Главная | Источники | 

HSU

Кочергин Григорий Климентьевич

Г.К.Кочергин.

Родился в 1922 году в селе Беловежи Первые, ныне Бахмачского района Черниговской области Украины, в крестьянской семье. Окончил 8 классов. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу лётчиков, и был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. Был командиром звена, а затем эскадрильи.

К середине февраля 1943 года командир звена 502-го штурмового авиационного полка  ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт )  Лейтенант Г. К. Кочергин совершил 186 успешных боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и боевой техники противника, нанёс ему значительный урон. 17 Апреля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

28 Сентября 1943 года погиб при исполнении служебных обязанностей.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды   ( дважды ). Похоронен в Центральном саду города Крымск Краснодарского края. Одна из улиц города носит его имя.

*     *     *

Лейтенант Григорий Кочергин прибыл в 502-й штурмовой авиационный полк, когда немецкие войска рвались на Кавказ. Он рассказывал, что войну встретил в Прибалтике, летал на лёгком бомбардировщике, и чаще всего ночью. Теперь ему предстояло быстро освоить штурмовик Ил-2.

Через несколько дней Григорий Кочергин уже громил позиции врага под Армавиром, Кропоткином, Курганной. В одной из воздушных схваток сбил немецкий самолёт, в другом боевом вылете сжёг 4 самолёта на аэродроме противника.

Мастерство и слава лётчика быстро росли. Он стал одним из лучших ведущих группы самолётов. Вскоре друзья стали называть его Гриша Везучий. И действительно, из каких только ситуаций он не выходил...

6 Августа 1942 года звено Ил-2, возглавляемого Лейтенантом Г. К. Кочергиным штурмовало наземные объекты в районе Курганной. При подходе к цели мотор самолёта ведущего был повреждён осколком снаряда, однако лётчик выполнил боевое задание, нанёс удар по колонне танков и автомашин противника. При отходе от цели на звено Кочергина напали 4 Ме-109. Кочергина ранило в голову, но он продолжал неравный бой. Один "Меcсершмитт" был сбит, а все штурмовики вернулись на свой аэродром.

25 Сентября 1942 наши штурмовики нанесли внезапный удар по вражескому аэродрому под Майкопом. Вот как рассказывал он об этом в военной газете:

"Вражеский аэродром штурмовали на рассвете. При первом заходе сбросили бомбы с высоты 300 метров. Они легли на линии стоянок самолётов и подняли большие клубы дыма. Фашистские зенитки открыли огонь. Развернувшись на 180 градусов, мы снова пошли на цель. Гитлеровцам крепко досталось от огня наших пушек и пулемётов. При выходе из атаки мой самолёт качнуло, мимо проскочил "Мессершмитт". Я устремился за ним, но самолёт плохо слушался: вражеский снаряд повредил управление, машина шла только по прямой. Слева и справа подходили 2 фашистских истребителя. Спереди приближались горы, лес, и я старался дотянуть до них.

Гитлеровские лётчики открыли огонь. С земли тоже стреляли. Пули и осколки снарядов изрешетили фюзеляж и плоскости самолёта. Один из осколков срезал верхнюю часть шлема, мелкие впились в лицо, в голову. И всё же мне удалось уйти от преследования и приземлиться.

...Лежал под корнями вывороченного дуба. Утром я услышал автоматные очереди. Ну, думаю, попался. Держу пистолет наготове. А в голове бьётся мысль: "Живым не сдамся, живым не сдамся". К счастью, немецкие автоматчики прошли стороной...

Сильно донимали раны. Правый глаз запух, страшно хотелось пить, но вылезти из укрытия было нельзя. Терпел до вечера. Когда наступила ночь, я с компасом в одной руке и пистолетом в другой побрел в сторону фронта. Две ночи шёл по горным тропинкам.

На 3-и сутки, вечером, отважился зайти в один из домиков на окраине села. Подошёл к плетню, стал наблюдать. Во дворе хозяйка доила корову. Окликнул её. С перепугу женщина громко закричала. По-видимому, мой вид испугал её. Да и как было не испугаться. Одежда моя в нескольких местах обгорела и была в крови, глаз завязан.

