Главная | Источники | 

HSU

Калугин Фёдор Захарович

Ф.З.Калугин

Родился 15 Февраля 1920 года в селе Знаменское, ныне Колпнянского района Орловской области, в семье крестьянина. Жил в Туле. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Качинскую военную школу лётчиков в 1940 году.

С Июня 1941 года сержант Ф. З. Калугин в действующей армии. По 1942 год служил в составе 122-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. С весны 1942 года по Май 1945 года - в 8-м ИАП  ( 42-м Гвардейском ИАП ), на "Яках".

К Июню 1943 года командир звена 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии лейтенант Ф. З. Калугин совершил 252 боевых вылета, провёл 56 воздушных боев, сбил 10 самолётов противника лично и 3 в составе группы.

2 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Маю 1945 года совершил около 350 успешных боевых вылетов, провёл более 80 воздушных боёв, уничтожил 17 самолётов лично и 4 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Гвардии полковник Ф. З. Калугин - в запасе. Жил в городе Жуковский  ( Московская область ), работал инженером в одном из НИИ. Умер 8 Сентября 1976 года. В Жуковском на улице, носящей имя Героя, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Фёдор Калугин родился в 1920 году в деревне Знаменье Знаменского района Орловской области в семье крестьянина. В 1928 году семья Калугиных переехала в Тулу. Здесь Фёдор учился в 20-й средней школе, затем окончил Тульский аэроклуб и Качинское лётное училище. С 1939 года он в рядах Красной Армии.

Великая Отечественная война застала его на западной границе, в одной из авиационных частей. В боях с немецко - фашистскими захватчиками Фёдор Калугин участвовал с первых и до последних дней войны. От рядового лётчика до штурмана авиационного полка - таков его боевой путь.

Летая на истребителе И-16, совершил 105 боевых вылетов, 27 штурмовок, сбил лично 1 и в группе 2 самолёта противника.

И-16 Ф.З.Калугина

Первым орденом Красного Знамени он был награждён 25 Мая 1942 года за героические подвиги в сражениях под Смоленском и Москвой. Но более всего запомнились Калугину бои 1941 года, когда он участвовал в ликвидации вражеской группировки под Ельней. По 5 - 6 раз тогда вылетал на штурмовку: только на аэродроме Боровское уничтожил вместе со своими товарищами 15 фашистских самолётов.

Ф.З.Калугин в кабине своего И-16

С Июля 1942 года он сражался в рядах уже 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка, вооружённого самолётами Як-1.

14 Августа 1942 года, вылетев в паре с Героем Советского Союза А. Л. Приказчиковым, он обнаружил движение главных сил танков и мотопехоты противника в районе Боксаненок на Северном Кавказе. Наведённые Калугиным самолёты 4-й Воздушной армии разгромили колонну врага. Тем временем наши части перегруппировались и заняли оборону на реке Терек.

20 и 23 Августа 1943 года в районе Моздока он сбил 2 особенно досаждавших пехоте корректировщика артогня - FW-189. В последнем бою и его самолёт был подбит, он был вынужден приземлиться в расположении войск противника. Калугин сжёг свой истребитель, сумел скрыться от преследования и через 4 дня, перейдя линию фронта и преодолев реку Терек, вернулся в родную часть.

Вот что пишет в своих воспоминаниях известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Василий Васильевич Исаев, служивший в 42-м Гвардейском полку вместе с Фёдором Калугиным:

"...Наши товарищи, оставшиеся на аэродроме, увидели в небе разведчик - корректировщик FW-189, окрещённый летчиками за двойной фюзеляж "рамой". Крадучись, разведчик шёл с запада на высоте 2000 метров курсом на Моздок. Дай "раме" благополучно уйти, и серьёзных неприятностей не оберёшься: жди после неё появления в воздухе вражеских самолётов, имеющих уточнённые разведчиком данные для бомбометания.

Вблизи города немецкий самолёт развернулся вправо. Пользуясь отсутствием в воздухе советских истребителей, он начал петлять над нашим аэродромом. Всё ясно: "рама" решила произвести обстоятельную воздушную разведку. В воздухе над аэродромом патрулировал единственный "Як", остальные ушли громить фашистскую мотопехоту. Да и на этом самолёте Лейтенант Ф. Калугин проверял новый мотор. В довершение всего, на машине не было рации. Но "раму" ни в коем случае нельзя было отпустить подобру - поздорову.

Калугин пилотировал свой самолёт на высоте 3000 метров. "Рама" шла на 1000 метров ниже. Это создавало "Яку" выигрышное положение для атаки. Однако Калугин, увлекшись испытанием машины, всё ещё не видел противника. По тому, как нагло вёл себя противник, продолжавший летать над нашим аэродромом, можно было предположить, что и фашист не замечает Калугина.

Задрав головы, все, кто был на аэродроме, не жалея глоток, взволнованно кричали в небо, будто Калугин мог их услышать:

Немецкий самолёт FW-189.

Немецкий самолёт FW-189.

- Да атакуй же, наконец, Калугин, эту чёртову "раму". Уйдёт же, проклятая !

