Главная | Источники | 

HSU

Калюжный Павел Павлович

П.П.Калюжный.

Родился 6 Марта 1916 года в селе Васильковское, ныне Вольнянского района Запорожской области Украины, в крестьянской семье. Окончил среднюю школу и аэроклуб в Запорожье, был лётчиком - инструктором. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант П. П. Калюжный в действующей армии. По Август 1941 года сражался в 34-м ИАП. С Августа 1941 года по Май 1945 года служил в составе авиационного полка ПВО страны, который за годы войны несколько раз менял своё наименование: 35-й истребительный авиационный полк ПВО, преобразованный на 2 дня  ( с 13 по 15 Августа 1941 года )  в 419-й истребительный авиационный полк ПВО; 28 Сентября 1941 года, доукомплектованный 35-й истребительный авиационный полк ПВО, стал именоваться 487-м истребительным авиационным полком ПВО  ( 101-я истребительная авиационная дивизия ПВО Воронежа ); приказом Народного Комиссара обороны СССР от 9 Октября 1943 года № 299 за боевые заслуги личного состава 487-й ИАП ПВО был преобразован в 146-й Гвардейский ИАП ПВО.

Летом 1943 года немецкое командование планировало развернуть новое наступление на советско - германском фронте. Главный удар оно решило нанести в районе Курска, где в результате наступления советских войск зимой этого года образовался Курский выступ. Для обеспечения успеха наступления под Курском противник принял меры к тому, чтобы создать мощную авиационную группировку и вновь захватить инициативу в воздухе. На советско - германский фронт были переброшены многие авиационные соединения из Германии и других театров войны. В результате этого в районах Орла, Белгорода и Харькова образовалась значительная группировка авиации, состоявшая из соединений 4-го и 6-го Воздушных флотов общей численностью свыше 2000 самолётов.

Создание надёжной противовоздушной обороны железнодорожных узлов и коммуникаций на Курском выступе от налётов немецкой авиации было задачей огромной важности, от решения которой в значительной степени зависел успех подготовки наших войск к срыву наступления войск противника и разгрому их ударных группировок. Эта задача была возложена Ставкой на Войска противовоздушной обороны страны.

При подготовке наступления на Курской дуге противник произвёл на железнодорожный узел Курск 2 массированных налёта  ( 22 Мая и 2 Июня ), в которых принимало участие около 1000 самолётов.

Мужественно и стойко сражались с врагом лётчики истребительной авиации ПВО страны. В ожесточённых боях 2 Июня они сбили 54 самолёта противника. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза майор В. Ф. Башкиров в 5 воздушных боях сбил 2 самолёта противника, Лейтенант А. А. Елдышев, Капитан Б. Я. Терновой - по 4, Капитан П. П. Калюжный, Старший лейтенант М. П. Старжинский - по 3, сержант С. Г. Яковенко сбил 2 самолёта противника. В этом бою отличились также лётчики Старшие лейтенанты Г. К. Гультяев, Н. Н. Кузнецов, Лейтенанты М. М. Митенков, К. Ф. Карпов и многие другие.

Командующий 16-й Воздушной армией Генерал - лейтенант С. И. Руденко после боя заявил, что он много наблюдал воздушных боёв, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества в борьбе в воздухе ещё не видел.

13 Июля 1943 года звено самолётов 487-го ИАП  ( 9-й ВИАК ПВО )  перехватило в районе Землянск - Воронеж немецкий бомбардировщик Ju-88. С первой же атаки Капитан П. П. Калюжный зажёг неприятельский самолёт, который вскоре упал на окраине Малоархангельска.

Немецкий бомбардировщик Junkers Ju-88A-5.

К середине Ноября 1943 года командир эскадрильи 146-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 9-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны )  Гвардии майор П. П. Калюжный совершил более 200 успешных боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 7 вражеских самолётов и 9 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии майору Калюжному Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3176 ).

Всего за время войны выполнил 320 боевых вылетов, участвовал в 152 воздушных боях. Количество побед различными источниками трактуется не однозначно: от 19 лично и 9 в группе до 7 лично и 12 в группе.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 10 групповых побед. ]

После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Служил в Войсках ПВО страны. С 1971 года Генерал - майор авиации П. П. Калюжный - в запасе. Жил в Ленинграде. Скончался 22 Декабря 2002 года. Похоронен на Никольском кладбище в Санкт - Петербурге.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Майора П. П. Калюжного:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.08.1941 г.1  Do-215  ( в паре - 1 / 2 )юж. ШумМиГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.

207.09.1941 г.1  Do-215Жихарево
327.06.1942 г.1  Ju-88Воронеж - Землянск
416.05.1943 г.1  Ме-110Калина
517.05.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Щигры
622.05.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Курск
701.06.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Матвеевка
81  FW-190Матвеевка
91  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )юж. Малоархангельск
1002.06.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Матвеевка
111  FW-190сев - зап. ст. Золотухино
121  FW-190  ( в группе - 1 / 3 )сев - зап. Курск
131  FW-190  ( в группе - 1 / 4 )ст. Золотухино
1416.06.1943 г.1  Ju-88сев - зап. ст. Долгое
1505.07.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Поныри
1613.07.1943 г.1  Ju-88ст. Долгое
1729.10.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Малая Девица

      Всего сбитых самолётов - 7 + 10;  боевых вылетов - более 200.

*     *     *

Памятник П.П.Калюжному.

Возврат

Н а з а д