Главная | Источники | 

HSU

Караев Александр Акимович

А.А.Караев.

Родился 15 Марта 1915 года в городе Грозный, ныне Чеченская Республика, в семье служащего. Окончив 8 классов и школу ФЗУ в 1930 году, работал токарем на заводе, учился в Грозненском паровозостроительном техникуме. Окончив аэроклуб, остался работать в нем инструктором. С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года Младший лейтенант А. А. Караев на фронтах Великой Отечественной войны. По 1943 год сражался в составе 129-го ИАП   ( 5-го Гвардейского ИАП ); по Май 1945 года - в 19-м ИАП  ( 176-м Гвардейском ИАП ).

Участвовал в Смоленском сражении, обороне Москвы, Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Правобережной Украины, Белоруссии, Польши и Прибалтики, в Берлинской операции. В 1942 году был дважды ранен.

К Декабрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. А. Караев совершил 373 боевых вылета на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, прикрытие своих войск, на разведку и штурмовку вражеских войск и аэродромов. В 75 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны Гвардии капитан А. А. Караев выполнил более 500 боевых вылетов. Проведя около 80 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. С 1953 года Гвардии капитан А. А. Караев - в запасе. Жил в городе Грозный.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Осень 1941 года. Отборные фашистские дивизии рвались к Москве. Наши войска оказывали героическое сопротивление врагу. Используя численное превосходство, немецкая авиация предпринимала массированные налёты на столицу.

Нужно было выстоять, защитить Москву. Советские лётчики и днём и ночью наносили удары по врагу, проявляли беспримерное мужество. В числе их был и Александр Караев, о котором командование писало:

"Старший лейтенант Караев в воздушных боях проявил себя отважным и бесстрашным воздушным бойцом, умеющим побеждать врага не числом, а умением и хитростью. Не считаясь с опасностью для жизни, с присущим ему темпераментом Караев мастерски уничтожает фашистских стервятников, обрушиваясь на них внезапно и дерзко. Численное превосходство противника не является преградой для Караева. Он смело и яростно вступает в бой, из которого всегда выходит победителем".

Да, именно так дрались с врагом смелые защитники Москвы.

Александр Караев родился в городе Грозный. В 1932 году окончил школу ФЗУ. Работал слесарем по ремонту паровозов в Грозненском депо, в 1933 - 1937 годах - токарем на ремонтно-механическом заводе объединения "Грознефть". В 1936 году окончил Грозненский аэроклуб, в 1937 - 1938 годах работал в нем планеристом - инструктором. С Августа 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС   ( в Киевском военном округе ).

Участник Великой Отечественной войны: в Июле 1941 - Июне 1943 голов - лётчик, старший лётчик и заместитель командира авиаэскадрильи 129-го  ( с Декабря 1941 года - 5-го Гвардейского )  истребительного авиационного полка; в Январе 1944 - Мае 1945 голов - заместитель командира авиаэскадрильи 19-го   ( с Августа 1944 года - 176-го Гвардейского )  истребительного авиационного полка. Воевал на Западном, Калининском, Юго - Западном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Смоленском сражении, обороне Москвы, Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Правобережной Украины, Белоруссии, Польши и Прибалтики, в Берлинской операции. В 1942 году был дважды ранен: в предплечье правой руки и в голову.

О боях на дальних и ближних подступах к Москве сам лётчик рассказывает:

"Мне запомнился один боевой день в первые месяцы войны, когда фашисты рвались к Москве. Сотни бомбардировщиков с чёрными крестами на крыльях, волна за волной приближались с нашим коммуникациям. Нас было гораздо меньше, но мы на своих "ястребках" смело набрасывались на них, разили пулемётным огнём, сбивали, рассеивали, заставляли повернуть вспять...

