Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Колесниченко Степан Калинович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Колесниченко Степан Калинович

Родился 24 декабря 1913 года в селе Григориополь, ныне посёлок в Республике Молдова, в семье крестьянина. Окончил 1 курс механического техникума в 1934 году. В рядах Красной Армии с 1935 года. Оставшись на сверхсрочной службе, в 1939 году окончил Одесский аэроклуб, в 1942 году - Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С апреля 1942 года сержант С. К. Колесниченко в действующей армии. Сражался на Западном и Центральном фронтах.

К середине июля 1943 года помощник по воздушно - стрелковой службе командира 519-го истребительного авиационного полка  ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт )  лейтенант С. К. Колесниченко совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолёта противника.

Всего выполнил около 120 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 21 самолёт противника.

30 августа 1943 года погиб в воздушном бою. Похоронен в селе Берёза Глуховского района Сумской области.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

*     *     *

Степан Колесниченко родился в Молдавии, в крестьянской семье. В Красной Армии - с 1935 года, служил в морской береговой артиллерии. Окончил Одесский аэроклуб, в 1940 году поступил в Качинскую авиашколу, окончив которую работал инструктором.

С апреля 1942 года С. К. Колесниченко сражался в составе 519-го ИАП, летая на самолёте Як-7Б. Косая сажень в плечах, скуластое мужественное лицо, громкий басовитый голос, неуемная энергия - таким запомнился он однополчанам. Прошёл путь от рядового лётчика до помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. Обладая высокой техникой пилотирования, тактическим мышлением и отличаясь храбростью, добивался побед над врагом в воздушных схватках.

В течение мая - июня 1943 года немецкая авиация периодически действовала по нашим аэродромам Щигры, Русский Брод, Ржава, Зыбино, Будановка, Красная Заря и другим, совершив 14 налётов, в которых участвовало около 450 самолётов. Так, 16 мая группа бомбардировщиков Ju-87 и Ме-110 в составе до 40 самолётов под прикрытием "Фокке - Вульфов" пыталась нанести удар по аэродрому Южные Щигры. На отражение налёта было поднято 15 истребителей Як-7 из 519-го ИАП, которые перехватили бомбардировщиков, частично рассеяли их и связали воздушным боем ещё до подхода к цели. К аэродрому прорвались лишь отдельные самолёты Ju-87 и группа Ме-110. Преследуемые нашими истребителями, они беспорядочно сбросили бомбы, не причинив ущерба находившимся на аэродроме самолётам и личному составу. Лётчикам 519-го ИАП в этом воздушном бою удалось сбить 10 вражеских самолётов. При этом младший лейтенант С. К. Колесниченко уничтожил два Ме-110 и один FW-190, наглядно доказав, что при умелом владении самолётом Як-7, грамотном использовании его вооружения, прицельном огне с малых дистанций можно успешно вести бой с любым вражеским самолётом.

Отличился лейтенант С. К. Колесниченко и в первые дни сражения на Курской дуге.

5 июля 1943 года, взаимодействуя с наступающими дивизиями вермахта, большие группы самолётов Люфтваффе обрушились на передовые позиции частей Красной Армии. С орловского плацдарма немецкие бомбардировщики атаковали квадрат на поле боя со сторонами всего 30 и 15 км, в каждой атаке принимали участие до 100 самолётов, которым противостояли всего лишь эскадрильи патрулирующих советских истребителей. Только в течение одного часа в середине дня авиации СССР пришлось вести борьбу с тремя эшелонами машин Люфтваффе.

В первой волне летело 60 He-111 в сопровождении истребителей, вторая волна насчитывала до 50 Не-111 и Ju-87 под прикрытием 20 FW-190. Группы самолётов шли одна за другой на дистанции 3 - 4 км. В третьем эшелоне находились около 20 бомбардировщиков, следующих на разных высотах, которые сопровождал усиленный наряд истребителей - около 40 FW-190.

Всего за 5 июля было зафиксировано около 2300 самолёто - вылетов немецких ВВС. Бывали моменты, когда над районом боевых действий одновременно висели до 300 немецких бомбардировщиков и не менее 100 истребителей.

Советская авиация вначале действовала мелкими группами. Но эскадрильи "Яков" и "Лавочкиных" были не в состоянии воспрепятствовать вражеским атакам, а шестёрки и восьмёрки Ил-2 атаковали танки, артиллерию и пехоту противника на достаточно широком фронте. Распыленность сил снижала эффективность советских налётов, а малочисленность формаций с небольшим количеством истребителей приводила к большим потерям. Самолёты Люфтваффе безраздельно господствовали в небе. Только после установления главного удара немецких войск, командующий 16-й Воздушной армии генерал С. Руденко поднял в воздух более 200 истребителей и 150 бомбардировщиков и штурмовиков. Тучи боевых машин ринулись навстречу друг другу. Воздушные поединки приобрели ожесточённый характер - десятки самолётов схлестнулись в смертельной схватке.

В течение дня лётчики - истребители 16-й Воздушной армии провели 75 групповых боёв и заявили о 106 воздушных победах. При этом, 3 вражеских машины сбил пилот 519-го истребительного авиационного полка Степан Колесниченко.

Во время одного из боёв с группой FW-190 он заметил, что его ведомый покинул подбитый самолёт, а вражеский истребитель пытается расстрелять спускающегося на парашюте советского лётчика. Колесниченко мгновенно бросился на выручку товарищу, уничтожил "Фоккер" и прикрывал своего ведомого до тех пор, пока тот не приземлился. Затем Колесниченко, умело маневрируя, сразил другой "Фоккер". Это был уже 3-й вражеский самолёт, уничтоженный бесстрашным лётчиком в этом бою...

Вот что пишет о С. К. Колесниченко его однополчанин, А. Б. Краснов в своей книге "Атакуют истребители"  ( Воениздат, 1981 год ):

"Под Курском - это было 12 июля 1943 года - эскадрилья Як-9 прикрывала свои войска. Значительно выше истребителей появились две девятки вражеских бомбардировщиков Не-111, ещё выше - группа прикрывающих их Ме-109. Ни соотношение сил, ни взаимное расположение наших и вражеских самолётов не благоприятствовали завязке боя. Что делать ?  Командир эскадрильи принял решение атаковать бомбардировщиков с задней полусферы. Этот маневр выполнялся на виду у врага, замаскироваться было нечем. На его выполнение уходили драгоценные минуты. Всё ближе подходили бомбардировщики к нашим войскам. Когда же эскадрилья вышла в исходное положение для атаки, на неё обрушились давно изготовившиеся для удара "Мессеры". И хотя комэск, предвидя это, выделил заранее звено, чтобы связать их боем, остальные лётчики, пытавшиеся атаковать бомбардировщиков, натолкнулись на ожесточённый огонь стрелков самолётов, которые к тому времени успели сомкнуться в плотный боевой порядок. Время было упущено, и атаки истребителей не увенчались успехом.

В памяти сохранился и другой эпизод. В тот же день примерно в такой же тактической ситуации оказалась шестёрка истребителей, которую вёл старший лейтенант Колесниченко. Обнаружив врага, командир и его ведомые немедленно устремились в атаку прямо на бомбардировщиков. Естественно, сближение с ними проходило с одновременным набором высоты и поэтому на малой скорости. Огонь пришлось открыть с большой дальности. Бомбардировщики потерь не понесли, но результат атаки сказался немедленно: освобождаясь от бомбового груза прямо над позициями своих войск, враг повернул в обратную сторону, и его удар был сорван. Не имели потерь и наши истребители - "Мессерам" просто не хватило времени, чтобы отразить дерзкую атаку.

Два боя в равных условиях - решения же ведущих и результаты боёв различны. Инициативные решительные действия Колесниченко, умелый учёт им фактора времени предопределили успех выполнения задачи в неравной, по сути дела, воздушной схватке.

Неоспоримые преимущества получает командир при обучении и воспитании своих лётчиков, действуя личным показом. "Делай, как я" - это старый испытанный метод обучения, на котором выросло не одно поколение авиаторов. Ничто так не убеждает, не воодушевляет на подвиг, как пример командира. Участие в боях нужно также каждому командиру для совершенствования личного боевого мастерства. В общем, если командир хочет иметь умелых воздушных бойцов, он сам поведёт их в бой, ибо, как говорят старые педагоги, слово учит, а пример влечёт. Можно с уверенностью сказать, что девиз фронтовых лет: "командир - лучший лётчик", остается непоколебимым и в наши дни. Но командир в воздухе должен всегда оставаться командиром - организатором боя. Иначе может случиться непоправимое.

В мае 1943 года при отражении массированного налёта вражеской авиации на железнодорожный узел Курск лётчик старший лейтенант А. Кулысов вёл в бой шестёрку "Яков". Встреча с врагом не заставила себя ждать. Из - за редкой облачности совсем близко от истребителей выскочила большая группа Ме-110. Но ведущий не подал своим лётчикам никакой команды. Кто знает почему ?  То ли не успел, забыл или посчитал ненужным ?  Резко развернувшись, он бросился на ближайший "Стодесятый" и атаковал его сверху. Тот вспыхнул жёлтым дымным пламенем, а Кулысов уже устремился за вторым, преследуя его на пикировании, но трассы соседних немецких самолётов огненными строчками прошили истребитель, который так и не вышел из последнего пике. Погиб смелый воздушный боец, погиб потому, что действовал как рядовой и не сумел организовать бой. Тем временем Ме-110 встали в оборонительный круг, в котором каждый прикрывал впереди идущего, и неорганизованные атаки оставшихся без управления лётчиков уже не дали никаких результатов. Трагический случай. Тяжело вспоминать о нём спустя десятки лет, но нужно, тем более что он закончился не только гибелью командира, но и невыполнением боевой задачи.

