Главная | Источники | 

HSU

Комельков Михаил Сергеевич

М.С.Комельков

Родился 12 Апреля 1922 года в деревне Кедрово Тверской губернии, ныне Лесной район Тверской области, в семье крестьянина. С 1937 года жил в Ленинграде. Окончил 1 курс машиностроительного техникума торгового оборудования. С 1938 года учился в Ленинградском аэроклубе. В том же году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С 22 Июня 1941 года Лейтенант М. С. Комельков в действующей армии. Сражался в 122-м ИАП. В Августе 1941 года был тяжело ранен, с Октября 1941 года находился в запасном полку, занимался подготовкой молодых лётчиков.

В Феврале 1943 года добился отправки на фронт с 298-м ИАП   ( впоследствии 104-й Гвардейский ИАП ), вооружённым "Аэрокобрами". В составе 219-й бомбардировочной авиационной дивизии, а позднее 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, полк прошёл всю Кубанскую битву  ( с 17 Марта по 20 Августа 1943 года). 16 Апреля 1943 года в 3-х вылетах сбил 3 немецких истребителя, а всего в сражениях за Кубань сбил 15 неприятельских машин.

К концу войны Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сбил лично 33 и в группе 7 самолётов противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. Был на лётных должностях в ВВС. С 1961 года Гвардии полковник М. С. Комельков - в запасе. Принимал участие в подготовке космонавтов. Последние годы жил в Ленинграде, работал ведущим инженером НИИ. Умер 25 Апреля 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Фотографии далёких военных лет. Как дороги, волнующи они, как много напоминают ветеранам войны !   У Михаила Сергеевича сохранилась одна из них, вырезанная из фронтовой газеты. У самолёта собралась группа пилотов. Лица радостные, улыбающиеся. Почти у всех на гимнастёрках - ордена, у некоторых - "Золотые Звёзды". Видно, что живут они дружно, что врага не боятся, а бъют его нещадно. Такое хорошее настроение, бойцовский задор могут быль только у победителей. Пилотов на фотографии 13, а подпись гласит: "112 немецких самолётов в воздушных боях на Кубани уничтожила эта группа лётчиков - истребителей".

Крайний справа на снимке - Лейтенант Михаил Комельков. Он весело смеётся. На груди - орден Красного Знамени. В конце войны у него, кроме "Золотой Звезды", будут ордена Ленина, четыре - Красного Знамени, Александра Невского, два - Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Войну Михаил встретил в составе 122-го истребительного авиаполка. В Августе 1941 года в одном из воздушных боёв был ранен, а после излечения в госпитале направлен для дальнейшего прохождения службы в запасной авиационный полк, где подготовил 171 лётчика. В Феврале 1943 года добился отправки на фронт с 298-м истребительным авиационным полком, который позднее за боевые заслуги приказом Народного Комиссара обороны СССР был преобразован в 104-й Гвардейский авиаполк.

В своём полку он по праву считался одним из самых результативных пилотов: к концу войны заместитель командира 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях лично сбил 33 и в группе с товарищами 7 самолётов противника, уничтожил много боевой техники врага. Пилот, командир эскадрильи, заместитель командира полка - таковы ступени роста отважного воздушного бойца.

М.С.Комельков

В той же газете "Крылья Советов" не раз упоминались и героические дела Михаила Комелькова. Так, в заметке "Две победы Лейтенанта М. С. Комелькова" сообщалось:

"Зелёная ракета взвилась в воздух. Вместе с другими лётчиками взлетел и Михаил Комельков. Истребители быстро набрали высоту, построились и пошли на очистку воздуха от немецкой авиации в район боевых действий наших бомбардировщиков. Первым заметил противника Лейтенант М. С. Комельков. Он передал по радио своему напарнику:

- Иду в атаку, прикрой ! - и стремительно пошёл на "Мессера". Искусно зайдя в хвост вражеской машине, пилот расстрелял её. "Мессершмитт" камнем рухнул на землю.