Однажды после длительного боя мы возвратились на аэродром усталые, измученные, проголодавшиеся. Когда я вылез из машины, шатался как пьяный. Мучила сильная жажда. Ребята помогли мне отстегнуть парашютную сумку, я стащил меховые перчатки и хотел пойти выпить воды. Вдруг сообщение: в направлении нашего аэродрома идёт группа вражеских бомбардировщиков.

Ничего не поделаешь. Техники ещё не успели привести машины в порядок, заправить и подготовить к новому вылету, как cнова были заведены ещё не остывшие моторы. Через несколько минут мы опять были в воздухе.

Рядом с моим "ястребком" летели мои друзья. Мы настигли немецкие самолёты, расстроили их боевой порядок и поодиночке начали преследовать. Вот уже загорелись 2 "Юнкерса", выбрасывая клубы дыма, пошли на снижение. Я тоже выбрал себе жертву. Вдруг из облаков вынырнул ещё один вражеский бомбардировщик. От неожиданности я в первое мгновение растерялся, потому что "ястребок" мой спустился ниже, чем нужно было. Но тотчас же собрал все свои силы и с яростью бросился на врага, поджёг его и ринулся на другого "Юнкерса", которому, однако, посчастливилось удрать. В этот день на моём счету было 3 сбитых самолёта".

За этот подвиг Караев был награждён первым орденом Красного Знамени.

Октябрь 1941 года. Со стороны Ярцева танки врага прорвавшись к району Холм - Жирковекий  ( 60 километров северо - западнee Вязьмы ). Караев во главе 6 истребителей вылетел на разведку и уточнение линии фронта. При приближении к линии фронта лётчик заметил 20 вражеских бомбардировщиков, шедших в сопровождении 20 истребителей бомбить боевые порядки наших наземных войск. Необходимо было принять срочное решение.

- Шестёрка, за мной ! - раздалась команда ведущего, - главная цель - истребители, нападать будем с горки.

Шестёрка ушла в облака. Противник всё ещё не замечал наших истребителей, и, когда его истребители подверглись атаке сверху, от неожиданности растерялся. Караев направил свою послушную машину на вражеского ведущего. До цели оставалось 200... 100 метров. Александр нажал на гашетку, и свинцовый град пуль полетел в противника. Враг попытался маневрировать, набрать высоту, но было поздно - машина камнем пошла к земле.

- Соколову и Суханову атаковать бомбардировщиков, Романову и Турову набирать высоту !   Я с ведомым пока буду сковывать вражеских истребителей, - дал команду Караев.

Расчёт командира оправдался полностью. Строй бомбардировщиков врага был нарушен, 2 машины, объятые пламенем, пошли к земле, остальные, беспорядочно сбросив свой бомбовый груз, поспешно скрылись. Примеру бомбардировщиков последовали и истребители.

В этом бою наши лётчики сбили 2 бомбардировщика и 1 Ме-109, последний был сбит лично Караевым. Группа Караева выполнила боевое задание и без потерь вернулась на аэродром.

В Августе 1942 года Караев в составе 12 истребителей вылетел ведущим звена на прикрытие боевых порядков в районе Ржева. 7 наших истребителей боем связали 6 Ме-109, а другие напали на 8 "Юнкерсов". В результате умело проведённого воздушного боя Александр и вся группа сбила 3 "Юнкерса" и 1 "Мессер"   ( последний был сбит лично Караевым ).

За храбрость и отвагу, за успешное проведение воздушных боёв на дальних и ближних подступах к Москве Караев был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В 1943 году Александр Караев со своей группой прикрывает наступающие войска и ведёт воздушные бои с противником на юго - западном направлении. Кременная, Серебрянка, Лисичанск, Яровая, Банковское часто упоминались тогда в сводках Совинформбюро. Они надолго останутся и в памяти Караева. Вот что говорит Александр Акимович об одном из боёв, проведённых им в районе Северского Донца:

"Это было тогда, когда мы уже ничуть не уступали врагу в воздухе. Чувствуя, что инициатива уходит из его рук, враг бросал в бой свои последние резервы, но безуспешно. Шестёрка новых истребителей получила задание прикрывать свои наземные войска от воздушного противника. Ведущим в нашей группе был Гвардии капитан Дмитриев. Из кабины своего "ястребка" я видел, как внизу, на земле, наши бойцы передвигали пушки, оборудовали огневые позиции. Они готовились к наступлению. Блестящей змейкой извивалась река. А на берегу, возле кустарника, стоял наполовину разобранный бревенчатый домик. В другом месте на реке копошились люди. Это, должно быть, сапёры сооружали мост.

