Главная | Источники | 

HSU

Калараш Дмитрий Леонтьевич

Д.Л.Калараш

Родился 12 Декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. С 1913 года жил в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области. Окончил 3 курса Хабаровского педагогического техникума, работал бригадиром - бетонщиком. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях, затем работал лётчиком - испытателем в НИИ ВВС.

С Июня 1941 года Майор Д. Л. Калараш в действующей армии. По Июль 1941 года - в составе 402-го ИАП ОН; по Декабрь 1941 года - в Управлении 6-го ИАК ПВО; по Апрель 1942 года - в Управлении ИА ПВО; по Июнь 1942 года - в Управлении УАГ-15; по Октябрь 1942 года - в Управлении 236-й ИАД. Сражался на Западном, Северо - Западном и Северо - Кавказском фронтах.

Штурман 236-й истребительной авиационной дивизии  ( 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт )  Подполковник Д. Л. Калараш произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника и 6 в группе.

29 Октября 1942 года в воздушном бою в районе посёлка Лазаревское   ( ныне район города Сочи Краснодарского края )  таранил вражеский истребитель и погиб. Похоронен в городе Сочи.

13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, "Знак Почёта"; медалями. Навечно зачислен в списки воинской части. На здании Хабаровского педагогического училища установлена памятная мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в городе Люберцы Московской области и Хабаровске, интернат № 17 в городе Свободный Амурской области.

*     *     *

Дмитрий Калараш родился 12 Декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. В 1913 году родители переехали на Дальний Восток и поселились в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области. В 1916 году умерла его мать, а в 1919 году в бою под Благовещенском погиб отец - партизан. Поэтому родным для Дмитрия стал детский дом в деревне Суражевке, в котором он воспитывался до 15 лет. Окончив 7 классов в 1927 году, стал студентом Хабаровского педагогического техникума. Проучившись чуть более 2-х лет, в Декабре 1929 года, по путёвке городской комсомольской организации отправился на учёбу в Борисоглебскую военно - авиационную школу лётчиков.

В Июне 1932 года лётчик - истребитель Калараш был направлен на службу в авиачасть Московского военного округа, где прошёл путь от рядового лётчика до инспектора по технике пилотирования 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Служил он в отдельной истребительной авиационной эскадрильи особого назначения, тесно связанной с деятельностью НИИ ВВС РККА. Командовал ею лётчик - испытатель Томас Павлович Сузи. Лётчики эскадрильи занимались испытанием самолётов и авиационного оборудования в самых различных условиях. Там Калараш особенно сдружился с известным впоследствии лётчиком, дважды Героем Советского Союза, Григорием Кравченко.

В те годы Калараш неоднократно участвовал в воздушных парадах на Тушинском аэродроме в Москве, а в Мае 1936 года за успехи в овладении боевой авиационной техникой, за умелое руководство подготовкой подчинённых командир звена Старший лейтенант Дмитрий Калараш был награждён орденом "Знак Почёта". Готовясь к Первомайскому параду в 1941 году, Майор Калараш вместе с командиром истребительной авиационной дивизии ПВО Полковником И. Д. Климовым первым освоил новый истребитель МиГ-3. А вскоре началась война...

Известный лётчик - испытатель НИИ ВВС, в начале войны - командир 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, впоследствии Герой Советского Союза Генерал - майор авиации П. М. Стефановский в своих воспоминаниях рассказал о том, как Д. Л. Калараш, услышав о формировании в первые дни войны авиационных истребительных частей из испытателей - добровольцев, сразу прилетел на своём МиГ-3 и тут же был назначен его заместителем.

30 Июня 1941 года 402-й ИАП вылетел на один из фронтовых аэродромов, находившихся в Псковской области. С тех пор на Западном фронте началась боевая деятельность лётчиков - испытателей, вместе с которыми сражался и Дмитрий Калараш.

Командир 402-го ИАП Подполковник П. М. Стефановский характеризовал Калараша как человека сильного, ловкого, доброго и на редкость весёлого. Ему буквально ни минуты не сиделось на земле. Он бомбил вражеские войска и технику на переправах и аэродромах, летал на разведку в тыл противника, патрулировал над перегруженными коммуникациями, прикрывал от вражеских бомбардировщиков наземные части, вёл групповые и одиночные бои в воздухе. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолёту с радостной улыбкой на смуглом, восточного типа лице, запускал мотор и быстро уносился в небо. Поистине неутомимый, прирождённый воздушный боец !   Вскоре он уже открыл счёт сбитым самолётам.