Во втором вылете наши лётчики снова вели воздушный бой с немецкими истребителями. Заметив, что один Me-109F подбирается к хвосту нашего истребителя, Комельков бросился ему наперерез и раньше, чем тот успел открыть огонь, сбил его меткой очередью.

Боевой день закончился. За 2 вылета Михаил Комельков сбил 2 вражеских истребителя."

Истребитель Р-39

Истребитель Р-39 "Аэрокобра".  На таких машинах воевали лётчики 104-го Гвардейского ИАП.

В номере газеты от 9 Августа 1943 года напечатан портрет. В тексте под ним читаем:

"Были жаркие дни воздушных боёв над кубанской землёй. Как стая воронов, слетались к передовой немецкие хищники. В такие дни по 5 - 6 раз уходил в воздух Лейтенант М. С. Комельков. С боем пробиваясь через заслон "Мессеров", он обрушивал всю свою огневую мощь на вражеские бомбардировщики. Смелый лётчик опрокидывал их в плавни, обращал в бегство.

Проявляя исключительно высокое мастерство в технике пилотирования и ведении меткого прицельного огня, Михаил Комельков лично сбил 15 вражеских самолётов. Слава о советском асе облетела весь фронт".

Однажды неустрашимый пилот установил рекордный счёт сбитых за день самолётов противника. Было это весной 1943 года, когда шли сильные бои у станицы Крымской. 14 наших истребителей, прикрывая наземные войска, встретились с 25 вражескими самолётами. Как всегда, наши "Аэрокобры" не уклонились от встречи, а завязали бой. Комельков взмыл вверх, зашёл сзади вражеского строя и точной пулемётной очередью поджёг Ме-109, который врезался в скалу. Не имея потерь, истребители, сорвав атаку врага, вернулись на аэродром. Не успели они отдохнуть, как снова прозвучал сигнал к вылету. Получилось так, что Михаилу пришлось вступить в схватку сразу с 4 "Мессерами". Он уже попадал в подобные ситуации и, использовав накопленный опыт, смог и увернуться от удара, и сбить одного преследователя. На аэродроме друзья тепло поздравили Михаила:

- Молодец, - говорили они, - опять у тебя на счету 2 сбитых самолёта.

- Погодите подсчитывать, день ещё не кончился, - отшутился пилот.

М.С.Комельков

И действительно, только "технари" осмотрели и заправили "Аэрокобры", как снова понадобилось подняться в воздух. Истребители опять бились с превосходящими силами противника, и Комельков поджёг ещё один вражеский самолёт - FW-189, объятый пламенем, снижаясь, полетел на запад. "Этот уже не жилец", - определили наши лётчики.

В части срочно выпустили "боевой листок". В нём сообщалось: "Сегодня, 16 Апреля 1943 года, дважды награждённый орденом Красного Знамени лётчик Михаил Комельков снова отличился в боях - за день он сбил 3 самолёта противника. Честь и слава герою !"

Однополчане радовались победам друга. А командир дивизии объявил ему благодарность. Через две недели пилот был награждён ещё одним, уже третьим, орденом Красного Знамени.

Приказом командующего 2-й Воздушной армией от 25 Апреля 1945 года за 34 успешных боевых вылета, за участие в 6 воздушных боях, в которых лично сбил 6 самолётов противника - 2 самолёта Ме-109 и 4 самолёта FW-190, за тактически грамотное и умелое руководство личным составом в воздушных боях, Гвардии капитан М. С. Комельков награждён орденом Александра Невского.

В представлении к награде говорится:

"После представления 19 Августа 1944 года к званию "Герой Советского Союза" за 247 успешных боевых вылетов, сбитые лично 25 и в группе 7 самолётов противника, командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского полка Гвардии капитан Комельков Михаил Сергеевич с 5 Января 1945 года по 4 Марта 1945 года произвёл 34 успешных боевых вылета, участвовал в 6 воздушных боях, лично сбил 6 самолётов противника.

20 Января 1945 года, прикрывая свои войска в районе города Рейнедорф, группа из 8 самолётов "Аэрокобра", ведомая Комельковым М. С., вступила в бой с 30 самолётами "Фокке-Вульф-190" и "Мессершмитт-109". В результате боя Комельков Михаил Сергеевич лично сбил самолёт "Фокке-Вульф-190".