Но недолго пришлось мне любоваться наземными видами. В районе патрулирования появилось звено "Фокке - Вульфов". Я сразу заметил приближение фашистских стервятников, понял, что и бойцы внизу увидели врага. Маскируясь, они спокойно продолжали свое дело, с надеждой поглядывая на нас, своих воздушных товарищей. При этой мысли я почувствовал, как всё моё тело напряглось от страстного желания скорее броситься на врага и уничтожить его. Ведь за каждым моим движением следят сотни глаз.

- Атаковать противника, - раздался в это мгновение в наушниках знакомый голос Гвардии капитана Дмитриева.

Больше мне ничего не нужно было. "Ястребок" мой рванулся вперёд. Вражеские лётчики, очевидно, не ожидали этой встречи. Их самолёты рассеялись. Однако видно было, что отходить они не собираются. Вероятно, решили принять бой.

Как всегда я наметил себе жертву, отвлёк внимание лётчика и неожиданно приблизился к хвосту стервятника. Но не успел я вступить с ним в бой, как увидел над собой ещё один вражеский самолёт. "Ястребок" мой словно вздрогнул. Я догадался, что несколько пуль угодило в крыло. Это ещё больше разозлило меня. "Не торжествуйте, гады, ещё посмотрим, кто кого !" - закричал я и со всей яростью нажал на гашетку пулемёта. Бледная огненная полоска пронзила "Фокке - Вульф". Его тотчас же заволокло дымом.

В это время наземная радиостанция сообщила, что идут ещё 18 бомбардировщиков. Да и без этого нам видна была большая группа приближающихся вражеских самолетов. А я, как назло, почувствовал, что ранен в ногу. Вероятно, в разгаре боя не обратил на это внимания. Пощупал - вроде сухо, крови нет. Ну и забыл про ногу. Со всей скоростью, на какую только был способен мой послушный "ястребок", я снизу вплотную приблизился к замыкающему "Юнкерсу". Но атака оказалась неудачной. Я чуть не задохнулся от злости. Отступил и снова бросился на врага. На этот раз стервятник был поражён и камнем упал вниз.

Как я ни был разгорячен боем, всё же продолжал следить за своими товарищами. Такой у нас, лётчиков, обычай: ни при каких обстоятельствах не терять друг друга из виду, а когда это требуется, спешить товарищу на помощь. Уже не один бомбардировщик догорал внизу, на нашей советской земле. В панике фашисты побросали куда попало свои бомбы и пытались уйти от преследования. Но лишь немногим удалось вырваться невредимыми.

Так, за каких-нибудь 15 минут наша шестёрка рассеяла 32 вражеских самолёта. Потом мы так же успешно выдержали ещё 3 сражения. Всего за день мы уничтожили 13 стервятников. Когда мы возвратились на свой аэродром, нам передали, что несколько раз звонил командир наземных войск. Он говорил, что сам следил за воздушным боем и от имени всей своей части благодарит лётчиков, которые участвовали в этих боях".

За эффективность поддержки наземных войск и за высокие результаты воздушных боёв Александр Караев был награждён третьим орденом Красного Знамени.