В своей книге "Крылья победы" Маршал авиации С. И. Руденко вспоминает как летом 1941 года на усиление 37-го бомбардировочного авиаполка в Домослав прибыла группа лётчиков из 402-го ИАП на самолётах МиГ-3. Командовал ими Дмитрий Калараш, уже отличившийся в боях под Невелем. В один из дней "МиГи" вылетели на сопровождение группы бомбардировщиков СБ и Пе-2, летевших бомбить вражеский аэродром у города Демидова. При нанесении удара, один из СБ был повреждён. На пути домой он стал отставать от группы, а до аэродрома было около 200 км. Тогда от общего строя отделились один Пе-2 и один МиГ-3. Они пристроились к повреждённой машине и организовали её прикрытие. На обратном пути 4 Ме-109 пытались атаковать подбитый СБ, но всякий раз были отбиты заградительным огнём с Пе-2 и стремительными ответными атаками МиГ-3. В этой неравной схватке наши лётчики вышли победителями и благополучно вернулись на свой аэродром. Пилотом этого "МиГа" был Дмитрий Калараш, а "Петлякова" - Капитан Васякин.

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине летом 1941 года сражался Дмитрий Калараш.

Осенью 1941 года, когда лётчики - испытатели были отозваны с фронта, Майор Калараш вернулся в 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Защищая Москву от налётов немецкой авиации, он искусно бил врага в воздухе и на земле. За умение организовать бой и добиться победы в любой обстановке, за мужество и отвагу в схватках с врагами, в конце Октября 1941 года он был награждён орденом Красного Знамени. К тому времени на его счету было 167 боевых вылетов, 5 лично сбитых самолётов противника и 6 - в составе группы.

Д.Л.Калараш

С Мая 1942 года Дмитрий Калараш в составе 15-й ударной авиационной группы, а затем в 236-й истребительной авиационной дивизии воевал в Крыму и на Северном Кавказе в должности штурмана авиасоединения. За относительно короткий период   ( с Мая по Август 1942 года )  выполнил ещё 43 боевых вылета, провёл 11 воздушных боёв, в которых сбил 3 вражеских самолёта.

Когда в часть прибыли лётчики, не обстрелянные в воздушных боях, Калараш стал первым наставником молодых пилотов. Он рассказывал им о том, что каждый бой имеет свои особенности, что лётчик должен быть изобретательным, трезво оценивать обстановку, разгадывать намерения противника и противопоставлять ему свою тактику, маневр, боевой порядок. "Воздушный бой скоротечен, - говорил он, - важно первым заметить противника в воздухе. Если он атакует, необходимо найти такой выход, чтобы оказаться в выгодном положении". Сам Дмитрий Леонтьевич показывал всегда пример в бою, был человеком неизмеримой энергии, неудержимой смелости, изобретателем тактических маневров, виртуозом воздушного боя.

В один из Июльских дней 1942 года с прибрежного аэродрома стартовали 3 советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков - П. М. Камозин. Не доходя до цели, Калараш заметил 6 "Мессеров", приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на 100 метров, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито 2 вражеских самолёта.

Товарищеская выручка в самой сложной обстановке была для Калараша священным долгом. Так, 19 Июля 1942 года в районе Ростова - на - Дону был подбит самолёт командира 236-й истребительной авиационной дивизии Генерал - Майора авиации И. Д. Климова. В результате прямого попадания снаряда самолёт загорелся, правое крыло отвалилось, машина вошла в штопор. Генералу, получившему сильные ожоги, удалось покинуть самолёт и раскрыть парашют. Но на него сразу же набросились вражеские истребители и стали поливать пулемётным огнём. В этот момент на помощь командиру пришёл Калараш и до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей. Генерал благополучно приземлился. Не медля ни минуты, Калараш сел прямо в поле и подрулил к нему. Генерал был плох: ожог лица и рук, осколочное ранение... Отстегнув парашют, Майор Калараш взвалил Климова на спину, усадил в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. Раненый командир был доставлен в госпиталь. Умело воевал Дмитрий Леонтьевич и под Туапсе.

