт на заводе по ускоренной программе. Краснолуцкий успел выполнить 2 полёта. По договоренности с директором завода было решено 22 Июня всем сделать по 2 вылета и после этого перегонять самолёты в полк.

Митрофан Петрович вошёл в кабинет директора завода. Там уже был командир части, в которой группа лётчиков состояла на довольствии. Оба были чем-то озабочены. Директор взглянул на часы, встал и включил радио.

- Говорит Москва !   Работают все радиостанция Советского Союза !

В Заявлении Советского правительства было сказано, что Германия, нарушив договор, без объявления войны напала на Советский Союз. Заявление заканчивалось словами: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами !"

В тот же день М. П. Краснолуцкий получил приказ шестёркой Ил-2 вылететь в свой полк.

Оказалось, что за это время 1-я и 3-я эскадрильи под командованием Майора Белоусова перебазировались на Карельский перешеек, в 2-я стала костяком ещё одного полка, который возглавил Подполковник Витрук, впоследствии Герой Советского Союза.

Краснолуцкий погнал штурмовики в полк Витрука. В течение месяца помогал бывшим однополчанам осваивать новый самолёт. С сожалением передал свою шестёрку Витруку, а сам на И-15бис, старом, изношенном биплане, вернулся в район дислокации своей эскадрильи.

В конце Июля эскадрилья Краснолуцкого в составе 65-го штурмового полка по приказу командующего перебазировалась на безымянный аэродром. Покидать хорошо налаженное хозяйство было жалко, но между Ладожским и Онежским озерами создалась напряжённая обстановка. Фашистские войска наступали в направлении Лодейное Поле - Тихвин. Лётчикам Краснолуцкого предстояло оказать помощь нашим наземным частям и подразделениям.

Ориентировка над лесистой местностью с массой озер была очень сложной. Приспособились по компасу и времени выходить на крупный ориентир   ( большое озеро ), а дальше уже искать цель методом детальной ориентировки. Короткие белые ночи, частые полёты, большое напряжение предельно утомляли. Но лётчики мужественно переносили трудности.

Однажды авиаторов подняли раньше обычного: стрелки часов показывали 2 часа ночи. Командир полка сообщил, что разведчики обнаружили склад с боеприпасами, с которого по мосту через реку Видлицу подвозят снаряды к вражеским артиллерийским батареям.

- Склад и мост надо уничтожить, - приказал он командиру эскадрильи.

Краснолуцкий ответил: "Есть !" - и быстро направился к самолётам. Лётчики поджидали его. Приказав вынуть карты, Митрофан Петрович указал место дислокации объекта, объяснил особенности полётного задания.

Немцы не ожидали налёта в столь раннее время, а потому советские лётчики прошли на цель беспрепятственно и с высоты 900 метров устремились в атаку. Второго захода делать не пришлось: склад взлетел на воздух. А ещё через несколько минут так же удачно был уничтожен мост.

Работали в те дни много и эффективно. Вот выписка из истории полка:

"8 Июля эскадрилья, ведомая Капитаном М. П. Краснолуцким, разрушила мост и взорвала склад с боеприпасами; во время второго вылета уничтожила вражескую батарею. 10 Июля - роту солдат и несколько танков. 12 Июля - автоколонну численностью до 20 машин. 19 Июля - штаб бригады в районе Кирка - Руоколахти. 21 Июля вывела из строя скопление пехоты численностью до роты и 5 вражеских танков".

Самолёт И-15бис.

Самолёт И-15бис.   На такой машине сражался в 1941 году М. П. Краснолуцкий.

В районе реки Видлица шли ожесточённые бои. Рано утром 16 Августа 1941 года 3-я штурмовая эскадрилья во главе со своим командиром Старшим лейтенантом Караевым ушла на задание с целью нанести удар по автоколонне противника в районе Ведлозера. При подходе к цели попала под сильный заградительный огонь зенитной артиллерии. Несколько самолётов были подбиты. Из-за малой высоты лётчики не успели воспользоваться парашютами и погибли. Погиб и Старший лейтенант Караев.

Полк тяжело переживал случившееся. Митрофан Петрович, сдержанный и в обычных условиях, на этот раз был особенно молчалив. Он собрал эскадрилью и, почтив память погибших минутой молчания, сделал обстоятельный разбор неудавшегося полёта. А в конце сказал, что погибли прекрасные лётчики, что долг живых - отомстить врагу.