Разумеется, в сокровищнице фронтового опыта имеется много примеров грамотного управления боем. Правильно выбранное место в бою позволяло командирам добиваться убедительных побед. Не забыть мне своего боевого командира Степана Колесниченко, Героя Советского Союза, бесстрашного лётчика, коммуниста, обладавшего великолепной техникой пилотирования, тактической, я бы сказал, мудростью. В трудной фронтовой обстановке он водил нас на самые опасные задания. Не стремление к личной славе, не возможность сбить самому врага определяли его место в бою. Всё это вызывало наше искреннее уважение к командиру, поддерживало его непререкаемый авторитет.

Однажды Колесниченко  ( это было пару месяцев спустя после гибели Кулысова )  вёл эскадрилью на прикрытие войск у северного фаса Курской дуги. Случилось так, что мы оказались в исключительно удобном положении для атаки "Юнкерсов", спешивших к нашему переднему краю. Считанные мгновения оставались до начала боя, когда откуда - то сверху со стороны солнца на нас свалилась шестёрка Ме-109. Имея преимущества в скорости, она, несомненно, сорвала бы атаку, если бы наш командир не принял смелое решение. Приказав двум звеньям бить бомбардировщиков, он со своим звеном ринулся навстречу "Мессерам" и умело связал их боем. Мы беспрепятственно атаковали "Юнкерсов". Эскадрилья сорвала их бомбовый удар и уничтожила 3 бомбардировщика, хотя сам командир в этом бою не сбил ни одного самолёта. Он не погнался за лёгкой добычей, а взял на себя решение самой опасной и трудной задачи. Эпизод этот говорит сам за себя. Умелое управление боем определило его исход..."

Всего за период Курской битвы отважный воздушный боец уничтожил 16 вражеских самолётов и за проявленный героизм был удостоен благодарности самого Георгия Константиновича Жукова.

Из наградного листа на лейтенанта С. К. Колесниченко.

"Тов. С. К. Колесниченко в Отечественной войне участвует с 23 апреля 1942 года. Сначала на Западном, а затем на Центральном фронте. Будучи на Западном фронте, участвовал в боях с 23 апреля по 30 октября 1942 года. За это время совершил 65 успешных боевых вылетов и провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 4 самолёта Ме-109F и 4 самолёта подбил, из них: 2 Ju-88, 1 Me-110 и 1 Me-109.

На Центральном фронте участвует в боях с 1 апреля 1943 года, где произвёл 49 боевых вылетов и провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 12 самолётов противника, из них: 8 FW-190, 1 Ju-88 и 1 Ju-87. В групповых боях сбил 3 самолёта, из них: 2 Ju-88 и 1 Не-111.

Кроме этого, при бомбёжке аэродрома противника в районе Никольское в группе уничтожено 4 FW-190 и сожжено 2 автоцистерны.

Всего тов. Колесниченко произвёл 114 боевых вылетов, провёл 24 воздушных боя, сбил лично 16 и в группе 4 самолёта противника.

В боях с немецко - фашистскими захватчиками проявил себя мужественным, решительным и отважным воздушным бойцом, не щадя своей жизни, он не раз смело вступал в бой с численно превосходящими силами противника.

16.05.1943 года при налёте авиации противника  ( 24 Ме-110 и 6 FW-190 ) на аэродром тов. Колесниченко, вылетев по тревоге, быстро набрал высоту и левее себя заметил воздушную карусель, 1 Ме-110 вышел из карусели и по прямой стал уходить. Тов. Колесниченко с ходу атаковал его сзади снизу, последний загорелся, перешёл в беспорядочное пикирование и, горящий, врезался в землю. Убедившись, что самолёт сбит, тов. Колесниченко сделал левый боевой разворот и увидел, как из облачности вывалилось 2 FW-190, ведущий из них атаковал Колесниченко, но он стал в вираж и на вираже сбил ведомого. Второй FW-190, видя участь первого, скрылся в облаках. Разделавшись с FW-190, после набора высоты заметил 6 Me-110. Искусным маневром зашёл со стороны солнца и атаковал ведущего группы сзади снизу. Атака была настолько удачной, что самолёт противника сразу загорелся и врезался в землю. Таким образом, в этом бою он сбил 3 самолёта противника.

