Главная | Источники | 

Когрушев Григорий Александрович

Когрушев Григорий Александрович

Родился 20 ноября 1909 года. В рядах Красной Армии с 1934 года. Был лейтенантом, командиром звена 57-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С 26 марта по 5 августа 1938 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Командир звена И-16. Имел травму руки при выпуске шасси. Его боевой налёт составил 82 часа. Провёл 12 воздушных боёв. Награждён орденом Красного Знамени.

В сентябре 1939 года в звании капитана убыл на должность комиссара 2-й авиабригады, получил звание полкового комиссара.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командовал 11-м, 172-м, 168-м истребительными авиационными полками. Совершил 180 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 2 самолёта противника.

После войны до октября 1946 года полковник Г. А. Когрушев продолжал служить в ВВС. В 1970 годах жил в Подмосковье.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Он родился 20 ноября 1909 года в Самарской области. Рано лишившись родителей, рос и воспитывался в семье старшего брата. Трудился рабочим на сахарном заводе в Самаре. Окончил рабфак в 1930 году, а в 1934 году - Самарскую высшую сельскохозяйственную школу. В 1934 году добровольно пошёл служить в Красную Армию. Окончил Ворошиловградскую школу пилотов. В звании лейтенанта командовал звеном в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.

С 26 марта по 5 августа 1938 года сражался в Испании, был командиром звена истребителей И-16. Совершил около 70 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях. Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 г. ), получил звание капитана.

В сентябре 1938 года был назначен командиром эскадрильи 11-го ИАП, а в сентябре следующего года, получив звание полкового комиссара, убыл на должность комиссара 2-й авиационной бригады.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. В звании подполковника был командиром 11-го ИАП ПВО. Эта часть, вооружённая новыми истребителями Як-1, базировалась возле железнодорожной станции Кубинка и входила в состав 6-го ИАК ПВО Москвы.

Очень скоро лётчикам 11-го авиаполка пришлось вступить в яростные схватки с противником. Истинными мастерами воздушного боя зарекомендовали себя командиры эскадрилий капитаны Н. Г. Кухаренко и К. Н. Титенков  ( ставший Героем Советского Союза ), командир звена лейтенант В. Д. Лапочкин, лётчик С. Я. Верблюдов. Немецкие пилоты не выдерживали их стремительных, дерзких атак.

Сам командир полка подполковник Г. А. Когрушев, по словам известного советского лётчика - испытателя Петра Михайловича Стефановского, был "...человеком огромного мужества, прекрасным лётчиком - истребителем. Он всегда находился в гуще воздушного боя, вдохновляя подчинённых личным примером".

С ноября 1941 года по январь 1943 года подполковник Г. А. Когрушев командовал 172-м истребительным Белостокским Краснознамённым ордена Суворова авиационным полком, а с ноября 1943 года - 168-м ИАП. 26 октября 1944 года ему присвоили звание полковника. Принимал участие в освобождении Польши, в боях за Германию.

Г.А.Когрушев с товарищами. 1942 г.

Командир авиачасти подполковник Г. Когрушев, лейтенант В. Сивантьев
и старший лейтенант Б. Белов в санатории лётчиков.  Январь 1942 года.

...Весной 1944 года конструкторское бюро А. Яковлева создало очередной вариант своего самого массового истребителя периода Великой Отечественной войны - Як-9. Самолёт, получивший в частях наименование Як-9Б  ( заводской индекс - Як-9Л ), представлял собой истребитель - бомбардировщик, имевший 4 бомбоотсека за кабиной пилота. Машина могла брать 4 х 100 кг бомбы или 4 кассеты с противотанковыми авиабомбами ПТАБ-1,5. Поскольку вся бомбовая нагрузка находилась внутри фюзеляжа, максиальная скорость машины достигала 500 км/час на высоте 3750 метров  ( при полной бомбовой нагрузке ).

Внутренняя подвеска бомб позволила значительно расширить диапазон боевого применения этого самолёта. Без бомб Як-9Б мог использоваться как фронтовой истребитель, а с бомбами - как скоростной истребитель - бомбардировщик для атаки точечных, хорошо защищённых целей.

Як-9Б Г. А. Когрушева

Войсковые испытания новой машины проходили в 330-й истребительной авиационной дивизии  ( командир Гвардии полковник Ф. И. Шинкаренко )  с 18 декабря 1944 по 20 Февраля 1945 года. За это время было произведено 2494 боевых самолёто - вылета с бомбометанием, сброшено 51 047 бомб общим весом 356, 5 тонн, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолётов противника, в том числе: 20 FW-190, 2 Ме-109, 1 Ar-56, 2 Hs-129. Свои потери в воздушных боях составили 4 Як-9Б сбитыми и столько же подбитыми.

В результате бомбометаний было выведено из строя и уничтожено много различной техники и живой силы противника: 29 танков, 11 бронемашин, 1014 автомашин, 17 автоцистерн, 3 трактора, 7 орудий, 18 паровозов, 161 железнодорожный вагон, 20 станционных зданий, 4 склада с горючим и так далее.

Несмотря на положительные результаты боевого применения, по ряду причин, было построено лишь 109 самолетов данного типа. Ими была вооружена 130-я истребительная авиационная дивизия, действующая в составе 3-го Белорусского фронта. Одна из эскадрилий новых самолётов Як-9Б, построенная на средства артистов Московского театра, называлась "Малый театр - фронту".

Як-9Б Г. А. Когрушева

Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП Подполковника Г. А. Когрушева.  1944 - 1945 гг.

Эмблема

Одним из полков, вооружённых новыми самолётами Як-9Б, был и 168-й ИАП. Этим полком командовал подполковник Григорий Александрович Когрушев. Истребитель - бомбардировщик Як-9Б с бортовым номером "100"  ( серийный номер 12153100 )  был получен 13 июня 1944 года. Именно на этой машине летал командир 168-го истребительного авиационного полка.

К концу войны на счету полковника Г. А. Когрушева числилось 6 воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.

За боевые заслуги награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; несколькими медалями, в том числе - "За оборону Москвы"  ( 1.05.1944 г. ), "За боевые заслуги"   ( 3.11.1944 г. ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 г. ).

После окончания войны продолжал служить в авиации. 4 октября 1946 года вышел в отставку в звании полковника. По состоянию на 1970 год проживал в Московской области.


Эскадрилья "Малый театр - фронту"
Эскадрилья истребителей "Москва"

Возврат

Н а з а д


Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru