Главная | Источники | 

HSU

Ковзан Борис Иванович

Б.И.Ковзан

Родился 7 Апреля 1922 года в городе Шахты, ныне Ростовской области, в семье служащего. Окончил 8 классов в городе Бобруйске и аэроклуб, Одесскую авиационную школу в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Участник обороны Гомеля. Лётчик - истребитель Старший лейтенант Б. И. Ковзан один из немногих в мире пилотов таранивший 4 вражеских самолёта: 29.10.1941 года над гордом Зарайск Московской области, 22.2.1942 года над городом Торжок Калининской области, 9.7.1942 года над станицей Любница и в Августе 1943 года у города Старая Русса Новгородской области.

Всего совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, сбил лично и в группе с товарищами 28 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Декабря 1958 года Подполковник запаса. Жил в Рязани.

*     *     *

Борис Ковзан, как и многие другие его сверстники, летать научился в местном аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых же дней Великой Отечественной войны на фронте. Свой боевой счёт Младший лейтенант Ковзан открыл уже в Августе 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик "Дорнье-215". Вспоминает сам Борис Иванович:

- Сердце обливалось кровью, когда я узнал, что в первый день войны несколько бомб было сброшено и на родной Бобруйск. На третий день войны немецкие "стервятники" были замечены в небе над Гомелем, где я служил. Попросил разрешения на взлёт... Нагло вёл себя фашистский Ас. Это ещё больше меня "взвинтило" !   Ну, думаю, сейчас покажу тебе, где раки зимуют. Выбрал удобное положение и открыл огонь. Вспыхнул Ас и пошёл вниз...

А на таран вражеского самолёта он впервые пошёл уже в битве под Москвой, 29 Октября 1941 года, сражаясь в составе 42-го истребительного авиаполка. В тот день Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Зарайска Московской области:

- Я обстреливал вражескую колонну, вдруг заметил "Мессершмитт-110", который "прикрывал" своих. Решил атаковать. Я знал, что самолёты этого типа имеют сильное наступательное вооружение и спаренный пулемёт, защищавший заднюю полусферу. Тем не менее мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Тогда и пошёл на таран... Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме".

За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени. 22 Февраля 1942 года Старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 вновь таранил бомбардировщик противника. И опять произвёл посадку на повреждённом самолёте.

...Шли ожесточённые бои. Лётчикам - истребителям приходилось за день делать по 6 - 7 боевых вылетов. В этот день, кажется, выдалось затишье. Но нет, враг не дремал. На аэродроме прозвучала боевая тревога. Ковзан в воздухе. По радио авианаводчик передал: идти к населённому пункту Вины. Не долетая Вин, Борис перехватил семёрку Ju-88 и завязал с ними бой. В это время подошла шестёрка истребителей прикрытия. Он вступил в схватку: один с тринадцатью...

- Бой был своеобразный: атакуешь бомбардировщик, смотришь, на тебя заходит истребитель. Один "Мессер" заходит в хвост моей машины. Я, чтобы выйти из - под удара, резко снизился, потом взял ручку на себя, перевёл машину на спину и убрал резко газ. Истребитель, который атаковал меня сзади, проскакивает под моей машиной. Я из такого перевернутого положения заметил, что другой "Мессер" переходит в лобовую атаку. С дистанции 1200 метров открываю огонь. Самолёт противника летел - летел, потом клюнул, пошёл вниз. Смотрю, выбрасывается парашютист...

Один советский истребитель вёл бой против 13 самолётов врага 45 минут. Ковзан, которому было всего 19 лет, сбил Подполковника немецкой армии, которому было 54 года. Матёрый воздушный волк бомбил в 1936 году города Испании, летал в 1941 году на Лондон, потом его перебросили с Берлинской ПВО на наш Северо - Западный фронт.

Как нужна в бою крепкая дружба, надёжное плечо товарища !   И пехотинец без неё пропадёт, и танкист, и разведчику она нужна, и, конечно, крылатым людям там, в небе, высоко над землёй.