6.07.1943 года, будучи ведущим 4 Як-7Б, вылетел на прикрытие наших войск в районе Степь, Ясная Поляна. Подходя к району прикрытия, встретил до 20 FW-190 и 15 Ju-88, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. Тов. Колесниченко смело атаковал фашистских стервятников и добился победы. В этом бою было сбито 5 самолётов противника, из них лично тов. Колесниченко - 3 самолёта   ( 1 Ju-88 и 2 FW-190 ), и, кроме этого, было сорвано прицельное бомбометание бомбардировщиков противника, которые, беспорядочно побросав бомбы, поспешно бежали с поля боя.

8.07.1943 года с группой Як-7Б выполнял задачу по прикрытию наших войск в районе Ольховатка - 1-е Поныри. При подходе в этом районе заметил, как 2 FW-190 сбили самолёт Як-1, лётчик которого выбросился на парашюте. Фашистские стервятники пытались расстрелять лётчика, а тов Колесниченко со своей группой пресёк атаки самолётов противника, обратил их в 6егство, сам лично погнавшись за 1 FW-190, сбил его на бреющем полёте.

Своим мужеством, смелостью и решительностью воодушевляет всех лётчиков полка на борьбу с немецкими захватчиками. Там, где ведёт бой тов. Колесниченко, они всегда выходят победителями. Он не ждёт противника, а ищет его, находит и уничтожает.

Прибыв в полк рядовым лётчиком, к сегодняшнему дню вырос до помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. Является знаменитым человеком в полку. Наряду с боевой ведёт большую партийную работу, являясь членом партбюро и дивизионной парткомиссии в полку. Кроме этого, он является агитатором в полку. Он хорошо сочетает личный пример в бою с работой с лётным составом, поэтому каждый лётчик, не стесняясь, всегда спрашивает у него разъяснения на все интересующие его вопросы.

Вывод: За мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, и лично сбитые 16 самолётов противника достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир 519-го ИАП 283-й Камышинской ИАД майор К. М. Мурга".

С.К.Колесниченко

30 августа 1943 года старший лейтенант С. К. Колесниченко погиб в воздушном бою над хутором Кривенки Глуховского района Сумской области. Колхозница Д. А. Чубук, наблюдавшая за боем, в письме родным С. К. Колесниченко писала:

"Утром шёл большой дождь, к обеду утих и был слышен сильный гул боя. Мы были в хате, вдрут показались самолёты и начался воздушный бой. Их было 5, а наш один, мы так и поняли, что русский один, он в воздухе загорелся и упал, наверно, он, бедный, не успел и парашют распустить. Когда он упал, мы всем хутором, то есть колхозом, бежали к нему... Когда вытащили, было видно, что волос чёрный, лица не видать, сапог один ещё цел был, на руке одной была перчатка; одна женщина из огня вытаскивала его документы. Пошли, взяли лошадь, сложили всё и привезли на своё кладбище, и похоронили. Всегда мы его вспоминаем и помним, что он погиб за нас всех, он же нас освобождал. Когда похоронили, у нас у всех болела душа, как будто мы утеряли всё на свете, хотя он нам был и есть совсем незнакомый человек, а когда прочитали документы, нам ещё больше стало жалко, так как он Герой Советского Союза и несколько раз награждён, сделал 100 налетов на врага и на 101 погиб".

Общим итогом боевой деятельности Степана Калиновича Колесниченко стали 17 личных и 4 групповые победы над самолётами противника.

Братская могила в селе Берёзы Глуховского района на Сумщине стала последним приютом Героя.

*     *     *

Список известных побед лейтенанта С. К. Колесниченко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.08.1942 г.1  Ме-109Аннино - ДобриноЯк-7
209.08.1942 г.1  Ju-88Самуйлово
312.08.1942 г.1  Ме-109сев. Ржев
406.05.1943 г.2  FW-190Дубовик
510.05.1943 г.1  Ju-87Ольховатка
616.05.1943 г.1  Ме-110аэр. Щигры - южные
71  FW-190аэр. Щигры - южные
81  Ме-110Пожидаевка
917.05.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Свобода
101  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Чурилово
1106.07.1943 г.1  FW-190Троена
121  FW-190Гнилец
131  Ju-88Тагино
1408.07.1943 г.1  FW-190Поныри-1
1528.07.1943 г.1  Ju-88Шахово

       Всего сбитых самолётов - 17 + 4  [ 14 + 2 ];  боевых вылетов - около 120.

         © fightersky.ru