...К цели шли на бреющем. Это позволяло скрыться на зелёном фоне лесного массива от истребителей противника и избежать прицельного огня с земли. Вышли на Ведлозеро. Впереди по курсу с небольшим превышением кружился немецкий многоцелевой самолёт Ме-110. Командир эскадрильи решил, что один "Мессер" им не помешает, и, резко набрав высоту, приступил к поиску цели. С высоты 1100 метров обнаружил её. Качнул крылом, перевёл самолёт в пикирование, сбросил бомбы. Его маневр повторили подчинённые.

На повторном заходе он услышал треск вражеского пулемёта. Оглянулся - точно: на хвосте "висел" истребитель Ме-109.

В кабине что-то посыпалось. Запахло дымом. Уйти от скоростного истребителя непросто. Решил пикировать до самого леса. Расчёт оказался точным. Враг, опасаясь врезаться в землю, отстал.

Митрофан Петрович тут же потянул ручку управления на себя, набрал высоту и прямо перед собой увидел ещё один Ме-109. Фашист шёл на него. Краснолуцкий дал очередь. Тот - ответную. Расстояние быстро сокращалось. До сих пор Митрофану Петровичу не доводилось применять таран. Но он был уверен в себе и, если бы понадобилось, раздумывать не стал. И вот эта необходимость, кажется, пришла. Упустить врага и позволить ему и дальше бомбить, стрелять, наносить разящие удары по советским войскам он не мог. Мгновенно принял решение - таранить !

Другого решения и не могло быть. Как только самолёты пошли в лобовую атаку, командир эскадрильи уже знал, что будет таранить. В сознании всплыл образ матери Павлины Ивановны. "Дождётся ли меня ?.." - с сожалением подумал Митрофан Петрович, но понимание того, что если и погибнет, то не бесцельно, вселило силы, уверенность.

Белесый круг пропеллера вражеского самолёта быстро приближался. Но что это ?   Перед взором Краснолуцкого возникло на долю секунды желтобрюхое тело чужого самолёта. Струсил фашист ?!

Митрофан Петрович энергичным движением ручки управления подправил машину и нижней плоскостью и стойкой шасси ударил по хвостовому оперению самолёта врага.

Потом, после боя, в котором его семёрка тихоходных машин одержала победу над 6 скоростными Ме-109, он будет анализировать свои действия и с удовлетворением придёт к выводу: ошибок допущено не было. Все лётчики действовали смело, решительно, технически грамотно. Лейтенант Горюн, у которого был сбит самолёт, выпрыгнув с парашютом, раскрыл его не сразу, а лишь в нескольких десятках метров от земли и тем самым не дал расстрелять себя в воздухе. Через день он был уже на своем аэродроме и снова повёл звено на штурмовку вражеских позиций.

Краснолуцкий ещё до этого боя был представлен к награждению орденом. Командование, отдавая должное мужеству лётчика, вернуло представление к ордену и представило его к званию Героя Советского Союза. Слух о героическом поведении командира авиационной эскадрильи быстро облетел войска. Имя Митрофана Петровича Краснолуцкого стало широко известно на всех фронтах.

М.П.Краснолуцкий.

19 Августа 1941 года вражеские войска возобновили наступление на Петрозаводском и Олонецком направлениях, но встретили упорное сопротивление войск 7-й армии и были остановлены. 65-й штурмовой авиационный полк перебазировался под Петрозаводск. Митрофан Петрович стал заместителем командира полка.

В начале Сентября противник вновь перешёл в наступление. После тяжёлых боёв с превосходящими силами противника наши войска 2 Октября оставили Петрозаводск.

Немецкое командование решило захватить Мурманск, перекрыть движение поездов по Кировской железной дороге и лишить таким образом нашу страну связи с незамерзающим портом, а через него - с союзниками. С этой целью оно сосредоточило в Заполярье отборные войска: горных егерей, тирольских стрелков, а также лётчиков 5-го Воздушного флота.

65-й штурмовой полк был перебазирован на другой аэродром и уже в составе Карельского фронта, командующим ВВС которого был назначен Герой Советского Союза Генерал - майор авиации Т. Т. Хрюкин, принял участие в боевых действиях.

Генерал Хрюкин с первых же дней стал принимать экстренные меры по увеличению численности самолетного парка, подбору кадров, обучению и воспитанию подчинённых. Поощрял умелых лётчиков, подмечал всё новое, внедрял в жизнь наиболее прогрессивные методы организации учёбы и ведения воздушных боёв.

Тимофей Тимофеевич Хрюкин, сам отменный лётчик, внимательно выслушивал мнения воздушных бойцов. Как-то раз, в беседе с лётчиками эскадрильи Краснолуцкого, он услышал:

- Товарищ Командующий, а почему мы, штурмовики, летаем большими группами ?

