Главная | Источники | 

HSU

Жеpдёв Hиколай Пpокофьевич

Н.П.Жердёв

Родился 5 Мая 1911 года на pуднике Рутченково, ныне в чеpте города Донецка, в семье рабочего. Окончил 7-летнюю школу и Мариупольский индустриальный техникум. Работал слесарем на Мариупольском металлургическом заводе, а с Января 1932 года - техником на комбинате "Азовсталь", одновременно учился в металлургическом институте.

В 1934 году по комсомольской путёвке направлен в Луганскую школу военных пилотов. С Декабря 1936 года служил младшим лётчиком в 56-й истребительной авиаэскадрильии. С 1938 года в звании Лейтенанта командовал звеном 57-й истребительной авиаэскадрильии 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа  ( в Бобруйске ).

С 26 Марта по 3 Сентября 1938 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа 1936 - 1939 годов. Был пилотом, а затем командиром звена истребителей И-15 и И-16. Совершил 70 боевых вылетов, лично сбил 3 истребителя противника. Награждён орденом Ленина  ( 22.02.1939 )  и получил звание Капитана.

По возвращении из Испании был помощником командира и командиром эскадрильи.

С 29 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Совеpшил 105 боевых вылетов, 14 штуpмовых удаpов по скоплению живой силы пpотивника, в 46 воздушных боях сбил 11 самолётов лично и 3 в гpуппе. 17 Ноября 1939 года за твёрдое и умелое командование эскадрильей 70-го истребительного авиационного полка  ( 1-я Аpмейская гpуппа )  и личный героизм в боях, Капитан Н. П. Жеpдёв удостоен звания Героя Советского Союза.

В последующем был помощником командира полка, инспектором по технике пилотирования 44-й истребительной авиадивизии. В годы Великой Отечественной войны сражался на Юго - Западном, Южном, Закавказском и Северо - Кавказском фронтах.

Штурман 821-го истребительного авиационного полка Майор Н. П. Жердёв погиб 15 Ноября 1942 года в авиакатастрофе. Похоронен в ауле Батаюрт Хасавыортовского района Дагестанской АССР. На могиле установлен памятник. Именем Героя названы школа в ауле Батаюрт, улица и средняя школа № 93 в Донецке, где установлена мемоpиальная доска.

Награждён орденами Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени.

*     *     *

В Марте 1938 года в Мурманске группа советских лётчиков - добровольцев Бобруйской авиационной бригады, в которую входил Жердёв, погрузилась на пассажирский пароход "Андрей Жданов". Обогнув Скандинавский полуостров, через Ла-Манш, они прибыли в Гавр. Затем через Париж добирались поездом до испанской пограничной станции Порт-Боу, откуда прибыли в Фигерас.

Обстановка на фронтах республики в то время была тревожной. Мятежники заняли Теруэль, а вскоре прорвались к побережью Средиземного моря, расколов республиканскую территорию на две части и изолировав Каталонию от остальной республиканской Испании.

Собрав свои истребители И-16, лётчики - добровольцы группы В. Ф. Родина приступили к боевой работе, которая продолжалась для Жердёва и его товарищей без перерывов и отдыха почти полгода. Лейтенант Жердёв поднимал свою "мошку" с аэродромов Херона, Сабадель, Реус, Вильяр и Утьель. Защищал небо Барселоны и Валенсии. Сходился в смертельных поединках с немецкими "Хейнкелями", "Мессершмиттами" и "Юнкерсами", итальянскими "Фиатами", "Капрони" и "Савойя". И всегда выходил победителем.

Из многих десятков воздушных боёв, в которых участвовал Жердёв, самым памятным был тот, который он провёл 13  ( по другим источникам - 18 )  Июля 1938 года в небе над рекой Турия. Пятёрка Жердёва, выполнив задание, возвращалась на аэродром Утьель. Её перехватила большая группа "Фиатов". Завязался бой. Полчаса воздух содрогался от рёва моторов, пулемётные трассы чертили небо. Жердёв сбил один "Фиат", но в следующую минуту его машина оказалась зажатой со всех сторон. Лётчик пытался вырваться из клубка, но тщетно: впереди, сзади, по бокам, сверху и снизу висели вражеские истребители. Восемь против одного !   "Фиаты" вели только отсекающий огонь, и Жердёв понял: "Хотят посадить !"   Он поймал в прицел одного из врагов и нажал на гашетку. Но пулемёты молчали - патроны кончились. Решение созрело мгновенно: "Таранить !"

Увеличив скорость, Жердёв оказался чуть выше впереди идущего "Фиата", затем догнал его. Сжав нервы в комок, направил "мошку" в хвост вражеского истребителя. Раздался треск, скрежет. В стороны разлетелось хвостовое оперение. "Фиат-32"  ( пилот - лейтенант Марио Кенци, посмертно награждён высшей военной наградой Италии - "Золотой медалью" за военную доблесть )  перевернулся и пошёл вниз.

