Главная | Источники | 

HRF

Калашников Виктор Васильевич

В.В.Калашников.

Родился 29 Января 1917 года в деревне Коростово Красногорского района Московской области в семье крестьянина. Родители скончались в годы Гражданской войны. Виктора усыновила и воспитала родная тётка. В 1931 году он окончил школу-семилетку в Москве. В 1932 году окончил школу фабрично - заводского ученичества. Трудился слесарем и электриком на московских заводах "Мосэлектрик и "Сплинкер". Одновременно окончил вечернюю среднюю школу и аэроклуб.

В 1938 году призван в ряды Красную Армию Сталинским райвоенкоматом Москвы. На срочной службе служил радистом в авиационном полку в городе Борзя Читинской области. По собственному желанию направлен на учёбу в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1941 году. Служил в ВВС Дальневосточного фронта  ( станция Завитая Амурской области ). В конце 1941 года направлен на переподготовку в Саратовскую авиационную школу, где освоил истребитель Як-7.

С 1942 года Младший лейтенант В. В. Калашемков в действующей армии. Участвовал в воздушной битве над Кубанью весной 1943 года, где был сбит. В дальнейшем сражался на Северо - Кавказском, 4-м Украинском фронте, где отличился при освобождении Севастополя, на 3-м и 1-м Белорусских фронтах.

За годы Великой Отечественной войны совершил 260 боевых вылетов, в том числе 55 - на разведку позиций противника. В 80 воздушных боях сбил 17 самолётов врага лично и 4 - в составе группы. Особенно отличился 18 Апреля 1945 года в период Берлинской наступательной операции, когда сбил в один день 3 вражеских самолёта.

В 1945 году командир эскадрильи 291-го истребительного авиационного полка  ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Капитан В. В. Калашников был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но представление не было реализовано.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 472 от 12 Мая 1997 года, Подполковнику в отставке В. В. Калашникову присвоено звание Героя Российской Федерации   ( медаль № 399 ).

После войны продолжал службу в ВВС, освоил реактивный истребитель МиГ-15. С 1953 года Подполковник В. В. Калашников - в запасе. Работал художником. Живёт в Москве. С 2000 года - Полковник в отставке.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

18 Апреля 1945 года отличились лётчики 3-го истребительного авиационного корпуса. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником.

Особо отличились Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов: они сбили по 4 самолёта. Капитаны В. В. Калашников, Е. Ф. Тужилин и Младший лейтенант В. С. Ткаченко уничтожили по 3 самолёта противника. По 2 машины сбили Майор В. С. Басков, Капитаны К. С. Вакуленко, А. А. Караев, Н. И. Савин и А. Н. Ситковский, Старшие лейтенанты Н. А. Боровский, Н. В. Бородин, В. В. Каблуков, М. Е. Пивоваров, Н. С. Руденко и Д. И. Суслов, Лейтенанты И. Г. Банников, М. И. Дыдыгин, И. Ф. Кривобок, М. Н. Мухин, К. В. Подбуртный, Л. В. Приходько и В. Н. Яринский, Младшие лейтенанты С. В. Баденов, А. А. Нестеренко и Н. П. Никонов.

В середине дня пара Лейтенанта В. И. Александрюка  ( 176-й ГвИАП )  на самолётах Ла-7 вела свободный поиск в районе Мюнхеберга. На высоте 4000 метров лётчики встретили около 40 FW-190 с бомбами, следующих под прикрытием 4 Ме-109. Советские истребители, имея преимущество в высоте, внезапно сверху сзади атаковали группу прикрытия и сразу же сбили 2 самолёта противника. Другая пара противника поспешила уйти и оставила своих подопечных. Воспользовавшись этим, Александрюк атаковал ведущего группы "Фокке-Вульфов" и поджёг его самолёт. Боевой порядок немецких самолётов был нарушен, и они повернули обратно.

Таким образом, 2 Гвардейца, умело используя своё выгодное положение, сбили 3 самолёта противника и не допустили остальных в район наших войск.

Во второй половине дня радиолокационные станции 3-го ИАК обнаружили до 35 бомбардировщиков и штурмовиков, идущих в район действий советских войск. В воздухе в это время поблизости находилась шестёрка 43-го ИАП   ( 278-я ИАД ). Командир группы Старший лейтенант И. Г. Кузнецов повёл истребителей на перехват. Прикрываясь облачностью, наши лётчики внезапной атакой расстроили боевой порядок противника и заставили его сбросить бомбы на свою территорию. В ходе боя командир группы и лётчики И. Ф. Черненков и Н. Т. Грибков сбили 4 немецких самолёта.

В.В.Калашников, 1997 г.

Спустя некоторое время был засечён подход свыше 30 самолётов противника. Для перехвата их Генерал Е. Я. Савицкий поднял 40 истребителей. Смелыми атаками они не допустили немецкую авиацию к советским войскам. По 2 самолёта в этом бою сбили Лейтенанты С. Н. Моргунов и А. Ф. Васько.

В этот день также отличилась четвёрка истребителей 402-го ИАП   ( 265-я ИАД )  под командованием Лейтенанта Р. И. Ишханова. В районе Требнитца они встретили 8 "Фокке-Вульфов" и сразу же атаковали их. С первой атаки Ишханов сбил один FW-190. Затем в результате 5-минутного боя на виражах и вертикалях он и Младший лейтенант Н. М. Христинин уничтожили ещё по одному самолёту. После этого немецкие лётчики по одному с резким снижением вышли из боя и скрылись в дымке...

( Пруссаков Г.К. - "Исторический очерк о боевом пути 16-й Воздушной армии.  М., "Воениздат", 1973. )

*     *     *

Як-9П В.В.Калашникова.

Як-9П командира 291-го Неманского, ордена Суворова III-й степени истребительного
авиаполка  ( 265-я ИАД, 3-й ИАК )  Майора В. В. Калашникова.  Германия, 1946 год.
Реконструкция облика Як-9П выполнена по архивным фотографиям и воспоминаниям.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. В. Калашникова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
103.06.1943 г.1  FW-190сев. КиевскоеЯк-7, Як-1, Як-9.
215.09.1943 г.1  Ме-109Вербовой
317.11.1943 г.1  Ju-87Верхний Рогачик
"посажен и расстрелян на земле"
427.11.1943 г.1  Ме-109Большая Лепетиха
515.03.1944 г.1  Ме-109Томашевка
618.04.1944 г.1  FW-190Шули
720.08.1944 г.1  FW-190ст. Аукштышки
802.03.1945 г.1  FW-190ст. Хохенкруг
914.04.1945 г.1  Ju-88юж. оз. Геншмаарер - Зее
1016.04.1945 г.1  FW-190юж. Зеелов
1117.04.1945 г.1  FW-190зап. Зеелов
1218.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Штраусберг
131  FW-190вост. Врицен
141  FW-190Платков
1521.04.1945 г.1  FW-190Бух
161  Ju-87зап. Ланке
1729.04.1945 г.1  FW-190юж. Кенигсгорст

       Всего сбитых самолётов - 17 + 0;  боевых вылетов - 207.


Возврат

Н а з а д