- То есть ? - живо обернулся на голос Генерал.

- Мы вот тут прикинули и пришли к выводу, что летать на штурмовку объектов надо звеньями, а ещё лучше парами. Меньше потерь будет.

- Так, так, так... Это интересно. А что скажет заместитель командира полка ? - обратился он к Митрофану Петровичу.

- Это мнение общее, товарищ Командующий. Мы уже проверили на практике: эффект выше, потерь меньше.

- Ну а как вы фашистов в страхе целыми сутками держите ?   Расскажите.

- Да просто всё, товарищ Командующий, - всё так же обстоятельно говорил Краснолуцкий. - Не спешим от боекомплекта освободиться. Придём на цель, сбросим бомбочку и уходим. Вернёмся, сыпанём очередью из пулемётов и опять скрываемся. Бывает, что и ложные атаки делаем. Фашист по существу труслив. Вот он и сидит, как мышь в норе, боится голову поднять. А в это время наши подразделения перестраиваются, окапываются, подбираются на расстояние прямого выстрела.

- Молодцы !   Действительно просто. Но, говорят, вы и ночью летаете, да ещё без прожектора ?

- Летаем, товарищ Командующий. Прожектор у нас есть, но плохонький, отказывает часто. Вот и пользуемся осветительными ракетами.

Живая заинтересованность Командующего авиацией фронта была приятна авиаторам. От его внимания не ускользали даже такие мелочи, как наличие водомаслогреек, добротных рукавиц для оружейных мастеров и механиков, шоколада в лётных столовых. Самый молодой из Генералов в Советских ВВС, стройный, красивый, Тимофей Тимофеевич был обаятельным человеком. Обаяние его сказывалось во всём: в отношении к людям, в заботе о них, в умении разделить радость и горе, отметить заслуги...

- Митрофан Петрович, - обратился он при очередной встрече к Майору М. П. Краснолуцкому, - мне доложили, что вас представляли к званию Героя Советского Союза. Это так ?

- Было, товарищ Командующий. Как раз перед созданием Карельского фронта.

- Та-а-к, - проговорил Хрюкин. - Ленинградский фронт представлял ?   Разберусь.

И не забыл, выполнил своё обещание. В Январе 1942 года Майору М. П. Краснолуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.

День вручения почётной награды командующий ВВС фронта сделал для Краснолуцкого по-настоящему праздничным. Пригласил его в Беломорск, где дислоцировался командный пункт. Собрал командиров, политработников, наиболее отличившихся в боях авиаторов. Член Военного совета Карельского фронта Генерал - майор А. С. Желтов под шумные аплодисменты прикрепил к гимнастёрке М. П. Краснолуцкого Золотую Звезду Героя Советского Союза.

- Вот и у нас есть теперь свои Герои, - сказал Командующий. - Поздравляю вас, товарищ Майор, и желаю дожить до победы.

Вскоре после этого, в Марте 1942 года, М. П. Краснолуцкий был снова приглашён к Командующему. На беседе присутствовал командир дивизии Полковник И. Д. Удонин. Заканчивая разговор, Т. Т. Хрюкин зачитал приказ, которым "...Герой Советского Союза Майор М. П. Краснолуцкий, как опытный методист и умелый организатор боевой учёбы, назначается командиром 828-го штурмового авиационного полка". Комиссаром этого полка был назначен Майор Д. А. Полканов.

Началась новая страница в биографии М. П. Краснолуцкого. Полк формировался из лётчиков, прибывших из аэроклубов с Дальнего Востока. В основном это были молодые, малоопытные лётчики, да и их не хватало. Командир полка лично летал в Беломорск просить у Хрюкина авиаторов для пополнения.

Тимофей Тимофеевич очень дорожил лётным составом, проявлял поистине отцовскую заботу о каждом лётчике. Получая документы на списание   ( а такое случалось ), приглашал к себе проштрафившихся, беседовал с ними и, понимая, что в прежнем коллективе им будет не просто служить, оставлял в своём резерве. И когда кому-то требовались лётчики, Командующий предлагал своих "крестников".

"Крестники", получая возможность вернуться в строй, вели себя так, как того требовала боевая обстановка. Не было случая, чтобы кто-то из них не оправдал доверия, подвёл Командующего.

Выслушав командира полка, Хрюкин хитро сощурился и предложил Митрофану Петровичу посетить комнату "резервистов". Тот пошёл, и первый, с кем он встретился, оказался его старым знакомым, бывшим морским лётчиком ВВС Балтийского флота Харитоновым.

- Хотите вернуться в строй ? - спросил он бывшего лётчика.

- Кто меня теперь возьмёт ?   Отлетался сокол ясный, - горестно махнул рукой Харитонов. - Видно, до конца дней суждено топтать землю - матушку.

Краснолуцкий раскрыл планшет, достал бумагу, карандаш.

- Пишите рапорт с просьбой направить в боевой полк. Я передам его Командующему.

Харитонов какое-то время оцепенело смотрел на Краснолуцкого. Затем схватил бумагу, карандаш, присел на корточки и тут же, используя штыковую лопату вместо стола, написал рапорт.

- Что ж, если не возражаете, я возьму вас в свой полк.

- Товарищ Майор... - взволнованно произнёс Харитонов. Но потом повернулся к молодому пареньку, стоявшему возле окна и напряжённо смотревшему на Краснолуцкого, горячо сказал:

- Вот золотой парень, товарищ Майор. Не знаю, какой он лётчик, но человек чистый. Я бы с ним... крыло в крыло... в разведку... куда угодно.

"Золотым парнем" оказался Анатолий Нечаев. Ему было 17 с небольшим. Он рвался на фронт, прибавил себе 2 года...

В 828-м полку оба лётчика - и Харитонов и Нечаев - быстро освоились в коллективе. Харитонов в считанные дни восстановил технику пилотирования. Нечаев несколько позже. И вскоре оба стали водить группы на задание. Отличались спокойным мужеством, умением ориентироваться в сложной обстановке.

Наконец, полк был в основном сформирован, и начались полёты. Молодые лётчики на первых порах допускали ошибки, терялись, но желание как можно скорее встать в строй было настолько сильно, что уже через 3 недели интенсивной работы большинство из них освоили особенности пилотирования И-15бис и И-153. Затем последовала ещё неделя полётов на бомбометание и стрельбу, и первая группа молодых лётчиков под командованием командира 1-й эскадрильи Старшего лейтенанта А. Кукушкина ушла на задание.

Краснолуцкий не случайно назначил командиром первой группы Александра Кукушкина. Очень способный, грамотный лётчик, Кукушкин пользовался большим авторитетом у молодёжи.

Этот вылет состоялся Майским солнечным утром 1942 года. Группа в составе 6 самолётов И-153 нанесла неотразимый удар по скоплению техники на одном из аэродромов противника. Вернувшись с задания, молодые лётчики, переполненные впечатлениями, долго не могли успокоиться. Своими рассказами, кое в чём чуточку приукрашенными, они зажигали остальных. В полку царила радостная атмосфера ожидания полкового вылета, который должен был подвести итоги учёбы.

Митрофан Петрович специально выбрал такое задание, чтобы результаты налёта были видны сразу. Как и в первый раз, он решил нанести удар по одному из самых крупных аэродромов врага в Заполярье.

Первым взлетел Майор М. П. Краснолуцкий. За ним - комиссар полка Майор Д. А. Полканов. Затем на взлёт пошли эскадрильи... Полёт полком - захватывающее зрелище. Техники, механики, мотористы, мастера - оружейники, официантки, медсестры, писари - все с волнением провожали в полёт лётчиков.

На подлёте к цели начальник воздушно - стрелковой подготовки Старший лейтенант Котляревский сбил самолёт противника. Откуда этот самолёт взялся, молодые пилоты даже не заметили...

Аэродром противника был уже виден. Заметили наших лётчиков и фашисты: 2 их самолёта порулили на взлётную полосу, ещё на 2-х завращались винты. Но было поздно. Майор Краснолуцкий круто спикировал на взлетающую пару и двумя очередями из пулемётов уничтожил экипажи. Вражеские самолёты клюнули носами в землю и взорвались. За командиром полка в атаку устремились Д. А. Полканов, Рубанов, Котляревский. И наконец настала очередь молодёжи. Харитонов, Нечаев, Шевердяев смело пикировали на аэродром. Поливая свинцом из пулемётов, бросая начинённые гранулированным фосфором бомбы, пуская ракеты, лётчики нанесли сокрушительный удар по стратегически важному аэродрому противника, не дали взлететь ни одному экипажу, уничтожили почти все самолёты врага.

Это была победа, так необходимая молодёжному, недавно сформированному полку. Победа не только над противником, но и над своими сомнениями. И в основе её была заложена большая работа командира полка, мастера штурмовых ударов Героя Советского Союза Майора М. П. Краснолуцкого.

( Из материалов сборника - "Герои ленинградского неба".   ЛЕНИЗДАТ, 1984 год. )


Возврат

Н а з а д