Наступил 1944 год - год исторических побед Красной Армии. В этом году в боях над территорией Украины, Белоруссии и братской Польши советская авиация показала своё превосходство над вражеской авиацией. Навсегда останутся в памяти Александра Акимовича города и населённые пункты Чёрный Остров, Проскуров, Малошевцы, Новая Выш, Варка, Рожнищев, Бжуза и другие. В этих районах разгорелись ожесточённые воздушные бои, о которых командование авиационной части писало:

"С 20 Января по Декабрь 1944 года А. А. Караев участвует в боевых действиях в составе 19-го Краснознамённого истребительного авиационного полка на 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах в должности командира звена, заместителя командира и штурмана авиационной эскадрильи. В руководстве звеном показал высокие образцы и организаторские способности. Гвардии старший лейтенант Караев умеет правильно и грамотно организовать групповые воздушные бои, в которых лично проявляет мужество и отвагу. За период командования звеном лётным составом произведено 240 успешных боевых вылетов на свободную охоту. В воздушных боях сбито 8 самолётов противника не имея своих боевых потерь. Караев лично сам произвёл 70 успешных боевых вылетов на свободную охоту, провёл 15 воздушных боёв, в которых лично сбил 6 самолётов - 3 бомбардировщика и 3 истребителя.

Имея большой опыт в ведении воздушного боя, зная повадки и тактику противника, умело используя лётно - тактические данные своего истребителя, тов. Караев продолжает мастерски истреблять фашистских стервятников. Беспредельная преданность Родине, жгучая ненависть к врагу руководят его силой воли в бою, воодушевляют на совершение подвигов".

А.А.Караев.

Александр Акимович в Декабре 1944 года был представлен к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года Гвардии старшему лейтенанту Караеву Александру Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4915 ).

В 1945 году А. А. Караев продолжает беспощадно уничтожать врага в воздушных боях; он надёжно прикрывает наземные войска, освобождающие землю братской Польши.

В завершающей войну Берлинской операции Караев был уже блестящим мастером воздушного боя.

16 Апреля 1945 года лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Многим нашим пилотам пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником. В этот день Гвардии капитан А. А. Караев сбил 2 вражеские машины.

Вскоре он получил личную благодарность командующего Военно - Воздушными Силами Советской Армии Главного маршала авиации А. А. Новикова.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС; был заместителем командира - штурманом авиаэскадрильи  ( в Закавказском, Северо - Кавказском и Туркестанском военных округах ). С Июля 1953 года Гвардии капитан А. А. Караев - в запасе.

Жил в городе Грозный. Умер 1 Января 1984 года. Похоронен на Центральном кладбище в Грозном. Его именем была названа улица в Грозном, которой ныне возвращено прежнее название  ( Лесопильная ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. А. Караева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.09.1941 г.1  Ju-88ДульцевоМиГ-3, ЛаГГ-3,
Ла-5, Ла-7.
204.10.1941 г.1  Ме-110Холм - Жирковский
311.06.1942 г.1  Hs-126сев - зап. Холм
402.08.1942 г.1  Ju-88Старцево
510.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Бурнусово
613.08.1942 г.1  Ме-109Ржев
702.02.1943 г.1  FW-189сев. Волчеяровка
81  Ju-88юж. Звоновка
910.03.1943 г.2  Ju-87Маяки - Карповка
1013.06.1943 г.1  Ме-110Печенеги
1116.03.1944 г.1  Ju-88юго - вост. Проскуров
1208.07.1944 г.1  Ju-87сев. Новая Мышь
1305.08.1944 г.1  FW-190сев - зап. Рожнищев
1410.08.1944 г.1  Не-111Варка
1512.08.1944 г.1  FW-189сев - вост. Бжуза
1625.10.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Насельск
1716.04.1945 г.1  FW-190сев. Фюрстенфельде
181  FW-190вост. Хайнерсдорф
1918.04.1945 г.1  FW-190юго - зап. Врицен
2022.04.1945 г.1  Ме-109вост. Мюлленбек

      Всего сбитых самолётов - 20 + 1;  боевых вылетов - более 500;   воздушных боёв - около 80.


Возврат

Н а з а д