- Спрячь меня, - обратился я к ней.

Женщина поняла - я в беде. Молча указала на копну сена. Через несколько минут она принесла мне кринку парного молока и кусок хлеба. Шёпотом сообщила, что фашисты в центре села, а на окраины совать нос боятся: там партизаны.

Подкрепившись и отдохнув, снова тронулся в путь. Невдалеке шла перестрелка. Вдруг наткнулся на телефонный кабель. Присмотрелся - наш !   Однако продвигался осторожно. А потом: "Стой, руки вверх !"   Обрадовался: свои !   Меня привели в штаб стрелковой части. Там рассказал, что со мной произошло. Накормили, дали продуктов на дорогу, провожатого. В полк добрался поздним вечером. Ну а как меня встретили боевые друзья, трудно передать".

Однополчане восторгались смелостью и находчивостью друга. Командир полка крепко жал ему руку и благодарил за то, что он, приземлившись, подорвал машину - не оставил её врагу, что сам вернулся живым и ещё повоюет с фашистскими гадами.

Григорий Кочергин наносил штурмовые удары по войскам и боевой технике противника под городами Майкопом и Краснодаром, поддерживал с воздуха высадку десанта 18-й армии на Малую землю под Новороссийском. Будучи умельцем и новатором, Г. К. Кочергин, при активной помощи механиков и техников, переделал свой одноместный самолёт Ил-2 в двухместный: в задней части кабины он выкроил место для стрелка и оборудовал турель для авиационного пулемёта. На боевые задания в качестве воздушных стрелков с ним летали механики по вооружению, комсомольские активисты. Отважный лётчик - штурмовик успешно громил технику и живую силу противника, а попытки истребителей неприятеля сбить были обречены на неудачу. А вскоре началось массовое переоборудование одноместных Ил-2 в двухместные, уже в заводских условиях.

За время боёв на Кубани Григорий трижды был ранен. Но едва выйдя из госпиталя - снова устремлялся в небо, на штурмовку врага. В наградном листе, подписанном командиром 502-го авиаполка С. Смирновым 17 Февраля 1943 года и утверждённом командующим 5-й Воздушной армией и Военным советом Северо - Кавказского фронта, говорится: "12 Февраля ведущий группы Лейтенант Г. К. Кочергин, штурмуя врага под Краснодаром, проявил исключительную храбрость, личным примером увлекал за собой молодых лётчиков и нанёс наземным частям противника большой урон".

В этом же документе написано, что Григорий Кочергин с Августа 1942 года совершил в 502-м авиаполку 58 успешных боевых вылетов, во время которых провёл 18 воздушных боёв. Он уничтожил 5 вражеских самолётов  ( 1 в воздухе и 4 на земле ), 13 танков, более 126 автомашин с грузом, 20 бронемашин, 5 цистерн с горючим, 12 зенитных установок, 2 переправы, значительное количество пехотинцев.

Успешно выполнял и специальные задания командования. Особо отличился, уничтожив вражеские переправы на реках Кубань и Лаба, за что приказом по полку от 15 Августа 1942 года "за отличное поражение точечных целей" был удостоен звания "Снайпер штурмовых атак".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 Апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Лейтенанту Кочергину Григорию Климентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1004 ).

Это был первый Герой в 502-м штурмовом авиаполку. Все от души радовались и за своего товарища, и за свою часть. А на Кубани между тем шли ожесточённые бои. Григорий вместе с другими по 3 - 4 раза в день вылетал на боевые задания. Штурмовал врага в районе станицы Крымской, села Молдаванского, города Новороссийска и на Тамани.

28 Сентября 1943 года Григорий Кочергин с боевого задания не вернулся. Его самолёт был подбит и вместе с лётчиком упал на нашей территории, недалеко от линии фронта. Героя похоронили в станице Крымской. Сейчас это уже город. И в центре его, у Вечного огня, стоит гранитный обелиск с именами погибших за Родину. Первым в этом списке - Герой Советского Союза Григорий Климентьевич Кочергин.


Возврат

Н а з а д