Отжав ручку управления, Жердёв валился к земле, имитируя и свою гибель. Всё это произошло в считанные секунды, и фашистские лётчики не сразу сообразили, что же произошло, замешкались. А тем временем Жердёв выровнял машину и на бреющем полёте уже уходил в сторону своего аэродрома. Его прикрыли товарищи. Машину трясло, как в лихорадке, но всё - таки она повиновалась воле лётчика. Когда вышел из машины, сам удивился: концы винта обрублены, лопасти изогнуты.

После русского лётчика Петра Нестерова и советского добровольца Антона Губенко, сражавшегося с японцами в небе Китая, в истории авиации это был 3-й воздушный таран. За свой подвиг Николай Жердёв 22 Февраля 1939 года был удостоен ордена Ленина. Всего же в небе Испании, по официальным данным, совершил 70 боевых вылетов  ( 106 часов боевого налёта ), проведя 15  ( по другим данным - 29 )  воздушных боёв, лично сбил 3 вражеских самолёта Fiat CR-32.


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
127.06.19381 Fiat-32-( лично )
2??.07.19381 Fiat-32-( лично )
313.07.19381 Fiat-32Саррион( лично тараном )

За воздушные бои в небе Испании Hиколай Жеpдёв был награждён орденом Ленина  ( 22.02.1939 )  и получил звание Капитана.

Прошёл год. Авиационный полк, в составе которого служил Николай Жердёв, сражался с японцами в небе Монголии над рекой Халкин - Гол...

27 Июня 1939 года японцы с аэродромов Маньчжурии подняли в воздух 50 бомбардировщиков и около 150 истребителей. Цель - уничтожение советской авиации на аэродромах. Как только вражеские эскадрильи поднялись в воздух, специально засланные в наш тыл диверсанты перерезали телефонные провода, связывавшие посты наблюдения с аэродромами и командным пунктом ВВС. По этой причине налёт японцев оказался для наших лётчиков неожиданным. Запоздалый сигнал боевой тревоги в полку прозвучал в момент, когда вражеские бомбардировщики уже легли на боевой курс.

Жердёв стремительно бросился к своему самолёту. Мотор запустился сразу, заработал ритмично. Техник быстро убрал из - под колёс тормозные колодки. Жердёв повёл машину на взлёт. Почти одновременно начали разбег ещё 2 истребителя, но попали под разрывы бомб. Один из них взрывной волной был отброшен в сторону и перевернулся.

Разогнав свою машину, Жердёв круто взмыл в небо. Он ринулся в атаку на ведущего второй колонны. В хвост командиру пристроился Старший лейтенант Леонид Орлов. Бомбардировщик СБ-97 был сбит.

Японцы тем временем образовали спасительный круг и стали отбиваться от наших истребителей. Жердёв и Орлов творили чудеса. Сделав горку, они бросились в середину круга и подожгли ещё одну машину. В это время подоспели лётчики соседней эскадрильи 70-го полка во главе с Майором С. И. Грицевцом. Заметив опасность, японцы сбросили бомбы куда попало и стали быстро уходить на восток. Группа Сергея Грицевца устремилась в преследование и сумела сбить ещё несколько вражеских машин.

Внезапный налёт японской авиации на наши аэродромы заставил наше командование усилить охрану телефонных линии. В конце Июня и начале Июля было обезврежено несколько диверсионных групп противника, проникших в наш тыл.

4 Августа 1939 года Жердёа сбил истребитель противника, а затем совершив посадку на вражеской территории спас приземлившегося с парашютом монгольского лётчика Южвина Цоя.

Н.П.Жердёв

В середине Августа японцы заметно активизировали воздушную разведку. Ежедневно на разных участках фронта утром и вечером над расположением советских и монгольских войск стали появляться самолёты Р-97. Командованием было приказано воспретить полёты вражеских разведчиков над монгольской территорией. Эту задачу выполняли лучшие лётчики, в гом числе и эскадрилья Капитана Н. П. Жердёва.

Первые вылеты не дали результатов. Японские разведчики внимательно наблюдали за воздухом и, заметив опасность, на полной скорости уходили на свою территорию.

Жердёв решил перехитрить врага. На следующий день, получив сообщение с постов наблюдения о появлении японского разведчика над горой Баян - Цаган, он во главе звена не пошёл навстречу лазутчику, а взял курс на север, к озеру Буир - Нур. Оттуда повернул на Джин - Джин - Сумэ и уже с тыла атаковал противника. Разведчик, летавший над Халхин - Голом, поздно заметил опасность. Пути отступления ему были отрезаны. Он кинулся на юг, но атака Жердёва с высоты и со стороны солнца была неотразимой. Р-97 рухнул на землю.