Подполковник Я. А. Курбатов недолго наблюдал за этой картиной. Бросив сквозь зубы несколько крепких слов в адрес ничего не ведавшего Феди Калугина, он приказал поднять в воздух второй "Як", оказавшийся у капонира.

- Разрешите, товарищ Подполковник, выполнять боевую задачу ? - буквально взмолился один из опытнейших лётчиков полка Герой Советского Союза Михаил Михайлович Осипов, в группе с которым мне много раз доводилось сражаться с фашистскими истребителями. - Позвольте показать этой самой "раме", где раки зимуют !

Курбатов поощрительно кивнул головой:

- Давай, Миша, показывай !

Не успел Осипов запустить мотор и устремиться ввысь, как на аэродроме послышались дружные аплодисменты и восторженные возгласы:

- Молодец, Калугин !   Врежь ему, Федя, чтоб знал наших !

Ф.З.Калугин

Показавшись из-за жидкого облачка, "Як" Калугина стремительно шёл на сближение с "рамой". Фашист уклонился от боя, отвернув в сторону, стал уходить на запад. Пушки и пулемёты "Яка" ударили по "раме". Разведчик продолжал удирать. Калугин молниеносно развернул машину для новой атаки. Пытаясь оторваться от советского истребителя, фашистский лётчик до отказа выжал сектор газа. Но уйти от возмездия ему не удалось. К месту боя подоспел Михаил Осипов. Объятый огнём и дымом FW-189 врезался в землю неподалёку от нашего аэродрома.

Спустя недолгое время Лейтенант Фёдор Калугин сбил очередной фашистский самолёт. Это произошло в скоротечном, особенно хорошо запомнившемся мне воздушном бою неподалёку от Моздока, над населённым пунктом Шефатов. В том бою, течение 10 минут, Николай Наумчик, Иван Горбунов, Фёдор Калугин и я сбили каждый по одному "Мессеру".

В полку он дружил с Героем Советского Союза старшим лейтенантом Ахмед - Ханом Канкошевым, кабардинцем по национальности. Как-то в беседе с ним Калугин вспомнил тот случай.

- Я всю жизнь буду помнить твой Терек, - сказал он.

Несколько дней пробирался он к своим. В одном селении старик в черкеске накормил его, дал гражданскую одежду и показал, как идти дальше. В казачьей станице до наступления темноты советского лётчика прятали в кузнице. С тех пор Калугин хранил в душе благодарность к землякам Канкошева, которые помогли ему выжить и добраться до своих.

В боях на Северо - Кавказском фронте лётчик одержал 9 личных и 1 групповую победу.

С Мая 1943 года Фёдор Калугин сражается с врагом на Киевском направлении. 28 Мая он в составе группы из 4 истребителей атаковал 60 вражеских бомбардировщиков, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В результате стремительных и дерзких атак советских лётчиков вражеские бомбардировщики были рассеяны, они беспорядочно сбросили бомбы и предпочли ретироваться.

Мемориальная доска в Жуковском.
Мемориальная доска в Жуковском.

К лету 1943 года Ф. 3. Калугин уже произвёл 252 боевых вылета, участвовал в 56 воздушных боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Став впоследствии штурманом 42-го ГвИАП  ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ) Гвардии капитан Ф. З. Калугин участвовал в освобождении Крыма, Белоруссии, братской Польши. Свой победный путь воздушный ас завершил в поверженной фашистской Германии. Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил около 350 успешных боевых вылетов, провёл более 80 воздушных боёв, уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.  ( Некоторые источники указывают на 21 личную и 6 групповых побед. )

После войны он окончил Военную академию и продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1962 года, уволившись в запас, жил и работал в городе Жуковском. Ветеран проводил большую военно - патриотическую работу среди молодёжи. Умер Ф. 3. Калугин в 1976 году.

Сейчас одна из улиц города названа именем отважного лётчика. В Мае 1980 года в память о Герое Советского Союза Ф. 3. Калугине на фасаде дома № 2 по улице, носящей его имя, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Ф. З. Калугина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.05.1942 г.1  Ме-109МаякиИ-16, МиГ-3,

Як-1, Як-7, Як-9.

21  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Маяки
320.05.1942 г.1  Ме-109Студенок - Долгенькая
420.08.1942 г.1  FW-189Балтийский Рабочий
523.08.1942 г.1  FW-189Моздок
613.03.1943 г.1  Ju-52Запорожская
710.05.1943 г.1  Ме-109сев. Нижнебаканская
827.05.1943 г.1  Ме-109сев. Киевское
903.06.1943 г.1  Ме-109юж. Киевское
1004.06.1943 г.1  Ме-109юж. Киевское
1105.11.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 4 )юго - зап. Керчь
1213.11.1943 г.1  Ju-87зап. Керчь
1321.11.1943 г.1  Ju-87Булчанск
141  Ме-109Булчанск
1527.11.1943 г.1  Ме-109зап. окр. Керчь
1610.01.1944 г.1  Ju-87отм. 88,5  ( Крым )
1712.01.1944 г.1  Ме-109сев. - вост. Тархан
1827.01.1944 г.1  FW-190сев. Катерлез

       Всего сбитых самолётов - 17 + 4  [ 16 + 2 ];  боевых вылетов - 340;  воздушных боёв - 81.


Возврат

Н а з а д