Лётчик Манов, любил пошутить над своим другом. Но когда он смеялся над "Мухой"  ( так звали в полку Ковзана )  на земле, то знал - в воздухе надёжнее Бориса друга нет.

9 Июля 1942 года, группа советских бомбардировщиков взяла курс на немецкий аэродром Демьянск. Восемь наших истребителей прикрывали тяжело гружённые машины. Ковзан в паре со Старшим лейтенантом Мановым получил приказ находиться выше всей группы истребителей и отвлекать противника при его появлении на пути полёта. Не долетая 20 километров до аэродрома, Борис заметил 2 немецких истребителя, которые перешли в атаку на Маиова. Чтобы спасти товарища, он резко развернул машину и дал заградительный огонь впереди вражеских самолётов.

Немецкие лётчики применили такую тактику: один старался зайти в хвост машины Ковзана, другой пошёл в лобовую атаку. На втором заходе немец пробил водно - масляную систему в машине Ковзана. Борис елё держал её на крыле и всё - таки смог нанести удар своим крылом по крылу противника на встречных курсах. Случилось это в районе села Любница Новгородской области.

Б.И.Ковзан

Удар был настолько сильным, что из глаз посыпались искры - красные, чёрные. Когда Ковзан пришёл в себя, его машина с отрубленным крылом неслась к земле. Напрягая последние силы, ему удалось перейти в горизонтальный полёт, перетянуть шоссейную дорогу и сесть на "живот", не выпуская колёс. Вспоминает Борис Иванович:

- Когда таранил врага третий раз, мой самолёт уже имел несколько пробоин, но всё ещё слушался меня. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот запутался в обломках вспыхнувшего самолёта... Я же, кое - как, но сел на разбитой машине. Жители деревни Демьяник, над которой проходил бой, наблюдали за поединком. Детишки гурьбой подбежали ко мне: "Дядечка, дядечка..."   Какой я вам дядечка, - говорю им, - мне ж всего 20-й год пошёл... Хоть я был страшно уставший, оставлять машину не рискнул. Знал, что местные жители могли растащить ценные детали. Дождался участкового милиционера...

После его возвращения, на аэродроме был митинг. Друзья поздравили Ковзана с очередной победой. Но не всем было суждено дожить до светлого дня Победы. Вот фотография 1942 года. На ней боевые друзья Ковзана, 16 лётчиков - истребителей. Из них остались в живых только трое...

Григорий Конев. Был награждён тремя орденами Красного Знамени. Провёл много воздушных боёв. На его счету было 28 сбитых самолётов. В одном из воздушных боёв погиб.

Саша Берко. Сбил 24 самолёта. Машину его подожгли. Выпрыгнул на парашюте. Был пленён и повешен в городе Смоленске.

У Ивана Самсонова было 12 сбитых самолётов. Погиб при выполнении боевого задания.

Грустно всегда становилось в землянке, когда друзья узнавали: и эта постель сегодня будет пустовать... Хозяин уже не вернётся, каждый понимал, что произошло. Ночь тянулась долго. Утром сумрачные друзья погибшего снова уходили на истребителях через линию фронта мстить за смерть товарища.

Бывали и радостные минуты у лётчиков, когда приходилось поздравлять товарища с победой, когда приходили письма из дому Да, жизнь оставалась жизнью.

Есть такое изречение: "Когда говорят пушки, музы молчат". Наверное, и богиня любви испугается дыма, грохота, огня войны. Неужели наш рассказ о Герое, о бесстрашном человеке останется без лирической странички ?  Нет, и на фронте помогала любовь солдату и часто шагала с ним рядом в кирзовых сапогах, выносила его, раненого, с поля боя, врачевала его раны.

Б.И.Ковзан

К 20-летнему Борису она пришла в зимний пасмурный день 1942 года. Он лежал в палате госпиталя в Ельне, с разбитым позвоночником. Когда очнулся от забытья, она стояла в белом халате у его койки: невысокая, хрупкая, с очень живыми красивыми глазами. Звали её Надежда Маркина... Она работала медсестрой, ухаживала за ним.