В конце Сентября 1942 года вражеское командование начало наступление на Туапсинском направлении. Немецкая авиация почти непрерывно бомбила коммуникации и боевые порядки наших войск. В условиях 5-кратного превосходства противника в авиации перед нашими лётчиками была поставлена трудная задача - драться в воздухе за четверых, за пятерых, но делать всё возможное, чтобы не допустить прицельного бомбометания по нашим наземным войскам.

4 Октября 1942 года 246-й истребительный авиаполк войдя в состав 236-й авиадивизий, действовавшей в Крыму, с ходу включился в боевую работу. Правда, из 25 лётчиков полка только 7 имели боевой опыт. Времени же на постепенный ввод в боевые действия у новичков не было. Накал воздушных сражений с каждым днём нарастал и требовалось как можно быстрее ввести их в строй. К этой работе были привлечены опытные работники Управления дивизии во влаве со штурманом соединения Майором Д. Л. Каларашем [ 16 Сентября 1942 года Д. Л. Каларашу было присвоено воинское звание Подполковник, однако во всех официальных документах за Октябрь 1942 года он фигурировал как Майор ].

30-летний штурман 236-й истребительной авиадивизии Дмитрий Леонтьевич Калараш по праву считался одним из лучших лётчиков - истребителей 5-й Воздушной армии. К этому времени на его боевом счету числилось 8 лично сбитых самолётов противника и 6 - в составе группы. За плечами - около 230 боевых вылетов, десятки воздушных боёв. Вот лишь несколько боевых эпизодов.

Немецкий самолёт FW-189
Конец вражеского FW-189 - "рамы".

В Сентябре 1942 года он сбил истребитель Ме-109. В другой раз, вылетев на очередное боевое задание, он встретил летящий навстречу немецкий разведывательный самолёт FW-189 - "раму". Быстро прицелившись, открыл огонь. В ответ посыпался град вражеских пуль.

Мастерски избежав столкновения с вражеской машиной на встречных курсах, Дмитрий на большой скорости проскочил роковую черту. Позади сверкнул сноп пламени, в небо взметнулись клубы дыма: "рама" врезалась в землю. Это была одна из очередных блистательных побед Дмитрия Калараша.

5 Октября во главе шестёрки "ЛаГГов" 246-го авиаполка Калараш вылетел на прикрытие войск 18-й армии. Не доходя до района патрулирования, он заметил 6 Ме-109, приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на 100 метров, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут было сбито 2 вражеских истребителя. Один из них сбил Калараш, другой - командир 2-й эскадрильи 246-го авиаполка Старший лейтенант А. П. Селезнёв, открывший тем самым боевой счёт полка в небе Туапсе...

Не менее напряжённые воздушные бои происходили и в последующие дни. В этих боях особенно отличились Майор Д. Л. Калараш и Капитан С. С. Щиров. Калараш, как всегда, был настойчив, навязывал противнику свою тактику и технику ведения боя. Его любимый маневр - заставить противника вести бой на фигурах высшего пилотажа - давал ему преимущества. Он имел свой почерк и в штурмовых атаках: не только умело прикрывал штурмовиков, но и сам участвовал в нанесении ударов по врагу.

Утром 9 Октября Калараш повёл четвёрку "Яков" 518-го истребительного авиаполка на прикрытие войск 18-й армии в районах Навагинская - Гунайка - Индюк. Неожиданно советские самолёты были атакованы двумя немецкими истребителями. Незаметно зайдя со стороны задней полусферы, немецкие "охотники" в первой же атаке подбили Як-1 Старшего сержанта И. И. Савченко. Раненый пилот вышел из боя и пошёл в сторону своего аэродрома. Развернувшись, пара Ме-109 атаковала оставшиеся "Яки". Завязался ближний маневренный бой.

Нашим лётчикам удалось разъединить вражеские самолёты. Калараш подбил один из Ме-109. Пилот повреждённого "Мессера" попытался выйти из боя, но наш ас продолжал преследование. Второй немецкий лётчик, заметив, что остался один, резким маневром оторвался от ведомых Калараша и бросился вдогон. Теперь уже Каларашу пришлось нелегко. Его ведомые где - то отстали и ему пришлось одному вести дальнейший бой. Постоянно маневрируя, истребители постепенно забирались вверх. На высоте 4300 метров Каларашу удалось перевести бой в горизонтальную плоскость.