24 Января 1945 года, прикрывая переправу через реку Одер в районе города Опельн, Комельков М. С. после третьей атаки сбил самолёт "Мессершмитт-109".

24 Января 1945 года в 16:10 Комельков М. С. сбил самолёт ещё один "Мессершмитт-109", который упал горящим в районе населённого пункта Гроткау.

9 Февраля 1945 года 6 самолётов группы Комелькова М. С. вступили в бой с самолётами противника. Комельков Михаил Сергеевич сбил 2 самолёта "Фокке-Вульф-190". Оба упали горящими юго - восточнее города Лигниц.

3 Марта 1945 года в 14:05 группа из 6 самолетов, ведомая Комельковым, вела бой с 12 самолётами противника. Комельков М. С. сбил самолёт "Фокке-Вульф-190", который горящим упал в 6 км юго - восточнее города Лаубан".

М.С.Комельков

В полку уважали Комелькова и за то, что он часто приходил на помощь товарищам, щедро делился своими знаниями и навыками. Эта черточка наставничества проявилась у него ещё в начале войны, когда по состоянию здоровья он работал в запасном авиационном полку. Продолжил Герой Советского Союза Михаил Комельков это благородное дело и в послевоенные годы. Лётному мастерству у него учились В. А. Шаталов и А. Г. Николаев, ставшие позже известными космонавтами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии капитану Комелькову Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6600 ).

После войны М. С. Комельков продолжал службу в ВВС СССР. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил на лётных должностях. Принимал участие в подготовке советских космонавтов. С 1961 года Гвардии полковник М. С. Комельков - в запасе. Жил и работал в Ленинграде  ( ныне Санкт - Петербург ).

Михаил Сергеевич скончался 25 Апреля 2003 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро - Невской лавры.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана М. С. Комелькова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.03.1943 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 5 )Ахтанизовский лиманИ-16, МиГ-3,

"Аэрокобра".

21  Ме-109зап. Горлачев
331.03.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Анастасиевская
412.04.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )юго - вост. Новомитастовская
516.04.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Крымская
61  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Крымская
71  Ме-109сев - вост. Крымская
829.04.1943 г.1  Ме-109сев - вост. Крымская
91  Ме-109юго - зап. Крымская
1002.05.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
1103.05.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
1205.05.1943 г.1  FW-189Анастасиевская
1307.05.1943 г.1  Ме-109зап. Нижнебаканский
1426.05.1943 г.1  FW-189юго - зап. "Серп и Молот"
151  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Красный
1627.05.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Красный
1728.05.1943 г.1  FW-190сев - вост. Красный
1831.05.1943 г.1  Ме-109Горищный - Слобода
1902.06.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
201  Ме-109Красный Пахарь
2115.09.1943 г.1  Ju-87зап. Куйбышево
2222.09.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Тарасовка
2330.09.1943 г.1  Ju-87Октоберфельд
2409.10.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Пришиб
2526.10.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Ферма № 2 - Петровка
2605.11.1943 г.1  Ме-109зап. Белоозерка
2731.05.1944 г.1  Ме-109вост. Яссы
2801.06.1944 г.1  Ме-109Бугулит
2903.06.1944 г.1  Ме-109Баласновичи
3005.06.1944 г.1  FW-190Домиан
3115.07.1944 г.1  FW-190Баране - Перетоке
3218.07.1944 г.1  FW-190юго - зап. Желдец
3314.08.1944 г.1  Ме-109сев - вост. Опатув
3420.01.1945 г.1  FW-190зап. Райнерсдорф
3524.01.1945 г.2  Ме-109Оппельн
3609.02.1945 г.2  FW-190Лигниц
3703.03.1945 г.1  FW-190юго - вост. Лаубан
3818.04.1945 г.1  FW-190Кляйн

      Всего сбитых самолётов - 33 + 7;  боевых вылетов - 321;   воздушных боёв - 75.


Возврат

Н а з а д