К середине Июля 1942 года лётчик 744-го истребительного авиационного полка  ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт )  Старший лейтенант Б. И. Ковзан совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 самолёта противника и 1 в группе с товарищами.

Из госпиталя его перевели на Северо - Западный фронт. 16 Июня 1943 года у Бориса и Нади был знаменательный день: Борис сбил немецкого разведчика, а Надя родила сына. В честь отца его назвали Борисом. Потом родился второй сын - Женя. После войны оба они продолжили традицию отца: стали лётчиками.

...13 Августа 1943 года в районе города Старая Русса эскадрилья советских истребителей Ла-5 возвращалась на свой аэродром. Настроение у Капитана Ковзана было приподнятое - в только что закончившемся бою он уничтожил очередной вражеский самолёт. Внезапно со стороны солнца на группу обрушилось 11 немецких истребителей. Завязался тяжёлый бой. Борис сбил одного "Мессера", но затем был тяжело ранен - пуля, попав в голову, выбила глаз. Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Борис направил свой поврежденный самолёт навстречу врагу...

- С этим наглым фашистским пилотом я уже имел встречу. Но тогда он ушёл. В том же бою, я решил не упускать случая. Ни у него, ни у меня уже не было боеприпасов. Я предложил  ( понятными лётчику знаками )  лобовую атаку. Он не струсил, рассчитывал, видно, что я не выдержу... Но не тут - то было. Наши самолёты столкнулись. Конечно, разбились вдребезги...

От удара оба самолёта развалились на куски. Отодвинутый фонарь спас ему жизнь - потерявшего сознание Бориса вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты около 5 километров... Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд. Он увидел - вот она, земля !   Борис не знал, сколько до неё оставалось - 200 метров или всего 150. Последним усилием он рванул вытяжное кольцо и ... снова потерял сознание.

Есть хорошая поговорка - везёт в жизни только настойчивым и упорным !   Ковзану нельзя было отказать ни в том, ни в другом. И ему невероятно повезло. Упади Борис на луг или на лес, он бы неминуемо разбился насмерть даже при раскрытом парашюте. Но он угодил в зыбкую трясину. При падении сломал бедро, руку, несколько ребер. Но остался жив, чуть жив. Белорусские колхозники, наблюдавшие за воздушным боем, вытащили Бориса из трясины, в копешке прошлогоднего сена привезли к партизанам. А уж оттуда, с лесного аэродрома, так и не пришедшего в сознание лётчика переправили в Москву.

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Борису Ивановичу Ковзану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В госпитале Ковзан пролежал целых 10 месяцев. Там ему пришлось выдержать свой самый тяжёлый и упорный бой - за то, чтобы выжить. "Я цеплялся за жизнь зубами", - скажет он потом. Через 2 месяца почти срослось бедро. Ещё скорее зажила сломанная рука. Через полгода затянулась страшная рана на голове. Но глаз !   Стеклянный, как ни искусно он сделан, как ни похож на настоящий, он всё равно ничего не видит. Ведь одноглазый человек не способен оценить расстояние, уловить тот "последний дюйм", который так важен для лётчика. Разрешить такому летать - значит взять на себя огромную ответственность за исход боя, за судьбу самолёта и самого человека. Кто взвалит на себя такую ответственность ?

И всё - таки Борис добился своего. Он был выписан из госпиталя с желанной резолюцией: "Годен без ограничений". Герой Советского Союза лётчик Ковзан прошёл войну до конца, в воздушных схватках сбил ещё 6 самолётов противника. Всего же, он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, в которых уничтожил 28 вражеских самолётов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 3 групповые победы. ]  Своими легендарными подвигами он доказал, что нравственная стойкость советского человека, мужество, стремление отдать все силы для достижения Победы способны преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. Вспоминает герой нашего очерка:

- Справедливости ради, надо заметить, что среди немецких лётчиков тоже попадались отчаянные парни. На некоторых вражеских самолётах вызывающе пестрело по 30 - 40 и более крестов. Где - то над Африкой, Францией или в начале войны над нашей территорией им легко давались победы. Но вскоре ситуация изменилась. К примеру, как только в воздух поднимались я или мой земляк Фёдор Архипенко, рация перехватывала немецкие позывные: "Ахтунг, ахтунг !"  И далее следовал приказ всячески уклоняться от боя...

