Калашников Виктор Васильевич |
Родился 29 Января 1917 года в деревне Коростово Красногорского района Московской области в семье крестьянина. Родители скончались в годы Гражданской войны. Виктора усыновила и воспитала родная тётка. В 1931 году он окончил школу-семилетку в Москве. В 1932 году окончил школу фабрично - заводского ученичества. Трудился слесарем и электриком на московских заводах "Мосэлектрик и "Сплинкер". Одновременно окончил вечернюю среднюю школу и аэроклуб. В 1938 году призван в ряды Красную Армию Сталинским райвоенкоматом Москвы. На срочной службе служил радистом в авиационном полку в городе Борзя Читинской области. По собственному желанию направлен на учёбу в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1941 году. Служил в ВВС Дальневосточного фронта ( станция Завитая Амурской области ). В конце 1941 года направлен на переподготовку в Саратовскую авиационную школу, где освоил истребитель Як-7. С 1942 года Младший лейтенант В. В. Калашемков в действующей армии. Участвовал в воздушной битве над Кубанью весной 1943 года, где был сбит. В дальнейшем сражался на Северо - Кавказском, 4-м Украинском фронте, где отличился при освобождении Севастополя, на 3-м и 1-м Белорусских фронтах. За годы Великой Отечественной войны совершил 260 боевых вылетов, в том числе 55 - на разведку позиций противника. В 80 воздушных боях сбил 17 самолётов врага лично и 4 - в составе группы. Особенно отличился 18 Апреля 1945 года в период Берлинской наступательной операции, когда сбил в один день 3 вражеских самолёта. В 1945 году командир эскадрильи 291-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Капитан В. В. Калашников был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но представление не было реализовано. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 472 от 12 Мая 1997 года, Подполковнику в отставке В. В. Калашникову присвоено звание Героя Российской Федерации ( медаль № 399 ). После войны продолжал службу в ВВС, освоил реактивный истребитель МиГ-15. С 1953 года Подполковник В. В. Калашников - в запасе. Работал художником. Живёт в Москве. С 2000 года - Полковник в отставке. Награждён орденами: Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. * * *18 Апреля 1945 года отличились лётчики 3-го истребительного авиационного корпуса. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником. Особо отличились Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов: они сбили по 4 самолёта. Капитаны В. В. Калашников, Е. Ф. Тужилин и Младший лейтенант В. С. Ткаченко уничтожили по 3 самолёта противника. По 2 машины сбили Майор В. С. Басков, Капитаны К. С. Вакуленко, А. А. Караев, Н. И. Савин и А. Н. Ситковский, Старшие лейтенанты Н. А. Боровский, Н. В. Бородин, В. В. Каблуков, М. Е. Пивоваров, Н. С. Руденко и Д. И. Суслов, Лейтенанты И. Г. Банников, М. И. Дыдыгин, И. Ф. Кривобок, М. Н. Мухин, К. В. Подбуртный, Л. В. Приходько и В. Н. Яринский, Младшие лейтенанты С. В. Баденов, А. А. Нестеренко и Н. П. Никонов. В середине дня пара Лейтенанта В. И. Александрюка ( 176-й ГвИАП ) на самолётах Ла-7 вела свободный поиск в районе Мюнхеберга. На высоте 4000 метров лётчики встретили около 40 FW-190 с бомбами, следующих под прикрытием 4 Ме-109. Советские истребители, имея преимущество в высоте, внезапно сверху сзади атаковали группу прикрытия и сразу же сбили 2 самолёта противника. Другая пара противника поспешила уйти и оставила своих подопечных. Воспользовавшись этим, Александрюк атаковал ведущего группы "Фокке-Вульфов" и поджёг его самолёт. Боевой порядок немецких самолётов был нарушен, и они повернули обратно. Таким образом, 2 Гвардейца, умело используя своё выгодное положение, сбили 3 самолёта противника и не допустили остальных в район наших войск. Во второй половине дня радиолокационные станции 3-го ИАК обнаружили до 35 бомбардировщиков и штурмовиков, идущих в район действий советских войск. В воздухе в это время поблизости находилась шестёрка 43-го ИАП ( 278-я ИАД ). Командир группы Старший лейтенант И. Г. Кузнецов повёл истребителей на перехват. Прикрываясь облачностью, наши лётчики внезапной атакой расстроили боевой порядок противника и заставили его сбросить бомбы на свою территорию. В ходе боя командир группы и лётчики И. Ф. Черненков и Н. Т. Грибков сбили 4 немецких самолёта. Спустя некоторое время был засечён подход свыше 30 самолётов противника. Для перехвата их Генерал Е. Я. Савицкий поднял 40 истребителей. Смелыми атаками они не допустили немецкую авиацию к советским войскам. По 2 самолёта в этом бою сбили Лейтенанты С. Н. Моргунов и А. Ф. Васько. В этот день также отличилась четвёрка истребителей 402-го ИАП ( 265-я ИАД ) под командованием Лейтенанта Р. И. Ишханова. В районе Требнитца они встретили 8 "Фокке-Вульфов" и сразу же атаковали их. С первой атаки Ишханов сбил один FW-190. Затем в результате 5-минутного боя на виражах и вертикалях он и Младший лейтенант Н. М. Христинин уничтожили ещё по одному самолёту. После этого немецкие лётчики по одному с резким снижением вышли из боя и скрылись в дымке... * * *Як-9П командира 291-го Неманского, ордена Суворова III-й степени истребительного авиаполка ( 265-я ИАД, 3-й ИАК ) Майора В. В. Калашникова. Германия, 1946 год. Реконструкция облика Як-9П выполнена по архивным фотографиям и воспоминаниям. * * *Список всех известных побед
Капитана В. В. Калашникова:
|
Н а з а д