Искусно маневрируя, он сумел зайти в хвост одному из Ме-109 и, приблизившись на 20 - 30 метров, почти в упор открыл огонь. Горящий "Мессер" рухнул на землю недалеко от Куринского. Его напарник продолжать бой не рискнул и попытался оторваться от Калараша, у которого к этому моменту кончились боеприпасы. Тогда Калараш решил идти на таран. Развив максимальную скорость, он сблизился с "Мессером" на дистанцию 15 - 20 метров. Высота полёта к этому времени снизилась до 600 метров. Самолёты шли под нижней кромкой облаков, над самыми вершинами гор. Немецкий пилот, воспользовавшись этим, снова сманеврировал, и скрылся в облаках. Калараш, потеряв противника из виду, прекратил преследование и, набрав высоту, вернулся в район патрулирования. Не обнаружив там своих ведомых и израсходовав полностью боеприпасы, он взял курс на Лазаревское.

На следующий день Калараш снова вылетел на боевое задание с лётчиками 518-го истребительного авиаполка, на этот раз он летел в паре с Капитаном С. С. Щировым. Пятёрка наших истребителей прикрывала группу самолётов И-16 и И-153, вылетевшую на штурмовку ссоседнего Агойскрго аэродрома. В районе цели группу атаковали немецкие истребители: 4 Ме-109 и 8 Ме-110. Каларашу удалось сбить один Ме-110, но в целом этот бой закончился для нас неудачно, было сбито 3 советских самолёта, погибло 2 лётчика.

Во второй половине дня Калараш вновь вылетел во главе пятёрки истребителей на прикрытие своих войск. Боевой порядок построили в два яруса. Нижнюю тройку вёл Лейтенант В. Г. Мозоль, выше, прикрывая их, шла пара Калараша и Щирова. Подлетая к линии фронта, встретили немецкие самолёты: 11 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении 8 Ме-109 шли бомбить наши войска. Советские истребители устремились навстречу врагу. Нижнее звено атаковало "Юнкерсы", а Калараш и Щиров завязали бой с истребителями прикрытия. После того, как оба лётчика сбили по одному Ме-109, у Щирова отказало вооружение, а на "Яке" Калараша был пробит бензобак. Но лётчики продолжали бой. Щиров, несмотря на то, что не мог использовать оружие, очень искусно имитировал атаки. Воздушная схватка продолжалась 25 минут. Немцы, не выдержав напора наших асов, вынуждены были вскоре прекратить бой и уйти в сторону своей территории.

А вскоре, 29 Октября, в поединке с вражескими истребителями, жизнь замечательного лётчика трагически оборвалась.

В тот день, Подполковник Д. Л. Калараш вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й Гвардейской стрелковой бригады, наносившей контроудар по противнику, прорвавшемуся в направлении посёлка Лазаревское   ( ныне это район города Сочи Краснодарского края ). Вместе с ведомым Капитаном С. С. Щировым, будущим Героем Советского Союза, он вступили в бой с шестёркой Ме-109. Когда 2 из них были уже сбиты, Щиров сообщил Дмитрию, что он тяжело ранен и идёт на посадку. Немцы пытались сбить планирующий истребитель Щирова, но Калараш прикрывал друга до тех пор, пока тот не оказался в безопасности.

Д.Л.Калараш

Отбивая атаки врагов, Дмитрий, получив несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешечённую машину в лобовую атаку. Противник пытался уклониться, но не успел: Калараш таранил вражеский истребитель. Раненый лётчик выпрыгнул с парашютом из повреждённой машины, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернётся. Но через 2 дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша действительно доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось. К тому времени, с учётом побед в последнем бою, он успел сбить лично 11 и в группе 6 самолётов противника.  ( Многие источники указывают на 14 личных и 6 групповых побед )

13 Декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Подполковнику Дмитрию Леонтьевичу Каларашу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

По инициативе личного состава 236-й истребительной авиадивизии в частях 5-й Воздушной армии начался сбор средств на постройку эскадрильи боевых машин имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника Д. Л. Калараша:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.07.1941 г.1  Do-217ст. ОпочкаМиГ-3, ЛаГГ-3.
208.05.1942 г.2  Ме-109Дальние Камыши
305.10.1942 г.1  Ме-109Шаумян
409.10.1942 г.1  Ме-109сев. - вост. ст. Индюк
510.10.1942 г.1  Ме-110Котловина
61  Ме-110Гунайка

       Всего сбитых самолётов - 11 + 6  [ 7 + 0 ];  боевых вылетов - около 250.


Возврат

Н а з а д