В немецких авиационных штабах прекрасно знали фамилии наиболее известных советских лётчиков. А задание сбить Бориса Ковзана или Фёдора Архипенко получали лишь признанные Асы лётного дела, стремившиеся получить за воздушные победы побольше Железных крестов. Но... как весело заметил Борис Иванович:

- 28 таких храбрецов удостоились от меня лишь берёзовых крестов !  А я, слава Богу, хожу по земле и в небо иногда поднимаюсь - молодых учу...

Б.И.Ковзан с сыновьями, 1954 г.

Не о мужестве ли, об упорстве, о железной воле говорит всего одна строка из лётной характеристики на слушателя Краснознамённой Военно - Воздушной академии Бориса Ивановича Ковзана: "С Августа 1942 года летает без одного глаза, со значительной потерей слуха, на всех типах истребителей. В 1953 году выпушен на реактивные истребители МиГ-15".

После войны Борис Иванович продолжал службу в авиации. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С Декабря 1958 года Подполковник Б. И. Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем Полковник в отставке Б. И. Ковзан жил в Минске. Умер 31 Августа 1985 года.

За период службы награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Мы гордимся Героем Советского Союза Борисом Ивановичем Ковзаном, мастером таранных ударов. 4 раза он бросал свой истребитель на вражеские машины, уничтожал противника, находясь, казалось бы, в безвыходной ситуации.

Однако, столько же таранов числится и на счету японского пилота Младшего лейтенанта Ковато Масадзиро. В 18 лет он совершил свой первый таран, сбив В-25 над Рабаулом. Расстреляв в горячке боя весь боекомплект, он снизу направил свой "Зеро" на американский бомбардировщик, сумев спастись на парашюте.

11 Ноября 1943 года, вылетев на перехват группы бомбардировщиков, он совершил 2-й таран, но сам при этом получил ранение. 17 Декабря 1943 года Ковато атаковал истребитель Р-39. В результате его лобовой атаки оба самолёта взорвались, а японский пилот чудом уцелел, сумев вновь воспользоваться парашютом.

Ковато долго вынашивал мысль о таране тяжёлого многомоторного бомбардировщика. Наконец, 6 Февраля 1944 года над Рабаулов ему удалось осуществить задуманное. Он нанёс таранный удар по хвостовому оперению бомбардировщика В-24, уничтожил его, а сам благополучно спасся на парашюте. 9 Марта 1945 года, тяжело раненный, он попал в плен к австралийцам, а после войны вернулся в Японию.

Необходимо отметить, что ещё несколько японских пилотов совершили по 2 тарана. Так, 13 и 16 Марта 1945 года унтер - офицер Фудзимото Кенди из 246-го сентая уичтожил этим приёмом 2 тяжёлых бомбардировщика В-29 и при этом уцелел сам. 27 Января 1945 года сержант Итаги Масао из 244-го сентая таранил свой второй В-29. Как и в первый раз, он сумел выпрыгнуть с парашютом. За этот таран он был представлен ко 2-му ордену "Букосё". Свой первый таран он совершил в ночь на 3 Декабря 1944 года, когда вылетев на перехват 80 В-29, направлявшихся к Токио, японские пилоты уничтожили 13 из них, в том числе 6 - таранами. Дважды таранил бомбардировщики и сержант Нобе Сигео из 4-го сентая. Ещё около 20 японских лётчиков произвели по одному воздушному тарану...


Возврат

Н а з а д