За период боёв на Халхин - Голе Капитан Н. П. Жеpдёв совершил 105 боевых вылетов, провёл 17  ( по другим источникам - 46 )  воздушных боёв, сбил 14 японских самолётов  ( 11 лично и 3 в группе с товарищами ), в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
126.06.19391 Ki-27-( лично )
227.06.19392 Ki-21-( в паре )
304.08.19391 Ki-27-( лично )
421.08.19391 Ki-27 *-( лично )
530.08.19391 Ki-27-( лично )
      * По некоторым данным, пилотом был капитан Аратоки, но в японских документах такой лётчик не значится.

Кроме того, он участвовал в 14 штурмовых ударах по наземным войскам противника и его аэродромам. Лётчики эскадрильи Жердёва сбили в воздушных боях 42 японских самолёта.

За мужество и героизм ему 17 Ноября 1939 года было присвоено звание Героя Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 169 )  с вручением ордена Ленина. Кроме того, он был награждён орденом Красного Знамени  ( 29.08.1939 )  и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени  ( 10.08.1939 ).

"Жердёва в его части любовно называют "тихий храбрец". Он скромен, молчалив, даже несколько застенчив. У него нежное лицо со светлыми глазами. Трудно предположить, что этот молодой, молчаливый человек может делать несколько боевых вылетов в день. "Тихий" Жердёв всегда в небе - там, где горячо, где дымятся подожжённые самолёты противника...

Вырвать у Жердёва рассказ о его подвигах так же трудно, как "получить ответ у луны", по образному выражению одного лётчика.

Между тем его военные подвиги достойны того, чтобы о них знал весь наш народ. Он участвовал в 45 воздушных боях.   [ В это число включены и бои в Испании. ]  В одиночку и с другими товарищами он уничтожил 17 вражеских самолётов.   [ С учётом боёв в Испании.]  Боевая стихия - стихия Жердёва.

Жердёв не новичок в воздушных битвах. Он сражался под разными облаками, в разных небесах. Повсюду он оставался "тихим", бесстрашным лётчиком, скромным и немногословным.

- Вы устали, товарищ Жердёв ?

- Ещё день не кончился - значит, не устал.

Мы не успеваем задать ему новый вопрос. Прерывает сигнальная ракета. Жердёв со спокойной поспешностью прощается. Через минуту мы следим, как его серебристый биплан разворачивается в воздухе и набирает высоту. Кожаный шлем Жердёва блестит на солнце.

- Скоро вернусь. Если хотите, подождите...

В чём же причина его обаяния ?   Храбрость ?   Конечно. Умение ориентироваться в бою ?   Без сомнения. Скромность ?   Безусловно. Но что же всё-таки основное в нём ?

Нам думается - дело в том, что на лётчика Жердёва можно положиться во всех случаях жизни: в воздухе, в атаке, в сражении.

Жизнь Героя Советского Союза Н. П. Жердёва, честная и прямая, - образец боевой жизни верного сына родины..."

( Из газеты "Правда", 18 Ноября 1939 года. )

После боёв в небе Монголии, некоторое время был помощником командира полка, затем инспектором по технике пилотирования 44-й ИАД.

23 Мая 1940 года перегоняя И-16 из Бобруйска в Белосток, потерял ориентировку и, по ошибке, совершил посадку на германской территории. Через 3 дня его вернули на родину, но, скорее всего, этот досадный случай отразился на его дальнейшей карьере.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года. В звании Майора был штурманом 821-го ИАП, сражался на Юго - Западном, Южном и Северо - Кавказском фронтах. В боях под Запорожьем и Полтавой сбил 2 немецких самолёта.

Всего за время Великой Отечественной войны сбил 5 самолетов   ( 2 лично и 3 в группе ). По некоторым данным, был награждён медалью "За отвагу".

В Октябре 1941 года он побывал в Рутченково, в последний раз видел свою жену Тамару. Судьба её сложилась трагически. Оставшись на оккупированной территории, она была выдана гестапо предателем. После жестоких истязаний и пыток, продолжавшихся в течение нескольких месяцев, фашисты бросили её живой в ствол глубокой шахты. Но Николаю Прокофьевичу не суждено было узнать о гибели жены: 15 Hоябpя 1942 года штуpман 821-го истребительного авиационного полка   ( 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Майоp Н. П. Жеpдёв погиб, разбившись в горах Дагестана на самолёте У-2, пилотируемом командиром полка Майором А. Ф. Соколовым.

Общим итогом его боевой деятельности стали как минимум 22 воздушные победы  ( 16 лично и не менее 6 - в составе группы ), одержанные в 3-х войнах.

Жители дагестанского аула Батаюрт бережно хранят память о Герое. На его могиле всегда живые цветы. "Подвиг Героя Советского Союза Н. П. Жердёва, - писали сыну его А. Н. Жердёву, офицеру Советской Армии, учащиеся Батаюртовской средней школы, - будет сиять в веках как символ мужества и отваги, беспредельной преданности Родине, верности воинскому долгу. Для нас, комсомольцев и пионеров, Николай Прокофьевич Жердёв является воплощением лучших качеств настоящего советского человека".


Возврат

Н а з а д